Первое путешествие в Египет - 2012 г

               

Крыло нашего Боинга рассекает белую вязь облаков, внизу – Синай -  краснобокие горы, тёмно - золотистый  песок, голубые глаза бассейнов, зелёные оазисы пальм, и, конечно, бирюзово – синее Красное море. Боинг пошёл на снижение, красоты Египта, будоражащие моё  воображение с самого детства, хотя и не только моё – это у нас - семейное – от мамы, стали принимать более конкретные очертания. И наконец, симпатичная стюардесса объявила, что мы – на земле Египта.

Я не хочу рассказывать, как приобрели визу и добрались до отеля «Фараана», всё было на хорошем уровне. Но главное  - у туроператора я купила путёвку в Каир! И, конечно, на гору Синай и  в пасхальный Иерусалим! Но путёвка в Каир, для меня была всех дороже, так как в турагентстве по поводу посещения плато Гизы меня сразу предупредили, что после революционных событий в Каир не попадёте... А я была уверена, хотя немного опасалась, что увижу Большого Сфинкса.

Наполненная счастьем, принимая целебные лучи синайского солнца, вдыхая тёплый африканский ветер, плескаясь в живительной влаге библейского Красного моря, я жду с нетерпением первой экскурсии – восхождения на гору Синай.
И вот он – Чистый четверг Страстной седмицы –  совпадение или Божья милость?!. И мы едем к горе Синай! 

Автобус останавливается, и гид - проводник даёт нам фонарики, без которых взойти на гору в темное время суток практически  невозможно.
Первое, что мы увидели – это монастырь Святой Екатерины… Я потрогала стены, от них веяло древностью,  а камни и те взывали к Богу и к покаянию… 

Проводник – бедуин Ид нам объяснил на чистом русском языке, что в сам монастырь мы не пойдём, а только в монастырскую лавку, где можно заказать требы и приобрести иконки. Там было почти так, как у нас – русских  православных, хотя  и не совсем – иконки коптского письма, и мне они – понравились! Коптское письмо особое –  жизнерадостное! Я купила себе на память – образ Святой Екатерины – покровительницы древнего монастыря и  иконку Пророка Моисея, идущего по Красному морю. Потом заказала требы за своих близких, а монахи мне дали в дар  два серебряных  кольца с изображением сердца и надписью - "Святая Екатерина", и что – то похожее на посох, думаю, образ посоха Пророка Моисея (только совсем маленький), хотя может быть я и ошибаюсь, возможно, это держатель – пробка для иконки. Но…срабатывает моё религиозное воображение…Посох, значит, - посох!

Затем Ид сказал, что сейчас мы будем подниматься на Синай, и местные бедуины предложат верблюдов,  и это дело каждого, взять верблюда или нет…
Моя мечта была ехать на верблюде до подъема – лестницы, но попутчицы отказались от верблюдов  и решили идти пешком. И  я также  пошла пешком… как все, но что – то не сложилось из моего пешего похода -  было несколько некомфортно идти, сбивалось дыхание... И вдруг  подошёл бедуин, ведущий верблюда, и предложил мне за пятнадцать долларов милое животное…

Проводник  Ид помог мне взобраться на верблюда, но, к сожалению, не объяснил, как он встаёт, да так резко!  Сначала – выпрямляются   задние  ноги, а потом он  мгновенно  поднимается  на передние! И это не волнообразное движение, а скорее – излом линии углом.
Как я  удержалась!..  Но это было такое счастье – ехать по горам на верблюде!..  Правда,  если бы  знала, на какие камни он наступает, то  на такой вояж –   не решилась... Но было – темно, светили звёзды, и я их видела, в отличие от моих спутниц, которые освещали свой путь фонариком и кроме каменных глыб ничего не могли созерцать.

А мне было очень приятно восседать на спине экзотического животного, и в голове стали возникать поэтические образы:

Грустноглазый кумир…
            Как астральный эмир…
… Моё сердце пленил…
            В высоту поманил…
Мы идём с ним в канве…
             Из синайских дорог…
Светлый луч…в синеве…
            Разбросал… мрачный слог…
Я верблюду скажу …
            О Вселенской любви…
И о том…как ночами …
            Грустят ковыли…
И о звёздной стране…
            Где лампадка горит…
И о том…как луч солнца…
            Со мной говорит…
Грустноглазый кумир…
            Шелковистый эмир…
Наше сердце – в полёт…
            Расцветает эфир…
Нам Плеяды поют…
           Звёзды льют серебром…
И Вселенский салют…
           Распевает псалом…

Но, к сожалению, путь на верблюде по Синаю не долог... И   мне пришлось также с дрожью в сердце от резких движений «корабля синайской пустыни»  сойти на священные камни и тропы и устремить свой взор к подъёму – лестнице…

Тут я всей душой и телом поняла,  о чём говорили православные прихожане  в церкви, что подъём на Синай для верующего человека – не так прост – испытания, и после восхождения на гору Пророка Моисея  Господь отпускает все грехи христианина. Правда, бедуины в это не верят, но к верующим русским относятся с уважением.

И вот я на лестнице, и каждый мой шаг – катарсис... Это я чувствую! И чувствует это наш проводник в белом – бедуин Ид… 

Странно…
Но…всё же…
Со мной…бедуин…
В белой одежде…
Как сам муэдзин….
Смотрит спокойно…
Как мудрый Аллах…
…Мысли греховные…
Свержены в прах…

На лестнице – все сосредоточены, вижу – мужчина стоит на коленях, молится и плачет. Больше я ни на кого не смотрю, только в сложные моменты чувствую тёплую и твёрдую руку мусульманина в белом…
Ид со мной не говорит, хотя с моими спутницами общается. Думаю, почему?.. Но странно… я его понимаю без слов. И сердцем чувствую, что он духовный человек…

Я стою на коленях на очередной трудно переходимой для меня ступеньке... Мелькают образы…Эдем… Ева…Яблоко... И  слёзно прошу прощения  у Бога за всех Ев на Земле, целую каменные ступеньки - бедуин подаёт всё ту же крепкую руку...  Я иду выше... И вот она – вершина Синая!

И снова Ид, он меня подводит  к  тому месту, где видно, как  красиво забрезжил восход… Чудо! Луна ещё не совсем скрылась, первые лучи солнца живописно освещают Синайские горы, каждый миг – свой неповторимый отблеск, лучи расходятся в золотистой гамме, и на небе – бледнеющие звёзды! Божественно!!! 

