Медитация на мысли Василия Розанова 487

"Мы должны вполне верить искренности записок: «смысла в жизни не нахожу…». Только это — не мотив, а описание… Описание состояния самоубийц перед смертью и, уверенно можно сказать, — задолго до смерти. «Искал, искал смысла жизни… не нашел, и умер». Это Колумбы без Америки… Колумб, если бы ему не поехать в Америку «открывать ее», — наверное, умер бы, написав: «Не знаю, зачем живу»; «Умираю, потому что нечем жить…» Или, так как этого обычая еще не повелось тогда, — умер бы молча и немо, «непонятно» для окружающих. «Без определенного мотива…»  Все, конечно, давно заметили возраст этих «беспредельных» самоубийц: никогда позднее 28–27 лет. Большею частью эти самоубийства падают на возраст между 17–23 годами у девушек и между 22–26 годами у мужчин. Отступления к более ранним годам объясняются легко преждевременным «развитием»… Но оставим эти ненормальные случаи 14-летних самоубийц и перейдем к норме.
 Возраст самоубийства падает на промежуток между законченным или заканчивающимся образованием, которое, как понятно всем и понятно самоубийцам, — «готовит человека» к чему-то, и между определением пути жизни, выбором жизни, выбором цели и «смысла» жизни… «Меня готовили, готовили… а куда приготовили — я не знаю и не вижу. Умираю». Момент самоубийства в биографии самоубийцы всегда занимает то положение, какое в «плавании корабля» занимает момент отхода: от «пристани» (старый быт, старая семья) отстал, «отвалил», а «маршрута» не получил или не нашел. «Умираю». Мы должны поверить запискам. Они вполне точны, да и предсмертно вообще не лгут, не притворяются. Но эти «иероглифы» юных мы обязаны дешифрировать.  Что же это такое?
 Тянутся, тянутся годы… серые, тусклые… бесцельные… Талант бьется внутри, — но еще не «выклюнулся из яичка», и он мучит, как непроросшее зерно, как энергия и сила «без приложения»… Самоубийцами являются не «бездарные» и «безвольные», — как пишут по понятным педагогическим мотивам публицисты (чтобы удержать от самоубийства, чтобы внушить презрение к самоубийству), а скорее в этот несчастный итог попадают даровитые… Талант всегда мучит, и именно тоскливою мукою… Талант всегда требователен, взыскующ, полон «недоверия к себе», «недоумения о себе»; талант всегда есть строгий судья поступков и мыслей, жизни и сердца и всего сокровенного в сердце у своего носителя… Насколько талант, раскрывшись потом, принес бы счастья, радости и даже восторга своему носителю, наполнил бы «смыслом», и большим «смыслом», его жизнь — настолько же до раскрытия, в «зерне», он всегда тягостен и закрывает тучами, облаками душу своего носителя, стоя упреком перед ним («ничего не делаешь»), судьею («и ни к чему не способен»), вообще неумолимым и часто торопящим требованием… Вот в этом торопящем характере его и беда… «Уже 22 года, а еще ничего не сделал и даже ничего не задумал…» «Как ты презренен: тебе нужно умереть…»
 Талант — и конь, и скелет смерти. Или «мчись», или «умри». И умирают, не успев «вскочить на коня».  Пишу по некоторому опыту… "
    Василий Васильевич Розанов "Без цели и смысла... " ( о самоубийствах )

Или мчись - или умри - и умирают -
Не в силах выразить - и вынести себя -
Неужто страсть - исчезнуть вмиг за краем -
Рождает Бог - или несчастная судьба?


Рецензии