Афористика. Бергсон Анри

                «ДВА ИСТОЧНИКА МОРАЛИ И РЕЛИГИИ»:

1) Для того, чтобы стать мизантропом, пришлось бы затратить слишком много времени, если ограничиваться наблюдением другого. (Гл.1 «Моральная обязанность», Социальный порядок и порядок природный)

2) Закон берёт у заповеди её повелительность; заповедь получает от закона его неотвратимость.
(=, =)

3) Можно ли представить себе долг, который бы не обязывал? (=, Призыв героя) - /ну-ка, представим! – от сост. /

4) Когда музыка плачет, вместе с ней плачет человечество, вся природа…. Так действуют новаторы в морали. (=, Эмоция и тяга) - / Я всё же за то, чтобы «характер драмы», не был бы только превалирующим. Советовал же нам Сократ – не рисовать Аид излишне заведомо страшным. – сост. М.Гюбрис/

5) Гениальное произведение чаще всего исходит из единственной в своём роде эмоции, которую считали невыразимойи которая захотела выразиться. (=, Эмоция и представление)

6) Блаженны нищие «по велению своего духа»! Прекрасное не в том, чтобы быть лишённым собственности, и даже не в том, чтобы самому себя лишить её, а в том, чтобы не почувствовать лишения. (=, Мораль закрытая и мораль открытая)

7) Действие, оказываемое на нас личностями, стремится стать безличным. (=, Справедливость)

8) Подумайте, сколько почтительности к другому содержится в том, что называют самолюбием, и даже в ревности, и в зависти! (=, Об интеллектуализме)

9) Homo sapiens, единственное существо, наделённое разумом, - единственное существо, которое может ставить свою жизнь в зависимость от глубоко неразумных явлений. (Гл.2 «Статическая религия», Об абсурде разумного существа)

10) … «первобытные люди»?...Ни в какой определённый момент человек не мог возникнуть из животного состояния. (=, Защита от дезорганизации)

11) …ум под запретом разглядел личность. (=, Защита от депрессии)

12) Призрак тела сам по себе неспособен оказывать воздействие на человеческие дела… (=, Общие темы полезного мифотворчества)

13) То, что было первобытным, не перестало им быть. (=, Разрастание неразумного)

14) Благодаря двойному эффекту повторения и преувеличения, иррациональное становится абсурдным, а странное – уродливым. (=, =)

15) Удача – это ещё не полная личность; требуется нечто большее, чтобы создать божество. (=, Воля к успеху)

16) Представление, насыщенное материей, подобное идее колдуна или духа, должно несомненно освобождаться от наибольшей части своего содержания с тем, чтобы стать представлением о…случае. (=, О случайности) 

17) Случайность есть механизм, ведущий себя так, КАК БУДТО он имел какое-то намерение. – …Случайность [далее] есть намерение, которое лишилось своего содержания. Это уже только тень, но при отсутствии материи в ней есть форма. – …Призрак намерения [по наполнению его «бессодержательностью», неизвестностью] станет живым намерением. (=, =) - /это требует, конечно, более глубокого раскрытия; этот параграф в главе – наиболее уникальное место к прочтению. (!) – «Метод свободных пространств, пустых ячеек (для свободного смысла)» - в параллелях, это как раз соотносится поэтико-философскому представлению о фатальном Искусстве. – сост. М.Гюбрис/

18) Чистый (подлинный ) мистицизм – явление редкое. (Гл.3 «Динамическая религия», Почему мы используем лишь одно слово?)

19) Дионис… Он не был сначала богом вина, но легко стал им потому, что состояние опьянения, в которое он погружал душу, имело некоторое сходство с тем опьянением, которое производит вино. (=, Греческий мистицизм)

20) …инстинкт насекомого и ум человека… (=, Природа Бога)

21) …Необходимо изучить социальную жизнь, как дисциплину, требуемую природой. (Гл.4 «Заключительные замечания. Механика и мистика», Общества закрытые и общество открытое)

22) …создание «людей», которых, если угодно, можно называть этим именем, но которые не обязательно являются нашими предками. (=, Признаки естественного общества) - / эта мысль весьма интересна, особенно в контексте последних исследований в области антропологии: феномен «гейдельбергского человека», из которого также могли появиться сапиенсы, минуя при том переходный «неандертальский цикл» - презанимательная из загадок; как известно, «гейдельбергский человек» существовал по всей нынешней зап.евро-части материка, во всякой из земель, ныне относящихся к странам развитой Европы; он также найден и в Московской области, как если бы на островке, в сравнении всем другим вост.-европ. землям; неандертальцы же в то время обитали только в Азии и в Африке… В общем, тема достойная интереса для антропологически-небезразличных людей. – сост. М.Гюбрис/

23) Детская природа – не обязательно человеческая природа. (=, =)

24) …Личность несостоявшегося вождя. …Характерная черта «политического животного». (=, =)

25) Как можно требовать свободы и равенства, когда будущее должно оставаться открытым для любого прогресса, особенно для творения новых условий, в которых станут возможны формы свободы и равенства, сегодня неосуществимые, даже непостижимые? (=, Естественное общество и война)

26) …увеличенное тело ждёт увеличенной души, и механика требует мистики. (=, Механика и мистика)

27) Объяснения всегда требует остановка, а не движение. (=, =)

28) …чтобы на планете осуществилась главная функция Вселенной, этой машины для создания богов. (=, =) 

               

               


Рецензии
Для того шоб стать мизантропом .. достаточно быть побитым, женой ли стервозой, иль хулиганами!

Асов Арсен   01.07.2014 00:48     Заявить о нарушении
Поделюсь: к счастью ли - к несчастью ли, но драки, стычки или разбитые тарелки как раз-таки не возымели этакой силы над моим умом.., который всё-таки неопрометчиво преклоняется пред сией берсоновской мудростью...

Не падайте духом,

Максимилиан Гюбрис   01.07.2014 01:16   Заявить о нарушении
Рад вашему оптимизму и преклонением пред мудрым ..

Асов Арсен   01.07.2014 01:29   Заявить о нарушении