Конец постмодернизма

статья, ага.)

Как Блока заипали фонарём!.. И Пушкина его же бедной кружкой,
Борис Пастернака - февралём, свечой, приправленной своей мочой,
Что льётся и струится - ни о чём, да, в общем-то, не стоит и полушки.
Гомера заипали - ужоснах, особенно, Итаку, Илиаду,
Уже и Одиссей ипёт во снах, но я не Пенелопа, мне не надо.

Кто для себя местечко не нашёл, уютно поселился на обломках,
Надёргает цитат - и хорошо, и будет что почитывать потомкам.
Да нужен ли им будет этот пшик? У них другой язык, дедлайны, клипы.
Одно лишь привлечёт в тебе, мужик - слова живые, модер что запикал.
И всех несёт подобие игры, в которой можно долго буквы юзать,
В поэзию летят, как комары - все члены многочисленных союзов.

Я не хочу читать про «бытиё», потоки журналистских обозрений,
Где каждый заложил имхо своё, но мало драйва, нерва, больше хрени.
Одна блестит испарина на лбу, попытка упражняться рифмой в столбик.
Но, автор, не раскатывай губу, ты в матрице сидишь, как будто в колбе.
Ах, только снится-снится нам покой? Не нужен отсосайт литературе.
Она не для того, чтоб ты легко бренчал алаверды клавиатурой.

Поэзия твоя, раз речь о ней - всё то, что ты внутри переработал,
А это же не ловля окуней, лососи все разобраны, ну что ты…
И даже не зависимость от слов, о чём упоминал когда-то Бродский.
Он прав, конечно - то, что от основ, от звука, как наркотика - притянет.
Но есть и слишком маленький улов, а хуже там, где  money, money, money…
Я думаю, зависимость от снов, иллюзий, параллельности миров,
Где автор свил гнездо, построил кров, но если бы не вёл себя по-скотски.

А слово, как пароль, чтоб в ту страну проник быстрей, чем тот, кто не владеет.
Но можно проще сделать пацану: курнуть, само собой, и сразу – где я?
А заодно, поляну всем накрыть, привлечь таких же комаров, что на халяву
Готовы проявить поддержку, прыть - и ты опять скатился в яму яви.
Но что ответишь ты Ему, пейсатель, что? Что ты жонглировал словами, каламбуря?
Вот так, к примеру: конь придёт в пальто, а снимет – на лицо вам кал и буря.
Слова дробить не трудно, слыша звук, играться в них, как в сладостном угаре,
И ловкость у кружка умелых рук, и это не мошенство, знаешь, парень…
Конец постмодернизма? Что за спор? Нам гугл в помощь, прелести вай-фая.
Вот почему он жив и до сих пор. Ребята, я уже окуеваю.


Рецензии
градус грусти - эпидемический, Оль.
но как раздражает, что приходится коверкать язык! - согласись.
почему все благие потуги одних (пока долетают до "черни")приобретают извращенную форму? - загадка. уж лучше бы они переключились на подзабытую практику неделания, раньше это у них получалось.

ps^ захотелось в монастырь. прокрасться ночью во храм, и во весь голос читать безбоязненно. там акустика. микрофон не отключат. а потом поплакать. и вроде как помолился. и хорошо.

