Если мне будет нечего делать вечером или слово о..

Если мне будет нечего делать вечером или слово о "Вечерних стихах"


С благодарностью Татьяне Аксеновой-Бернар, рекомендовавшей меня для участия


Посмотрела запись передачи «Вечерние стихи» от 28 мая, почитала историю чата, еще раз пропустила через себя события того нескучного вечера и решила написать о своих впечатлениях. Может, кому пригодится. На худой конец, мне самой для будущих «Воспоминаний»)).

Попытка разобраться в себе, с собой или для себя...

Итак, пришла в редакцию «Вечерней Москвы» за полчаса до начала программы. Пробежала по длинному коридору мимо столов с компьютерами и людей в наушниках до самого конца, где находится студия Вечерки-ТВ. Ни-ко-го. Полумрак и тишина. Взяла кофе из автомата, села за столик и пью. И такое вдруг ощущение отстраненности, лишности навалилось, что окружающая реальность совсем перестала существовать. Наверное, волнение. Все-таки не звезда экрана, не каждый день камерам в глаза заглядываю. 
Так и сижу. А в студии понемногу движение началось. Девочки щебечущие промелькнули, мужчина седовласый степенно прошел, техники свет поправляют. Голоса. Жизнь. Думаю, пора мне в зеркало посмотреться, мордашку свою изможденную припудрить и прическу поправить. Вернулась, а ведущие уже во главе стола - излучают оптимизм и желание работать. По левую руку от них – критики. Ольга Евгеньевна хитро  улыбается. Марина Владимировна глазами прицельно посверливает, как будто замышляет что-то. Мы со Светланой Груздевой заняли места напротив. Пара минут быстрых наставлений – куда выходить, как встать, как с микрофоном работать. Кстати, в голове ничего особо не задерживается. Все равно постоянно забывала кнопку на микрофоне нажимать, так что часть реплик не слышно. Может, и хорошо.
Музыка. Заставка пошла. Ну, думаю, понеслось. И опять в обморок отстраненности – бух! Правильный, однако, инстинкт – стремление к самосохранению. Постепенно выныриваю.
На экране – Сагидаш стихи читает. Потом тезка. Тоже волнуется. Моя очередь. Читаю. По памяти не рискнула. Хуже нет в ступоре вспоминать сбежавшее от тебя слово. Подсматриваю в листы. Черт бы побрал эти слепые глаза, эти дурацкие очки! Никак к ним не привыкну! А думать-то надо о том, что читаешь, в состояние войти... Уф!
Второй подход к снаряду ( т.е. к микрофону) дался проще. Критики подогрели... или взгрели? Даже не знаю. Но одно скажу точно – даже сидя на кухне с друзьями за чашечкой чего-нибудь, не смогу сразу ответить на заданный в лоб вопрос: А объясни мне, что обозначает... в твоем стихотворении? Что такое герундий?  - Легко! Как времена в английском, в немецком образуются? – Элементарно! Про приставки и суффиксы – как нечего делать! А про стихи... Тут с мыслями собраться надо, слова нужные подобрать, а времени нет. Эфир-то не резиновый. Критикам хорошо. Им подборку за несколько дней прислали, они почитали, порылись, поготовились. И, пожалуйста: Ну-ка объясните мне...
А ты...  Ладно, сама виновата. Могла пару-тройку выпусков программы посмотреть, чтобы хоть представление иметь, как тут все устроено.
Лучше попробую здесь на вопросы ответить. Давайте по порядку:
1. «Зимний гамбит» http://www.stihi.ru/2009/11/07/6759
Ноябрь. Зима наступает. Осень сопротивляется. «Город расчерчен под поле битвы.» Шахматной))) Зима – белыми, осень – черными (потому что поздняя – желтый с красным уже позади) Самое начало партии. Белые начинают. В первых ходах – первый снег. Жертва – все равно растает.
Когда-то в детстве папа учил меня играть в шахматы. Я даже неплохо играла и какие-то места занимала в турнирах. Поэтому где-то в подсознании всплывает - «гамбит».
Проверяем по словарям:
            ГАМБИТ
[фр. gambit < ит. dare il gambetto - дать подножку] - шахм. начало шахматной партии, при котором жертвуют фигуру (пешку) ради получения позиционного и тактического преимущества. Перен. малая жертва в расчете на выигрыш.
Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.
В данном случае гамбит принятый, потому что осень жертву приняла – снег растаял. В строчке «Зимний гамбит, однако, растаял в лужах.», наверное, показалось нелогичным слово «однако». Моя ЛГ явно на стороне зимы, которой и нужен такой поворот событий. А тут сочувствие осени. Что ж, попробую в дальнейшем заменить «однако».
Кстати, тем, кто в чате говорил про приплетенный дебют. Дебют – начало партии. «Дебюты зимы стандартны» - да, она всегда так начинается – с первого тающего в лужах снега, зато потом берет свое.
2. «Колечко» http://www.stihi.ru/2010/07/08/5786
Вопросов не возникло.
3. «Личный космос» http://www.stihi.ru/2011/03/14/5105
Начнем с Будды и звездочета. Так кто же мальчик – Будда или звездочет? И можно ли соединять?
«Он сидел на ковре звездочётом рождённой галактики,
Словно Маленький Будда пяти с половиною лет...»
Семья – галактика, ребенок – ее центр. Именно он рождает галактику.
