Прозой о поэзии. Вторая порция
(Вторая порция. Из моих статей, интервью, прозы, записных книжек)
* * *
Стихи – события жизни. Но, быть может, не те, что случились, а те, что могли случиться.
* * *
Поэт – это художник, видящий с закрытыми глазами еще больше, чем с открытыми.
* * *
Музыка – для слуха, живопись – для зрения, поэзия – для воображения. Вроде всё правильно, но как-то скупо. Всё это – для души.
* * *
Этика в поэзии проста: следует писать только такие стихи, которые можно показать всем.
* * *
Кто-то хорошо сказал, что книги пишутся при помощи книг. Это очень верно. Нечитающий, неначитанный автор бесплоден.
* * *
Мне всегда было интересней беседовать с Гамлетом или Онегиным, чем с какой-нибудь тетей Маней, живущей по соседству.
* * *
Вся невероятная фантасмагория, рождающаяся в воспаленном воображении поэта, – чистая правда.
* * *
Стихи без рифмы – стихи в никуда, просыпанная речь.
* * *
Каждое стихотворение нужно писать так, как будто завтра тебя расстреляют, и оно может оказаться последним.
* * *
Стихи, слетевшие с языка, а не выношенные душой, ничего не стоят.
* * *
Талантливым должен быть не только писатель, но и читатель.
* * *
Мне говорят читатели, что в поэзии больше всего потрясает то, что ты уже знал, но не мог выразить своими словами.
* * *
Говорят об упадке поэзии. Это не так. В упадке, причем временном, может быть только общество. Поэзия же высот не теряет.
* * *
Поиск идеального читателя – нонсенс. Писатель и есть идеальный читатель.
* * *
В поэзии трудно сделать открытие, но еще труднее – закрытие. Мандельштам закрыл акмеизм.
* * *
Одиночество для поэта не тягость. Одиночество – это свобода для творчества.
* * *
Поэт не скучает без общества, ведь он умеет общаться сам с собой – красиво и в рифму.
* * *
Даже еще незрелый поэт – это уже целый театр, с режиссером, актерской труппой и декорациями.
* * *
Литература ведет диалог, только если читатель образован, кино же говорит с кем угодно. Кино затмило чтение, предложив самый пассивный способ восприятия. На экране люди любят, страдают, за что-то борются. Зритель может уснуть, а экранное действо будет с шумом продолжаться. Это как чужая жизнь, или имитация жизни, которая проходит рядом. Но открытые страницы книги так и будут оставаться мертвыми страницами, если читатель не хочет или не способен их одушевить, оживить своим воображением, стать соучастником их тайного действия, скрытого за забористой графикой текста. Мало того. Чтобы это действие заработало в полную меру, духовный и интеллектуальный уровень читателя должен быть приближен к текстовому, за которым спрятан автор. И тогда откроется шифр книги с ее интегрирующим потенциалом.
* * *
Не важно, чтобы вы понимали всё, что я говорю в стихах. Важно, чтобы понимали меня как человека.
* * *
Литература – конфликт мечты с действительностью.
* * *
Писателю нужно не просто описывать то, чего не существует, ему еще нужно талантливо описывать то, чего не существует.
* * *
Как сказал Пушкин, не продается вдохновенье. Действительно, кто же его купит у тебя?
* * *
Мы перестаем влиять на наши книги не после их написания, а по ходу действия. Как перестаем влиять на подрастающих детей.
* * *
Я сомневаюсь, что можно научиться писать талантливые стихи. Можно обучиться поэтике как науке, научиться разбираться в стихах, но не писать их.
* * *
Упала цена слова. В нашей стране слово потому так долго ценилось, что было запретно. А сейчас стихи чаще воспринимаются в виде текстов к песням эстрадных исполнителей, плодящихся, как инфузории. На самом деле такие тексты с поэзией не имеют ничего общего. Поэтам требуется много мужества, чтобы сохранять стилистическое хладнокровие.
* * *
Понятно, что стихи никогда не имели хождение как деньги. Но они должны хотя бы иметь хождение как стихи. За это право и борются поэты.
* * *
Нынче писатели должны быть «раскручены», как сейчас говорят. Словно все читатели разом отупели, напрочь потеряв природный вкус, и, чтобы начали читать какое-то произведение, каждому нужно авторитетно шепнуть на ухо, что его автор «раскручен».
* * *
Поэтическое мастерство – умение точно воплотить замысел. В отсутствие же мастерства в стихах задумывается полет в небеса, а выходит прыжок с тумбочки на пол.
* * *
Если литератор чувствует шаткость своего профессионального положения, он хватается за номинации, за официальные объединения, за отряд пишущей братии, иногда прикрывая членским билетом свою творческую несостоятельность.
