Календарь поэзии. 30 июня
Дмитрий Николаевич Цертелев родился 30 июня 1852 года в селе Смалькове
Саранского уезда Пензенской губернии, где и провел свои детские годы. Его
отец, князь Николай Андреевич, помощник попечителя Харьковского учебного
округа, был известен своими трудами в области этнографии. Одним из первых
русских этнографов он обратился к изучению украинской народной поэзии. Ему
принадлежат, в частности, работы: "Опыт собирания старинных малороссийских
песен", "Взгляд на старинные русские песни и сказки", "О стихосложении
старинных русских песен" и другие. В середине 60-х годов по предложению М.
П. Погодина Н. А. Цертелев был избран действительным членом Общества
любителей российской словесности. Научные и литературные интересы отца имели
несомненное влияние на характер и судьбу Цертелева.
В 1866 году, после нескольких лет воспитания в Швейцарии, Цертелев
поступил в Пятую московскую гимназию, где его сверстниками были будущий
философ Владимир Соловьев и много обещавший юноша Писемский (сын известного
романиста, рано скончазшийся). С Вл. Соловьевым Цертелева связывала тесная
дружба, особенно упрочившаяся в Московском университете, куда оба поступили
одновременно. С 1870 по 1874 год Цертелев обучался на юридическом факультете
Московского университета, а затем уехал за границу и долгое время провел в
Берлине, где слушал лекции знаменитых немецких философов - Гартмана и
Гельмгольца. С Э. Гартманом, последователем философии Шопенгауэра, Цертелев
поддерживал дружеские отношения до кончины своего учителя. В течение ряда
лет Цертелев вел с Гартманом переписку по философским вопросам, {См.:
"Письма Э. Гартмана к князю Д. Н. Цертелеву". "Журнал Министерства народного
просвещения", 1911, No 10, с. 8-106."} а с возникновением в Москве журнала
"Русское обозрение" пригласил его в число сотрудников.
Во время пребывания за границей, еще будучи студентом, Цертелев близко
сошелся с А. К. Толстым, имевшим на молодого философа и поэта большое
влияние. Цертелев увлекался поэзией А. К. Толстого, отчасти подражал ему, а
после его смерти издал сочинения А. К. Толстого с обширным очерком о его
творчестве.
Зиму 1875 года Цертелев провел в Египте и Италии; там он имел
возможность непосредственно ознакомиться с культурой древнего Востока и
европейского Возрождения. Свое образование Цертелев завершил в Лейпциге, где
слушал лекции известных профессоров права и философии. В 1879 году он
представил в Лейпцигский университет диссертацию на немецком языке "О теории
познания Шопенгауэра", успешно защитил ее и был удостоен степени доктора
философии.
По возвращении в Россию Цертелев выступил с серией философских работ,
развивавших идеалистические взгляды Шопенгауэра и Гартмана. С позиций
философского идеализма и агностицизма оценивал он проблемы развития
современной науки, права и нравственности. Его философско-религиозные идеи
изложены в работах: "Границы религии, философии и естествознания" (1879),
"Философия Шопенгауэра. Теория познания и метафизика" (1880), "Современный
пессимизм в Германии. Очерк нравственной философии Шопенгауэра и Гартмана"
(1885), "Спиритизм с точки зрения философии" (1885), "Эстетика Шопенгауэра"
(1888), "Свобода и либерализм" (1888), "Нравственная философия графа Л. Н.
Толстого" (1889).