Я стою и смотрю – наслаждаюсь каждым мгновением рождения Света! Трудно передать ощущение – радость, чувство физической усталости, облегчение от катарсиса, торжество духа! Я благодарна Творцу, бедуину в белом за твёрдую руку, и даже синайскому верблюду…

И вот спуск с горы, с той горы, где Пророку Моисею были явлены скрижали с заповедями…

Я спускаюсь, как пушинка, и не чувствую ни своего тела, ни своего веса… И мне …противны…яблоки…

Горы… Синайские горы! Я не видела ничего красивее… Камни, почти без всякой растительности. Да, без растительности!..  Но до  чего  красиво!... Краснобокие, я смотрю, и мне кажется, что они напоминают  пасхальное тесто… Очертания скал, как женские фигуры… Как будто их вылепили, но до конца рука ваятеля не отшлифовала своё произведение искусства… Словно Творец оставил на некоторое время свою мастерскую, но только на время, он вернётся – и тогда эти исполины оживут,  освещённые великолепным синайским солнцем!

Пока я рассматривала пейзажи Синая, ко мне подошёл бедуин с верблюдом, но мне понравилось идти пешком, любуясь божественными  изваяниями… Мусульманин удивился, взглянув в мои глаза – я думаю, что в тот миг моём взгляде ещё отражался Свет Творца! Он спросил меня, замужем ли я…Я ответила утвердительно. Тогда он сказал, что мужу повезло, ты приносишь благополучие. И быстро удалился на верблюде (я не думала, что эти животные могут так резво бегать по каменистым тропам).

И вот снова монастырь Святой Екатерины, при свете дня он показался мне неприступной крепостью.  Каменная кладка, щербинки  на выступах, шероховатая поверхность -  всё хранит след истории. И так хочется войти в эти монументальные загадочные стены монастыря и увидеть Неопалимую Купину, древние иконы, храмы и маленькую мусульманскую мечеть (со времён исламского Пророка Мухаммеда эта святая христианская обитель находится под покровительством мусульман, и ни разу не подвергалась нападению иноверцев).

Но монастырский Устав, есть Устав, и монахи готовятся к празднику Светлой Пасхи и не принимают в эти священные дни паломников.  И мы мирно побрели к автобусам, которые благополучно доставили нас в отель «Фараана».

Мне хватило часа, чтобы отдохнуть, привести себя в порядок, и пойти искупаться в море. Мои знакомые по отелю были удивлены, как я быстро восстановилась после восхождения на Синай…

А в субботу…меня ждал…Каир!

К этой поездке я готовилась основательно. Халид – наш туроператор отвёз группу отдыхающих в магазины Шарм – аль – Шейха. Впрочем, я купила всё, что мне нужно в одном магазинчике у итальянца Марко. Он меня спросил: «Итальяно?»… Я улыбнулась, и он понял, что «Russia».

Там я приобрела кораллы, бирюзу, всякие мелочи, но главное – египетское платье, в котором потом поехала в Каир. Моя экзотическая одежда и белый лёгкий платок производили на египтян приятное доверительное впечатление.

И вот, наконец, мы едем по улицам Каира. Раннее утро, открываются магазинчики, куда – то спешат люди. Мусульманки в своих обычных одеждах…  Загорелые мужчины…

Но…всё же в каирских улицах – тревога, это чувствуется... Кое-где оборванные рекламные объявления, разбитые витрины, беспорядочно разбросанная мебель, много бытовых отходов…

Но я прикоснулась к  этому  Каиру только  «краешком глаза», меня интересовал другой Каир – не испорченный современной цивилизацией.  И я стала рассматривать мечети и минареты (к счастью, мечетей в столице Египта весьма много)…

И вот наш гид Мухаммед сказал, что подъехали к Каирскому музею. Нам выдали слуховые приборы, и мы вошли в стены здания.
Всё происходило очень быстро – и вдруг  я предстала, именно, предстала…перед взорами Аменхотепа III и его супруги Тии. Мне показалась, что эта симпатичная пара египетских фараонов с любопытством рассматривает меня, стоящую возле их пьедестала, и они благосклонно поприветствовали.  Я это почувствовала. Трудно было отойти от их величественных изваяний, что – то притягивало, как магнит.

Аменхотеп III – отец реформатора Эхнатона, его лик в образе сфинксов созерцают на берегах Невы в милом сердцу русского человека Петербурге. Аменхотеп III и Россия… Петербург и Пояс Ориона…Что – то в этом есть…. В моей голове снова стали прокручиваться образы – Петропавловский собор – усыпальница Петра Великого – Гиза  - Пояс Ориона…. Созвездие Ориона – туманность Конская Голова – Медный Всадник…

Определённая связь, есть, конечно, если учесть что Гиза и Петербург  находятся на одной географической долготе, а именно,   на 30-м «Пулковском меридиане».

Да,  Андрей Николаевич Муравьев не просто так  подал идею приобретения  для берегов Невы двух сфинксов, охранявших усыпальницу фараона Аменхотепа III. Связь России и Египта налицо.

И  мать фараона Эхнатона - царица Тия -  весьма интересная фигура в правлении Древнего Египта, и  её загадочная переписка с митаннийскими правителями. Интересно, откуда почерпнул Эхнатон понятие единобожия? Возможно, у царицы Тии хурритское или семитское происхождение, поэтому и реформы…

И вот грандиозная фигура самого фараона – реформатора.  «Здравствуй, Эхнатон! Я пришла…А где лучезарная Нефертити?  Конечно, в Берлине…». Но гид продолжает рассказ и показывает на прекрасную головку супруги Эхнатона.  Мне показалась, что лик Нефертити излучает спокойствие и гармонию, а не царское величие, как на всем  известном изваянии  скульптора Тутмоса.

Около Нефертити и Эхнатона можно находиться бесконечно, этой паре есть,  что рассказать о своей эпохе, солнечном  городе Ахетатоне, о  принятии монотеистической религии.   Так и хочется спросить фараона  о Пророке Моисее…

Но гид продолжает рассказ – и  взоры  направлены на красивого сфинкса –  образ царицы Египта Хатшепсут. Изящная египтянка очень любила ладан, который  и по сей день защищает христиан своей загадочной целительной святостью, в богослужениях православных церквей  эта душистая смола - незаменимый состав фимиама. И образ Хатшепсут у меня воспринимается в сочетании с этими смолистыми благовониями. Видимо, их присутствие  давало женщине - фараону стойкость и умиротворение,  поэтому её правление отличалось в высшей степени миролюбивостью.

