О коллективизации и не только Из несказанного -4

Из несказанного Фаиной Раневской
=============================================


После коллективизации кулаками не машут ... "

Cмеяться до слез в кулачок во время раскулачивания - это те самые хиханьки-хаханьки, которые  нам еще горько отольются ... "

Cемь бед - один комбед ... "

Коллективизация - это серпом по яйцам, а индустриализация - молотом ... "


 
Несказаницы.Что это?
http://www.stihi.ru/2017/04/20/9716

***

Комбед

Mатериал из Википедии — свободной энциклопедии

Комитет бедноты (Комбед) — орган Советской власти в сельской местности в годы «военного коммунизма». Были созданы декретами ВЦИКа[1] от 11 июня 1918 г. и Совнаркома от 6 августа 1918 г. с целью:

1) распределения хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий;
2) оказания содействия местным продовольственным органам в изъятии хлебных излишков из рук кулаков и богатеев[2].
3) а из хлебных излишков, изъятых полностью из рук кулаков и богатеев, выдача хлеба деревенской бедноте производится по установленным нормам бесплатно, за счет государства... 

«В голодный 1918 год для решения продовольственной проблемы партия призвала для борьбы с кулачеством создавать комитеты бедноты... В обязанности комбедов входило распределение хлеба, продуктов первой необходимости, сельхозорудий, помощь местным продовольственным органам»[3].

Ленинградский поэт Николай Маков, работавший в 1918 году секретарём Уездного комитета деревенской бедноты в г. Лебедяни, позже вспоминал [4]:

Комбеды содействовали местным продовольственным органам в изъятии хлебных излишков у кулаков. <...> Работы в Комбеде оказалось по горло. С раннего утра и до самого вечера толпились крестьяне с жалобами на кулаков. <...>

В городской газете в Лебедяни вышло мое первое стихотворение “На помощь”.

Вставайте, крестьяне,
Идите на помощь
От голода стонет
Москва, Петроград,
Десятками мрут там
Несчастные дети,
Там гибнет рабочий
И красный солдат!


<...> Но разве кулаков проймешь такими призывами! Продотрядам приходилось действовать силой. Обманом и ложью богатеи пытались, где только можно, скрыть свои запасы хлеба и продовольствия. Например, в бывшем Сезеновском монастыре кулачье спрятало 50 мешков ржи и пшеницы, конечно, не без ведома настоятеля монастыря.

Работать на заготовках сельскохозяйственных продуктов в деревнях было опасно. Каждый день заготовителям грозила пуля из кулацкого обреза. Сколько жертв пало в революционной борьбе за хлеб! 

К ноябрю 1918 года в 33 губерниях Европейской России и Белоруссии было создано 122 тыс. комбедов[5].

Комбеды были распущены на VI Всероссийском Съезде Советов в начале декабря 1918 г. На Украине «комитеты незаможних крестьян» пережили даже введение НЭПа[6].

См. также

Продразвёрстка
Мешочники
Продотряды
Ссылки
Из декрета ВЦИК об организации и снабжении деревенской бедноты
Л. Троцкий. Воззвание Совета Народных Комиссаров*245

"Комбеды" (рус.). (yandex): nikolai-makov.narod2.ru. Проверено 6 апреля 2012. Архивировано из первоисточника 4 июня 2012.
Комитеты бедноты (рус.). dic.academic.ru. Проверено 6 апреля 2012. Архивировано из первоисточника 4 июня 2012.
Сергей Кара-Мурза История советского государства и права.

***

беднота
голытьба
нищеброды
голь перекатная
голожопые
пьянь и рвань
алкаши
побирушки
бродяги
попрошайки
бездельники
лентяи
лежебоки
отобрать и поделить
злые завистники

***
Кулак (крестьянин)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Кулак.

Кулаки; (также мироеды[1][2])— в России до Октябрьской революции — зажиточные крестьяне, пользующиеся наёмным трудом (крестьяне-работодатели), а также занятые в сфере перепродажи готового сельхозтовара, ростовщичества, посредничества.

После 1917 года данный термин имеет иную смысловую окраску, значение понятия «кулачество» меняется в зависимости от направленности курса ВКП(б), фактически либо приближая кулачество к классу середняков, позиционируя кулачество как отдельное посткапиталистическое переходное явление — класса фермеров, либо ограничивая его отдельной категорией сельской элиты, класса эксплуататоров, широко использующей наемный труд, что будет детально рассмотрено в соответствующих разделах данной статьи. Неоднозначна оценка кулачества и в законодательной базе советского государства, различна терминология, принятая на Пленумах ЦК ВКП(б) и используемая отдельными лидерами РСФСР. В. И. Лениным также дается ряд порой противоположных и несовместимых определений термина «кулачество». Характерна также неоднозначность в отношении советской власти к российскому кулачеству: первоначальный курс на раскулачивание, затем оттепель — «курс на кулака» и наиболее жесткий курс на ликвидацию кулачества как класса, где «кулак» окончательно становится классовым врагом и противником советской власти.[3].

