Екатеринбург в прозе

Оглавление
1. Предисловие к заметкам о Екатеринбурге
2. Культура Екатеринбурга
3. Скульптура и екатеринбуржцы
4. Екатеринбург и башкиры, уфимцы
5. Архитектура Екатеринбургa
6. Екатеринбург. Окончание
7. В Екатеринбург по буржуйски


 
1. Предисловие к заметкам о Екатеринбурге

Путешествия как угроза уфацентризму

С детства проводил много времени в Москве и по возвращению в родной город начинал его стыдиться: маленький, неухоженный, провинциальный. На вопросы жителей когда в городе начнут выпускать эскимо и строить метро, уфимская пресса не без удовольствия отвечала: "Никогда!" С метро ситуация не изменилась до сих пор, а за эскимо давно не веду наблюдение, не знаю. Поездив по СССР в более зрелые годы, посмотрев на чужие города и веси, я постепенно изменил отношение к своему родному городу: не такой он уж и маленький, местами ухоженный и с каждым годом все более любимый. Это как своя, родная жена: не самая длинноногая, полногрудая и круглопопая, но все равно своя, родная и любимая. Кстати о жене: именно она втравила меня в очередной поход за впечатлениями и приключениями, подбила после Перми и Казани посмотреть Екатеринбург, город так же претендующий на звание столицы Урала, как Уфа, Пермь и Челябинск. Так что, влекомый моим Дон Кихотом, как человеком более благородного происхождения, романтичных устремлений и астеничного телосложения,в роли верного Санчо Пансы я и отправился в дальний путь, о котором и собираюсь вам, читатель, рассказать в следующей серии заметок.

На фото автора: высадка Дон Кихота в Екатеринбурге
http://www.stihi.ru/2014/01/06/2354