И поскольку мы через некоторое время направляемся в Гизу, наше внимание привлекла статуэтка фараона Хуфу, чья пирамида восхищает гармонией и совершенством геометрических форм.
Обойдя и другие экспонаты первого этажа музея, мы поднялись  на второй этаж, где находится  историческое  явление уникальной значимости – сокровища гробницы Тутанхамона.

Трудно понять, как могли сохраниться эти удивительные экспонаты захоронения Тутанхамона - сына фараона-реформатора, или как недоброжелатели его называют -  «еретика»  Эхнатона. Но провидению было угодно, чтоб эта династия, то есть восемнадцатая династия, была представлена и колоссальными скульптурами – Аменхотепа III и Тии, Эхнатона и прекрасным бюстом Нефертити, а также  золотой маской Тутанхамона.

А мне ещё раз хочется вернуться к фараону Эхнатону. Что - то меня в нём привлекает, какая- то божественная красота, хотя многие исследователи считают это некрасивостью – удлинённый лик, широкие мужские бёдра, выпуклый живот. Но… фараон – не просто мужчина. Это – фараон – воплощение Бога на земле…и его образ не столько реалистичен, сколько символичен…

Видимо, в самом начале сотворения мира люди – подобие Божие -  не имели гендерных отличий, человек родил себе подобного. Возможно, этим можно объяснить символ – широкобёдрое строение тела фараона… А округлый живот  показывает на значимость диафрагмы в правильном дыхании Эхнатона, ведь ему приходилось петь гимны божественному Атону, сочинённые им самим же… А удлинённые  лики до сих пор изображаются и  на иконах православных святых…

Видимо, фараон – реформатор пришёл в этот мир или слишком поздно или слишком рано для своей эпохи, как атлант – слишком поздно, а как человек нового времени – слишком рано, поэтому был не понят окружающим миром. Но он пришёл, и ввёл забытое людьми единобожие…

И вот я смотрю на золотую маску фараона Тутанхамона, которому пришлось почти невозможное – соединить в своей душе две религии – поклонение Атон – Ра и Амон – Ра. Пойти на уступки жрецов, которые всё ещё помнили и чтили прежних богов, но не забывать реформы своего отца – фараона Эхнатона.  И тронное имя молодого фараона, тоже реформатора, было Небхепрура – «Господин форм Ра».

О правлении Тутанхамона не так много известно историкам, но остались великолепные свидетели его недолгой земной жизни – личные вещи, культовые атрибуты, предметы захоронения.

Из личных вещей фараона  великолепным мне показался  трон с изображением трогательной сцены общения с молодой супругой Анхесенпаамон – дочерью Эхнатона и Нефертити. Подобные бытовые зарисовки украшали стены  Ахетатона – солнечного города, посвящённого Атон – Ра.

Любовь, пронесенная сквозь века, осталась навсегда в древних фресках, изображениях на личных предметах утвари, даже в скромном веночке из васильков на  золотом саркофаге в усыпальнице  Тутанхамона. 
Золотой саркофаг…и, конечно, золотая маска фараона, которая стала визитной карточкой современного Египта – это гармония геометрических измерений и человеческого духа… И неслучайно на древних  пирамидах были начертаны такие слова: «О, фараон, ты не ушёл мёртвым, ты ушёл живым». Древние египтяне верили в воскресение человека после смерти, поэтому такое трепетное отношение к усыпальницам, к личным вещам, мумифицированным останкам человеческого тела.

Вот они древнеегипетские мумии и саркофаги… 

И я вновь сопоставляю... Сколько пройдено мной священных православных  мест с мощами русских святых, сколько видела я в монастырях красивых рак с изображениями духовных и  житийных сцен, что в моей голове снова стал выстраиваться ассоциативный ряд – египетские саркофаги  напоминают чем – то раки православных святых. Возможно огромной  значимостью в свои времена – свои эпохи?..

А современные копты – потомки древних фараонов, они всей душой приняли христианство,  ожидая второго прихода Мессии, лик которого у представителей этого древнего народа начертан на запястье.
И я этот образ Христа никогда не забуду, который увидела в виде татуировки на руке молодого копта – уборщика  моего номера. Малик – так его называли, симпатичный высокий египтянин. Я почувствовала сразу, что он – верующий человек, копт сказал мне об этом сам и показал татуировку: «Христос». От молодого человека даже на расстоянии исходили тепловые пульсации.

Малик пытался говорить со мной на ломанном русском, но  это мешало восприятию информации, мне показалось, что я его понимаю без слов, а его опусы в русской лексике меня только отвлекают от смысла. Удивительно, но он мне напомнил древних своих предков…

Так что египтян и русских, действительно, многое связывает – первые монастыри – в Египте, первое монашество – из Египта, а также и более ранние поклонение солнечной энергии, словно отголоски арийской цивилизации.

И… ещё меня пленили пекторали, древние золотые  пекторали Тутанхамона – в виде божественной птицы -  сокола, раскрывшего крылья, в виде скарабея – символа возрождения и бессмертия,  в котором зашифровано тронное имя фараона - Небкхепрура, в виде богини Нехбет, с обратной стороны которой -  на груди богини ожерелье с картушем Тутанхамона.

И глядя на это золотое великолепие, украшенное бирюзой, ляпис – лазурью, сердоликом, лазуритом, вспоминается царская скифская пектораль со скульптурными изображениями животных и сценами жизни древних скифов, и царские бармы, которые были атрибутами ритуального венчания на трон русского монарха.

И вот передо мной египетские опахала, странно…но образ опахал – вееров Нефертити возник в моих верлибрах несколько лет назад…именно золотистый веер, который распался в прах…

Я вижу остов опахала – из золота, но само перьевое опахало где?... Его нет…и только длинная ручка, конец которой в форме цветка лотоса, и плоское полукружие, куда прикреплялись перья страуса, хранит образ дивного царского опахала. Это прекрасный веер Тутанхамона и его супруги Анхесенпаамон, дочери  царицы Нефертити… Эти опахала, конечно, носили кроме бытового и мистерический  характер…

Но размышления оставим историкам, а нас приглашает Мухаммед совершить прогулку по изумительному Нилу и посмотреть Каир не из окон автобуса.
Вот и Нил, неужели я добралась до Нила?!.. Мы взошли на лодку с восточным убранством, яркую и живописную… Я расположилась  на стилизованном восточном диванчике и стала наслаждаться красотами Каира.