Дореволюционная терминология

В дореволюционной российской деревне «кулаком» чаще всего называли зажиточного крестьянина, получившего достаток на «закабалении» своих односельчан и державшего весь «мир» (сельскую общину) «в кулаке» (в зависимости от себя). Прозвище «кулак» получали сельские крестьяне, имевшие нечистый, нетрудовой доход, по их мнению, — ростовщики, скупщики и торговцы. Сознание крестьян всегда основывалось на идее, что единственным честным источником достатка является тяжелый физический труд. Происхождение богатства ростовщиков и торговцев связывались прежде всего с их непорядочностью — торговец, к примеру, считался «паразитом общества, наживающим барыш на предметах, добытых чужим трудом», ведь, по убеждению крестьян, занятых в непосредственном производстве, «не обманешь — не продашь»[3]

Первоначально термин «кулак» имел исключительно негативную окраску, представляя собой оценку человека нечестного, что отразилось затем и на элементах советской пропаганды. Еще в 1870-е А. Н. Энгельгардт, исследующий русское крестьянство, писал:

 «... настоящий кулак ни земли, ни хозяйства, ни труда не любит, этот любит только деньги... Все у кулака держится не на хозяйстве, не на труде, а на капитале, на который он торгует, который раздает в долг под проценты. Его кумир деньги, о приумножении которых он только и думает. Капитал ему достался по наследству, добыт неизвестно какими, но какими-то нечистыми средствами[4][5]»
 

К примеру, Словарь Даля предоставляет читателю явно неоднозначную оценку данного термина:

Скупец, скряга, жидомор, кремень, крепыш; || перекупщик, переторговщик, маклак, прасол, сводчик, особ. в хлебной торговля, на базарах и пристанях, сам безденежный, живет обманом, обчетом, обмером; маяк орл. орел, тархан тамб. варяг моск. торгаш с малыми деньжонками, ездит по деревням, скупая холст, пряжу, лён, пеньку, мерлушку, щетину, масло и пр. прасол, прах, денежный барышник, гуртовщик, скупщик и отгонщик скота; разносчик, коробейник, щепетильник, см. офеня. || Кулачить или -чничать, заниматься промыслом кулака, прасола. Мука кулачится, ее кулачат. || Кулачество, кулачничество ср. занятие, промысел кулака, прасольство, перекупля, барышничество.
В то же время, кулак был термином, олицетворявшим, в какой-то степени, степень успешности сельского жителя, его освобожденность от тяжёлого физического труда и наличие определенного капитала, позволяющего выйти из зависимости от кого-либо в селе, о чем пишет все тот же А. Н. Энгельгардт:

 «каждый крестьянин, если обстоятельства тому благоприятствуют, будет самым отличнейшим образом эксплуатировать всякого другого... известной дозой кулачества обладает каждый крестьянин... разве лишь в редком из них нет кулака в зародыше... каждый крестьянин мечтал при случае стать кулаком»[5] 

Крупнейший экономист-статистик конца XIX — начала XX вв. В. Е. Постников довольно четко разделил нравственно-моральную терминологию кулачества и буржуазно-капиталистического зажиточного крестьянства, в частности, заявляя в своих работах о том, что хотя зажиточный крестьянин «пользуется в значительной мере наемными работниками» и в его деятельности существует ряд «элементов эксплуатации», «никаких кулацких черт в нем нет».[6]

Р. Гвоздев (Циммерман) в своей монографии «Кулачество-ростовщичество и его общественно-экономическое значение» еще в 1899 пишет о близости понятий хорошего собственника и исправного хозяина и крестьянина-кулака, заявляя о том, что «крайне трудно разграничить сферу кулаческо-ростовщических операций от предприятий чисто хозяйственного характера», «кулак — законное детище процесса первоначального накопления».[7]

В 1904 году Петр Столыпин пишет: «В настоящее время более сильный крестьянин превращается обыкновенно в кулака, эксплуататора своих однообщественников, по образному выражению — мироеда[8]». Таким образом, как правило, основным характером негативной оценки становится неприятие более выгодного положения обеспеченной части крестьянского населения и существующего материального неравенства.

Иначе говоря, это слово обозначало не экономический статус, а черты характера человека или профессию.

Кулачество в терминологии российского марксизма.

Критерии кулачества в 1920-е годы

Согласно теории и практике российских марксистов, крестьянское население страны разделялось на три основные категории:

кулаки — зажиточные крестьяне, использующие наёмный труд, сельская буржуазия, спекулянты. Советские исследователи относят к признакам кулачества "эксплуатацию наемного труда, содержание торгово-промышленных заведений, ростовщичество[9]». В то же время справедливым будет утверждение, что «ясного понимания того, что скрывается за этим популярным выражением „кулачество“, нет совершенно», поскольку как законодательно, так и правоприменительно определить характерные признаки за всем время кампании по раскулачиванию не представляется возможным[10]
деревенская беднота, в первую очередь наёмные работники (батраки);
середняки — крестьяне, занимавшие среднее экономическое положение между бедняками и кулачеством.
В большевистской практике термин «кулак» приобретает более практичное и политизированное значение, уступив место морально-нравственного оценочного. Само понятие «кулак» В. И. Ленин оценивает следующим образом:

 "кулак": всякий крестьянин, который собрал хлеб своим трудом и даже без применения наемного труда, но прячет хлеб, превращается в эксплуататора, кулака, спекулянта.[11]
 

В то же время существует множество противоречий и неоднозначностей в разграничении терминов «середняк» и «кулак», которые встречаются в работах В. И. Ленина, определивших идеологию советской власти на многие годы, сам ход политики раскулачивания. Иногда Владимир Ильич всё же указывает на определенный признак кулачества — эксплуатацию труда, разграничивая его с середняком:

