Пушкин. Параллели -19- Но можно рукопись продать..

* * *

Вы за "Онегина" советуете, други,
Приняться мне опять в осенние досуги.
Вы говорите мне: он жив и не женат.
Итак, еще роман не кончен - это клад:
Вставляй в просторную, вместительную раму
Картины новые - открой нам диораму:
Привалит публика, платя тебе за вход -
(Что даст еще тебе и славу и доход).

Пожалуй - я бы рад -
Так некогда поэт
. . . . . . . . . . . . . . . .

1835
             А.С. Пушкин



   Много уже написала о Поэте - в глазах толпы, которая непосвящённая, непросвещённая и которую Пушкин и не брался посвящать и просвещать, считая это бесполезным делом. Человек Толпы - это Обыватель, всё меряющий на наличие пользы.
Кажется , это у Некрасова:

" Или для вас Аполлон Бельведерский
  Хуже печного горшка?"

 А польза для обывателя - это  реально то, что можно использовать для поддержания биологической жизни - в необходимом количестве и качестве.  Но можно возразить :"А зрелища? Они ведь тоже нужны!?" Да, для развлечений, отдыха и подтверждений  их жизненных установок, мотивировок, деяний,  их идеологического подкрепления.  Но опять можно возразить: "Человек не только мал и  ничтожен! Он задуман по образу и подобию  Самого Совершенного! Кроме низших потребностей толпы существуют ещё высшие потребности - в развитии, самореализации, творчестве, поисках любви, счастья, в  познании истины! И если  не  удовлетворяется хотя бы одна из всех заложенных в человека потребностей, он не будет полностью счастлив..."
 Да, но такой путь труден, связан с определёнными потерями, с  сознательным лишением себя "земных"  благ, и  чаще всего люди  пополняют ряды  большинства (толпы), пасуя  перед трудностями, не имея воли, убеждений, склоняясь на сторону житейских ценностей. Только редкие люди ( как их назвать по Пушкину -  Герои? Поэты?) порою немалой ценой  продолжают этот головокружительный путь на Вершину, которая есть Он Сам, достойный Сын Бога и Замысел Создателя ( отнюдь для меня не в религиозном смысле - автор).

 Толпа  - дама воинственная, однако. И ни за что не отдаст свои ценности на откуп единицам - инакомыслящим, иноверцам, романтикам, поэтам... Их  во веки веков преследовали, начиная с первого нарушения запрета, того самого яблока, которое разом лишила  божиих детей райских наслаждений, вечной жизни и божьего покровительства.
Однако, люди почему-то забывают, что не будь этого греха, не было бы и  человечества. Не будь  людей, продвигающихся  по пути познания вопреки устоявшимся мнениям, не было и тех ценностей, на которые уповает  толпа, а сама уничтожает  тех , кто пытается вырваться за привычные и опасные рамки. Да все и не против новое яблочко познания съесть, но   это чревато , мало ли что может случится? "Чревато"... ассоциация опять-таки с яблоком. Вдруг, оно червивым окажется? а червячок так похож на Змия...  Толпа представляет опасность самым лучшим устремлениям человечества, ибо инстинкт самосохранения в ней  гораздо сильнее инстинкта саморазвития - по сути антиподов.
Вот почему, видимо,  так много внимания уделял Пушкин тем, кто по его мнению , и не стоил внимания. Несколько  выдержек  на эту тему из его произведений:

" Я говорил пред хладною толпой
    Языком истины свободной,
  Но для толпы ничтожной и глухой
    Смешон глас сердца благородный.";

" Душе противны вы, как гробы.
  Для вашей глупости и злобы
  Имели вы до сей поры
  Бичи, темницы, топоры;

  ...
  Беда  стране, где раб и льстец
  одни приближены к престолу.

  ...
  Суд глупца и смех толпы холодной,
  Восторженных похвал... минутный шум.

  ...
  Так пускай толпа его [твой труд] ранит
  И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
  И в детской резвости колеблет  твой треножник."