2. Культура Екатеринбурга

К сожалению слабое знакомство с компьютерными технологиями (вот никак вставлять фотографии в ЖЖ в андроиде не научусь) не позволили заранее заказать билеты ни в один из екатеринбургских театров. Блиц-забег по кассам театра музыкальной комедии и Коляды-театра порадовал - культура в Екатеринбурге жива, все билеты проданы. Может быть тут сказалась загруженность новогодне-рождественскими утренниками, театралы заскучали без высокого искусства и рванулись в театры толпой. Может быть виноваты новогодние загрангастроли оперного театра и новогодние (в основном до 5-го января) театральные каникулы, но факт остается фактом - все билеты проданы. Поразило отсутствие театральных спекулянтов. При нашей попытке купить билеты прямо перед спектаклем ни одного спекулянта обнаружено не было. У них тоже каникулы или такого рода явления навсегда изжито в культурном городе Екатеринбурге - осталось загадкой. Отсутствие театральных зрелищ в нашей культурной программе пришлось компенсировать прогулками по городу, музеям и кафе с ресторанами. Были некоторые трудности: не смогли найти ни одного ресторана с живой музыкой в шаговой доступности от гостиницы. Поверив рекламе, направились после 21ч. 00 мин. на ул. Луначарского 128, в Barbq, слушать фанданго,фламенко и другую экзотику в исполнении живой гитары, но случился облом - никакой живой музыки. С музеями повезло ненамного больше. Музей истории Екатеринбурга порадовал следующими композициями: история погоды (мамины купальники, дедушкины галоши, китайские зонтики старшей сестры - милые воспоминания, но чувствуешь, что и себя, любимого пора уже сдавать в музей какой-нибудь истории, ведь эти и более "древние" вещи я видел в повседневном быту, а некоторыми до сих пор пользуюсь); выставкой одной картины - о передаче царской семьи, привезенной из Тобольска моими земляками - уфимскими большевиками, местным большевикам и эсерам. Экспозиция на любителя: лично мне трепетная память екатеринбуржцев об убийцах царской семьи и их увековечение в картине очень даже понравились -ни одно доброе дело не должно остаться безнаказанным, но повторюсь, экспозиция не каждому может прийтись по вкусу; выставкой исторических сладостей: жалко было детей, пытавшихся поднять с пола художественно разбросанные вафельки и съесть их. Продавали бы им тут какие-нибудь сладости, что ли, пожалели бы юных естествоиспытателей; обширной композицией об основании города. Жесткий хай-тек: интерактивные наскальные рисунки, 3Д анимация, интерактивные электронные книги по истории архитектурных достопримечательностей города. Как я понимаю, это и был главный, забойный хит музея. Думаю эта композиция удалась, т.к. одного из юных посетителей выставки, длинноволосого отрока или отроковицу в джинсовом комбинезоне, мама смогла оторвать от интерактивной книги только со скандалом и непрерывным ревом. Не удивительно: моя спутница, в силу своего художественного образования или врожденной тяги к прекрасному, перелистывала эту книгу вперед и назад в течении минимум получаса, наблюдая как на ее больших страницах появляются и исчезают виды и планы исторических зданий. Если удалось уйти от экспоната без рева и истерик,то легкого вздоха девичьей души при этом избежать не удалось.
Порадовали прибалтийские посетители музея: отсутствие на экспонатах табличек на их родном, прибалтийском языке и незнание русского (культивируемое со времен советской оккупации) и английского (неужели уже началась оккупация американская?), позволило им не реагировать на двуязычные таблички "Экспонаты руками не трогать" и весело наяривать на средневековом клавесине то ли фашистский марш, то ли "Янки-дудль", что по сегодняшним дням практически одно и тоже произведение. Как приятно ощущать, что не только русские туристы могут быть свиньями, но и эти, типа "недоевропейцы", тоже!
Следующим музеем куда мы заскочили, подгоняемые уральским морозом, был музей изобразительных искусств. Ведушая к нему ул. Вайнера, такой местный Арбат, интересна и архитектурой и попыткой разнообразить впечатление от улицы скульптурой. По мне так однотипная по технике и материалу уличная скульптура приедается уже на втором-третьем сюжете, но вот супруга была в восторге и все перефотографировала. Наверное высокое искусство может понять только высокообразованный ценитель, куда уж мне, дилетанту. О музее: произвел впечатление переферийного отделения основного музея изобразительных искусств, находившегося, как мы узнали позднее, не так уж и далеко - за углом той же улицы, на берегу Исети. Работали две выставки: авангардистов, где были представлены почти все известные мне авангардисты, навскидку: Лентулов, Осмеркин, Бакст, Кончаловский и др., менее мне известные. Особенно заинтересовали картины строительства Екатеринбурга в годы первых пятилеток: позднее именно эти здания, уже в завершенном виде, мы осматривали на экскурсии по городу. Повеселила фотовыставка "Иконы 90-х". Например подбором персонажей, которые действительно были иконами для широких масс (Цой, "Секрет", "Алиса" и т.п.) и тех, кого могли и могут назвать иконой единицы наших сограждан (Рейн, например, других нано-икон и не припомню, но было их немало на выставке). Посмотрев на молоденьких кумиров, смирился с сиюминутной славой и таким же позором. "И это пройдет..." - такие слова могли бы быть эпиграфом этой несомненно жизнеутверждающей выставки.
Еще немного о культуре. Так и не увидел голографической рекламы на облаках Екатеринбурга, описанной председательницей жюри конкурса "Городская среда 2013". Наверно мало смотрел вверх. Зато увидел то, что окончательно склонило чашу весов в борьбе за титул столицы Урала в пользу Екатеринбурга: контейнер для раздельного выбрасывания мусора. Отдельный вход и отсек - батарейкам, честно отработавшим свой срок.О них так пеклась вышеупомянутая председательница, что мне становилось страшно: зачем ЦРУ наши отработанные пальчиковые батарейки? Попахивало Стивеном Кингом каким-то. Жаль не догадались контейнер сфотографировать. Кто будет в сквере около Уральской сельхозакадемии, напротив Коляда-театра, сфотографируйте, пожалуйста, желтенький контейнер для мусора, с тремя входами!
http://www.stihi.ru/2014/01/09/4023