 "Середняк - это такой крестьянин, который не эксплуатирует чужого труда, не живет чужим трудом, не пользуется ни в какой мере никоим образом плодами чужого труда, а работает сам, живет собственным трудом... Средний крестьянин, это тот, кто не эксплуатирует и сам не подвергается эксплуатации, который живет мелким хозяйством, своим трудом... середняк не прибегает к эксплуатации чужого труда..., живет своим хозяйством"[12]
 

Сложность данной терминологии дополняет в результате то, что немногим позже В. И. Ленин допускает и эксплуатацию рабочей силы крестьянами-середняками и даже накопление капитала:

 Под средним крестьянством в экономическом смысле следует понимать мелких землевладельцев, которые владеют на правах собственности или аренды небольшими участками земли, но все же которые, во-первых, дают... не только скудное содержание семьи и хозяйства, но и возможность получить известный излишек, способный, по крайней мере в лучшие годы, превращаться в капитал, и которые, во-вторых, прибегают довольно часто (например, в одном хозяйстве из двух или из трех) к найму чужой рабочей силы[13] 

А. И. Рыков на XIII съезде ВКП(б) в мае 1924 года заявил о кулачестве следующее: «Несомненным признаком является то, что оно живет не только своей работой, но и от работы других, от эксплуатации чужой рабочей силы, от торговли, от сдачи в аренду и т. д.[14]»

М. И. Калинин, в своей статье в газете «Известия» от 22 марта 1925 года расценивает кулачество уже, фактически, не как класс или общественную прослойку, существование которой на данном этапе он отрицал, а, напротив, как некоторых индивидумов, «вымирающих единиц дореволюционной России»:

 "Говорить о кулаке как об общественном слое сейчас можно только в том случае, если считать, что всякий сельскохозяйственный предприниматель есть кулак, если по инерции военного коммунизма всякого исправного крестьянина считать кулаком. Кулак - это тип дореволюционной России. Кулак это жупел, это призрак старого мира. Во всяком случае, это не общественный слой, даже не группа, даже не кучка. Это вымирающие уже единицы"[15]. 

Тем не менее, с 1923 по 1928 год в период новой экономической политики революционная власть фактически проводит так называемый «курс на кулака»[15][16].

Еще в 1925 году решался вопрос о денационализации земли — данную идею продвигал И. В. Сталин, предполагавший поддержку личных индивидуальных хозяйств и передачу в собственность земельные участки «даже и на 40 лет», заявляя, что «есть люди, думающие, что индивидуальное хозяйство исчерпало себя, что его не стоит поддерживать… Эти люди не имеют ничего общего с линией нашей партии». Схожие заявления делал и А. И. Рыков на XIV конференции, глава правительства, позже названный «скрытым агентом Троцкого» и защитником-ходатаем кулачества:

 «Развитие индивидуальных хозяйств крестьянства является важнейшей задачей партии... При предоставлении условий для свободного накопления в кулацких хозяйствах увеличивается темп накопления во всем хозяйстве, быстрее возрастает общенациональный доход, увеличиваются материальные возможности реальной хозяйственной поддержки малоимущих бедняцких хозяйств, расширяются возможности уменьшения избыточного населения, того населения в деревне, которое не находит себе работы... Нам не опасно развитие буржуазных отношений в деревне, мы сумеем использовать средства, отлагающиеся в растущем слое новой буржуазии.»[15][17] 

17 апреля 1925 года на губернской конференции о необходимости поддержки зажиточного крестьянства и кулачества заявляет Н. И. Бухарин:

 Мелкая буржуазия сейчас может быть вдвинута в такие рамки, что вместе с нами будет участвовать в социалистическом строительстве... Наша политика по отношению к деревне должна развиваться в таком направлении, чтобы раздвигались и отчасти уничтожались ограничения, тормозящие рост зажиточного и кулацкого хозяйства. Крестьянам, всем крестьянам, надо сказать: обогащайтесь, развивайте свое хозяйство и не беспокойтесь, что вас прижмут. [15] 

При этом, все же, «власть обкладывала кулака повышенным налогом, требовала продажи хлеба государству по твердым ценам, ограничивала кулацкое землепользование, ограничивала размеры кулацкого хозяйства .. но не вела еще политики ликвидации кулачества»[18]. Однако уже в 1928 году курс на кулака был свернут, уступив дорогу курсу на ликвидацию кулачества как класса[16].

Описывая ситуацию в СССР времен НЭПа, берлинское издание российских меньшевиков «Социалистический вестник» писала следующее:

 «Власть поворачивается лицом к крепкому крестьянству, к кулаку. Теория классовой борьбы замещается теорией гармонии интересов крепкого хозяйства и деревенской бедноты. Деревенская администрация уже сейчас все больше попадает под влияние кулацких элементов. Курс на кулака процесс этот несомненно ускорит... Весь период военного коммунизма оказался переходным не от капитализма к коммунизму, а от старого помещичье-капиталистического к новому крестьянско-капиталистическому хозяйству... Растут капиталистические фирмы, аренды, применение наемного труда в крестьянском хозяйстве, ростовщичество, кабальные сделки. Растет процесс политического оформления буржуазных элементов, растет их классовое сознание, растет классовая рознь между ними и пролетариатом».[15] 

В. М. Молотов в 1925 году на апрельском Пленуме ЦК заявляет: «богатый мужик в условиях НЭПа — вот экономически что такое кулак», позже будет сообщено: «имущественность еще не говорит о кулачности». Ранее Л. Д. Троцкий заявляет: «слово „кулак“ связано с отношениями еще полукрепостнического порядка, с засильем помещика, исправника. У нас же сейчас образуется в деревне собственник-фермер нового типа. Конечно, мы можем по старой памяти называть его кулаком, но гораздо правильнее назвать его фермером капиталистического типа[19]». Н. Бухарин, в свою очередь, даже считает данный термин устаревшим, явлением времен комбедов : «Термин кулак напоминает в деревне времена раскулачки, времена комбедов; тормозит рост богатства, зажиточности крестьянства»[20].

