И снова ключевой вопрос: «Быть или не быть», смиряться под ударами судьбы... — но «зачем это нужно мертвому»? Если б знать наверняка, что за гробом ожидает другая, лучшая жизнь, кто бы в этой земной юдоли покорно «снес невежество правителей, всеобщее притворство, ханжество...». Никто бы по доброй воле не согласился гнуть спину на самопровозглашенных царьков, заискивать, подличать, стяжать ненужные богатства, победно шествуя по головам других, облачившись в шутовской колпак неестественного самомнения ... Но нас пугает «неизвестность после смерти, боязнь страны, откуда ни один не возвращался...», мы топим свой ужас в ненужных впечатлениях от приобретения бесполезных цацек, заслоняемся от неминуемого лика смерти маской социального успеха.
Ага, наконец-то я прочёл своё стихотворение глазами неискушённого читателя.) Да, очень похоже на гамлетовское "быть или не быть", согласен.
Тут тонкость в понятии "мёртвый". В данном случае это метафора, максимально отрешённое состояние. Я фанат идеи жизни - смерти в моём мировоззрении не существует, поскольку о ней ничего не известно. Скорее всего, это полная аннигиляция, тогда тем более нечего о ней говорить. Всё замыкается только на жизни. Здесь это вопросы презрения к суете, пустым надеждам и проч. - поскольку внутренне ты "мёртв", чтоб хоть как-то это тебя интересовало. С другой стороны, "жив" - потому что настоящая мертвечина и есть эта жизнь суеты и проч. То есть искомое состояние - отрешённость, отвергающая озабоченность игрушками этого мира, что позволяет легче, свободней и благодарней воспринимать жизнь. Тонкое состояние "смерти" и "жизни".
В последнем катрене отрешённость доведена до ледяного максимума, что виделось мне в то время единственным спасительным выходом из депрессии.
Как говорил Парменид: бытие есть, а небытия нет. Ему же вторил Эпикур, заявляя, что смерти боятся не стоит, поскольку она не имеет к нам никакого отношения: пока мы есть, смерти нет, а когда она приходит, то нет уже нас. Тому, кто осознает это, легче будет отрешиться от бренных страстишек этого мира.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.