3. Скульптура и екатеринбуржцы

Активные горожане во все времена настойчиво и бескомпромиссно формировали скульптурную ауру города. Характерен пример со снесенным памятником одному из царей на площади 1905 года. Со слов нашего гида на красивый, высокий постамент после 1917 года был установлен памятник освобожденному труду работы Эрьзи: обнаженный мужчина, впоследствии прозванный в народе "Ванька голый". До отъезда скульптора из города (в Аргентину?) протесты горожан ограничивались обливанием памятника чернилами. После отъезда - памятник сняли с пьедестала и утопили в городском пруду. Со слов старожилов долгое время задница голого Ваньки сверкала на дне. Прошла ли мода на Эрьзю или на освобожденный труд, но памятник вынимать из пруда не стали, освободившийся постамент занял памятник одетому Ленину, благополучно достоявший до сегодняшнего дня. Судьба "Ваньки голого" грозит повториться для другого скульптурного шедевра - памятника Б.Н.Ельцину. Заботливо упрятанный городским руководством в закуточек между высотными зданиями, чтобы не раздражать горожан и гостей уральской столицы, памятник уже был неоднократно облит чернилами (краской синего цвета). Осталось дождаться отъезда какого-нибудь скульптора в какую-нибудь Аргентину? Жалко городской пруд, он не заслуживает захламления скульптурными шедеврами. Может быть по примеру венгерских или прибалтийских фашистов создать парк отвергнутых современным обществом скульптур? Вывозить их за город, и там,  вдали от сиюминутной коньюктуры оставлять дожидаться суда потомков, более беспристрастного и может быть более милосердного.
Представляете: Мазепа, Годунов, Отрепьев в ожидании суда потомков?
http://www.stihi.ru/2014/01/07/5031

4. Екатеринбург и башкиры, уфимцы

Упоминаний о моей малой Родине было немного, но они были значимые и знаковые одновременно. В музее истории Екатеринбурга озадачила картина "Передача членов царской семьи, привезенных из Тобольска, екатеринбургским большевикам". Из Тобольска привезли царскую семью и передавали местным два уфимских (?) большевика. Озадачило, если не сказать больше. Вспомнилась Самарская (позднее, по мере отступления белых, Уфимская) директория, породившая Колчака. Полнейшее отсутствие упоминаний о Юровском среди расстрельной команды, кровавые подробности отрубания пальца Александры Федоровны с перстнем, которым якобы прилюдно хвастался позднее в Европе Войков, окончательно сбили с понимания момента. Кто расстрелял царскую семью? Большевики по заказу Германии, Англии, Америки? Социалисты - для тех же заказчиков? Монархисты, наступлением на Екатеринбург ускорившие трагическую судьбу царской семьи? Тайна покрытая мраком. Но земляки отметились - стоят вдвоем справа на картине, ждут репрессий 1937 года и бессмертия в памяти потомков. Второе упоминание о земляках ждало меня в том же музее, этажом ниже. Рассказ об основании Екатеринбурга вписывался в историческую картину, рисуемую башкирским телевидением и другими башкирскими СМИ. Город возник в виде крепости, для обороны вновь построенных заводов от набегов диких и злобных башкир. 35 лет с момента постройки набеги были непрерывными и безуспешными, затем немного все успокоилось. И башкиры (радуйтесь, земляки-националисты!Вот оно - угнетение!) пошли работать на заводы, за небольшую, в отличии от квалифицированных русских рабочих, плату(!). Дарю идею: потребовать в виде контрибуции все недоплаченное башкирам за века угнетения и оккупации.
Других упоминаний о Башкирии и Уфе в Екатеринбурге мне не попадалось.
http://www.stihi.ru/2014/01/08/4594