Внизу плескались тёмные зеленоватые воды священного Нила, а сверху светило жаркое египетское солнце… Я подняла вверх правую руку  и поймала яркий  солнечный луч, а левую руку опустила ближе к нильской воде  и почувствовала прохладную влагу великой реки. Тем самым я соединила в себе две энергии – солнечную и водную... И на миг стала проводником и единым сосудом, вместившим это божественное чудо!  Я играла бликами солнца, смотрела на пенные волны, идущие из-под кормы нашей лодки. А также думала о красавице  Нефертити, которая своим «сладостным голосом и прекрасными руками с  систрами» встречала утром и провожала вечером солнечный диск.
 
 О, венценосный Атон  - Ра…
 Воспламеняющий…  души неземной  любовью…
 К Божественному Солнцу… Великому… Атон – Ра…
 Струйными лучами нисходящему…
 В  золотые пустыни Египта…
 О,  светлокудрый Атон – Ра…
 Пролей… своё золотистое сияние…
 На  светоносную…
 Жемчужину мироздания – Тадухепу …
 Величественную царицу -  Нефертити…
 Правительницу… Верхнего и Нижнего Египта…
 Держащую в своих нежных дланях…
 Полётно - воздушные  веера…
 О, лучистый Атон – Ра…
 Разлей…   скользящие… златогривые  стрелы …
 Над величественным фараоном Эхнатоном…
 Правителем Верхнего и Нижнего Египта…
 Озарив… светлоликий кармический веер…
 Соединяющий души величественных супругов
 В сияющей… Божественным Светом Вселенной…
 О,  лучезарный  Атон – Ра…
 Освяти своим  пылающим взором…
 И …темноликий веер, свивающий души
 Царственной четы – Эхнатона и Нефертити…
 С духами жрецов  Великого Египта…
 О, сверкающий Атон – Ра…
 Озари в короническом свете …
 Лики царственных супругов Эхнатона и Нефертити…
 Правителей Верхнего и Нижнего Египта…
 …О… кармическое  опахало…
 Летящее в огненосной  длани…
 … О… жреческое опахало…
 Несущее свой вздох…  к водам великого Нила…
 Соединитесь… в своём Космическом Полёте…
 В звучащую Песнь Мироздания…

Пока я мысленно пела песни Атон – Ра,  наша ладья бороздила тяжёлые нильские воды... К счастью, в Ниле нам не удалось увидеть нильского крокодила, а вот огромная мумия священной рептилии, которая была выставлена в Каирском музее в виде экспоната, запомнилась мне надолго.  Известно, что священных крокодилов  древние египтяне украшали ювелирными золотыми изделиями и бальзамировали для того, чтобы совершить погребения в храмах, посвящённых богу с головой крокодила – Себеку.

И вот наша ладья развернулась возле моста Каср аль – Нил, и я спокойно стала смотреть на современный Каир с его высотными сооружениями, любуюсь издали мостом через самую длинную реку в мире, и ещё раз запечатлела  на фото каирское солнце и зеленоватые брызги священного Нила и написала:
 
Нил раскрывает  нефритовые объятия,
 Изида объемлет радужными крылами,
 Корона освящает лучи огненосного Ра….
 Озирис шепчет священнее заклинания….
 Луксорские карнаки слагают лотосовые песни….
 Абидос влечёт своими загадочными знаками….
 Йама на огнедышащей колеснице вторит  всполохам надпространства….
 Я поклоняюсь энергии – солнечной энергии….
 Гор дарит светлые белые сандалии….
 Озирис покрывает божественным сари….
 Дорога ведёт к райским пущам….
 Каир ласкает нежным ветреным ароматом….
 Изида наполняет сознание бирюзовыми папирусами….
 Нил несёт в лазуритовом всплеске  любовь Нефертити и Эхнатона…..

Наконец мы сошли  на берег реки  недалеко от площади Тахрир, где находится Каирский музей. И я вспомнила о русском поэте Константине Дмитриевиче Бальмонте, посетившем в начале прошлого века Каир.  Поэт Бальмонт соприкасался с древними папирусами, изучал древнеегипетский язык под руководством египтолога Гастона Масперо, осматривал сокровища Каирского  национального музея и великие пирамиды Гизы…

И я с нетерпением стала ожидать того момента, когда и наша туристическая группа соприкоснется с одним из чудес света.  Но…прежде этого…нас ждал обед и посещение каирской парфюмерной фабрики «Восточные ароматы. Oriental Perfumes».

Обед состоялся в небольшом каирском ресторане, но дело не в нём…
Я вошла в холл ресторана в красивом египетском облачении с орнаментом и в воздушном белом платке, покрывающем  волосы... И сразу же ко мне подошла загорелая египтянка средних лет  в тёмном хиджабе. Мусульманка, посмотрев в мои глаза, с довольным видом расцеловала меня в обе щеки. И как-то это получилось у неё от всей души, по-русски… Мне объяснили, что в Каире после революционных событий давно не было русских туристов, поэтому такая бурная реакция на представительницу России. А потом, я проявила уважение к исламской культуре, надев египетское красивое, но скромное платье.

Мне было очень приятно, что на фоне спортивно – джинсового стиля туристов мой наряд египтянам понравился, и довольная своим выбором в магазине итальянца Марко, я переступила порог салона парфюмерной фабрики.

В «Восточных ароматах» работали в основном русские белокурые девушки, они нам рассказали об истории парфюмерии в Египте, о духах фараонов, о цветах, растущих в дельте Нила, показали красивые эксклюзивные флакончики для духов и масел.  Через полгода в Париже в музее парфюмерной фабрики  «Фрагонар» я с удовольствием вспоминала салон «Восточные ароматы» и была горда за древних египтян и арабов, которые первыми начали извлекать из цветов восхитительные ароматы. Арабские сосуды для выделения  и сбора эфирных масел широко представлены в парижском музее «Фрагонар».