Однако, данное явление было лишь временным в жизни термина «кулак» и связанно с активной поддержкой крестьянства времен новой экономической политики и немногим ранее.

21 мая 1929 года СНК СССР издает Постановление «О признаках кулацких хозяйств, в которых должен применяться Кодекс Законов о труде», где впервые законодательно определены некоторые критерии определения термина «кулак» в контексте признаков кулацкого хозяйства[3][21][22]:

систематически применяется наемный труд;
наличие мельницы, маслобойни, крупорушки, просушки … , применение механического двигателя…,
сдача в наем сложных сельскохозяйственных машин с механическими двигателями
сдача в наем помещений
занятие торговлей, ростовщичеством, посредничеством, наличие нетрудовых доходов (к примеру, служители культа)
В 1920-е годы удельный вес сельских жителей в стране превышал 80 процентов всего населения, что делало проблему крестьянства наиболее значимой в государстве.

Использование многими «кулаками» наёмного труда позволяло рассматривать их как «эксплуататорский класс», потенциально враждебный коммунистам; традиционным союзником советской власти становилась беднота.

Раскулачивание

Основная статья: Раскулачивание
 
Плакат «уничтожим кулака как класс», 1930 год

Согласно определению Верховного Суда РФ от 30 марта 1999 года, «Раскулачивание — политическая репрессия, применявшаяся в административном порядке местными органами исполнительной власти по политическим и социальным признакам на основании постановления ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 г. „О мерах по ликвидации кулачества как класса“»[23]

Декретом от 11 июня 1918 года были созданы комитеты бедноты, которые сыграли большую роль в борьбе с кулачеством, руководили процессом перераспределения конфискованных земель на местах и распределением конфискованного инвентаря, продовольственных излишков, изъятых у кулаков. Было изъято 50 миллионов гектаров кулацкой земли, перешедшей бедноте и середнякам, конфискована у кулачества значительная часть средств производства в пользу бедноты[18].

В ходе насильственной коллективизации сельского хозяйства, проведённой в СССР в 1928—1932 гг., одним из направлений государственной политики стало подавление антисоветских выступлений крестьян и связанная с этим «ликвидация кулачества как класса» — «раскулачивание», предполагавшее насильственное и бессудное лишение зажиточных крестьян, использующих наёмный труд, всех средств производства, земли, гражданских прав, и выселение в отдалённые районы страны, а иногда - расстрел.

30 января 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло Постановление «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». Согласно этому постановлению, кулаки были разделены на три категории:

первая категория — контрреволюционный актив, организаторы террористических актов и восстаний,
вторая категория — остальная часть контрреволюционного актива из наиболее богатых кулаков и полупомещиков,
третья категория — остальные кулаки.

Главы кулацких семей 1-й категории арестовывались, и дела об их действиях передавались на рассмотрение спецтроек в составе представителей ОГПУ, обкомов (крайкомов) ВКП(б) и прокуратуры. Члены семей кулаков 1-й категории и кулаки 2-й категории подлежали выселению в отдалённые местности СССР или отдалённые районы данной области (края, республики) на спецпоселение. Кулаки, отнесённые к 3-й категории, расселялись в пределах района на новых, специально отводимых для них за пределами колхозных массивов землях.

Контрреволюционный кулацкий актив было решено «ликвидировать путем заключения в концлагеря, останавливаясь в отношении организаторов террористических актов, контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций перед применением высшей меры репрессии» (ст. 3, п.а)

В качестве репрессивных мер ОГПУ было предложено по отношению к первой и второй категории:

направить в концлагеря 60000, выселить 150000 кулаков (разд. II, ст.1)
в необжитые и малообжитые местности произвести высылку с расчетом на следующие регионы: Северный край 70 тыс. семейств, Сибирь — 50 тысяч семейств, Урал — 20 — 25 тысяч семейств, Казахстан — 20 — 25 тысяч семейств с «использованием высылаемых на сельскохозяйственных работах или промыслах»(разд. II, ст.4). У высылаемых конфисковали имущество, лимитом средств было до 500 рублей на семью.
В спецсводке ОГПУ от 15 февраля 1930 содержался следующий отчет о проведении операции[24][25]:

 «При ликвидации кулаков как класса "изъято" в массовых операциях и при индивидуальных чистках 64 589 человек, из них в ходе подготовительных операций (1 категории) 52 166 человек, а в ходе массовых операций — 12 423 человека[24][25]». 

Совместным Постановлением ЦИК СССР и Совнаркома СССР от 7 августа 1932 года «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» («закон от седьмого-восьмого», «закон о колосках») предусматриваются наиболее жесткие меры «судебных репрессий» за хищение колхозного и кооперативного имущества — расстрел с конфискацией имущества, в качестве «меры судебной репрессии по делам об охране колхозов и колхозников от насилий и угроз со стороны кулацких элементов» предусматривалось лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с заключением в концентрационные лагеря без права на амнистию.