"  Ты прав творишь ты для  н е м н о г и х,
   Не для завистливых судей,
   Не для сбирателей убогих
   Чужих суждений и вестей,
   Но для друзей таланта строгих,
   Священной истины  друзей"

Заканчиваю почти с того, чем начала:


В мои осенние досуги,
В те дни, как любо мне писать,
Вы мне советуете, други,
Рассказ забытый продолжать.

Вы говорите справедливо,
Что странно, даже неучтиво
Роман не конча перервать,
Отдав уже его в печать,

Что должно своего героя
Как бы то ни было женить,
По крайней мере уморить,
И лица прочие пристроя,

Отдав им дружеский поклон,
Из лабиринта вывесть вон.
Вы говорите: «Слава богу,
Покамест твой Онегин жив,

Роман не кончен — понемногу
Иди вперед; не будь ленив.
Со славы, вняв ее призванью,
Сбирай оброк хвалой и бранью —

Рисуй и франтов городских
И милых барышень своих,
Войну и бал, дворец и хату,
Чердак, и келью, и харем

И с нашей публики меж тем
Бери умеренную плату,
За книжку по пяти рублей —
Налог не тягостный, ей-ей»

            Это тоже, как вы поняли, -  Пушкин


Рецензии
О, если б, славною строкой
Могли чеканить мы монеты,
Ушёл бы сладостных покой
Со всех прославленных поэтов!

И каждый червь, который мнит,
Себя любимого, поэтом,
(К стыду припудренных ланит)
Писал бы только за монету...

Да, простит меня Александр Сергеевич за робкое подражание...:)))

Санька

Кованов Александр Николаевич   29.06.2014 10:22     Заявить о нарушении
Думаю, что АС только порадуется- отличный по сути отклик и стиль соблюдён! Но... читая Пушкина я ни разу не встретила прямых оскорблений кому бы то ни было, ибо это всё равно, что поднимать себя за счёт того , что опускаешь других. И Ты , Санечка, остерегись. Он ведь писал и о себе, вслед за Державиным:"Я царь – я раб – я червь – я Бог!" Обнимаю...

Кариатиды Сны   29.06.2014 11:21   Заявить о нарушении
Что касается «солнца русской поэзии», то порой Анна и Александр пересекались в салонах.
Но на тот момент у Пушкина уже были другие музы. «Блудница наша вавилонская Анна Петровна» - вскользь упоминает он женщину, вдохновившую его на создание одного из лучших стихотворных произведений, в письме к другу. А в одном письме и вовсе отзывается о ней и их имевшей некогда место связи достаточно грубо и цинично.
Есть сведения, что в последний раз Пушкин и Керн виделись незадолго до гибели поэта – тот нанес Керн краткий визит, выражая соболезнования по поводу кончины ее матери. На тот момент 36-летняя Анна Петровна была уже без памяти влюблена в 16-летнего кадета и своего троюродного брата Александра Маркова-Виноградского.
К удивлению светского общества, эта странная связь быстро не прекратилась. Через три года у них родился сын, а через год после смерти генерала Керна, в 1842-м, Анна и Александр обвенчались, и она взяла фамилию мужа. Их брак оказался на удивление крепким, его не смогли разрушить ни очередные сплетни, ни бедность, которая в итоге стала просто катастрофической, ни другие испытания.
Анна Петровна скончалась в Москве, куда ее перевез уже взрослый сын, в мае 1879 года, на четыре месяца пережив своего мужа и на 42 года – Александра Пушкина, благодаря которому она осталась в памяти потомков все же не вавилонской блудницей, а «гением чистой красоты».

Владимир Орныш-Полонский   11.02.2023 09:31   Заявить о нарушении
Вы не совсем правы -

« Но... читая Пушкина я ни разу не встретила прямых оскорблений кому бы то ни было, ибо это всё равно, что поднимать себя за счёт того , что опускаешь других.»

Владимир Орныш-Полонский   11.02.2023 09:41   Заявить о нарушении
Почему не права?)

Кариатиды Сны   11.02.2023 11:01   Заявить о нарушении