И также вспомнила сцены из своего детства, когда в сезон сбора роз меня пятилетней девочкой мама брала с собой в горы Крыма на розовые плантации, где после сбора лепестков роз я зарывалась в восхитительные ароматные башни из царицы цветов. И знала с самого детства, что из розовых лепестков извлекут душистое масло, которое станет основой парфюма.

И вот темноглазая египтянка в  салоне «Восточные ароматы»  проводит дегустацию египетских  эфирных масел и духов, которыми пользовались древние фараоны. Мне нравятся многие ароматы – «Роза»,  «Королева Клеопатра», «Царица Хатшепсут», «Пять секретов», «Сандал»… Но я для себя выбираю нежнейшую цветочную эссенцию «Лотос»  и универсальное в применении масло «Жожоба».

В салоне нас угощают душистым чаем, и мы с удовольствием ощущаем ароматы цветов Египта, наслаждаемся мерцанием бликов света на красивых парфюмерных флакончиках...

Но Мухаммед… снова предлагает нам занять свои места в автобусе, и мы приближаемся к заветной Гизе…

Вот оно – плато Ливийской пустыни – Гиза!..

И мои «уютные» тапочки погружаются в тёплый, прогретый солнечными лучами, песок...Всё моё существо  охватывает необъяснимое волнение, духовный подъём... Дорога ведёт к одному из «семи чудес света» - пирамиде Хуфу… Я не могу называть великую пирамиду именем Хеопса, на земле Египта – имя этого фараона звучало так – Хуфу…

Мы поднялись на площадку, с которой можно увидеть три пирамиды фараонов  – Хуфу, Хафры и Менкаура…Они …как на ладони… под африканским солнцем, к счастью, не очень  знойным (середина апреля для Африки – комфортное время).

Но приятное созерцание золотистых песков и геометрических форм пирамид…бесконечно прерывают назойливые арабы - бедуины…Дети кричат, показывая на меня пальцем: «Смотрите, Клеопатра вернулась!»…
Ещё в автобусе  гид Мухаммед предупредил, что бедуины Гизы – как цыгане... И арабские подростки мне   в след кричат снова: «Шакира! Дай доллар! Дай рубль! Украйна, дай гривну!».

Но я быстрым шагом направляюсь  по пескам пустыни к великой  пирамиде Хуфу!
Вот она! Обнажённая красавица! С нежного тела пирамиды  безжалостной рукой араба был сорван прекрасный белоснежный  покров… Но без облачения красавица не стала менее прекрасна… Я осторожно прикасаюсь к известняковому естеству пирамиды Хуфу… Какая же она – нежная – пирамида Хуфу! Живая! Я прислоняюсь спиной к светлым каменным блокам, от  них идёт солнечное тепло. Как  приятно стоять возле пирамиды и получать от неё энергетические импульсы! Известно, что древние фараоны приходили  к великой пирамиде с целью омоложения.

Действительно, после поездки в Гизу я стала чувствовать себя намного лучше, счастливее…

Интересно, всё же, для какой цели были созданы пирамиды на гизском плато?..
Конечно, это были – ритуальные сооружения, устанавливающие связь с Вселенским Мирозданием – проводники космической волновой  энергии. Возможно, фараоны в их недрах  получали значимую информацию из Космоса, растворяясь в молитвенных гимнах и соединяясь  с духовной ноосферой. Поэтому строители пирамид уделяли большое внимание акустике, а четыре шахты из камеры Короля и Королевы были устремлены к созвездиям – Ориона и Большого Пса, важным для ритуальных действий.

И вот я в  маленькой пирамиде - спутнице  принцессы Хенутсен, как нам сказали, жены фараона Хуфу…Я проникаю в узкий   туннель и захожу вовнутрь пирамиды - немного захватывает дух... Вижу место, где стоял саркофаг – почти эллипсовидное углубление…прижимаюсь к каменным блокам  – и руки сами принимают какое – то ритуальное положение! Через несколько дней по фотографии, сделанной внутри пирамиды, я понимаю, что моя фигура с распростертыми руками очень напоминает египетский крест Анкх – символ вечной жизни! И недолго побыв в каменистой усыпальнице царственной особы, я выхожу на свет Божий...

Около полуразрушенной  пирамиды египетской принцессы собирается наша туристическая группа, и  Мухаммед  приглашает всех идти  к Большому Сфинксу... Я никогда не забуду эту дорогу от пирамид к Сфинксу – солнце, песок, верблюды, всё те же неугомонные бедуины…и очертания Сфинкса!..
Вот он – рукотворное чудо Творца – Большой Сфинкс! Величественный - застывший в царственной позе, изъеденный проливными дождями и выщербленный порывистыми ветрами, засыпанный горячим песком, обиженный неблагодарными потомками – мамлюками, но всё же светлый, солнечный и мудрый! Вот он! Я стою почти рядом! Душа наполняется эмоциями, каким – то духовным светом и счастьем от соприкосновения с этим, сохранившимся несмотря ни на что, чудом Света!

Что же находится под лапами солярного изваяния, стерегущего величественные пирамиды?.. Неужели, правда, библиотека … Что – то подсказывает, что там  таблички… как в Тель-эль-Амарнском архиве. И я думаю о Текстах Пирамид…В великих пирамидах Гизы священные писания отсутствуют…Возможно молитвенные гимны высекались на табличках, которые хранились в библиотеке…Сложнейшие ритуалы, проводимые жрецами Древнего Египта, конечно, не обходились без прочтения священных заклинаний, при помощи которых душа  фараона могла подняться к звёздам и занять своё место среди богов. Не достойное ли место для священных текстов хранилище под лапами солярного изваяния?..

И я  в последний раз смотрю на плато Гиза…и думаю о том, возможно правы те, кто утверждает, что пирамиды в Гизе располагаются внутри сакральной геометрической фигуры Vesica Piscis (в переводе с латыни – «рыбий пузырь) – основы Цветка Жизни. И снова возникают ассоциации – три пирамиды находятся в так называемой мандорле – ауре святости, в которой изображаются Христос и Богородица. Гизское символическое  триединство Сущего  напоминает христианское изображение Святой Троицы или Вседержителя со святым писанием в руках. Но где письмена, возможно под охраной могущественного Сфинкса?..
Мои мысли прерывает бедуин, который предлагает за один доллар симпатичную круглую плетёную тарелочку из тростника…Боже! Да она сплетена по принципу «золотой спирали Фибоначчи»! Те же завитки и пропорции, и направление против часовой стрелки! Как будто напоминание мне о том, что время может двигаться вспять и  происходить процесс эманации! Возвращение к своим истокам, к предкам?..

