В такую-то ночь

Луна проросла в тёмной почве небесного поля,
Росточками звёздными выйдя над сонной землёй.
Скитается ветер меж радостью мира и болью,
Спираль временную накинув на шею петлёй.

И кажется тьма бесконечной и неодолимой...
И чудится в шорохах травных шептанье  небес.
И что-то меж сном и мечтанием врезалось клином,
И кажется, что озадачился святостью бес.

На чаши весов единений и противоречий
Возложены ревность и страх, боль, обида, любовь...
И звёзды мерцают с небес, как молельные свечи...
А может быть искры от адовых вечных костров.

В такую-то ночь мудрено не напиться печали...
О чём? Я, пожалуй, словами сказать не смогу.
Но вроде бы грешные души над бездной кричали...
Как будто забыты судьбой не на том берегу.   

                23.05.2014

Краткий анализ стихотворения
Тема. Ночная медитация о противоречиях бытия: столкновение света и тьмы, радости и боли, святости и греха; осмысление пограничного состояния между сном и явью, между земным и небесным.
Основная мысль. Мир предстаёт как пространство вечного дуализма: в нём неразделимо сплетены противоположные начала (любовь и ревность, страх и надежда, святость и грех). Ночь становится временем обострённого переживания этой двойственности, когда границы между реальным и мистическим размываются.
Стиль речи. Художественный (поэтический) с ярко выраженной символикой и философской глубиной.
Тип речи. Лирическое рассуждение с элементами описания: автор не просто изображает ночной пейзаж, но и рефлексирует над сущностью бытия, используя образы природы как метафоры внутренних переживаний.
Композиция. Стихотворение состоит из 4 строф, образующих смысловые блоки:
1;я строфа — образ ночи как прорастающей луны и звёзд, скитающегося ветра (зачин, создание атмосферы);
2;я строфа — ощущение безграничной тьмы и таинственных шорохов, пограничное состояние сознания;
3;я строфа — метафора весов с противоположными началами и двойственная трактовка звёзд (свечи или искры ада);
4;я строфа — кульминация эмоционального напряжения: чувство неизъяснимой печали и крик забытых душ (развязка).
Средства связи предложений:
лексические повторы («и кажется», «и чудится», «и что;то», «и звёзды»);
синтаксический параллелизм (анафоры в начале строк);
семантические оппозиции (свет/тьма, радость/боль, святость/грех);
сквозные образы ночи, неба, звёзд, ветра.
Средства выразительности:
метафоры: «Луна проросла в тёмной почве небесного поля», «Росточками звёздными», «Спираль временную накинув на шею петлёй», «на чаши весов единений и противоречий возложены ревность и страх…»;
олицетворения: «скитается ветер», «чудится в шорохах травных шептанье небес»;
сравнения: «как молельные свечи», «как будто забыты судьбой»;
эпитеты: «тёмная почва», «сонная земля», «грешные души»;
антитезы: «радость мира и боль», «единения и противоречия», «молельные свечи… искры от адовых вечных костров»;
риторические конструкции: «О чём? Я, пожалуй, словами сказать не смогу»;
символика: луна, звёзды, ветер, весы, бездна — универсальные символы бытия, судьбы, дуализма.
Итог: стихотворение представляет собой философскую лирику с глубокой символикой, где ночной пейзаж становится проекцией внутренних противоречий лирического героя. Автор использует богатую палитру тропов и синтаксических приёмов, чтобы передать ощущение пограничности бытия и неизъяснимой печали, рождённой осознанием вечной двойственности мира.


Рецензии