Календарь поэзии. 30 июня

30 июня  - день рождения русского поэта Дмитрия Николааевич Цертелева.

 Дмитрий  Николаевич Цертелев родился 30 июня 1852 года в селе Смалькове
Саранского  уезда  Пензенской  губернии, где и провел свои детские годы. Его
отец,  князь  Николай  Андреевич,  помощник попечителя Харьковского учебного
округа,  был  известен  своими трудами в области этнографии. Одним из первых
русских  этнографов  он обратился к изучению украинской народной поэзии. Ему
принадлежат,  в  частности, работы: "Опыт собирания старинных малороссийских
песен",  "Взгляд  на  старинные  русские  песни  и сказки", "О стихосложении
старинных  русских  песен" и другие. В середине 60-х годов по предложению М.
П.  Погодина  Н.  А.  Цертелев  был  избран  действительным  членом Общества
любителей российской словесности. Научные и литературные интересы отца имели
несомненное влияние на характер и судьбу Цертелева.
     В  1866  году,  после  нескольких  лет воспитания в Швейцарии, Цертелев
поступил  в  Пятую  московскую  гимназию,  где его сверстниками были будущий
философ  Владимир Соловьев и много обещавший юноша Писемский (сын известного
романиста,  рано  скончазшийся). С Вл. Соловьевым Цертелева связывала тесная
дружба,  особенно упрочившаяся в Московском университете, куда оба поступили
одновременно. С 1870 по 1874 год Цертелев обучался на юридическом факультете
Московского  университета,  а затем уехал за границу и долгое время провел в
Берлине,  где  слушал  лекции  знаменитых  немецких  философов  - Гартмана и
Гельмгольца.  С Э. Гартманом, последователем философии Шопенгауэра, Цертелев
поддерживал  дружеские  отношения  до кончины своего учителя. В течение ряда
лет  Цертелев  вел  с  Гартманом  переписку  по  философским вопросам, {См.:
"Письма Э. Гартмана к князю Д. Н. Цертелеву". "Журнал Министерства народного
просвещения",  1911,  No 10, с. 8-106."} а с возникновением в Москве журнала
"Русское обозрение" пригласил его в число сотрудников.
     Во  время пребывания за границей, еще будучи студентом, Цертелев близко
сошелся  с  А.  К.  Толстым,  имевшим  на  молодого философа и поэта большое
влияние.  Цертелев увлекался поэзией А. К. Толстого, отчасти подражал ему, а
после  его  смерти  издал  сочинения А. К. Толстого с обширным очерком о его
творчестве.
     Зиму  1875  года  Цертелев  провел  в  Египте  и  Италии;  там  он имел
возможность  непосредственно  ознакомиться  с  культурой  древнего Востока и
европейского Возрождения. Свое образование Цертелев завершил в Лейпциге, где
слушал  лекции  известных  профессоров  права  и  философии.  В 1879 году он
представил в Лейпцигский университет диссертацию на немецком языке "О теории
познания  Шопенгауэра",  успешно  защитил  ее и был удостоен степени доктора
философии.
     По  возвращении  в Россию Цертелев выступил с серией философских работ,
развивавших  идеалистические  взгляды  Шопенгауэра  и  Гартмана.  С  позиций
философского   идеализма   и  агностицизма  оценивал  он  проблемы  развития
современной  науки,  права и нравственности. Его философско-религиозные идеи
изложены  в  работах:  "Границы религии, философии и естествознания" (1879),
"Философия  Шопенгауэра.  Теория познания и метафизика" (1880), "Современный
пессимизм  в  Германии. Очерк нравственной философии Шопенгауэра и Гартмана"
(1885),  "Спиритизм с точки зрения философии" (1885), "Эстетика Шопенгауэра"
(1888),  "Свобода  и либерализм" (1888), "Нравственная философия графа Л. Н.
Толстого" (1889).
     В   лице  Вл.  Соловьева  и  Цертелева  русская  идеалистическая  мысль
приобрела в 80-е годы наиболее деятельных пропагандистов. Друзья по гимназии
и  университету,  союзники в философии, Вл. Соловьев и Цертелев расходились,
однако,    в    общественно-политической    области.   В   противоположность
либерально-оппозиционным  настроениям Вл. Соловьева, заявлявшего себя резким
критиком   правительственной   бюрократии  и  официальной  церкви,  Цертелев
держался  вполне  консервативных  взглядов  и  последовательно проводил их в
своей  общественно-публицистической  деятельности.  После  смерти  редактора
"Русского  вестника"  М.  Н.  Каткова  Цертелев в течение нескольких месяцев
редактировал   этот   журнал,   считавшийся  традиционным  оплотом  русского
политического   консерватизма.  {Указывая  на  обстоятельства,  при  которых
Цертелев  занял  место  главного  редактора журнала, А. А. Голенищев-Кутузов
писал  6  октября  1887  г.  А.  Н.  Майкову: "Кн. Цертелев действительно по
просьбе  Софьи  Петровны Катковой временно занялся редактированием "Русского
вестника",  печальные  последствия  чего  мне уже пришлось испытать на себе:
выпросив  у  меня  стихотворение, он напечатал его с грубейшими и глупейшими
ошибками,  от  которых при чтении у меня волосы на голове дыбом встали. Этот
милейший  князь,  как  видно,  столь же способный быть редактором, сколько и
поэтом"  (ПД).}  Как  публицист  он сотрудничал в том же "Русском вестнике",