 Звездочет – устаревшее название астролога. Он пытается предсказать будущее по движению и расположению небесных тел на небесной сфере и относительно друг друга. Здесь – семейный разлад, родители за стеной ссорятся. Ребенок пытается понять, что происходит. Ему не по себе, вот он и затих в комнате, замер на одном месте. Занимает себя мыльными пузырями, а ничего не получается, потому что его пугает ссора родителей.
«Маленький Будда» - здесь и поза лотоса, и неподвижность. Действительно не очень свойственная детям, как заметила Марина Владимировна. Но и дети разные, и ситуация гнетущая.
С другой стороны, Сиддхартха Гаутама рос во дворце, окруженный заботой и огражденный от человеческих страданий. Не так ли растут многие дети сейчас?
Как Будда соотносится со звездочетом (астрологом)?
«...В индуизме и в тибетском буддизме астрология — это часть религии, философии (Учения) и медицины. Буддизм и индуизм опираются на концепцию кармы — закона, который можно кратко определить двумя максимами: 1) невозможно избежать плодов содеянного, 2) невозможно встретиться с плодами несодеянного. При этом считается, что предопределенность судьбы человека вполне поддается коррекции, чему и служит астрология, так как гороскоп якобы отражает именно некоторую сумму прошлой кармы, с которой человек пришёл в этот мир...»
Следующие две строки:
«Выдувал пузыри, а они превращались в квадратики
И ложились на стены обрывками старых газет.»
Здесь, пожалуй, сложнее всего объяснить. И влияние психологии. И картинка сюрреалистическая. Круг как совершенная фигура, без углов. Квадрат угловатый, с проблемами. А дальше просто «с» вставить «с обрывками старых газет» и все понятно – ремонт в комнате, поссорились родители за ремонтом, с кем не бывает.)) Но не ставится у меня это «с». Рисует воображение мокрые пятнышки на обоях от лопнувших пузырей, как старые газеты, проступающие из времен Оных, когда все было хорошо да ладно в этом семействе.
Дальше  «Он нахмуривал бровь и ерошил коктейль мироздания»
Ерошил – не понравилось, говорят, это о сыпучих продуктах.Не знаю, как с сыпучими, а словарь Даля дает такое толкование:
«ЕРОШИТЬ что, клочить, взбивать, вздымать, путать, всклочивать. Свои волосы ерошь, а чужих не ворошь. ... Взъерошил голову. Выерошил грош. Доерошиться до чего. Опять заерошил. Изъерошил все. Наерошился вволю. Объерошил все углы, переерошил. Разъерошил, разбросал...»
«Силуэт у окна, почему-то далёкий, как капелька.» Марине Владимировне было не ясно, почему капелька. Силуэт у окна – мама у окна в темноте кухни. Далека она от ребенка, потому что думает не о нем. Сжавшаяся от своих дум. Капелька в этом огромном мире. Как дальше? Что будет? Текучее состояние.
И последнее здесь:
«В нашей пыльной Вселенной из кубиков вечного холода».
Пыльный лед? - спросили меня. Спасибо чатившимся, им все было понятно про пыль и лед в космосе. «...Межзвёздная пыль — твёрдые микроскопические частицы, наряду с межзвёздным газом заполняющие пространство между звёзд. В настоящее время считается что пылинки имеют тугоплавкое ядро, окруженное органическим веществом или ледяной оболочкой...» Так что пыль и лед вполне органично сочетаются во Вселенной.
4. «Если» http://www.stihi.ru/2010/02/27/8385
Стихотворение –шутка. Поэтому для меня в нем сочетается все – Михалков с Малевичем, компьютер и tabula rasa лепестков ромашки. Почему нет? И чем плох Михалков для Малевича или Малевич для Михалкова? Не понимаю.
И еще время Оно. Как все-таки склонять? Времени Она, Оного? Кто подскажет?
Не дока я в старославянском)))
5. «Руки в небо» http://www.stihi.ru/2010/11/18/5522
Тададада... Добрались до заумностей и красивостей.
Мимоходом: Когда пишешь, вертишь в голове строчки, и обычно не думаешь, как понаваристей завернуть. Торопишь себя, как бы картинка не пропала. Я не записываю стихотворение никогда, пока до конца не допишу. Потом могу черкать, править, а могу и все целиком оставить без изменений.
            «...Все дороги связав в единую,
Семафорами чинит синь
Круговая порука имени
Одуванно-воздушных сил...»
Давайте рисовать картинку. Поздний вечер. Опускается темнота – синь. ЛГ на станции,  в разные стороны от нее расходятся рельсы. Поездов нет. У каждого пути видны огни семафоров. При закрытом положении семафора на нем со стороны станции должны быть контрольные прозрачно-белые огни по числу крыльев. Так они и чинят синь, которая сломала белизну дня. Кажется, если добавить огней, синь станет белее. Семафоры вокруг, все закрыты, светятся одинаково – все заодно – круговая порука. Почему «имени одуванно-воздушных сил»? Подуйте на одуванчик, и белые парашютики полетят плотной стайкой, все вместе.
В продолжении
«На перроне чужого города
С горьким привкусом на десне
Собираю платанье золото
И летаю с тобой во сне…»
Меня удивил комментарий к этому четверостишию – «расчлененка». В смысле?
И привкус на десне – говорят, не бывает. Да, всем известно, что вкусовые рецепторы у нас на языке. Но говорят же «привкус во рту». Значит, тоже неправильно? Весь рот рецепторы не покрывают. А если вам больно физически ли, морально ли, вы язык к десне не прижимаете? Я почему-то всегда.
6. «Джаз»  http://www.stihi.ru/2009/02/14/6234
Особых вопросов не было. Только саксофон, который «вскипел души мозолями». Но тут ясно.

