Самый грустный человек в Лондоне не вхож в Мир Глу
Самый грустный человек в Лондоне пришёл к врачу лечиться от ипохондрии, рассказывает У. Теккерей в своей «Ярмарке тщеславия». Тот посоветовал пойти на представление арлекина, потешающего каждый вечер публику. «Этот арлекин перед вами», - ответил больной и, подпрыгнув, легко продемонстрировал врачу фляг - акробатический кувырок назад. Так он доказал, что он и есть тот самый арлекин. Хотя был бы этот акробат знаком с учениями физиологов И.П. Павлова и А.А. Ухтомского, он ещё ранее бы узнал правильный путь избавления от опостылевшей ему ипохондрии: по Павлову надо было найти себе достойную цель жизни, а по Ухтомскому – поддерживать повсюду «требования от бытия смысла и красоты» [5], а не какие-то потешки по вечерам. «Поведение создаёт быт, быт подкрепляет поведение… И здоровье!», - намекнул бы арлекину Ухтомский [4].
А вообще-то, ситуация с грустным арлекином - проблема социальная!
Любой человек для общества есть субъект самоорганизующийся, причём обязательно с претензией на признание полезности себя любимого и в ближних и дальних краях и временах. Конечно, и арлекин у писателя У. Теккерея озабочен тоже всем этим. К тому же он недоволен своими успехами и талантами. Точнее сказать - Талантами Самоорганизовываться не только перед публикой. Вот, по привычке же, на приёме у врача выдал фокус акробатический!
«Высшее стремление человека – быть признанным другими людьми», - поясняет эту ситуацию А. Маслоу. Но многое чего для этого надо в жизни изведать и перепахать!
Лев Николаевич Толстой как-то заметил, что в мире есть только две области абсолютно точного и достоверного знания: математика и мораль.
Исторический факт: в 1966 году в СССР официально был отменён нелепый запрет на упоминание о логике где бы то ни было. Значит, и на понятие «рефлексия» тоже. Кибернетику с генетикой перестали поносить. В вузах официально организовывались соответствующие научные семинары и конференции. Именно с тех пор я и стараюсь при случае напоминать забывчивому свету задиристую цитату: «Там, где бывает и наука бессильна, вступает в действие инженерное искусство» [1]. А ныне: где это инженерное искусство есть?
Арлекин у писателя Теккерея – артист, Человек с разнообразнейшим жизненным опытом и ярким талантом. Обозначим этот опыт у недовольного своими талантами арлекина конъюнкцией (Ч & не-Талант!). Буква Ч здесь – это символ – Человек есмь! А вот символ «не-Талант!» – это знак неудовлетворённости трудолюбивого арлекина собою, причина душевных переживаний, причина ипохондрии. Всё едино! Так арлекин сам это и понимает! А потому вводим в оборот ещё одну формулу - дизъюнкцию вида А v В: Ч v (Ч & не-Талант!). Читается она диалектично так: ситуация 1 - это Ч на сцене, им восхищаются, ИЛИ - ситуация 2 – это осознающий себя арлекин на приёме у врача, что вот он – ипохондрик, Человек бесталанный.
Формула эта может быть упрощена – мы даже имеем право исключить из неё конъюнкцию (Ч & не-Талант). Но это значит вернуться назад к Ч и начать всё сначала. Хотя есть возможность её усложнить.
Формула дизъюнкции не потеряет свой первоначальный смысл, если слева от её конъюнкции вписать два «не» (два отрицания!):
Ч v Не-не!-(Ч & не-Талант!).
Применив известные правила алгебры высказываний, преобразуем её:
((Не-(Ч & не-Талант!)) --> Ч) = ((не-Ч v не-не-Талант!) --> Ч) = = ((Ч --> Талант!) --> Ч).
Конечный результат преобразования - импликация (Ч --> Талант!) --> Ч.
Мы вышли на такую формулу, которой оперировал знаменитый американский философ и логик Чарльз Пирс (1839-1914), правда, в других обозначениях. Вот что значит дважды сказать «Нет!» про одно и то же! В жизни такое не бывает и не будет!
С аналогичным казусом в естествознании впервые столкнулся датский физик Лауреат Нобелевской премии Нильс Бор (1885-1962). Но он не растерялся и сформулировал фундаментальную идею сосуществования истин «поверхностных» и «глубоких». Правда, Нильс Бор объяснился перед научным миром очень туманно: «Мой метод работы состоит в том, что я стремлюсь сказать то, что сам я, собственно, не могу ещё сказать так, как этого не понимаю» [6]. Альберт Эйнштейн, правда, нашёл нужные слова, чтобы успокоить своего коллегу: «Дороже воображения ничего нет!».
«Самопознание – первое условие всякого прогресса. И чтобы завтра обрести себя, сегодня придётся приобщиться к общему делу. Не может быть прогресса без нашего опамятования, без ясного представления о самих себе, о самых сильных и слабых сторонах» [3].
В одном из Философский словарей сказано:
«В материалистической диалектике ОТРИЦАНИЕ рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения смыслов. Закон отрицания отрицания выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития… Саморазвитие объекта (и субъекта) вызывается внутренне присущими ему противоречиями, наличием в нём собственного отрицания… Здесь содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде…».
«Человек всегда, при любых обстоятельствах, имеет диапазон выбора между различными способами поведения. Человек свободен с точки зрения рефлектирующего сознания», - объясняет ситуацию Г.В. Иойлева [2]. А свобода человека – зрима со всех сторон: в категориях морали каждый индивид рассматривается в фиксированном контексте нормативного (урегулированного) взаимодействия. Потому и возможно анализировать все проблемы человека по известным правилам логики.
Но вот арлекин, самый грустный человек в Лондоне, не удосужился заиметь «диапазон выбора между различными способами поведения. Он – не свободен с точки зрения рефлектирующего сознания». От публики не такт то просто скрыться! Так что продолжать и продолжать ему в качестве уже неизлечимого пациента в больничной палате игру - выпытывать у наблюдающих его врачей и санитаров анамнез о себе, каждый раз будто бы самое последний! Но оно будет каждый раз ещё одним очередным туманным диалектическим отрицанием. Нет ничего проще отрицания отрицания! Но только не для ипохондриков!
Литература
1. Журнал «Инженер», №3, 1993. С.12.
2. Иойлева Г.В. Психологическое – реальность сознательной личности //Вестник МИУ, №6, 2003.
3. Разумовский Ф. Великовозрастные дети или… //Литературная газета №28, 2009.
4. Ухтомский А.А. Доминанта. М.-Л., 1966. С.254-255.
5. Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб., 1996. С.275.
6. Черкинский Ю.С. Общая термодинамика. М., 1992. С.6.
23.06.2014
Свидетельство о публикации №114070303649