"Московских  ведомостях",  "Журнале  Министерства  народного  просвещения" и
других  изданиях.  Но Цертелев свои стихотворения и общественно-литературные
статьи  довольно  часто  печатал  и  на  страницах  либеральных журналов - в
"Вестнике  Европы",  "Русской  мысли"  и других. Цертелев недолгое время был
причастен  к изданию журнала "Дело", а в 1890 году основал новый ежемесячный
журнал "Русское обозрение", которым руководил на протяжении трех лет.
     С  1887 по 1890 год Цертелев состоял председателем съезда мировых судей
Спасского  уезда  Тамбовской губернии. К этому времени относится его брошюра
"Нужна  ли  реформа местного управления?" (1889); в 90-е годы он опубликовал
ряд  статей  по  вопросам  судопроизводства и права, связанных с пересмотром
судебных  уставов,  принятых  во времена Александра II. В 1899 году Цертелев
выступил  со  статьей,  оправдывавшей  по  существу  цензурные установления,
направленные  против  оппозиционной  печати.  {См.: Д. Цертелев. К вопросу о
свободе  печати.  -  "Санкт-Петербургские  ведомости", 1899, No 278.} В 1904
году  он  вошел  в сенатскую комиссию Д. Ф. Кобеко, занимавшуюся разработкой
нового  закона  о печати. Комиссия похоронила все либеральные законопроекты,
внесенные  на  ее  рассмотрение,  и  лишь  революционные  события  1905 года
сдвинули обсуждение наболевшего вопроса с мертвой точки.
     Дебют   Цертелева-поэта   относится   к  1875  году,  когда  в  журнале
"Русский  вестник"  было  опубликовано первое его стихотворение. Поэтическая
репутация  Цертелева складывается в 80-е годы, после выхода первого сборника
"Стихотворений"  (СПб.,  1883),  посвященного  памяти А. К. Толстого. В 1892
году вышел второй сборник "Стихотворений кн. Д. Н. Цертелева 1883-1891" (М.,
1892),  за который он был удостоен Пушкинской премии. Оценивая этот сборник,
А.  А.  Голеншцев-Кутузов  заключал: "Цертелев, как поэт, является в русской
литературе  прямым  последователем  и учеником графа А. К. Толстого. Подобно
своему   учителю,   князь  Цертелев  равнодушен  к  окружающей  его  русской
современной  жизни  и  вдохновляется почти исключительно событиями и героями
времен,  давно  минувших.  Особенную склонность он питает к древнеарийским и
буддийским   преданиям   и   мифам,   олицетворяющим  религиозно-философское
миросозерцание  древнего  Востока".  {"Стихотворения  кн.  Д.  Н.  Цертелева
1883-1891.  Критический разбор графа А. А. Голенищева-Кутузова", СПб., 1893,
с. 1.} Большую часть сборника составляли поэтические переложения буддийских,
древневосточных  и  древнегерманских легенд и мифов, в их числе - "Отречение
Кира",  "Смерть Иреджа", "Ананда и Прокрити", "Царевич", "Молот", "Метель" и
др.
     Лирика  Цертелева  тесно  связана  с  его  философскими размышлениями и
нередко является их прямым поэтическим экстрактом. Сам Цертелев относил себя
к  школе  "чистого  искусства".  Кроме  А.  К.  Толстого,  он  числил своими
ближайшими  учителями  Баратынского,  Фета,  Майкова,  хотя  далеко  уступал
каждому  по  силе  лирического  дарования.  О  поэзии А. Н. Майкова Цертелев
написал  специальную  статью.  {См.:  Д.  Н.  Цертелев,  О  А. Н. Майкове. -
"Русский  вестник",  1897, No 4.} В феврале 1899 года на литературном вечере
Общества  любителей  российской  словесности  он  прочитал  доклад  "Фет как
человек  и  художник",  {См.:  Д. Н. Цертелев, Фет как человек и художник. -
"Русский вестник", 1899, No 3.} а в октябре 1900 года на публичном заседании
общества  выступил  с речью "Граф А. К. Толстой в его стихотворениях". После
смерти Вл. Соловьева Цертелев несколько раз выступал в Соловьевском кружке с
воспоминаниями  о  своем  друге.  {См.: Э. Радлов, Д. Н. Цертелев. - "Журнал
Министерства народного просвещения", 1911, No 10, с. 88-89.}
     Совершенное  знание  немецкого  языка,  обширная  философская  эрудиция
позволили   Цертелеву   осуществить  перевод  первой  части  "Фауста"  Гете,
помещенный  им  в  сборнике "Почин" (1891). Его переводы из Гете должны быть
отнесены   к   числу   наиболее  значительных  для  своего  времени  попыток
поэтической интерпретации великого немецкого поэта.
     В  1902 году вышел в свет третий и последний сборник "Стихотворений кн.
Д.  Н.  Цертелева"  (СПб., 1902), объединивший его избранные произведения за
двадцать лет (1881-1901).
     На  фоне  новейших достижений русской поэзии конца XIX - начала XX века
это собрание представлялось уже достаточно анахроничным и не вызвало особого
интереса в критике.
     Некоторые  лирические  стихотворения Цертелева ("Мне снялся сон, лучами
золотыми...", "Море широкое, даль бесконечная...", "Мы долго шли рядом одною
дорогой...",  "Туча  промчалась и землю дождем напоила..."} были положены на
музыку  известными  русскими композиторами М. М. Ипполитовым-Ивановым, А. С.
Танеевым, А. А. Балабановым и другими.
     Д.  Н.  Цертелев умер 15 августа 1911 года в своем имении - селе Липяги
Спасского уезда Тамбовской губернии.
                ***