Света Хохломская   04.07.2014 11:39     Заявить о нарушении
Света, я как раз сейчас думала о том, что есть люди хаоса, а есть противоположность им. Люди не то, чтобы стремящиеся к гармонии (не будем так уж пафосно), но всё-таки, к какому-то балансу. Но опять же - одно без другого не существует. И чувство меры у каждого своё...
Для постмодернистов в массе характерна игра слов, именно метод, о котором упоминается ниже в рецензиях. А вывод, итог не так важен. Это такое существование, ориентированное на внешнее, а не внутреннее.
Скорее, так, как ведут себя экстраверты, а не интраверты.
И ещё одно огорчение у меня. Только что в жж читала я одного автора, вот как раз со своим голосом, сложившейся поэтикой, и вдруг, натыкаюсь на такой чудовищный верлибр - вообще, мимо смысла, ну или совсем малость... Так убери фамилию - не узнала бы, что его текст. И я подумала, что автор себя потерял, растерялся и двинулся в другом направлении - то, что сейчас модно.
Ну пусть экспериментируют, почему бы и нет - вот так в режиме: хаос-баланс,
но жаль того, что себе настолько не верят, настолько сомневаются, что вынуждены следовать мейнстриму. А там уже столько поэтов - не перечесть.
И как же они все похожи, даже не замечают этого. Более того, у них уже сложилась своя прослойка критиков (таких же), которые их продвигают, обосновывают вот это непостижимое уму самыми зубодробильными формулировками, так всё наукообразно.
И думается мне, по старинке, что всё по-прежнему: "слишком узок их круг, страшно они далеки от народа".
Да им, впрочем, этого и не надо - близости. Они создали свой круг: поэты читают поэтов, филологи - филологов. Искусство для искусства. Существование в области эксперимента. Ну посмотрим, что из этого выйдет.
Я тебе ещё один стишок подвешу, но другим комментом. Ниже.

Ольга-Верн   04.07.2014 12:05   Заявить о нарушении
Может быть, ты его знаешь. Это Дмитрий Быков пишет о верлибре.
Насколько тема верлибров относится к постмодернизму я ещё для себя не уяснила,
но такое чувство, что одно без другого не бывает, а раз возникает такое явление, как пм - искусство ремейка, ремикса... то верлибр, как свободная форма ближе к хаосу, и здесь заключается подвох в том, что, практически, любой нерифмованный текст пытаются назвать верлибром и здесь огромная группа поэтов пасётся, тех, кто избегает рифмы не потому, что это их сознательный выбор, а просто потому, что не умеют. Вот стишок, хоть и длинный, но поясняющий такие спекуляции:

Дмитрий Быков

И вот американские стихи.
Друг издает студенческий журнал —
Совместный: предпоследняя надежда
Не прогореть. Печатает поэзы
И размышления о мире в мире.
Студентка (фотографии не видел,
Но представляю: волосы до плеч
Немытые, щербатая улыбка,
Приятное открытое лицо,
Бахромчатые джинсы — и босая)
Прислала некий текст. Перевожу.
Естественно, верлибр: перечисленья
Всего, на чем задерживался взгляд
Восторженный: что вижу, то пою.
Безмерная, щенячья радость жизни,
Захлеб номинативный: пляж, песком
Присыпанные доски, мотороллер
Любимого, банановый напиток —
С подробнейшею сноской, что такое
Банановый напиток; благодарен
За то, что хлеб иль, скажем, сигарета —
Пока без примечаний.
В разны годы
Я это слышал! «Я бреду одна
По берегу и слышу крики чаек.

А утром солнце будит сонный дом,
Заглядывая в радужные окна.
Сойду во двор — цветы блестят росою.
Тогда я понимаю: мир во мне!»

Где хочешь оборви — иль продолжай
До бесконечности: какая бездна
Вещей еще не названа! Салат
Из крабов; сами крабы под водой,
Еще не знающие о салате;
Соломенная шляпа, полосатый
Купальник и раздвинутый шезлонг…
Помилуйте! Я тоже так умею!

И — как кипит завистливая желчь!—
Все это на компьютере; с бумагой
Опять же ноу проблеме, и в печать
Подписано не глядя (верный способ
Поехать в гости к автору)! Меж тем
Мои друзья сидят по коммуналкам
И пишут гениальные стихи
В конторских книгах! А потом стучат
Угрюмо на раздолбанных машинках,
И пьют кефир, и курят «Беломор»,
И этим самым получают право
Писать об ужасе существованья
И о трагизме экзистенциальном!

