Афористика. Андреев Даниил

«РОЗА МИРА»:

1) Если третья война вспыхнет, то произойдёт это бедствие, вероятно, раньше, чем даже успеет возникнуть Лига. (Кн.1, Гл.1)

2) Основной тезис Лиги – необходимость превыше государств всемирной этической инстанции. (=, =)

3) Творчество оказывается и правом и долженствованием. [ Кажется, только в Элладе умели боготворить не только произведения искусства, но самую творческую способность, именно творческую, а не производительную, как в других формах политеизма.] (=, Гл.2)

4) Будущее учение ПротивоБога, которым, по-видимому, ознаменуется предпоследний этап всемирной истории, построится таким образом, что при минимальном весе частноистинного элемента свет от него будет придавать вид истинности максимуму ложных утверждений. (=, Гл.3)

5) Религиозного чувства «вообще» не существует, а существует необозримый мир религиозных чувств и переживаний, бесконечно разнообразных, часто контрастирующих между собой, различных и по-своему эмоциональному содержанию, и по объекту своей направленности, и по силе, и по тону, и, так сказать, своему цвету. (Кн.2, Гл.1)

6) [!] …Олимп…В эпоху исторического существования Эллады и Рима был обиталищем и ареной деятельности нечеловеческих иерархий, [которые отразились в образах греко-римского пантеона]… [!] (Кн.3, Гл.2) - / Сколь явное, сколь абсолютно неграмотное заблуждение! Сколь беспредельно жаль, что этот ум был совершенно незнаком с эллинизмом, в корнях своей сугубой пантеоничности придерживающийся прежде всего идеи человека, и как никакая другая религия на Земле! Должно быть Андрееву хотелось сказать здесь «сверх-человеческих» или «тео-человеческих» иерархий, но он не сказал так, увы…. Вообще, для истинного эллиниста читать эту книгу местами представляется быть серьёзной проверкой собственной  стойкости и снисходительности. – от сост./

7) Все же сценические действа, проводящие актёра через катарсис – духовный подъём и хотя бы кратковременное просветление, - глубоко оправданы. (=. Гл.3)

8) Да, арифметика кармы – странная арифметика! (Кн.4, Гл.2)

9) …на нашем сухом мёртвом языке, осознанный садизм – такие поступки, при которых страдания других не только вызывают чувство наслаждения, но и недолжность этого наслаждениябыла совершенно ясно осознана преступником также. (=, =)

10) Самоубийство в демонических слоях оправдано. (Кн.5, Гл.1) - / при всём при том, что Д.Андреев понятия не имеет об эллинистической структуре духа, я ж таки в параллельном сему представлении отношу мысль не только к платоникам, но и к стоикам, ибо ведь именно стоики счастливо оканчивали с собой, и ведь у стоиков также были свои демоны. Сие, возможно, к отдельной теме «Демон стоицизма» - сост. М.Гюбрис /

11) Только поэзии и музыке удавалось до сих пор выразить эту взаимосвязь стихиалей и стихий, эту дивную жизнь их в веселье, игре, любви и радости. (=, Гл.2)

12) Уровень долга по отношению к животным свойствен лишь ступени святости. (=, Гл.3)

13) Понятие греха неизмеримо шире половой сферы. (=, =)

14) Демонизироваться может только шельт, но не человеческая монада. ( Кн.6, Гл.2)

15) В далёком будущем откроются ещё большие духовные возможности. Станет доступной и необходимой даже любовь к демонам. ( =, = )

16) Мировой театр блещет, как звёздное небо, именами замечательных актрис. Но приобрела ли хоть одна женщина-режиссёр действительно всемирную известность? (=, = )

17) …Закономерна не только история поэзии, но и поэзия истории. (Кн.8, Гл.3)

18)  Культура, призванная перерасти в интеркультуру, может осуществить своё назначение, лишь тесно соприкасаясь со всеми культурами, которые она должна ассимилировать, объединить и претворить в планетарное единство. (=, = )

19) Всякий национализм есть не что иное, как провинциализм, возведённый в принцип и исповедуемый как мировоззрение. ( Кн.9, Гл.1)

20) …революции скептического сознания против, как сказал бы Шпенглер, «великих форм древности». (Кн.10, Гл.2) - / И, ведь, все революции были революциями сознания скептического! Революция не-скептического принципа должна бы утверждать за-предельный прогресс (скачок в утопию) существующего общества, в особенном принятии его характера, его этики и его идейной сути; - увы, в истории поздней, таковых революций никогда не бывало. – Единственный из подобных сдвигов, - по крайней мере, мне приходящих на ум, - это Афинский бунт ещё д.Н.Э., произведший суть саму явленную демократию в Государстве Афинском. Все последующие в истории обществ революции, б.м. с некоторым исключением разве-что Англо-Либеральной Революции, были и остаются революциями скептического принципа.  – сост. М.Гюбрис /

21) Со временем будет покончено и с поэтизированием революций. (Кн.11, Гл.1)

22) Духовной…продукции рабочего класса не существует вообще; его интеллектуальная продукция ничтожна. Рабочий класс – не венец человечества, а его трагедия, его – memento mori.
(=, Гл.2)

23) …Передвижение в пространстве ТАМ отражается на состоянии стихий и всего ландшафта ЗДЕСЬ. ( Кн.12, Гл.1)

24) …хляби анархии, борьба всех против всех. (=, Гл.5)
               


Рецензии