2014 - 2 конкурс. Итоги. Владимир Гутковский

Вообще-то я здесь человек со стороны.
Ни о формате конкурса, ни о принципах отбора финалистов мне ничего не ведомо.
Да этого впрочем и не нужно.

Имеется перед нами шесть текстов. Попросили высказать о них свое мнение.
Высказываю.
Прежде всего, об общем уровне. Его можно назвать обнадеживающим. Но не более того.

Познакомился я, не стану скрывать, и с мнениями предыдущих рецензентов.
Принципиальных расхождений между нами не наблюдаются.
А непринципиальные вполне естественны, люди-то разные.

Начнем по порядку мест.

1.
Безусловно, ставлю на первое место «Питерский альбом».

Его «бродскость» очевидна и не особенно скрываема.
И дело здесь не столько и не только во внешних приемах и напрашиваюшихся уподоблениях.
Поэтика Бродского это, в первую очередь, способ поэтического мышления.
С его пространственно-временным континуумом и незбежно следующей за этим пространностью изложения.

По всем этим показателям стихотворение заслуживает достаточно высокой оценки.
В нем много интересных стихотворных ходов и неожиданных смысловых переходов.
Отчасти они, конечно, иногда звучат немного формально, но «и за это спасибо».
Коллеги уже цитировали выразительные места, однако стихотворение настолько богато и обширно, что и мне было нетрудно чего-нибудь этакого отыскать.
Хотя бы такая вполне «бродская» цитата:

«Мой друг, надежда свидеться слаба,
Твой адрес переездом искалечен.
Цыпленок чуда выпал из герба.
Смотрю, как сотни маленьких не-встречин
Сплетаются в большое «Не судьба»…».

И т. п. в неограниченных количествах

Разве что я бы избежал перегруженности вступительной части посвящением и зпиграфами.
Тем более сочетание таких антагонистов как Бродский и Евтушенко вызывает некоторое недоумения.
Хотя, быть может, в этом и состоял авторский замысел.


2.
И со вторым местом особых проблем не было. На нем я размещаю «Нулевое».
Отчего это место не становится нулевым, но остается вторым.

Довольно затейливый и поэтически изобретательный текст.
Сущности причудливо сочетаются и перетекают друг в друга.
Но вот на их стыках иногда и ощущаются звуковые заусеницы и шероховатости.

Кое-что вызывает у меня сомнения.
Так, перечислительный ряд «…ни мимики, ни голоса, ни слова…» кажется мне не совсем точным.
А вот его продолжение «… ни городского хриплого шансона,  ни первого последнего звонка…» звучит вполне органично.
(Реплика в сторону. «Твой шансон приблатненный, литер отраженье в ночной воде…» – Ирина Евса).
Смутил меня и оборот «…подбитый градус наших отношений…».

Но, в целом, для меня на второе место в этом тексте наработано достаточно.


3.
Тут уже пошли варианты, но, все же, на третье место ставлю «Календарь».
И начинаю его листать.

Стихотворение несколько безыскусное, но живое.
Яркие картинки повседневности, становящиеся в своей совокупности целой жизнью.
Уже прожитой и еще продолжающейся.
Сюжет выстроен, композиция логична.

И в результате – третье место.


4. Далее распределение мест могло бы быть, каким угодно.
Но для определенности следующим назначу «Рубикон».
В основном, за объем.

Я не совсем понимаю выражения «…что нарезает раны глубоко…», как и языка, на котором оно сформулированно.

Все же замысел текста понятен.
А когда критик понимает, о чем идет речь, то и он испытывает некоторое облегчение.


5 – 6.
Следующие два текста представляют собой наброски, не сведенные в законченные произведения.
Они трафаретны и по языку, и по стилю.
Чисто условно отдаю пятое место тексту «..идти вперед…», и соответственно шестое – стихотворению «Старые фотографии».

Не взыщите за въедливость.
Последние анализы оказались совсем не.
Всем авторам дальнейших удач в будущем, долгой и плодотворной творческой деятельности.

Владимир Гутковский


Рецензии
Владимир Матвеевич Гутковский — поэт, прозаик, переводчик, критик. Живет и работает в Киеве.
Штатный рецензент поэтических конкурсов "Кубок мира по русской поэзии" и "Чемпионат Балтии по русской поэзии", организуемых порталом stihi.lv

Золотой Пегас   20.06.2014 17:13     Заявить о нарушении