* * *
Даже профессиональные поэты – люди разных профессий.
* * *
Лишенный музыкального слуха поэт – все равно, что безногий футболист.
* * *
Графомана подводит не только разум. Порой ему просто не хватает силы характера, чтобы не писать.
* * *
Одно может оправдать графомана – что он просто искусно скрывает свой талант.
* * *
Если творчество – это бегство от жизни, забвение, то самое удивительное забвение на свете. Его можно сравнить разве только с наркоманией, хотя я абсолютно не знаю, что это такое.
* * *
В прозе акцент чаще смещен в сторону сюжета, в поэзии – в сторону языка. А язык – это не вещь, не средство, не орудие. Он – суть, и как это ни парадоксально, определяет даже поступки человека. И поэт, со своей гражданской позиции, может и должен не только сохранять, но и развивать язык. К тому же, за прозу можно спрятаться. В поэзии – только раскрыться.
* * *
Как хорошо, что, в отличие от романа, в стихах нет необходимости в конце ловить главного злодея и сажать за решетку.
* * *
Лучше поэта может быть только его поэзия.
* * *
Поэт читать классику просто обязан. Ну, хотя бы для того, чтобы узнать: все, что он придумал, давно придумано другими.
* * *
Люблю, когда стихотворение кажется ни о чем, но последняя строка вдруг оправдывает необходимость его написания, придавая смысл всему сказанному.
* * *
Странная все-таки у поэтов логика. Поэт пишет любовную лирику втайне от жены, но для всего человечества.
* * *
Лирическая поэзия – самая подверженная интерпретации литературная форма. Потому поэт может быть относительно спокоен: что бы ни написал, хоть как-то да будет понят.
* * *
Эрос начинается со слова.
* * *
Помните поэтесс прошлых лет – Гиппиус, Ахматову, Цветаеву? Небожительницы! Один вид чего стоит! А теперь главная поэтесса страны, самая известная, растиражированная, всюду приглашаемая, как лицо поэтической элиты, – просто, пардон, баба базарная. Поставь ее за прилавок с мороженой рыбой – будет в самый раз.
* * *
Господь сотворил поэтов назло торговцам.
* * *
Юрий Лотман утверждал, что поэзия – это самое национальное, что есть у народа. Исходя из его постулата, по поэтическому наследию можно определять культурный масштаб нации.
* * *
Если муза не осеняет меня новыми строками, то хотя бы не мешает, когда пишу.
* * *
И муза поэта может оказаться дурой бестолковой.
* * *
Сломался компьютер, и я дошел до ручки, т.е. пишу тексты ручкой на бумаге.
* * *
Как я сочиняю стихи? Хм, сажусь вечером за стол, беру карандаш и бумагу и начинаю малевать всякие рожицы. Затем отправляюсь спать. Утром на оборотной стороне листа я нахожу готовое стихотворение. Когда я его написал? Наверное, ночью.
* * *
Часто пишу стихи на ходу. При этом так увлекаюсь, что порой теряю чувство времени и пространства. Однажды шел по улице. Увидел знакомое лицо и машинально поздоровался. Оказалось, собственное отражение в зеркальной витрине.
* * *
Лучшие стихи пишутся не тогда, когда есть свободное время, а когда его вообще нет.
* * *
Интересная мысль, фраза, рифма, пришедшая в голову перед сном, но незаписанная, утром самым наглым образом бесследно исчезает.
* * *
В стихах автор откровенно разговаривает с читателем, которого не видит, не знает, но всецело ему доверяет.
* * *
Для поэта литература дает все, что может дать жизнь человеку.
* * *
Короткие стихи – большая ответственность. Если в крупных по объему стихах могут попадаться проходные фразы и смысловые пустоты, растворяясь в обширном повествовании и оставаясь почти незаметными, то в коротких, в 2-3 строфы стихотворениях, каждая строчка должна быть яркой и глубокой, практически афористичной.
* * *
Поэзия не обязана постоянно что-то объяснять и отвечать на вопросы. Ей достаточно правильно задавать вопросы, а ответы будет пытаться искать читатель в своих размышлениях.
Свидетельство о публикации №114052005640
Не далее, как вчера, я имела возможность полностью и окончательно убедиться в том, что Вы не на бумаге только дипломированный специалист по чародейству, а в действительности. Со вчерашнего дня светит у нас вовсю солнышко. И вот, зная, сколько сил уходит у Чародеев на установление хорошей погоды, а также памятуя о Вашем приглашении на чай (оно, надеюсь, бессрочное?), я принесла Вам порцию хорошего настроения. Такую, знаете ли, вполне увесистую порцию. Она не на словах только, а достаточно материальна: по Вашему желанию может быть шоколадными конфетами, сливочными помадками или же, к примеру, пирогом с яблоками. Да-да, не удивляйтесь. Как говорится, с кем поведёшься, от того потом не отделаешься. Вроде бы так.