24 мая 1934 ЦИК СССР принимает Постановление «О порядке восстановления в гражданских правах бывших кулаков», в соответствии с которым кулаки-спецпоселенцы, ранее лишенные ряда гражданских прав в индивидуальном порядке восстанавливаются.

Окончательный отказ от политики раскулачивания фиксируется Постановлением Совета Министров СССР от 13 августа 1954 года № 1738—789сс «О снятии ограничений по спецпоселению с бывших кулаков», благодаря которому многие из кулаков-спецпоселенцев получали свободу.

Реабилитация лиц, подвергшихся раскулачиванию и членов их семей производится в общем порядке согласно Закону Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 N 1761-1.

См. также
Середняк
Коллективизация в СССР


***

Словарь синонимов

как серпом по яйцам

нареч, кол-во синонимов: 2
• неприятно (60)
• отвратительно (55)


Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013.
 

См. также в других словарях:

Как серпом по яйцам — Имеется в виду нечто крайне неприятное, болезненное как физически, так и морально …   Словарь народной фразеологии

Как серпом — по яйцам что неприятно, больно задело Мне твои слова как серпом по яйцам …   Словарь русского арго

Серпом по молоту — Разг. Шутл. ирон. Эвфем. О ситуации незаслуженного оскорбления, унижения, избиения. /em> Шутливая трансформация оборота как серпом по яйцам. Мокиенко, Никитина 1998, 544 …   Большой словарь русских поговорок

СЕРП — Серпом негде вторнуть. Пск. О большом скоплении народа где л. СПП 2001, 70. Серпом по молоту. Разг. Шутл. ирон. Эвфем. О ситуации незаслуженного оскорбления, унижения, избиения. /em> Шутливая трансформация оборота как серпом по яйцам. Мокиенко,… …   Большой словарь русских поговорок

серп —   , а, м.   1. Ручное сельскохозяйственное орудие.   * Серп и молот.   Государственная эмблема СССР, символизирующая власть трудящихся, союз рабочего класса и крестьянства, мирный труд. МАС, т. 4, 83.   ; Эмблемой нашей страны, как известно,… …   Толковый словарь языка Совдепии

отвратительно — неладно, неудовлетворительно, дерьмово, с души воротит, мерзко, отталкивающе, погано, паршиво, мерзопакостно, не наилучшим образом, мерзостно, неважно, нет сил терпеть, по свински, хреново, муторно, ужасно, скотски, свински, убийственно, тошно,… …   Словарь синонимов

неприятно — вломно, удовольствие маленькое, вломак, вломинадзе, удовольствие ниже среднего, убийственно, не сахар, нож острый, мучительно, какая жалость, вломяк, прискорбно, больно, муторно, не в кайф, малоприятно, малосимпатично, худо, экая жалость, вот… …   Словарь синонимов

яйки — ЯЙКИ, ов, ЯЙЦА, яиц, мн. Мошонка. Взять (или поймать) бога за яйца поймать удачу, не упустить шанс. Возм. из уг.; Возм. от прост. «взять бога… …   Словарь русского арго

яйца — ЯЙКИ, ов, ЯЙЦА, яиц, мн. Мошонка. Взять (или поймать) бога за яйца поймать удачу, не упустить шанс. Возм. из уг.; Возм. от прост. «взять бога…

***

Потирать руки Перевод
Потирать руки

ПОТИРАТЬ РУКИ. ПОТЕРЕТЬ РУКИ. Разг. Экспрес. Выражать радость, удовлетворение чем-либо, злорадство. Кощунственно таская на пиджаках незаслуженные награды, бывшие каратели потирали руки: теперь-то не разоблачат, пронесло… (В. Смирнов. Разоблачение). — Мы их заставим платить, чёрт меня возьми с кишками! Я выплачиваю нашему правительству немецкие репарации из собственного кармана, — как это вам понравится!.. А немцы потирают руки: платят не они — Антуан Риво. Довольно! Я требую: занять Рейн! (А. Н. Толстой. Убийство Антуана Риво). Меньше всего хочется мне, чтобы читатель потёр сейчас руки: вот как разгромили фильм! Не заслуживает этот фильм разгрома… но авторам не хватает внутренней свободы в обращении с материалом (В. Кичин. Легенда и история).

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ. А. И. Фёдоров. 2008.

В потёмках  Потереть руки  См. также в других словарях:
потирать руки — не нарадоваться, смотреть именинником, не чуять под собой ног от радости, не слышать под собой ног от радости, не чувствовать под собой ног, скакать козликом, ликовать, торжествовать, чувствовать себя на седьмом небе, не слышать земли под собой,… …   Словарь синонимов

Потирать руки — Разг. Выражать радость по поводу какой л. сделки или удачи. БМС 1998, 503; Ф 2, 81 …   Большой словарь русских поговорок

потирать руки — выражать радость по поводу какой л. сделки или удачи. Фразеологизм возник в результате метонимического переноса: внутреннее состояние человека здесь выражается путем называния внешнего признака жеста человека при испытываемом удовлетворении,… …   Справочник по фразеологии

ПОТИРАТЬ — руки, тереть, согреваясь, изъявляя удовольствие, нетерпенье и пр. Сидит себе да слезы потирает. Потереть больное место рукою или мазью. Потереть пол, понатореть. Не потерши, не сотрешь. ся, страд. и ·возвр. по смыслу. Рукава потерлись. Ось… …   Толковый словарь Даля