В лице Вл. Соловьева и Цертелева русская идеалистическая мысль
приобрела в 80-е годы наиболее деятельных пропагандистов. Друзья по гимназии
и университету, союзники в философии, Вл. Соловьев и Цертелев расходились,
однако, в общественно-политической области. В противоположность
либерально-оппозиционным настроениям Вл. Соловьева, заявлявшего себя резким
критиком правительственной бюрократии и официальной церкви, Цертелев
держался вполне консервативных взглядов и последовательно проводил их в
своей общественно-публицистической деятельности. После смерти редактора
"Русского вестника" М. Н. Каткова Цертелев в течение нескольких месяцев
редактировал этот журнал, считавшийся традиционным оплотом русского
политического консерватизма. {Указывая на обстоятельства, при которых
Цертелев занял место главного редактора журнала, А. А. Голенищев-Кутузов
писал 6 октября 1887 г. А. Н. Майкову: "Кн. Цертелев действительно по
просьбе Софьи Петровны Катковой временно занялся редактированием "Русского
вестника", печальные последствия чего мне уже пришлось испытать на себе:
выпросив у меня стихотворение, он напечатал его с грубейшими и глупейшими
ошибками, от которых при чтении у меня волосы на голове дыбом встали. Этот
милейший князь, как видно, столь же способный быть редактором, сколько и
поэтом" (ПД).} Как публицист он сотрудничал в том же "Русском вестнике",
"Московских ведомостях", "Журнале Министерства народного просвещения" и
других изданиях. Но Цертелев свои стихотворения и общественно-литературные
статьи довольно часто печатал и на страницах либеральных журналов - в
"Вестнике Европы", "Русской мысли" и других. Цертелев недолгое время был
причастен к изданию журнала "Дело", а в 1890 году основал новый ежемесячный
журнал "Русское обозрение", которым руководил на протяжении трех лет.
С 1887 по 1890 год Цертелев состоял председателем съезда мировых судей
Спасского уезда Тамбовской губернии. К этому времени относится его брошюра
"Нужна ли реформа местного управления?" (1889); в 90-е годы он опубликовал
ряд статей по вопросам судопроизводства и права, связанных с пересмотром
судебных уставов, принятых во времена Александра II. В 1899 году Цертелев
выступил со статьей, оправдывавшей по существу цензурные установления,
направленные против оппозиционной печати. {См.: Д. Цертелев. К вопросу о
свободе печати. - "Санкт-Петербургские ведомости", 1899, No 278.} В 1904
году он вошел в сенатскую комиссию Д. Ф. Кобеко, занимавшуюся разработкой
нового закона о печати. Комиссия похоронила все либеральные законопроекты,
внесенные на ее рассмотрение, и лишь революционные события 1905 года
сдвинули обсуждение наболевшего вопроса с мертвой точки.
Дебют Цертелева-поэта относится к 1875 году, когда в журнале
"Русский вестник" было опубликовано первое его стихотворение. Поэтическая
репутация Цертелева складывается в 80-е годы, после выхода первого сборника
"Стихотворений" (СПб., 1883), посвященного памяти А. К. Толстого. В 1892
году вышел второй сборник "Стихотворений кн. Д. Н. Цертелева 1883-1891" (М.,
1892), за который он был удостоен Пушкинской премии. Оценивая этот сборник,
А. А. Голеншцев-Кутузов заключал: "Цертелев, как поэт, является в русской
литературе прямым последователем и учеником графа А. К. Толстого. Подобно
своему учителю, князь Цертелев равнодушен к окружающей его русской
современной жизни и вдохновляется почти исключительно событиями и героями
времен, давно минувших. Особенную склонность он питает к древнеарийским и
буддийским преданиям и мифам, олицетворяющим религиозно-философское
миросозерцание древнего Востока". {"Стихотворения кн. Д. Н. Цертелева
1883-1891. Критический разбор графа А. А. Голенищева-Кутузова", СПб., 1893,
с. 1.} Большую часть сборника составляли поэтические переложения буддийских,
древневосточных и древнегерманских легенд и мифов, в их числе - "Отречение
Кира", "Смерть Иреджа", "Ананда и Прокрити", "Царевич", "Молот", "Метель" и
др.