                Мы долго шли рядом одною дорогой,
                И много хотелось друг другу сказать,
                Надежд и желаний теснилось так много, -
                Но мы не решались молчанья прервать.

                Теперь всё начать мне хотелось бы снова, -
                Но круто расходятся наши пути.
                Что делать? Осталось одно только слово,
                И это печальное слово - прости!

***
                Я жду тебя - тебя не зная,
                И лишь порой в неясном сне,
                Как звезды дальние мерцая,
                Сквозь жизни мрак ты светишь мне.

                Тоскуя, сердце ждет привета, -
                Приди ж, волшебница, скорей!
                Дай только миг тепла и света,
                А там возьми его - разбей!



*** 
 Мне снился сон: кругом кипит сраженье,
                Под звуки труб идет за строем строй,
                Но среди шума, грома и смятенья
                Стою бессильный и немой.

                Призывный клич я слышу среди стона,
                Сквозь дым, огонь и тьму передо мной
                Знакомые проносятся знамена,
                Но тщетно рвусь за ними в бои.

                Мне снился сон: кругом кипит сраженье,
                Свободен я, стою вооружен,
                Но среди шума, грома и смятенья
                Не узнаю своих знамен.
***
 ПАМЯТИ ВАГНЕРА

                Умер волшебник. Безмолвно над свежей могилою
                Стелется вечного неба простор.
                Тихо. Но в сердце звучит с возрастающей силою
                Стройный, незримо-таинственный хор.

                Снова рыдают Тангейзера страстные струны,
                Снова поет у могилы Вольфрам,
                Глухо откликнулись Эдды зловещие руны,
                Близкую гибель пророча богам.

                Буря ревет и грохочет в ущелий диком,
                С плачем и свистом летит ураган,
                В молниях мчатся Валкирии, с бешеным криком
                В огненном вихре несется Вотан.

                Озера блещут зеркальные тихие воды,
                Манит зеленая светлая даль;
                Вдруг озаряя высокие стройные своды,
                Кровью и пламенем светит Грааль.

                Умер волшебник. Но всё, что он вырвал у рока:
                Боги, герои, вражда и любовь, -
                Всё, что в минувшего бездне таилось глубоко, -
                В звуках и образах носится вновь.

                1887
               


Рецензии
Спасибо! Он истинный волшебник слова!

Жидких Елена Сергеевна   30.06.2014 15:19     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.