По следам словоохотливых мыслителей-4

   Как ни красива и порой весьма душещипательна тема любви для всех поколений, всё же более глубокий смысл, затраты ума, интерес здравомыслящих гомосапиенсов представляют во все эпохи высказывания знаменитых мыслителей о счастье, о смысле жизни, о предназначении Человека. Здесь для разнообразнейших мыслей простор абсолютно безграничен. Если о любви мы начинаем разумно слышать, видеть, говорить лишь где-то лет с 15, то о сущности счастья и смысла жизни слова и дела мы наблюдаем уже чуть ли не с пелёнок. А уж с первого класса школы - совершенно точно. Кто, скажите, не запомнил на всю жизнь свою первую учительницу? Четыре года, с 7 до 10 лет, я обожал Нину Петровну, учительницу начальных классов Канаевской средней школы (под Пензой). По воздействию на мой податливый, ни чем не замутнённый мозг Нина Петровна (фамилию, к стыду своему, забыл) превзошла, безо всяких преувеличений, мою родную матушку. Именно золотая моя Нина Петровна заложила во мне основы понимания Жизни, Счастья, Любви...
   А с пятого по десятый классы моими кумирами были сразу два других учителя-мужчины - В.В.Мискин и В.П.Ляхов. Особенно - Василий Павлович, так как его дом располагался не только на той же улочке Заречной, что и моя старенькая хибара, но и прямо через дорогу. Оба дорогих моих Учителя не могли нормально ходить из-за отсутствия, в силу разных причин, одной ноги и в конце своего учительствования были вынуждены даже сменить костыли на инвалидные коляски. Но именно этот их внешний изъян и сблизил с ними мою душонку, ибо во всех классах я, кроме заикания, "отличался" ещё и худобой, малым росточком, страшной стеснительностью.
   Однако дифирамбы любимым учителям петь я не собираюсь, и не потому, что их уж давно нет. Скажу лишь немного и просто о том, что они дали мне в разрезе темы о "мыслителях". Отлично помню, как на всех своих "плановых" уроках по "родной литературе" Владислав Васильевич, тяжело расхаживая с клюшкой на скрипучем совковом протезе вдоль доски, монотонно, хотя и прекрасным баритоном, внушал послушным ученикам светлые образы русских демократов, революционеров, строителей светлого будущего. А на коротеньких переменах, иногда по пути домой, в каких-то других школьных и сельских ситуациях он не только прекрасно и вдохновенно мог спеть под гитару, но и с восторгом рассказывал о мировых звёздах-мыслителях. Незабываемо!
   Схожим образом познавал я и историю России и мира. При всём своём уважении и требуемом почитании в отношении вождей и событий в СССР, Василий Павлович как-то умудрялся обходить все культы-идолопоклонства и Сталина, и Хрущёва, и КПСС. Его уроки я, без вранья, любил и ждал больше всех других!
   Связывает меня с ВП и ещё один интересный эпизод. В 2005 году я надумал отправить в родную школу подборку своих немудрящих рассказов и зарисовок на темы школы, малой родины, юности. В каком-то месте, повествуя о любимых учителях, я высказался о том, что Василия Павловича "давно уже нет в живых". Мне на тот момент было 59 лет, Василия Павловича я почему-то ошибочно считал на 30 лет (вместо реальных 20) старше и заключил, что так долго с одной ногой он прожить никак не мог. Но я жутко ошибся! Каково же было моё сногсшибательное удивление, когда через три недели я получил огромнейшее (на 12 тетрадных страницах) письмо от самого Учителя! Он был, как говорится, в "диком восторге" и от моей ошибки в духе Марка Твена, и от моих литературных упражнений, "взрослых" мыслей, некоторых виршей. Однако переписывались мы совсем недолго, спустя всего один год Василия Павловича не стало...

                Живу я уж вечность вдали от села -
                Жизнь-аркан, как пастух, за собой увела,
                Но землю, где вырос, люблю я свою,
                Из Канаевки я, и её я пою!