5. Архитектура Екатеринбургa

Екатеринбург - город отчаянной красоты. Не уверен, что сами жители понимают ее истоки и градацию. В этом они напоминают уфимскую мэрию. После поездки в Екатеринбург, попытки построить хоть один небоскреб в центре Уфы кажутся не только следствием поездки уфимского мэра в Таиланд, но и жалкой попыткой догнать 86-й в мире по высотности Екатеринбург. Конечно Б.Н. Ельцин был строителем и, очевидно, много чего понастроил в годы своего правления городом. Один тайный и быстрый снос Ипатьевского дома чего стоит! Помогал он, вероятно, местному строительству и находясь в Москве на различных должностях. Но не может это обьяснить мне почему один город-миллионник, столица нефтедобывающего региона, смотрится по сравнению с другим городом-миллионником, столицей как мне видится депрессивного оборонно-металлургического региона, как небольшая, богом забытая деревня? Неужели два чемпионства "Салавата Юлаева" съели сотню-другую уфимских высоток? Или речь идет о каких-то гораздо больших суммах, оказавшихся у одних городских властей и не дошедших до других?  А ведь понастроенное в лихие 90-е и 2000-е не единственное и возможно не главное архитектурное богатство города. Прекрасно сохранившаяся историческая застройка центра города вызывает не меньшую зависть. Пусть екатеринбуржцы сетуют на появившиеся в ходе реставрации "новоделы" по московскому образцу, когда от исторических зданий остается самая, порой неприметная, малость. Эти историко-архитектурные недоразумения и ляпы на мой, непросвещенный взгляд туриста-дилетанта, смотрятся гораздо эстетичнее, чем целые заброшенные кварталы исторической застройки в Казани, обжитые бомжами, использующиеся под свалки, уродующие лицо города гораздо сильнее, чем любой лубочный "новодел". Реставрация их под вопросом уже десятилетия и никто гарантий не дает, что эти здания тоже не станут "новоделом", только перед этим десятилетиями захламлявшим центр города. Конструктивизм. Наверное главная причина моего интереса к Екатеринбургу. Уже когда стали собираться в дорогу и читать о достопримечательностях, поразил объем сохранившихся зданий этого стиля. По приезду культурным шоком стало органичное существование в центре современного промышленного города целых кварталов домов, спроектированных архитекторами-конструктивистами. Забегая немного вперед скажу, что связь времен: от картины "Строительство городка Чекистов" с выставки художников-авангардистов, до облупившейся штукатурки деревянных (!) балконов жилых домов этого квартала, от железного изогнутого остова, на той же картине, до изящной подковы гостиницы "Исеть", не только не прервалась, но время оказалось спрессованным волей людей-творцов. Вчера рисовали, чертили, строили, сегодня - живут люди. Как будто и не было почти сотни лет. Не "рабами Рима", а нашими дедами построено было это дерзновенное, ни на что не похожее и до сих пор удивляющее свободой замысла и оригинальностью, человеческое жилье. Не знаю, какой из трех самоцветов екатеринбургской архитектуры наиболее ценен: купеческие особняки и церкви времен заводчиков и золотодобытчиков, конструктивистские кубы и параболы времен чекистов и первой пятилетки, небоскребы современности? Но вижу, что все вместе они придают особый колорит городу. Второй раз после Петербурга я видел большой "регулярный" город. И он тоже поразил меня, но иначе: как спираль, пытающаяся вырваться ввысь, одновременно опираясь и отталкиваясь от прошлого, былого. Не город музей, как Питер, не декаданс, а город-завод, авангардизм и энтузиазм превалируют в его облике! Вообщем, как это не прискорбно признать, но Уфе до таких высот очень и очень тяжело будет дотянуться. Не хватает ни исторического материала, ни современных оригинальных архитектурных решений.
http://www.stihi.ru/2014/01/06/2279