Руки потирать — (иноск.) радоваться, быть довольнымъ (какъ бы готовась поучать что нибудь). Ср. Кто помнить это время въ деревн; (приведенія въ д;йствіе уставной грамоты), тому хорошо изв;стно, что тогда было не до писанія романовъ. Кто рвалъ на себ; волосы съ… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ПОТИРАТЬ — ПОТИРАТЬ, потираю, потираешь, несовер., что (разг.). Тереть, растирать время от времени. Потирать ушибленное место. «Он вошел, таинственно улыбаясь и потирая с мороза руки.» Чехов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

ПОТИРАТЬ — ПОТИРАТЬ, аю, аешь; несовер., что. Тереть, растирать время от времени. П. ушибленное место. П. руки (также перен.: испытывать удовлетворение, недобрую радость по поводу чего н.; разг.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… …   Толковый словарь Ожегова

руки потирать — (иноск.) радоваться, быть довольным (как бы готовясь получить что нибудь) Ср. Кто помнит это время в деревне (приведения в действие уставной грамоты), тому хорошо известно, что тогда было не до писания романов. Кто рвал на себе волосы с горя, кто …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

потирать — ПОТИРА/ТЬ а/ю, а/ешь; нсв. что. Тереть, растирать время от времени. П. ушибленное колено. П. лоб в задумчивости. П. руки (также: испытывать удовлетворение, недобрую радость по поводу чего л.). ; Потира/ние, я; ср. П. ладоней. Лёгкое п. рук …   Энциклопедический словарь

Потереть руки — ПОТИРАТЬ РУКИ. ПОТЕРЕТЬ РУКИ. Разг. Экспрес. Выражать радость, удовлетворение чем либо, злорадство. Кощунственно таская на пиджаках… …   Фразеологический словарь русского литературного языка


sich die Haende reiben
Zufriedenheit, f
zufrieden sein
Wenn wir die Haende aneinander reiben, dann fuehlen wir uns sehr wohl.
schadenfroh sein
Schadenfreude empfinden
sich in Faustchen lachen
sich heimlich freuen; schadenfroh sein
umgangssprachlich; Die Redewendung bezieht sich auf eine Gebaerde, naemlich auf das Verdecken des lachenden Mundes mit der vorgehaltenen Hand. In der Bedeutung "Schadenfreude empfinden" ist die Redensart spaetestens seit Luther belegt
смеяться в кулак ( кулачок )
cмеятся в усы ( бороду )
злорадствовать
хихикать
хиханьки хаханьки
sich in den Bart lachen
Babylon German-English Dictionary
laugh in one's beard, giggle, grin, laugh quietly

***

Словарь синонимов

хиханьки да хаханьки Перевод
хиханьки да хаханьки
пересмешки, хиханьки-хаханьки, пересмех, беспечный, несерьезный, пустой, легкость в мыслях необыкновенная, шутка, легкомысленный, насмешки, издевки, колкости, хихи да хаха, подстебки, смешки, игрушка, игра, развлечение, беззаботный, смех


А вам все хиханьки да хаханьки !

Словарь русских синонимов.

хиханьки да хаханьки

сущ., кол-во синонимов: 20
• беззаботный (49)
• беспечный (31)
• игра (318)
• игрушка (52)
• издевки (8)
• колкости (8)
• легкомысленный (67)
• легкость в мыслях необыкновенная (13)
• насмешки (10)
• несерьезный (91)
• пересмех (8)
• пересмешки (8)
• подстебки (8)
• пустой (150)
• развлечение (27)
• смех (49)
• смешки (11)
• хиханьки-хаханьки (6)
• хихи да хаха (8)
• шутка (56)


Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013.

Синонимы: беззаботный, беспечный, игра, игрушка, издевки, колкости, легкомысленный, легкость в мыслях необыкновенная, насмешки, несерьезный, пересмех, пересмешки, подстебки, пустой, развлечение, смех, смешки, хиханьки-хаханьки, хихи да хаха, шутка


хитрящий  хиханьки да хаханьки разводивший  См. также в других словарях:
хиханьки да хаханьки разводивший — прил., кол во синонимов: 2 • скаливший зубы (18) • смеявшийся (122) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

Тебе бы всё хиханьки да хаханьки — о неуместности смеха собеседника …   Живая речь. Словарь разговорных выражений

хиханьки-хаханьки — см. развлечение 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. хиханьки хаханьки сущ., кол во синонимов: 6 • …   Словарь синонимов

ХИХАНЬКИ — ХИХАНЬКИ, нек (разг. неод.). То же, что хаханьки. Х. да хаханьки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

ХАХАНЬКИ — ХАХАНЬКИ, нек (разг. неод.). Смешки, шутки. Ему бы всё только х. Не до хаханек. Х. да хиханьки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

хаханьки да хиханьки — Прост. Экспрес. О беззаботном, легкомысленном поведении, отношении к своему делу, к своим обязанностям. [Глинкин:] Как живёшь, Бобиха?… …   Фразеологический словарь русского литературного языка

хихи да хаха — сущ., кол во синонимов: 8 • издевки (8) • колкости (8) • насмешки (10) • …   Словарь синонимов