Да что они там знают, эти дети,
Сосущие банановый напиток!
Когда бы грек увидел наши игры!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста,
Кто говорит цитатами, боясь
Разговориться о себе самом,
Привыкши прятать свой дрожащий ужас
За черною иронией, которой
Не будешь сыт! Что знают эти там,
Где продается в каждом магазине
Загадочный для русского предмет:
Футляр для установки для подачи
Какао непосредственно в постель
С переключателем температуры!

Но может быть… О страшная догадка!
Быть может, только там они и знают
О жизни? Не о сломанном бачке,
Не о метро — последнем, что еще
Напоминает автору о шпротах,—
О нет: о бытии как таковом!
Как рассудить? Быть может, там видней,
Что, боже мой, трагедия не в давке,
Не в недостатке хлеба и жилья,
Но в том, что каждый миг невозвратим,
Что жизнь кратка, что тайная преграда
Нам не дает излиться до конца?
А все, что пишем мы на эти темы,
Безвыходно пропахло колбасой —
Столь чаемой, что чуть не матерьяльной?!

А нам нельзя верлибром — потому,
Что эмпиричны наши эмпиреи.
Неразбериху, хаос, кутерьму
Мы втискиваем в ямбы и хореи.
Последнее, что нам еще дано
Иллюзией законченности четкой,—
Размер и рифма. Забрано окно
Строфою — кристаллической решеткой.
Зарифмовать и распихать бардак
По клеткам ученических тетрадок —
Единственное средство кое-как
В порядок привести миропорядок
И прозревать восход (или исход)
В бездонной тьме языческой, в которой
Четверостишье держит небосвод
Последней нерасшатанной опорой.

1991 год

Ольга-Верн   04.07.2014 12:14   Заявить о нарушении
Я вчера наблюдала за мышкой. Попалась она в ловушку с клеем, и началась борьба за жизнь, заведомо проигранная.
Так вот и у поэтов, с той лишь разницей, что «клей» – это пазлы слов, из которых нужно создать картинку, но это на первом этапе, на втором (это когда мышке почти удалось выбраться за пределы ловушки) – нужно в эту картинку вдохнуть жизнь, это сложно, но возможно. И, наконец, самое сложное – те, кто наблюдает за мышиной возней, должны проникнуться и оценить «героику», что я и сделала, положила грызуна в пакет и отнесла воронам на растерзание, а то бы «тухла» под столом. Стихи имеют привычку протухать в столах неважно забиты они в ноутбук или прикроватную тумбочку. – тухнут! и там, и там.
Так вот дальше самое главное, Оль, – пир ворон. Для поэта очень важно сколько человеко-ворон его стихом отравлено. А если никто не отравился – все зря! И начинаешь все сначала: слова в мусорной яме головы, замес, бантик покрасившее… а что там у мышки в душе, кому это интересно.

Света Хохломская   04.07.2014 19:16   Заявить о нарушении
Замечательное сравнение. Точно. Так и есть.)

Ольга-Верн   04.07.2014 20:26   Заявить о нарушении
Света, только что в живом журнале во френд-ленте нашла хорошую статью.
Прочитай до конца, хоть она и длинная.
Вот же в тему как!..
http://literratura.org/205-yuliya-scherbinina-bes-pisatelstva.html

Ольга-Верн   07.07.2014 20:05   Заявить о нарушении
Прочитала. Интересная статья. Почти ничего, из перечисленного автором, не читала.
Да это и неважно. Есть много чего сказать, но не сейчас. Все завтра, Оль.