6. Екатеринбург. Окончание

На дальних подступах к Екатеринбургу, на занесенном снегом полустанке наблюдал голландскую картину: залитое под каток футбольное поле, пёстро одетое подростковое население, гоняющее шайбу, мячик и просто гоняющее по льду во всех направлениях. Как-то стало на душе легче: жизнь в России продолжается, не всё так плохо на необъятных просторах Родины, как вещают СМИ и блогосфера. Ощущение не проходило всё время путешествия по Екатеринбургу, подкрепляемое красотой города, заполненностью метрополитена, пусть не такой, как в первопрестольной (всё-таки праздничные дни), но и не такой, как в Казани, где свет на станциях включают только на время открытия дверей поезда, так мало пассажиров, всё больше посетителей-зевак, пытающихся в темноте разглядеть прекрасные мозаичные панно казанских станций. Ограниченный перемещениями в центре города, вокруг достопримечательностей, нигде не наблюдал бомжей, в Москве комфортно лежащих почти под стенами Кремля. Не было видно, как во Владимире, спившихся горожан, свободно проползающих по городу или проносимых мимо непослушными ногами, накренившихся, как рыбацкая шаланда под порывом штормового ветра. Может быть мороз позагонял их в теплотрассы, подвалы, притоны, на рабочие и спальные окраины? Всё равно – впечатление от города, как от здорового, крепкого и слаженного организма сопутствовало всей нашей поездке в Екатеринбург. Сохранился в городе электротранспорт, в иных городах и весях безжалостно пущенный на металлолом недальновидными управленцами. Европейская тенденция отказа от перемещений по центру мегаполисов на керосиновых коптилках имеет все шансы прижиться в крупных городах России, т.к. большинство населения по прежнему не имеет личного автотранспорта и с радостью встретит ограничение проезда таковому в центр родного города, осаждаемого в час пик автомобильными пробками, конечно при условии осовременивания транспорта общественного. Предупреждённые интернетом, мы спокойно отнеслись к странному, почти минерально-сероводородному вкусу водопроводной воды. Для питья мы её не использовали, а мытью привкус не мешал. Бюджетные ограничения нашей поездки примирили нас и с выбором недорогой гостиницы. Кстати, при выборе обратили внимание на очень экономных иностранцев, выбиравших для ночевок в Екатеринбурге хостелы и малобюджетные общежития. Или это выбор организаторов их поездок? В любом случае мы последовали по их стопам и выбрали гостиницу-общежитие в тихом переулке, недалеко от Харитоньевского парка, с номером «люкс» за 2500 рублей. «Люкс» - это чтобы номер был с туалетом и ванной. Что там напряжёнка с уборкой мы были в курсе до отъезда, но самое смешное мы узнали по возвращению из поездки: в большинстве гостиниц Екатеринбурга, в том числе и достаточно дорогих, уборка в номерах проводится один раз в три-четыре дня! Таких нововведений от отечественного гостиничного бизнеса я не ожидал. Тоже новые европейские (азиатские?) тенденции?
Возвращение домой из сказочного города, скованного морозом и засыпанного снегом, домой, к реальной, повседневной жизни тоже происходило символично: через адовы ворота вокзала, с потолком украшенным изображением расстрелянной царской семьи, ложной (к счастью) тревоге с заложенной в оставленном чемодане бомбе, через старенький (в отличии от пути в Екатеринбург) вагон без биотуалета, через бубнёж попутчика – пожилого (на год старше нас) десантника.  Здравствуй, Уфа! Вот мы и дома.
http://www.stihi.ru/2014/01/20/10049