                Не забыть мне хрустальный родник под горой
                С самой чистой и вкусной на свете водой.
                Луга и просторы над древней Сурой
                Никаким не изгладятся счастьем-бедой.

                Небо ж там, над старинным селом над моим -
                На планете всей мне не сыскать голубей.
                Не горжусь я совсем кроведревом своим,
                Но надеюсь - в селе своём я - не плебей.

                Громких подвигов в Летопись я не свершил
                И зарубки селу я не дал ни одной,
                Но дворянство (от слова "подворье") привил
                Мне любимый Учитель из школы родной!

                *****

                О СЧАСТЬЕ

   Ж.Лабрюйер (1645-1696).
   "Чем вы развлекаетесь? Как проводите время?" - спрашивают меня и люди умные, и глупцы. Скажи я им, что просто открываю глаза и смотрю, подставляю ухо и слушаю, пекусь о своём здоровье, досуге, свободе - они не удовлетворятся таким ответом: настоящие, великие, единственные блага для них не в счёт. Им интересно другое: играю ли я в карты, бываю ли в маскарадах?" (Гуляю ли в Интернете? - НА).
   "Чтобы чувствовать себя счастливым, нам довольно быть с теми, кого мы любим: мечтать, беседовать с ними, хранить молчание, думать о них, думать о чём угодно - только бы не разлучаться с ними, остальное - безразлично".
   Несколько приземлённее высказывался Ф.Ларошфуко (1613-1680):
   "Многие презирают жизненные блага, но почти никто не спешит ими поделиться".
   "Человек, понимающий, какие несчастья могли бы обрушиться на него, тем самым уже до некоторой степени счастлив".
   А один советский поэт высказался красиво и туманно: "Счастье - такая сложная штука, то - дальнозорко, а то - близоруко..."
   А разве редки случаи, когда "не было бы счастья, да несчастье помогло"?. У меня, к примеру, их насчитывается не менее трёх! (Но это - для интимных бесед...) Так что, к сожалению, насчёт человеческого счастья и его толкования устоявшихся мнений нет...
 
                По-моему, счастливым можно назвать
                Того, кто не знает о нём что сказать!
                Когда ж начинаешь о счастье страдать,
                Его лишь во сне предстоит повстречать!

                Писателя счастье - в строю его книг.
                Альпинист счастлив тем, что вершины достиг.
                Философ - тот счастлив писаньем своим.
                Певец - без оваций с пичугой сравним.

                Каждый о счастье готов поболтать!
                И даже тюремщику есть что сказать!
                А я-то чем хуже? И я напишу:
                Я счастлив лишь тем, что живу и дышу!

                ***

                О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

   Ф.Ларошфуко (1613-1680).
   "Прежде чем сильно чего-то пожелать, следует осведомиться, очень ли счастлив нынешний обладатель желаемого".
   "С судьбой следует обходиться, как со здоровьем: когда она нам благоприятствует - наслаждаться, когда начинает капризничать - терпеливо выжидать, не прибегая без особой необходимости к сильнодействующим средствам".
   "Философия торжествует над горестями прошлого и будущего, но горести настоящего торжествуют над философией".
   Что ж, эти строчки великого мыслителя мудры, прекрасны и справедливы. Жаль только, что живут люди на грешной Земле вовсе не по этим принципам. Да и сам автор этих бессмертных нравоучений прожил не слишком долгую жизнь в явном диссонансе со своими наставлениями...

                Вот и я тоже сыну советовал много,
                Все ошибки свои растравлял и дубасил.
                Но - без диспутов сын посылал меня... к богу,
                И прекраснее ляпами жизнь разукрасил.

                Пусть потомки советы мои не озвучат,
                Всё же душу мою стыд вселенский не гложет:
                Ошибки-грехи нас чужие не учат,
                Каждый грешник живёт только так, как он может!

                Уважая других заблужденья и дурость
                И свою маяту уж не видя иначе,
                Всё же скромненько выскажу малую мудрость:
                Ошибок чем больше, тем ум наш богаче!

                ***************************
                *********************
                ***************
                *********


   


Рецензии