Тростниковая тарелочка мне очень понравилась своей тёплой мягкостью и геометрической сакральностью, я также купила у другого высокого араба сувенир – милых трёх верблюдов в память о трёх пирамидах Гизы, расположенных в соответствии «спирали Фибоначчи». И бегом направилась к автобусу, который благополучно доставил нашу туристическую группу в Музей папируса.
В музее молодой  египтянин  показал технику изготовления папирусов, а также предложил приобрести фирменные изделия. Мой взгляд привлёк тёмный папирус с изображением золотистого  бюста Нефертити в бирюзовом головном уборе… Я, конечно, не смогла устоять перед такой красотой, и великолепие каирских мастеров  было скручено  и положено в красивую тубу.

И, наконец,  я довольная таким замечательным днём, проведённым в Каире, с духами «Лотос» и великолепным папирусом в свитке – символами Верхнего и Нижнего Египта, одухотворённая солнцем, Нилом и сыпучими африканскими  песками разместилась в автобусе, взявшем направление на Шарм аль Шейх.
Кто бы мог подумать, что мне придётся встречать православную Пасху не в христианской церкви, а на пути между Африкой и  Ближним Востоком… да ещё в сопровождении эскортов полицейских, охраняющих наше благополучное путешествие!

На Синай мы приехали утром, и мне захотелось спать, а вечером меня ждала другая дорога – в пасхальный Иерусалим – Землю Обетованную.

И вот прохождение израильской границы – Таба – Эйлат. Конечно, Израиль мне показался более цивилизованным, чем современный Египет.

Первая остановка – Мёртвое море…Утро… Израильтянки предложили целебные грязи уникального моря, в котором не плещется ни одна рыбка. Нанеся друг на  друга целебную  тёмную  массу, мы направились к морю…Удивительно, но это море не хотело ощущать чужеродные  движения в своём естестве…и мы зависли в солённых тяжёлых водах экзотического уникума. После принятия таких ванн, все с удивлением отметили, что бром, который содержится в целебных водах моря, очень благотворно повлиял на наши организмы, умиротворённые и успокоенные мы прибыли в Иерусалим.

Вот она – Масличная – Елеонская  гора… И со смотровой площадки  Масличной горы перед взорами удивлённых туристов предстал белый город во всей своей утренней красе, а золотой точкой – символом исходной точки творения Всевышнего -  возвышался сверкающий свод мечети Купол Скалы - место на горе Мориа, где находится основа Краеугольного Камня.

Я попыталась сфотографировать красоты Старого города, но…тщетно…Видимо, атмосфера солёного Мёртвого моря повлияла на качество моего фотоаппарата – батарейки – разряжены, и снимки, к сожалению, не получились. И, почувствовав в этом Божье Провидение, довольная восхитительными видами Иерусалима, я просто окунулась в слияние эпох белокаменного города.

Масличная (Елеонская) гора, где волею судеб оказалась и я,  связана памятью с именем царя Давида, который на этом месте поклонялся Богу. Его сын - мудрый  царь Соломон построил здесь капища для своих иноземных жён,  в пределах Масличной горы нашла своё упокоение и египетская принцесса – супруга Соломона.

На склонах горы также находится древнейшее еврейское кладбище, где   похоронены пророки – Аггей, Малахия, Захария. Каменные усыпальницы впечатляют! Особенно гробницы Захарии и коэнов Бнер Хазир. Они расположены рядом... Этот комплекс напоминают своими очертаниями, если визуально их совместить, пирамиду Хеопса с мастабой смотрителя некрополя Сешемнефера …только меньших размеров. Та же пирамидальная форма, ниша - вестибюль  и две колонны. В Иерусалиме это одно из самых первых еврейских захоронений….

Какие традиции вынес этот народ из Египта? Что означает пирамида? Древний алтарь, место для моления?... Ведь монолитное  изваяние гробницы Захарии в виде пирамиды не имеет погребальной камеры. А две колонны возле жреческих усыпальниц – символ чего? Возможно…двух энергетических потоков, образующих единый вихрь или спираль?..

В книге Пророка Захарии сказано, что «в конце дней Мессия взойдёт на Елеонскую гору и оттуда по звуку трубы Иезекииля начнётся воскресение мертвых». Рядом находится и Кедронская долина,  где прозвучит труба архангела и воскресшие мёртвые предстанут пред Судом Божьим.

Масличная гора завораживает своей непостижимостью и святостью, в христианстве она также связана с Елеонской проповедью, Страданиями Христовыми, Вознесением Господнем…

Гид – выходец из России  со смотровой площадки  ещё раз  обращает наше внимание на очертания Храмовой горы, откуда в сиянии солнца хорошо видны купола церквей, священные мачты  мусульманских минаретов и Золотая точка Иерусалима – Купол Скалы,  рядом  с которым прослеживается и старинная мечеть Аль – Акса -  места, связанные с  исламским Пророком Мухаммедом.

Очень жаль спускаться с Масличной горы, но время ограничено…  теперь перед нами другая цель – Палестина. И наш автобус плавно курсирует по обаятельным улицам современного Иерусалима.

Мы с удовольствием рассматриваем новые замысловатые городские постройки, строгие офисы, симпатичные скоростные трамвайчики, следующие по своему маршруту, и  экскурсовод  любезно нас приглашает в иерусалимскую церковную лавку, для того чтобы мы приобрели свечи и другие святыни.
Магазинчик с церковной утварью оказался весьма приличных размеров, много икон, богословских книг, свечей, крестов православных и иерусалимских…Я немного растерялась от такого многообразия.

Гид объяснил, что необходимо купить иерусалимский – паломнический крест, поскольку мы все приехали с паломнической миссией в Святой город. Моё внимание привлёк маленький иерусалимский крест на синевато – зелёном кулоне из камня. Мне сказали, что это малахит. Я также купила  в тон кулону ещё и браслет из этого загадочного камня.  Позже мне открылось, что этот камень – эйлатский, и добывается исключительно в копях царя Соломона. Выходит, что  сам царь Соломон мне сделал приятный сюрприз. Я с нежностью смотрю на свой паломнический крест и вспоминаю мудреца – царя Соломона, который знал язык птиц, рыб, растений…

Также в этом магазинчике я приобрела для себя и своих близких набор иерусалимских восковых свечей, симпатичную  коробочку с ладаном, святой водой, маслом и священной землёй Вечного города, иконки Святого Семейства и Иессева Древа и Яд – ха – хамеш или хамсе с молитвой путешествующих.