Света Хохломская   07.07.2014 23:02   Заявить о нарушении
Света, посмотри ещё видео с тем же Быковым.
Кстати, я с ним не вполне согласна по поводу т.н. механизма приручения музы.)
Это точка зрения публициста. Но потом поговорим.
http://www.youtube.com/watch?v=Qz7K-pI7wT4

Ольга-Верн   07.07.2014 23:44   Заявить о нарушении
Вчера варила кисель из черной смородины, думала.
Если сравнить литпроцесс с изготовлением киселя, то вот что, Оль, вырисовывается:
– графоманы, они как та разноцветно-пузырчатая пена в киселе, что хозяйка собирает ложкой. Пена эта, барханами, если ягоды после дождя – ее много. Есть нерадивые хозяйки, что пену просто размешивают, и киселя становится больше. Все зависит от культуры потребления. Иногда, на дне кастрюльки с киселем, можно найти чудо-ягоду – она не утратила ни цвета, ни формы и, язык свидетель, сохранила первоначальный вкус, – это наши пушкины-бабушкины. А сам кисель (тот, что лопаем стаканами) – это усредненное чтиво, по известному всем рецепту, иногда пересладкое, иногда пустоватое, – все дело в волшебном котелке.
Не соглашусь с автором статьи, – графоман не прославиться хочет, а крикнуть миру, что он, Вася Пупкин, ЖИВОЙ! не виртуальный.

Беда нашего времени в мелкотемье. Не стало глубоких чувств, но есть фобии, их виды и подвиды пугают. Человек потребляющий боится. Всего.
И еще, о страшном. Некоторые понятия утратили изначально-заложенный в них смысл.
Сначала утопили «любовь».В крови. Рифмуя ее миллиарды раз с кровью. Потом утащили
«надежду». И потеряли в дороге. Натаскали новояза, но он с языка– коровьими лепешками,
Даже времена года и те скурвились по большому счету. Все у нас – не в сезон.
Так я о графоманах, этих испуганных людях. – Пусть пишут. Кто знает, может «бес писательства» приведет своих друзей, и наступит новый «серебряный» или бессеребряный век.

Света Хохломская   08.07.2014 21:49   Заявить о нарушении
он Барин.
сложно представить его в народе. в лесу, с ружьишком на плече, тоже - не его тема. и на митингах я его не вижу
а вот в диванных подушках, за ноутбуком... справа - коньячок, непременно хороший, слева рябчик запеченный, белужка в обнимку с севрюжкой порадели, икорки наметали. и девка тазик несет с ромашковым напаром, щас будет барина разувать, копыта нежить время пришло.
фиг пробьешься.
там кордон.
положат твою нетленку в дальний ящик и даже если прочитают и скажут заветное Да, ничего не произойдет. ибо ты - никто и звать тебя никак.

Света Хохломская   08.07.2014 22:20   Заявить о нарушении
Свет, полностью согласна.
И бес этот существует, но, как ни крути, пишут-пишут и никто не собирается останавливаться, может где и взойдёт-заколосится.
У многих авторов есть хоть пара приличных текстов.
Быков - барин, да. Он уже, практически, как Никита Михалков в своём творчестве.
А что касается его публицистичности и приближённости к политике, так он неприкасаемый, а это наводит на размышления. :) Мне кажется, он и принадлежит к группе "гламурных оппозиционеров". А лирика у него местами хороша, жаль, ушёл он от неё. А всё политика в авторе губит в итоге.

Ольга-Верн   09.07.2014 16:44   Заявить о нарушении
а вот наша звездочка Прилепин, как раз наоборот, шагнул в писательство из политики. Правда, стал размениваться на фигню - в сериалах замелькал, песни стал писать.
зачем хорошему писателю быть актером средней руки - не понимаю, раньше меня потешало его "трепетная любовь" тиражировать свое изображение. столько у него фотографий! но, как ни крути, волосья не вырастут. - и в профиль, и в анфас - все тот же знаменитый череп.
кстати, читаю сейчас его "Обитель", о Соловках книга.

Света Хохломская   09.07.2014 21:50   Заявить о нарушении
У Захара детей много. Надо бабло зарабатывать.

Ольга-Верн   09.07.2014 22:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.