Лирика Цертелева тесно связана с его философскими размышлениями и
нередко является их прямым поэтическим экстрактом. Сам Цертелев относил себя
к школе "чистого искусства". Кроме А. К. Толстого, он числил своими
ближайшими учителями Баратынского, Фета, Майкова, хотя далеко уступал
каждому по силе лирического дарования. О поэзии А. Н. Майкова Цертелев
написал специальную статью. {См.: Д. Н. Цертелев, О А. Н. Майкове. -
"Русский вестник", 1897, No 4.} В феврале 1899 года на литературном вечере
Общества любителей российской словесности он прочитал доклад "Фет как
человек и художник", {См.: Д. Н. Цертелев, Фет как человек и художник. -
"Русский вестник", 1899, No 3.} а в октябре 1900 года на публичном заседании
общества выступил с речью "Граф А. К. Толстой в его стихотворениях". После
смерти Вл. Соловьева Цертелев несколько раз выступал в Соловьевском кружке с
воспоминаниями о своем друге. {См.: Э. Радлов, Д. Н. Цертелев. - "Журнал
Министерства народного просвещения", 1911, No 10, с. 88-89.}
Совершенное знание немецкого языка, обширная философская эрудиция
позволили Цертелеву осуществить перевод первой части "Фауста" Гете,
помещенный им в сборнике "Почин" (1891). Его переводы из Гете должны быть
отнесены к числу наиболее значительных для своего времени попыток
поэтической интерпретации великого немецкого поэта.
В 1902 году вышел в свет третий и последний сборник "Стихотворений кн.
Д. Н. Цертелева" (СПб., 1902), объединивший его избранные произведения за
двадцать лет (1881-1901).
На фоне новейших достижений русской поэзии конца XIX - начала XX века
это собрание представлялось уже достаточно анахроничным и не вызвало особого
интереса в критике.
Некоторые лирические стихотворения Цертелева ("Мне снялся сон, лучами
золотыми...", "Море широкое, даль бесконечная...", "Мы долго шли рядом одною
дорогой...", "Туча промчалась и землю дождем напоила..."} были положены на
музыку известными русскими композиторами М. М. Ипполитовым-Ивановым, А. С.
Танеевым, А. А. Балабановым и другими.
Д. Н. Цертелев умер 15 августа 1911 года в своем имении - селе Липяги
Спасского уезда Тамбовской губернии.
***
Мы долго шли рядом одною дорогой,
И много хотелось друг другу сказать,
Надежд и желаний теснилось так много, -
Но мы не решались молчанья прервать.
Теперь всё начать мне хотелось бы снова, -
Но круто расходятся наши пути.
Что делать? Осталось одно только слово,
И это печальное слово - прости!
***
Я жду тебя - тебя не зная,
И лишь порой в неясном сне,
Как звезды дальние мерцая,
Сквозь жизни мрак ты светишь мне.
Тоскуя, сердце ждет привета, -
Приди ж, волшебница, скорей!
Дай только миг тепла и света,
А там возьми его - разбей!
***
Мне снился сон: кругом кипит сраженье,
Под звуки труб идет за строем строй,
Но среди шума, грома и смятенья
Стою бессильный и немой.
Призывный клич я слышу среди стона,
Сквозь дым, огонь и тьму передо мной
Знакомые проносятся знамена,
Но тщетно рвусь за ними в бои.
Мне снился сон: кругом кипит сраженье,
Свободен я, стою вооружен,
Но среди шума, грома и смятенья
Не узнаю своих знамен.
***
ПАМЯТИ ВАГНЕРА
Умер волшебник. Безмолвно над свежей могилою
Стелется вечного неба простор.
Тихо. Но в сердце звучит с возрастающей силою
Стройный, незримо-таинственный хор.
Снова рыдают Тангейзера страстные струны,
Снова поет у могилы Вольфрам,
Глухо откликнулись Эдды зловещие руны,
Близкую гибель пророча богам.
Буря ревет и грохочет в ущелий диком,
С плачем и свистом летит ураган,
В молниях мчатся Валкирии, с бешеным криком
В огненном вихре несется Вотан.
Озера блещут зеркальные тихие воды,
Манит зеленая светлая даль;
Вдруг озаряя высокие стройные своды,
Кровью и пламенем светит Грааль.
Умер волшебник. Но всё, что он вырвал у рока:
Боги, герои, вражда и любовь, -
Всё, что в минувшего бездне таилось глубоко, -
В звуках и образах носится вновь.
1887
Свидетельство о публикации №114063003624