Через  некоторое время мы подъехали к палестинским кордонам, которые охраняли вооруженные девушки в военных формах. На меня это не произвело особого впечатления, так как я сама служила в рядах вооружённых сил почти два года, так же как и еврейские девушки.

И вот мы после проверки документов въехали в загадочный Вифлеем (Бет Лехем). Пред нашим взором предстал во всей своей красе Храм Рождества Христова. Но странно… Вдруг отчётливо зазвучал азан…  Повернувшись  в направлении звука голоса муэдзина,  я увидела минарет. Экскурсовод сказал, что это мечеть Омара ибн аль – Хаттаба – второго праведного мусульманского халифа, который в 637 году издал закон,  гарантирующий уважение к христианским святыням и безопасность духовенства.

И под звуки азана мы вошли небольшой проём – дверь Рождественского храма или «Врата Смирения».  Проходя через такой низкий дверной проём, каждый человек преклоняет голову, словно перед прикосновением к святыне.
И вот перед нами базилика Храма Рождества Христова, построенная по указу   равноапостольной Святой Елены над местом Рождества Христова при пещере рождения, которая неоднократно перестраивалась, но сквозь века и время сохранила свою святость и значимость.
Моё воображение покорили старинные росписи  и мозаики   на библейские сюжеты  на стенах храма, фрагменты  старинного мозаичного пола, колонны из розового гранита.

Но больше всего обаяла колонна с точечками в виде креста, из которой по преданию вылетели пчёлы, защищая святую обитель от вторжения иноверцев. Я дотронулась до холодного гранита ладонью  и прикоснулась, сложив вместе пальцы правой руки, к священным отверстиям в старинной колонне. Странные ощущения…Как будто проникаешь куда – то вглубь истории  и чувствуешь присутствие Святого семейства, мудрецов Востока – волхвов, теплоту лучей Вифлеемской Звезды.

И вспомнились строки Святого Писания: «…звезда, которую видели они (волхвы) на востоке, шла перед ними, и, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец…». И вот оно, то место, где родился Богомладенец – на него указывает серебряная звезда, находящаяся в небольшой нише. Я преклоняю колени, дотрагиваюсь до серебряной звезды, от которой исходят четырнадцать лучей согласно родословной Иисуса Христа и четырнадцати остановкам Крестного Пути.  По внутреннему кругу Звезды надпись на латинском языке: "Hic de Virgine Maria Jesus Christus Est" («Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос»).  Около ниши – лампадки, принадлежащие нескольким христианским конфессиям – армянской, римо – католической, греко – православной.

Неужели здесь был рождён Спаситель Мира…Сюда пришли персидские волхвы – звездочёты – Гаспар, Валтасар и Мельхиор – и принесли дары – ладан, золото и смирну?.. Каким чудом я оказалась здесь. ..  в Вифлееме – месте рождения царя Давида и Иисуса Христа – Спасителя Мира. Непостижимо…

Но я нахожусь в Храме Рождества Христова, и на меня смотрит с  иконы, улыбаясь, Иерусалимская Богоматерь…Богородица в том месте, где были счастливые минуты рождения сына, где её  младенцу была оказана великая почесть и слава как Мессии, и принесены дары – золото – как царю, смирна – как человеку, ладан – как первосвященнику.

И с трепетом в сердце от соприкосновения с Вечностью мы выходим из Храма Рождества Христова, благополучно покидаем Палестину,  и перед нами снова забрезжил Иерусалим…

Вот они – узенькие улочки старого Иерусалима, насыщенные разнообразными арабскими товарами, яркие и многоцветные, гудящие голосами народов различных наций и вероисповеданий… Конечно, трудно не потеряться в этих каменных лабиринтах. И нас ведёт по улочкам древнего города не Вифлеемская Звезда, а голос нашего экскурсовода и яркая игрушечная лопатка – ориентир над головой гида.

И  перед нашим взором  предстала главная святыня христианства – Храм Гроба Господня (Воскресения Христова).  И первое, что меня поразило – нет в строении помпезности, всё довольно скромно – сам вход в храм, древние стены с росписями, священные реликвии – всё дышит святостью, а не роскошью…

Вот и подъём на Голгофу – крутая мраморная лестница, которую преодолеваешь с трепетом в сердце…и думаешь: «Смогу ли взойти или встану… за грехи свои…как в своё время перед Храмом Мария Египетская». Но Славу Богу! Подъём пройден! Вот и Голгофа… Двенадцатая  остановка Крестного Пути (Via Crucis)…

И снова вспоминается святая равноапостольная Елена, обретшая место Гроба Господня, Животворящий Крест, Голгофу или Лобное Место, где также у подножия горы находится и погребение праотца Адама – череп и две перекрещенные кости, в православии называемое «Адамова голова». На Голгофе – месте мученической смерти Иисуса Христа святая кровь Спасителя Мира омыла и грех Адама, пролившись сквозь расщелину в скале.

После посещения скорбного святого места – Голгофы мы подошли во главе с экскурсоводом к Камню Миропомазания – тринадцатой останове Via Crucis… На этом месте Иосиф Аримафейский и Никодим перед положением во Гроб совершили  миропомазание Тела Христа мирой и алоэ…

Я прикасаюсь к бледно – розовому благоухающему мраморному камню, освещенному восьмью светильниками, и возлагаю на него свои святыни – миро, приобретенное у израильтянок на Мёртвом море, свой золотой крестик и образок Иверской Богородицы, набор иерусалимских святынь – ладан, воду, землю и масло. Молюсь за себя и своих ближних, целую розовый благоухающий мрамор, и думаю о Вечности…

И, наконец,  последнее стояние Крестного пути – Гроб  Господень, который находится в Кувуклии – небольшой часовни из жёлто – розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения. Оттуда и исходит Благодатный Огонь в Святую Субботу православной Пасхи.

