Об экзистенциализме Из несказанного
Из несказанного Сёреном Керкегором
Несказаницы. Что это?
http://www.stihi.ru/2017/04/20/9716
***
Экзистенциализм
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Датский философ Сёрен Керкегор, часто называемый отцом экзистенциализма
Экзистенциали;зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.
В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.
Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.
Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается.[1][2]
История термина
Одним из первых термин «экзистенциальная философия» (нем. Existenzphilosophie) ввел Карл Ясперс в 1931 в работе «Духовная ситуация времени»[3], а в 1938 году он вынес его в название отдельной работы. В качестве основоположника экзистенциальной философии Ясперс называет Кьеркегора. В 1939 году после смерти русского философа-эмигранта Льва Шестова выходит его книга «Киргегард и экзистенциальная философия», однако знакомство Шестова с творчеством Кьеркегора произошло лишь в 1928, когда русский мыслитель написал все свои основные работы[4]. В 1943 году книгу со сходным названием выпускает Отто Больнов. Термин экзистенциализм использует в названии своей работы Жан-Поль Сартр (фр. L'existentialisme est un humanisme, 1946), где экзистенциализм разделен на религиозный (Карл Ясперс, Габриэль Марсель) и атеистический (Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Мартин Хайдеггер).
Содержание учения
Экзистенциализм (согласно Ясперсу) возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра, генетически восходит к феноменологии Гуссерля (Камю считал экзистенциалистом даже Гуссерля[5]).
Экзистенциальная философия — это философия бытия человека[6]
Основная категория философии экзистенциализма — это экзистенция.
В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.
Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.
Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.
Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.
Понимание человека
В экзистенциализме, согласно Р. Мэю, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса,[7] который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты[8].
Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.[9]
Значение страха для экзистенциальной философии
На первый взгляд, страх не имеет какого-либо глубокого философского значения, но именно экзистенциалисты, подробно разобравшись в нём, пришли к выводу, что страх — это что-то значительно более глубокое, чем простое переживание, вызванное внешними раздражителями.
Прежде всего, экзистенциалисты разделяют понятия страха и боязни. Боязнь всегда предполагает наличие какой-либо определённой угрозы. Боятся, например, людей, обстоятельств, условий, явлений и т. д. То есть, источник боязни всегда определён.
Иначе страх. Какой-либо предмет, который возбуждает страх, отсутствует. Человек не может даже сказать, что его страшит. Именно в этой неопределённости и проявляется основное свойство страха. Это чувство возникает без какой-либо видимой и определённой причины. Из-за этого человек и не способен оказать сопротивление, так как неизвестно, откуда страх наступает. Тогда кажется, что он подходит со всех сторон и от него не скрыться, потому что даже не знаешь, от чего бежать.
В большинстве случаев страх считается негативным явлением, но экзистенциалисты придают ему позитивную окраску. Они говорят, что страх потрясает человека во всех его жизненных отношениях. Он необходим нам для того, чтобы вытянуть человека из размеренного, бездумного проживания жизни. Именно страх даёт возможность абстрагироваться от всех ежедневных проблем, забот и посмотреть на всё происходящее со стороны. Страх подобен огню, он сжигает все несущественное и временное; он отвлекает человека от всего мирского. Только тогда проявляется истинное существование.
Кьеркегор утверждает:
Страх есть головокружение свободы[10]
Во время этого чувства всё незначительное отступает на задний план, а остаётся само существование. Когда человек поднимается над бездумным проживанием, он понимает, что большинство его ценностей, ориентиров и жизненных отношений — ошибочны. Прежде он был ими несом, но теперь словно отторжен от них, теперь он целиком опирается на самого себя, и лишь в этом проявляется истинная свобода.
Как следствие, страх у экзистенциалистов становится наивысшим достижением человека, так как только в нём открывается истинное существование (по другой терминологии Страх переводится как Тревога)[10].
Принципы экзистенциализма.
Применительно к человеку, существование предшествует сущности. Свою сущность он обретает по ходу существования. Человек делает себя сам. Он обретает свою сущность на протяжении всей своей жизни.
Существование человека — это свободное существование. Свобода подразумевается не как «свобода духа», а «свобода выбора», которую никто не может отнять у человека.
Существование человека включает в себя ответственность: не только за себя, но и за окружающих.
Временное и конечное существование. Человеческое существование — это бытие, обращённое в смерть.
История и представители
В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны 1914—1918:
Л. Шестов
Н. А. Бердяев
В СССР экзистенциальные идеи развивал «философ подполья» Яков Друскин
В Германии экзистенциализм возник после Первой мировой войны:
К. Ясперс
М. Хайдеггер
М. Бубер
Нашёл своих последователей в период Второй мировой войны 1939—1945 во Франции:
Ж.-П. Сартр
Г. Марсель
М. Мерло-Понти
А. Камю
С. де Бовуар
В 1940—1950-е годы экзистенциализм получил распространение и в других европейских странах:
Австрия:
В. Франкл (логотерапия)
Италия:
Э. Кастелли (it)
Н. Аббаньяно
Э. Пачи (it)
Испания:
Х. Ортега-и-Гассет (относительно близок)
В США идеи экзистенциализма популяризировали:
У. Лоури (en)
У. Баррет (en)
Дж. Эди (en)
И. Ялом (экзистенциальная психология)
Великобритания:
Айрис Мёрдок
Уильям Голдинг
Польша:
Витольд Гомбрович
Аргентина:
Эрнесто Сабато
Словения:
Эдвард Коцбек
Родственные направления
К экзистенциализму близки религиозно-философские направления:
Французский персонализм:
Э. Мунье
М. Недонсель
Ж. Лакруа (fr)
В немецком протестантизме — диалектическая теология:
К. Барт
П. Тиллих
Р. Бультман
Предшественники
Своими предшественниками экзистенциалисты считают:
Блеза Паскаля,
Григория Сковороду,
Сёрена Кьеркегора,
Франца Кафку,
Мигеля де Унамуно,
Ф. М. Достоевского.[11].,
Л. Н. Толстого,
Фридриха Ницше
Генрика И;бсена
Примечания
Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 49.
; Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 113.
; Ясперс К. Духовная ситуация времени — С.304
; Лев Шестов
; Сидоров А. Н. Жан-Поль Сартр и либертарный социализм во Франции (50-70-е гг. ХХ в.): Монография. — Иркутск: Издательство Иркутского государственного технического университета, 2006.
; Ясперс К. Духовная ситуация времени — С.379
; Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 61.
; Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 64-65.
; Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 107—109.
; 1 2 Больнов О. Ф. Философия экзистенциализма: Философия существования
; Лесевицкий А. В. Конфликт индивидуального и социального в экзистенциальной философии Ф. М. Достоевского: монография / А. В. Лесевицкий. — Пермь.: «ОТ и ДО», 2011. — 192 с.http://www.fedordostoevsky.ru/research/literary/005
Ссылки Гайденко П. П. Экзистенциализм (Новая философская энциклопедия)
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм
Лукач Д. Экзистенциализм
Трыков В. П. Экзистенциализм. Электронная энциклопедия «Современная французская литература» (2011). Проверено 29 января 2012. Архивировано из первоисточника 19 мая 2012.
Современная философия
Аналитическая философия | Герменевтика | Марксизм | Структурализм | Постмодернизм | Психоанализ | Феноменология | Экзистенциализм
Источник —
Категория: Экзистенциализм
***
Existentialism
From Wikipedia, the free encyclopedia
Existentialism is a term applied to the work of certain late 19th- and 20th-century philosophers who, despite profound doctrinal differences,[1][2][3] shared the belief that philosophical thinking begins with the human subject—not merely the thinking subject, but the acting, feeling, living human individual.[4] In existentialism, the individual's starting point is characterized by what has been called "the existential attitude", or a sense of disorientation and confusion in the face of an apparently meaningless or absurd world.[5] Many existentialists have also regarded traditional systematic or academic philosophies, in both style and content, as too abstract and remote from concrete human experience.[6][7]
S;ren Kierkegaard is generally considered to have been the first existentialist philosopher,[1][8][9] though he did not use the term existentialism.[10] He proposed that each individual—not society or religion—is solely responsible for giving meaning to life and living it passionately and sincerely ("authentically").[11][12] Existentialism became popular in the years following World War II, and strongly influenced many disciplines besides philosophy, including theology, drama, art, literature, and psychology.[13]
Definitional issues and background
There has never been general agreement on the definition of existentialism. The term is often seen as a historical convenience as it was first applied to many philosophers in hindsight, long after they had died. In fact, while existentialism is generally considered to have originated with Kierkegaard, the first prominent existentialist philosopher to adopt the term as a self-description was Jean-Paul Sartre. Sartre purports the idea that which "all existentialists have in common is the fundamental doctrine that existence precedes essence", as scholar Frederick Copleston explains.[14] According to philosopher Steven Crowell, defining existentialism has been relatively difficult, and he argues that it is better understood as a general approach used to reject certain systematic philosophies rather than as a systematic philosophy itself.[1] Sartre himself, in a lecture delivered in 1945, described existentialism as "the attempt to draw all the consequences from a position of consistent atheism".[15]
Although many outside Scandinavia consider the term existentialism to have originated from Kierkegaard himself, it is more likely that Kierkegaard adopted this term (or at least the term "existential" as a description of his philosophy) from the Norwegian poet and literary critic Johan Sebastian Cammermeyer Welhaven.[16] This assertion comes from two sources. The Norwegian philosopher Erik Lundestad refers to the Danish philosopher Fredrik Christian Sibbern. Sibbern is supposed to have had two conversations in 1841, the first with Welhaven and the second with Kierkegaard. It is in the first conversation that it is believed that Welhaven came up with "a word that he said covered a certain thinking, which had a close and positive attitude to life, a relationship he described as existential".[17] This was then brought to Kierkegaard by Sibbern. The second claim comes from the Norwegian historian Rune Slagstad, who claims to prove that Kierkegaard himself said the term "existential" was borrowed from the poet. He strongly believes that it was Kierkegaard himself who said that "Hegelians do not study philosophy 'existentially'; to use a phrase by Welhaven from one time when I spoke with him about philosophy".[18] On the other hand, the Norwegian historian Anne-Lise Seip is critical of Slagstad, and believes the statement in fact stems from the Norwegian literary historian Cathrinus Bang.[19]
There also exists the belief that meaningless and absurdity create a behavior pattern that is not consistent with that which is considered "normal". In other words, existentialism "jars you out of your habits." Like war, sexual disease, and the like, the individual consciousness is paramount to the societal impact one may have and it is your reality that dictates your actions, not anybody else's.
***
From Wikipedia, the free encyclopedia
Kierkegaard war kein politischer Mensch. Patriotische Gefuehle oder gar der Nationalismus, der ab den 1830er Jahren in Daenemark um sich griff, waren ihm voellig fremd. Den Schleswig-Holsteinischen Krieg von 1848–1851 nahm er kaum zur Kenntnis.
***
Свидетельство о публикации №114060408012