Мужчина и Женщина. Муж и Жена

Предисловие:
"... оставит человек отца своего и мать свою и
прилепится к жене своей; и будут одна плоть"
                [Быт. 2: 24]


"... всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог"
1Кор. 11: 3

"...  не муж от жены, но жена от мужа ... и не муж создан для жены, но жена для мужа. Впрочем ни муж без жены,ни жена без мужа, в Господе"
1Кор. 11: 8-9, 11

"... Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены"
1Кор. 7: 27



Мужчина [древнеевр. –  ;;; 'iysh; древнегреч. –  ;;;;;  arrhen или ;;;;; arsen] – «образ и слава Божия» [1Кор. 11: 7] и он должен во всем проявлять себя таким. Муж символизирует превосходство духовного начала над всем природным (телесным), свободы духа над рабством плоти, материальных желаний, привязанностей и страстей.

«Женщина» и «жена» [древнеевр. –   ;;; 'ishshah; древнегреч. – ;;;; gune] в Ветхом Завете семантически не различаются и передаются одним и тем же словом. Жена может рассматриваться как символ природной стихии, силы природных влечений и желаний или всего того, в чем выражается превосходство природного (материального) начала над духовным, превосходство желаний плоти над свободой, обретаемой лишь в духе. Именно поэтому в истории грехопадения человека, в искушении жены (прикровенно – плоти или желаний плоти) полагается начало греха: «от жены начало греха, и чрез нее все мы умираем» [Сир. 26: 27]. В этом смысле известное изречение «жена да боится [своего] мужа» [Еф. 5: 33] следует понимать, скорее всего, так: нехорошо, когда высшее (дух) уступает притязаниям низшего (плоти), ибо это и есть грех.

Женщина сотворена из ребра мужа, о которой Адам, присваивая имя всему сотворенному Богом, говорит: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» [Быт. 2: 23]. Сущность жены в том, что она «взята от мужа». И таким образом есть нечто второе по отношению к первому, производное от него. Тайна пола, согласно Священному Писанию, состоит в том, что мужчина и женщина будучи два (т.е. будучи разделены) суть одно (единое) и друг без друга существовать не могут. «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» [Быт. 2: 24]. Отец и мать [1] , о которых совершенно недвусмысленно здесь говорится, являются родителями человека по плоти – это предвещание ближайшего будущего всего человеческого рода, идущего от Адама.

Жена (или, прикровенно, плоть) должна быть чистой и всецело восприимчивой к Слову Божьему, поэтому учить ей не должно [1Тим. 2: 12]. Путь жены (и всякой плоти от жены получаемой) не словом, а самой жизнью, безгласно и безропотно, покорно и смиренно, т.е. «в безмолвии»,  спасать и самим приобретать спасение:  «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью» [1Тим. 2: 8-12]. «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа?» [1Кор. 7: 16] «... жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» [1Пет. 3: 1-2];

По существу тот же религиозный символизм мужского и женского (духовного и природного) запечатлен в правилах определяющих церковную практику. Церковь – Храм Духа и место богослужения:

    1. «Жены ваши в церквах да молчат» [1Кор. 14: 34], т.е. в доме молитвы все желания плоти да умолкнут.
    2. «… Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» [1Тим. 2: 12]. Это правило отношения мужа и жены является обычной практикой семейных отношений не только древних иудеев, но и всех христиан, соответствующих заповеди: «к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою [Быт. 3: 16]». Само же иносказание об учении от жены следует понимать так: ничто плотское, т.е. исходящее от жены, не должно ни учить, ни повелевать, но пребывать в безмолвии. «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью» [1Тим. 2: 12] (курсив мой – авт.).
    3. Женщина в храме должна быть с покрытой головой, тогда как муж с непокрытой [1Кор. 11: 4-10], т.е. все низшее плотское в храме Духа должно быть скрыто, а духовное – открыто. Волосы даны жене «вместо покрывала» [1Кор. 11: 14-15].
   
Муж (Мужчина) – дух. Жена (Женщина) – тело. Их соединение (сочетание) внешне (физически) есть брак, а внутренне (символически) – таинство воплощения, в котором оба – дух и тело, муж и жена – одно [Быт. 2: 24; Мф. 19: 6; 1Кор. 6: 16; Еф. 5: 31]. С этой точки зрения понятен, выраженный символически, высший религиозный смысл нерасторжимости земного брака, ибо, «что Господь сочетал, того человек да не разделяет» [Мф. 19: 6; Мк. 10: 9]: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» [Евр. 13: 4].

«И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает [курсив мой – авт.]. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими [курсив мой – авт.], а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» [Мф. 19: 3-9].

Выражение «будут одна плоть» имеет в виду именно нерасторжимость брака. Единица – символ абсолютного единства. Весь числовой ряд сводим к единице, любое число делимо на единицу. Сама же единица не делима: неделима в том смысле, что в результате деления могут быть какие-нибудь ее целые части – целые числа. Поэтому выражение «два будут одна плоть» [Быт. 2: 24] равнозначно утверждению муж и жена неразделимы.

К этому следует заметить, что только разные («двое») [2] , т.е. мужчина и женщина, могут составить единство целого: быть гармонически сложенным целым и нравственным союзом с любовью («одна плоть»). Почему? Прежде всего потому, что только это сочетание делает возможным продолжение человеческого рода через чадородие. Более того чадородие вменено в обязанность жены и исполнением этой обязанности она совершает дело своего спасения [3]  а, возможно, и своего мужа [1Тим. 2: 15]. Чадородие естественный и прямой путь, ведущий к спасению жены. Вместе с тем эта заповедь направлена и против того, чтобы превращать женщину (как это чаще всего бывает сегодня) в средство удовлетворения похоти, лишая ее тем самым возможности идти путем спасения. И, наконец, если заповедь исполнена, т.е. если он и она – одна плоть, то двое и живут, и чувствует как одно существо. Это и называется Любовью (греч. ;;;;; – милосердная, преданная любовь). А жить без такой Любви – безнравственно.

Нерасторжимость брака вменена в обязанность мужа и жены, пока они любят друг друга (т.е. «одна плоть»), поэтому они не должны разлучаться, кроме вины прелюбодеяния (т. е. нарушения супружеской верности, когда двое уже не одна плоть). В этом случае развод разрешается, хотя и не поощряется.

«А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» [1Кор. 7: 10-16]. Потому «должны мужья любить своих жен, как свои тела [курсив мой – авт.]: любящий свою жену любит самого себя» [Еф. 5: 28].


Г.Х.

26.04.2014
12:00 / чч:мм
-----------------------
[1] Здесь «отец» [древнеевр. – ;;  ‘ab; отец, праотец, глава семьи, (родо)начальник поколений, предок]. Слово «мать» [древнеевр. – ;; ‘em – мать, матерь] употребляется в Библии не только в отношении человека, но и вообще всех животных [например: Исх. 22: 30; 34: 26; Втор. 22: 6]. Вместе с тем даже рождение человека во плоти не обходится без участия Бога, как это прекрасно выражено в следующем псалме: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» [Пс. 138: 13-14].
[2] «2» – символ разделения, нетождественности одного и другого: мужчина не есть женщина, а женщина не есть мужчина, т.е. они разные.
[3] Жена "спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием" [1Тим 2:15].





Рецензии