Всё хаханьки да хиханьки — Прост. Экспрес. О беззаботном, легкомысленном поведении, отношении к своему делу, к своим обязанностям. [Глинкин:] Как живёшь, Бобиха?… …   Фразеологический словарь русского литературного языка

развлечение — См. забава... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. развлечение веселье, забава; потеха; хиханьки хаханьки, игрушка, удовольствие, утеха, отвяз, отвязка, рассеяние, увеселение,… …   Словарь синонимов

смех — Улыбка, усмешка, хохот; умора. Смех гомерический, неудержимый, неумолкаемый, сардонический, саркастический, мефистофелевский. Гордая усмешка. Взрыв хохота заглушил его слова. Злорадное ржание недоброжелателей... выставлять на смех, курам на смех …   Словарь синонимов


***

1 giggle verb \;gi-g;l\ :

to laugh in a nervous or childlike way

Examples of GIGGLE

She giggled like a little kid.
We were all joking and giggling nervously as we waited for the ceremony to begin.

Origin of GIGGLE
imitative
First Known Use: 1509

Related to GIGGLE
Synonyms
break up, cackle, chortle, chuckle, crack up, laugh, hee-haw, roar, scream, snicker, titter, twitter

Related Words
grin, smile

Near Antonyms
bawl, blubber, cry, sob, weep; howl, scream, squall, wail, yowl; bleat, pule, whimper, whine; sniffle, snivel; groan, moan, sigh






***

Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Смеяться в кулак Перевод
Смеяться в кулак
См;яться въ кулакъ.

Ср. Онъ не настаивалъ, будто уступалъ и... внезапно и нечаянно достигалъ ц;ли своей инымъ путемъ... Посл; того онъ см;ялся въ кулачекъ, обращая д;ло въ шутку и оставаясь со вс;ми въ добромъ согласіи.
Даль. Новыя картины русскаго быта. 18, 8.
Ср. Sich in’s Faeustchen lachen.
См. Внутренно смеяться.


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.

Смешлив как гоголевский мичман Петухов  Смеяться в нос 
См. также в других словарях:

смеяться в кулак — Ср. Он не настаивал, будто уступал и... внезапно и нечаянно достигал цели своей иным путем... После того он смеялся в кулачок, обращая дело в шутку и оставаясь со всеми в добром согласии. Даль. Новые картины русского быта. 18, 8. Ср. Sich in s… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

смеяться — Улыбаться, усмехаться, ухмыляться, осклабляться, скалить зубы (зубоскалить), хохотать, гаганить, гагарить, гоготать, греготать, грохотать, хихикать, покатиться, порскнуть, прыснуть, фыркнуть, покатываться со смеху, помирать (лопнуть) со смеху,… …   Словарь синонимов

КУЛАК — КУЛАК, кулака, муж. (от тюрк. kul рука). 1. Кисть руки, сжатая для удара. Грозить кулаком. Сжать кулак. || перен. Сосредоточенные в одном месте для решительного удара части армии (воен.). Предполагая атаковать врага, командир собрал ударный кулак …   Толковый словарь Ушакова

кулак — 1. КУЛА/К, а/; м. 1. Кисть руки с согнутыми и прижатыми к ладони пальцами. Грозить кулаком. Стучать кулаком по столу. Сидеть, подперев кулаком щёку. Зажать в кулаке деньги. Бросаться с кулаками на кого л. Кулаки сжимаются от гнева. Кашлять в к.… …   Энциклопедический словарь

смеяться —  чувствовать ; смех смеяться. засмеяться. рассмеяться. насмеяться. смешить. рассмешить. насмешить. посмеиваться (# в бороду. # в усы). смеяться [посмеиваться] в бороду [в кулак. в усы]. скалить зубы. хе хе. фыркнуть. прыснуть. ; улыбаться …   Идеографический словарь русского языка

внутренно смеяться — (в кулак) Ср. Он только посмеивается себе в бороду и видит, что все это жалкие слова. П. Боборыкин. Перевал. 5, 5. Ср. In den Bart lachen. Ср. In stomacho ridere. В желудке смеяться (буквально). Cic. Fam. 2, 16, 7. Ср. In sinu gaudere. Tibull. 4 …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Внутренно смеяться — Внутренно см;яться (въ кулакъ). Ср. Онъ только посм;ивается себ; въ бороду и видитъ, что все это жалкія слова. П. Боборыкинъ. Перевалъ. 5, 5. Ср. In den Bart lachen. Ср. In stomacho ridere. Пер. Въ желудк; см;яться (буквально). Cic. Fam. 2, 16, 7 …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

кула;к — 1) а, м. 1. Кисть руки с согнутыми и прижатыми к ладони пальцами. Грозить кулаком. ; Не желаю я слушать! Не желаю! крикнул он и стукнул кулаком по столу. Чехов, Враги. Тентенников ходил по комнате, зажав в кулак седую бороду. Саянов, Небо и земля …   Малый академический словарь

хихикать — См …   Словарь синонимов

давиться смехом — хихикать, смеяться, смеяться в бороду, смеяться в кулак Словарь русских синонимов …   Словарь синонимов



***
Русский смех исподтишка. А как смеются другие народы?..
25.06.2003

Александр Васильевич Зеленин, кандидат филологических наук, Институт лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург)


Вам знакома фраза смеяться (смех) исподтишка, которая значит «смеяться украдкой, скрытно, втихомолку». Одни считают это словосочетание фразеологизмом (точнее — фразеологическим сочетанием), другие — обычным свободным сочетанием лексем, в котором используется «застывший» и ныне свободно не употребляющийся компонент исподтишка. Поэтому не все фразеологические словари включают ее в свой состав, не видя в данном словосочетании образности (метафоричности) и фразеологической связанности компонентов.