Неужели я со всем разобралась?
Неужели Вы дочитали до конца и не заскучали?
Простите меня за излишнюю разговорчивость. Представьте, если бы я во время эфира стала все это объяснять?! УУУУжжжжас!
Но передача закончилась, пообщались, попрощались, поплелась домой. В первом часу была встречена взволнованным мужем. Никак не могла заснуть (кофе было выпито немало). Заглянула на Стихиру. Слова поддержки от людей знакомых и незнакомых – приятно))) И дальше читаю: «Если ветер тюль колышет - так и писать.»... Так грустно вдруг стало – хоть плачь!

PS Спасибо всем, кто за меня болел. Спасибо ведущим. Спасибо со-участницам. Спасибо критикам.
И давайте писать стихи!


Рецензии
Света, привет!

Ты - молодец! Точка.
Я прочитал твоё эссе внимательно, и ещё раз убедился, что всё это ерунда. Уточняю: важны сами стихи, а разговоры вокруг стихов - пустое. Стихи или есть, или их нет. Если у твоего ребёнка родинка на виду, и кто-то поставит тебе это на вид - кто дурак? А объяснять дураку, что он дурак - дело пустое. У меня на страничке давно висит уже:

Отвечу критику в глаза:
В своих стихах - свидетель Бог! -
Я что хотел, то и сказал.
А ты услышал то, что смог…

Иному расскажешь самый изящный анекдот, а тот не смеётся, глядит недоумённо. Объяснять ему? Увы, пусть живёт...

И сороконожки строем не ходят. Их природа такими создала.

В общем, тётю Свету обнимаю и целую крнпко! И таблеточко от надувания щёк:

Когда я умру... А когда я умру? Ну, не важно.
Собратья-поэты, почтите меня, как себя:
Поставьте мне памятник скромный, пусть даже бумажный,
Чтоб было законное место посрать голубям...

:-)) Дай Бог тебе всего-всего хоть по чуть-чуть...
Будем!

Вик Лови Тор   02.06.2014 19:32     Заявить о нарушении
Виктор Александровииииич!
Простите меня - за... Ой, не буду слово нехорошее. Хотя у Вас голуби ... Совсем я Вас забыла. Плачу горько и улыбаюсь, что снова Вас слышу.
И хоть день Пионерии уже позади, даю честное пионерское больше так не пропадать.
А таблеточко у Вас оч. целительная. Пора налаживать серийное производство!))
Целую и обнимаю.
:-) Будем!

Светлана Тимакова   02.06.2014 21:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.