Прикоснувшись к стенам Кувуклии, одухотворённая святынями,  я иду к светильникам, в которых мерцает Божественным Светом Благодатный Огонь, и  возжигаю тридцать три иерусалимские свечи по числу лет земной жизни Спасителя. Ко мне подходит православный монах и объясняет, как правильно тушить свечи, показывая на специальный металлический конус. А также предостерегает: «Задувать свечи – нельзя, теряется Благодать». Я делаю так, как учит монах, затем убираю святыню в укромное место в моей вместительной паломнической сумочке, для того чтобы, вернувшись из Иерусалима,  освятить свой домашний уют Благодатным Огнём, и насладиться приятным запахом свеч, напоминающий сочетание мёда и ладана.

Время пребывания в Храме подходит к концу, и наша паломническая группа собирается ещё раз  у Камня Миропомазания. Здесь нам экскурсовод рассказывает о том, что Храм Гроба Господня разделён между шестью конфессиями христианской церкви – православной, католической, эфиопской, армянской, сирийской, коптской. И у каждой из этих конфессий свои приделы и часы для молитв и богослужений. Но интересно то, что ключи от входа в Храм хранятся  у  представителей арабской семьи Джуди, а право открывать Храм принадлежит семье — Нусейба, также мусульманам.  Это делается для того, чтобы избежать конфликтов христианских конфессий.

И вот мы опять на улочках Иерусалима, по которым спешат ортодоксальные иудеи с пейсами в широкополых шляпах, православные и католические священники, мусульманское духовенство.

Наша паломническая группа приближается к западному склону Храмовой горы, где возвышается Котэль Маарави, которую арабы назвали Стеной Плача. Западная опорная стена Храма Соломона – часть древней стены вокруг Храмовой горы производит сильное впечатление. Огромные камни, тщательно подогнанные рукой  древнего строителя, кое – где обрамляющие стену вьющиеся растения, в расщелинках – записочки – трепетные и слёзные молитвы к Богу…Много молящихся – мужчины – с левой стороны, женщины – с правой…

Всё как – то торжественно и тихо…Я прислоняюсь лбом к древним желтоватым  плитам, мысленно произношу просьбу, зная, что здесь всегда присутствие Шехины… Вспоминаю и царя Соломона, который воздвиг Иерусалимский Храм, объединив Израильское  царство. Котэль Маарави – символ былого величия Израиля и надежда на его будущее. Говорят, что евреи всего мира молятся в сторону Израиля, израильтяне – в сторону Иерусалима, а иерусалимские евреи – в сторону Котэль Маарави.

И я снова сопоставляю… опорная - защитная стена Храма Соломона… а ведь и Великую пирамиду Гизы, также защищала, теперь уже разрушенная, древняя стена… Кром русского города Пскова и по сей день… тоже охраняет Довмонтова Стена.

Непостижимо, но люди, находясь на большом расстоянии - на разных материках, в различные эпохи строили храмы в принципе, одинаково. Защитная стена – храм - погост. В Храме – Святая Святых или Алтарь, и, конечно, хорошая акустика для прочтения молитв. Выходит, что пирамида Хеопса ни что иное – как древнеегипетский храм. Интересно и то, что облицованная турским известняком она сияла…. как «белый магический кристалл».

И, прощаясь мысленно с городом Мира – Иерусалимом, мы возвращаемся в египетский Шарм – аль – Шейх, который влечёт своими бирюзовыми волнами и приятным прогретым синайским песком.

И последний день моего пребывания в солнечном Египте. Море – лазурное, прозрачное, лёгкая бегущая волна…Хочется поэзии, вдохновения, и приходят «коралловые» строчки:

Коралловые бусы …. Коралловое платье….
 ….  Коралловые серьги…. Коралловый восход….
 ……..Коралловые притчи -  Вселенское РАСПЯТЬЕ …..
 ……Коралловое МОРЕ   -  из АФРИКИ –  ИСХОД….
 Коралловое счастье…. ко мне в окно стучится….
 Коралловым напевом….  Лелея  неба твердь….
 Коралловое СОЛНЦЕ…. Сияет и лучится….
 И музыкой симфоний…. Вершится КРУГОВЕРТЬ….
 ……..Коралловая РИФМА … Меня вдруг обаяла  -
 Коралловым  МЕОНОМ….
                …..Я слышу сердца  СТУК….
 И ЛОГОС вторит  РИТМУ -
                …….   КОРАЛЛОМ –
                ….    звучным  ЭХОМ….
 ……….Внимает  БИОРИТМУ….
                ….Коралловый…… ПРИБОЙ…

По песчаному берегу прогуливается  в тёмной одежде бедуин и предлагает сделать фото верхом на верблюде. Как можно устоять от такого соблазна! И, заплатив доллар, я восседаю на спине «синайского корабля пустыни». Бедуин улыбается, ему нравится, как я управляю животным…

Вечером я иду прощаться с нежноликими египетскими цветами, любимыми местами пляжа, беседками, и, конечно, с морем…Хотя, прощание с этим волнистым другом решено было отложить на утро, перед отъездом…

Но перед рассветом сменилась погода…. Арабы сказали, что песчаная буря… К морю невозможно было подойти…. Даже на приличном расстоянии от синего природного божества до  меня долетали брызги… Море бушевало и волновалось, а вдалеке, куда я побоялась подойти, сидел йог в позе умиротворения и самосозерцания…

Вот и аэропорт Шарм аль Шейха, и мне немного грустно, но всё же хочется домой…В полёте …непонятное ощущение…и мысль об Эхнатоне…Мне показалось, что он меня провожает и оберегает своей аурой…Грустный Эхнатон, одинокий без своей Нефертити… которая так и не может взлететь к фараону, оставаясь в  единении со своим  великолепным   изваянием… в Берлинском музее…
 
 Египет…
 Меня провожал …Эхнатон…
 И  ветер…святого дыханья….
 Египет….
 Светился в лучах фараон….
 ….И трепет… мирского слиянья….
 Египет -
 Как ангел…в летящих крылах….
 ….Я слышала звучное пенье….
 Египет….
 …..И слёзы прощанья в глазах….
 Цветов нежноликих цветенье….
 Египет….
 …Со мною…. в мечтах фараон…
 Папирус…с его Нефертити….
 Египет….
 Я…знала…что это  -  не сон….
 ….Багира…и руны в санскрите….
 Египет….
 Меня…проводил Эхнатон….
 …России…крыло смотрит  в небо….
 Египет…
 И облачно – белый затон….
 ….Моя…. вновь…. услышана треба…..


Рецензии