Русское слово исподтишка — довольно новое в русском языке. Этимологические словари считают его «собственно-русским». Доказать собственнорусское происхождение данного наречия несложно, достаточно сопоставить несколько славянских языков. Русское исподтишка в них передается так: польск. cichaczem, ukradkiem ; чеш. potaj;, pokradmu; сербскохорв. кришом, крадом, потаjно; укр. скритно, скрито, потайки, крадькома, покрадьки, нищечком. Славянские языки для обозначения этого понятия используют слова с семантикой «тайно, украдкой, скрытно», то есть за основу взято зрительное (визуальное) представление о совершаемом действии; русский язык использовал слово с семантикой «тихий, тихо», то есть в основе лежит слуховое представление. Возможно, развитие семантики исконного значения наречия исподтиха «тихо, медленно» к современному значению «урадкой, незаметно» произошло под влиянием родственных славянских языков, в первую очередь польского и украинского.

В языке XVIII века это наречие использовалось очень широко: орфографическая неустойчивость приводила к обилию вариантов — исподтиха, изподтиха, испоттиха, из подтиха, из под тиха, из-под-тиха. К концу XVIII в. в языке фиксируется и современное оформление наречия — исподтишка.

Стилистическая неупорядоченность языка XVIII в. давала простор использованию слова в самых различных стилях и жанрах литературного языка

Старое значение наречия исподтиха «медленно, не спеша» в языке XVIII в. отходит на второй план, однако не исчезает бесследно. Каков сейчас стилистический статус этого наречия? Словари единодушны — все дают ему стилистическую маркировку «разг.(оворное)». Что же произошло за такой короткий промежуток времени, и почему слово сменило свою стилистическую «одежду»? Попытаемся ответить на этот вопрос.

В 1798 г. в российской столице в двух частях вышел «Полный немецко-российский лексикон, из большого грамматикально-критического словаря  г. Аделунга составленный...», в котором содержалась любопытная и новая для русского языка фраза в кулак чему смеяться с таким толкованием: «тайно, внутренно чему радоваться» (Ч. 1. С. 959). Она представляет собой калькирование немецкого фразеологизма sich ins Faustschen lachen «смеяться в кулак». Так возникла лексическая синонимия русского слова исподтиха (исподтишка) «тайно, незаметно, скрытно», используемого вполне свободно и независимо от сочетаемости с другими лексемами, и словоформы в кулак в составе калькированного фразеологизма.

В русском языке есть и другие синонимы выражению смеяться исподтишка и калькированному из немецкого смеяться в кулак: смеяться в усы, смеяться в бороду. Словосочетание смеяться в усы можно встретить не только в русском, но и в других славянских языках: польск. ;mia; si; pod w;sem «смеяться в усы»; чеш. sm;t se pod vousy «смеяться в усы»; ср., однако, в болгарском это существительное используется чаще в единств. числе: смея се под мустак «смеяться в ус» (множ. мустаци — «усы»). Следовательно, выражение смеяться в усы следует признать общеславянским. Фразеологизм смеяться в бороду знаком, в частности, польскому языку, но во многих славянских языках неизвестен. Где же его источник?

Его следует искать во французском или немецком языке: ср. франц. rire dans sa barbe «букв. — смеяться в бороду», нем. in den Bart lachen (hineinlachen) «букв. — смеяться, подсмеиваться в бороду». Русское выражение смеяться в бороду и французский (немецкий) фразеологизм полностью соответствуют друг другу и семантически («тайно, скрытно, исподтишка смеяться, радоваться»), и морфологически. Таким образом, есть все основания полагать, что русский фразеологизм — это калька с французского (или немецкого; в свою очередь — из французского) фразеологизмов.

В русский язык этот калькированный оборот попал во второй половине XIX в.

Очевидно, географическое распространение и калькирование фразеологизма происходило в восточном направлении: французский — немецкий — польский — русский языки.

Кроме этого выражения, русскому смеяться исподтишка во французском языке соответствует также фразеологизм rire sous cape «букв. — смеяться под мантией, плащом»; в английском — to laugh in one’s sleeve «букв. — смеяться в рукав кого-л.». Во французском языке его появление относится ко второй половине XVII в.

Таким образом, семантика английского и французского выражений языковыми средствами «отражает» особенности скрываемого смеха, культурно-исторически обусловленные и в дальнейшем закрепленные во фразеологии: французы прятали смех, прикрыв рот мантией, накидкой; англичане прыскали, сдерживая смех, в рукав. Однако эти фразеологизмы не оказали влияния на русскую фразеологическую систему, в отличие от рассмотренного выше фразеологизма смеяться в бороду, и не были калькированы.

Таким образом, в синонимическом наборе рассмотренных фразеологизмов собственнорусским оказывается словосочетание смеяться исподтишка, общеславянским смеяться в усы, калькированными из немецкого смеяться в кулак, из французского (или немецкого) смеяться в бороду. Каждый является своеобразным языковым зеркалом, отражающим представления о подавленном или неявном, скрытом смехе: у русских в основе лежат звуковые ассоциации , у других славянских народов — части лица , у немцев и французов — части лица и тела , у французов и англичан — одежда или ее детали.


Рецензии