7. В Екатеринбург по буржуйски

Сбылась мечта <идиота> нашего альтернативно одарённого семейства: мы вновь выехали в Екатеринбург, на этот раз с более продуманной и затратной программой отдыха. Заказали <умеренно приличную> роскошную <по нашим меркам> гостиницу в центре, с великолепным видом с 14-го этажа на ул. Вайнера, за 5000рублей в сутки на троих. Приобрели через турагентство билеты в оперный и Коляда-театр. На майские праздники, по сравнению с новогодними, выросли цены на купе. И, хотя было принято решение отдыхать как нищие, но буржуи, мы не смогли его последовательно выполнить: купили билеты в плацкарт. Второй проверкой на профпригодность к буржуинству стало подселение в наше купе женщины с ребёнком. <Наглый и безответственный> Мудрый и проницательный я попытался залезть на свою верхнюю полку и оттуда <наблюдать моральные муки домочадцев> оказать на домашних влияние с целью уступить нижнюю полку вновь прибывшим, <но был выловлен на полпути>. Попутчица от нижней полки отказалась и лазила с мальчуганом вверх-вниз всю дорогу, практически не оставив в нашей душе сомнений: мы реально безнравственные уроды буржуи, загнавшие женщину с пацаном на верхнюю полку. (здесь и далее указываю наш «буржуинский» счёт 1:1). Дорога в плацкарте всегда информативнее купейной: на примере пьяного пассажира, карабкающегося «в гору» по диагонали от нас, я увидел, что ограждение на верхней полке, призванное служить для предотвращения падения граждан, в том числе и пьяных, работает наоборот - мешает <пьяным и неспортивным> плохо скоординированным взобраться на полку. После чего загородочка выламывается, открывая путь ко сну и прибавляя работы железнодорожному слесарю. Третью проверку на буржуинность нам не позволила благополучно пройти <моя жадность> сложность географического устройства Екатеринбурга. Поиски входа в метро затянулись, такси брать не давала <душащая жаба> кризисная ситуация в мировой экономике, так что путь до метро и от него до гостиницы затянулся. Девушка из турагентства успела слегка подмёрзнуть, но передала билеты под подпись и, пожелав приятного отдыха, побежала греться. Преодолев <систему многочисленных постов охраны, железных дверей, дистанционных замков и видеокамер> заросший пальмами вестибюль и украшенный вензелем апартаментов лифт, мы поднялись в рай над землёй. Красота, чистота, метраж и кубатура соединились воедино. (2:2) Правда в огромной ванной плохо стекала вода и белоснежный халат не сходился на пузе, но никто не говорил, что заведение предназначено для толстых и любящих чистоту дореволюционных буржуев, скорее для бодрых, плоских и пронырливых, как молодые щурята, современных чумазиков, ещё не успевших обрасти защитным жирком. Город был как всегда великолепен: архитектура, обязательная пешая прогулка по ул. Вайнера, ужин в узбекском ресторане – всё понравилось. Утро должно было начаться со спектакля Коляда-театра «Баба Шанель», а началось с легкоатлетических соревнований и перекрытия проспекта Ленина. Параллельно официальному кроссу соревнования начались и у нас: успеем ли мы доехать на перекладных и добежать на своих двоих на утреннее представление в 12ч00м? Опоздание составило 10 минут, заказать заранее такси не хватило ума. Одна радость: уподобляясь профессору из «Собачьего сердца», мы посетили второй акт спектакля. (3:3) Не бывает худа без добра: в жарко натопленном зале выдержать и один акт оказалось трудновато, а успевшие к началу в итоге парились 3 часа! Юмор с <мокрой задницей> притуплённой остротой восприятия воспринимается гораздо хуже, можете мне поверить на слово. Но сам спектакль понравился, как и «библиотечное» кафе поблизости новой сцены театра, где мы пережидали время до начала второго действия. После спектакля, о котором возможно расскажу подробнее отдельно, посетили музей камнерезного и ювелирного искусства на проспекте Ленина. Великолепное здание и невразумительно организованная коллекция. Плотинка, проход под ней и другие «дежурные» достопримечательности были осмотрены ради дочери, ещё не бывавшей в этом городском городе прежде. От смотровой площадки «Высоцкого» и художественного музея на следующее утра она отказалась. А зря. Музей был хорош: кастлинским литьём (НЕТ СЛОВ!), коллекцией поделок из минералов (не чета бессмыслице камнерезного музея, может быть из-за большого количества современных изделий?), картинами и ещё чем-то, уже не упомню. Передвигались по городу почти исключительно пешком: для буржуев стрёмно, для туристов самый раз: масса впечатлений. Так и не встретили бомжей, хотя среднеазиаты-водители маршруток были на этот раз заметнее (потеплело? сезон?) Оперный театр, прекрасный снаружи, внутри <беднее> аскетичнее и не сильно «впечатляет». «Дон Жуан» на итальянском (4:4) смотрелся на одном дыхании, субтитры удобны. Артисты разогрелись уже в первой трети спектакля, а потом выдавали и выдавали качественное пение и драматическую игру. Надо тоже разобрать бы по косточкам для себя этот интересный спектакль. Ночная прогулка под переменным дождём венчала нашу вторую поездку в столицу Урала. Бой за звание буржуев закончился боевой ничьёй: расти нам ещё и учиться, отвыкая от босяцких привычек детства и юности. Да и денег не мешало бы подкопить. Хочется снова и снова приезжать сюда отдыхать.

http://www.stihi.ru/2014/10/19/3128


Рецензии