Золушка, Принц, Нищий и... поиски полноты

Вы думали когда-нибудь ЧТО может быть общим между стеклянным башмачком и государственной печатью?
Долго передо мной тоже не стоял такой вопрос...))

Основное стремление и надежда человека – счастье. И хотя молодые родители или престарелые бабушки с дедами с детства нам внушают, что счастье – это какое-то достижение или приобретение, мудрые сказки опровергают подобное заблуждение.

Основным сказочным способом в этом деле оказывается ПРЕВРАЩЕНИЕ.
И названные вначале предметы, как и волшебная палочка, и кусок яблока в горле Снежанки, мотивируют необходимость в превращении, указывают на границу реального с фантастическим, на переход от себя – Золушки и Нищего – в себя – Принцессу и Принца.

Известно, что философского камня нет, по крайней мере - пока его не нашли.)Нельзя превратить сестер Золушки в принцесс, или три медведя - в принцев. Это сказке не нужно. А ненужно, потому что они закончены, они целостны, они обладают своей полнотой. В то время как Золушка и Нищий не собрали все свои психические „части”. А что эти роли – Принцессы и Принца - именно их дополняющие „качества-части”, нет сомнения. Почему?
У Золушки почти не меняется внешность, только платье, но о ней думают, как о настоящей принцессе – она общается и танцует, как таковая.
Нищий очень быстро входит в государственные дела и предпринимает мудрые шаги, и даже поведение принца ему удается.
Аристократизм у них внутри, исконный, но отсутствовала среда для его проявления. Видимо, эти роли и необходимые для них качества – часть идентичности героев, которая была - случайно или нет, как испытание или нет - отделена от них. И это расщепление и последующая гиперболизация используются сказочником, чтобы он смог доказать – в нас есть много разного, наши человеческие границы очень широкие, мы должны развивать все свои возможности, мы свободно можем быть собой и успешными, как в роли Золушки, так и в роли Принцессы, на дне и на вершине себя.

Интересная деталь – вершина (уровень Принца и Принцессы) не оценивается успехом, целью,  не планируется и не доказывается потребностью, она проистекает из внутренне присущего, органичного качества Золушки и Нищего.
В отличие от внушений в других сказках, связанных с властью и любовью,  здесь проявляется что-то очень важное: внимание к общественной пользе. Принцип СМЬІСЛА жизни, как театра, в этих сказках доминирует над принципами УДОВОЛЬСТВИЯ и ВЛАСТИ.
Низкий статус Золушки и Нищего дает возможность героям для духовного роста, их страдания – залог мудрости человека в его роли Принца и Принцессы. Тут необычайно выразительно сказочник указывает на источник мудрости и на путь духовного совершенствования самой Власти – через личный опыт и переживание бедности, унижений, аутсайдерской жизни ее носителей. И когда они готовы, тогда является кто-то, чтобы магическим образом соединить противоречивые, но „свои”части, чтобы случилось ПРЕВРАЩЕНИЕ.

Хрупкость границ в процессе преображения, но и общественая значимость духовного роста очень ярко воплощены в знаках. Стеклянный башмачок и государственная печать - те аллегории, которые надежно остаются в подсознании ребенка. Чтобы человек не слишком воображал, сказочник вводит персонаж Судьбы, которая испытывает и ставит условия, но и дает шансы.

Примечателен тот факт, что Золушка – героиня фольклора, а Нищий – авторский персонаж Марка Твена. А сказочная модель – одна и та же! Марк Твен даже усилил понимание нерасторжимости частей тем фактом, что герои – близнецы, которые силой отделены друг от друга.

В результате, на подсознательном уровне ребенку внушается, что Принцесса и Принц – не статус в материальной жизни человека, а более высокая ступень в его росте, усовершенствовании и гармонии.
Принцессой и Принцем может быть каждый, достаточно найти эту опцию в себе и работать над ней!

Итак, состояние счастья – результат развития на пути соединения разных СЕБЯ, как следствие  ПРЕВРАЩЕНИЯ. Это не статус, не приобретение, а РОСТ. И в этом СМЬІСЛ.

И совсем неслучайно возникло выражение "найти счастье". Именно найти – себя целостного, и найти - дорогу роста.

Случилось ли превращение с принцем в сказке о Золушке? – это отдельная история. )))


Рецензии
Здравствуйте Дивна. Я живой!

А почему у нас ПРЕВРАТИТЬСЯ, оно же ОБЕРНУТЬСЯ, связано со словом ВОРОТ, ВЕРТЕТЬ, ПОВОРОТ?

Владислав Климушкин   04.06.2014 23:36     Заявить о нарушении
Привет, Владислав! Приятно осознавать, что Вы - здесь! :)
Первое, что приходит наум в связи с вопросом: возможно, это как пройти через ВРАТА :) - то ли алтаря и церкви...то ли рая, то ли ада.
Пройти через ВОРОТА - это оставить прежнее, сделать шаг к новому, а также ощущение границы перехода. Но все же - переходишь ты сам, даже если меняешь РОЛЬ.
Возможно, есть еще толкование. :)

Дивна Самодива   04.06.2014 23:53   Заявить о нарушении
Да, пришло вот еще что, но очень далекой ассоциацией:
- с одной стороны - ворот (вращать) - как аллюзия на некую цикличность))
- с другой стороны - в-РА/оро/-та... так чем же это "РА / ОРО" - может быть?
......
Но вне этимологических исканий, идея заключается в наличии определенного, "своего" изменения, которое приводит к новому личному качеству, в то же время - интегрируя старое, и также его меняя.
......
Если и есть что-нибудь осознаваемое нами вечным - то это именно изменение.

Дивна Самодива   05.06.2014 00:34   Заявить о нарушении
В народе верили, что "перекинувшись", "перевернувшись", колдун или ведун мог стать другим существом. Он "обращался" или "превращался". Таких называли "оборотни". Кстати, прикол в тему, в книге Марии Семёновой "Мы славяне" приведены башмаки, сделанные из задних лап медведя (http://loveread.ws/read_book.php?id=2883&p=63), и там же есть княжеские шапки с медвежьими ушками.

Владислав Климушкин   02.09.2014 22:15   Заявить о нарушении
Интересные сапоги, должно быть. За ссылку спасибо, Владислав! :)

Дивна Самодива   10.09.2014 08:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.