А потому, дорогой Николай Павлович, я очень прошу Вас налить себе чашечку чая и подкрепиться принесённым хорошим настроением, а я пока буду рассказывать, как мне понравилась очередная порция Вашей прозы.
Как хорошо Вы сказали, Николай Павлович, что язык влияет и на поступки. В юности я об этом не задумывалась, а потом поняла, насколько может облагородить правильная красивая речь. И ещё: как хорошо иметь возможность чётко и ясно выражать свои мысли и чувства, уметь донести их до другого человека в максимально неискажённом виде. Воспринятая от другого человека мысль способна воздействовать на настроение и даже иногда изменить ход твоих собственных мыслей.
(Прошу прощения за допущенные возможно пунктуационные ошибки. Вы меня поправляйте, пожалуйста, по возможности.)
Одиночество, конечно, верный спутник не только поэта. Любого думающего самостоятельно человека. Очень люблю те часы, когда дети уже спят и в доме воцаряется благословенная тишина.
Ох уж эти фразы, приходящие в самый неподходящий момент и исчезающие самым наглым образом! Они приучили меня всегда и везде таскать с собой блокнот и карандаш.
А ещё, дорогой Николай Павлович, меня одолевают противоречивые желания. С одной стороны, мне ужасно хочется, чтобы Вы «дошли до ручки». Тогда бы я смогла полюбоваться на Вашу серебряную чернильницу с монограммой, гербовую бумагу и неповторимый почерк. Но, с другой стороны, тогда я не получу Ваш замечательный ответ. Придётся смириться с обычным компьютерным посланием. А пока Вы будете его печатать, уберу со стола после чаепития.
Должна сказать, что все Ваши высказывания мне очень нравятся, равно как и Ваша манера писать. Но разбор каждого в отдельности потянет на небольшой реферат. Боюсь, Вас это утомит.
С самыми тёплыми улыбками и хорошим настроением,
Ника Марич 11.09.2022 20:00 Заявить о нарушении
Это я шучу, ежели что.
На самом деле, письма Ваши, Ника, прекрасны, и Вы это знаете. Пишите их, не стесняйтесь, хотя бы в те часы, когда самым волшебным образом Аня превращается в Нику, и в ее добрейшей душе возникают замечательные слова и фразы, которые я принимаю открытым сердцем.
Те мои "порции" о литературе - в частности, о поэзии, - которые Вы читаете, являются или беглыми спонтанными заметками, или фразами из моих ТВ интервью http://www.youtube.com/watch?v=Th72Dm1o_8A, или определенными выводами долгого литературного опыта. Случайно оказавшись собранными и выбранными из моих записей, они, в несколько ироничном ключе, отражают мои мысли о том, чем мы вообще здесь на сайте занимаемся, и что это вообще за дело такое в наш нелитературный век - писать стихи.
С моей точки зрения, поэзия позволяет нам жить, обольщаясь прекрасными иллюзиями, и предоставляет возможность сознавать себя счастливыми там, где для счастья, казалось бы, нет повода. Но во многом поэзия - не только радость, но и спасение. Проверено опытом.
Возможно, это прозвучит странно, Ника, но литература вызывает у меня куда больший интерес, чем сама жизнь и окружающая действительность. Тем более такая, которая утвердилась в мире в настоящее время. Порой кажется, что жизнь, то бишь существование для того и длится, чтобы дать возможность заниматься литературой. Понимаю, что такая мысль может представляться неоправданно дерзкой и даже кощунственной, по крайней мере, с христианской точки зрения, но тем не менее...
И все же знайте, дорогая Ника, я всегда с особым чувством расположения к Вам и признательности читаю Ваши отклики.
Пусть в Вашей жизни случаются лишь самые приятные события, а новости будут только хорошими.
Спасибо! Обнимаю Вас,
Николай Левитов 11.09.2022 22:05 Заявить о нарушении
Спасибо Вам за эти необыкновенные письма. Мне действительно очень приятно писать Вам и получать ответы. Пусть и электронные. Знаете, лет в пятнадцать была у меня ручка с пером, внутрь надо было чернила наливать. Я очень любила писать ей письма выдуманным адресатам. И непременно чтобы с красивыми фразами.
Интервью обязательно посмотрю, вот прямо сейчас.
Что же касаемо затраченного времени, так я ничуть не жалею его на письма к Вам. И труд этот мне в радость.
То, что Вы пишете об увлечённости литературой более, чем самой жизнью, меня не удивляет. И даже с христианской точки зрения можно сказать, что человек не может довольствоваться таким существованием, какое тут у нас на земле. Человек всегда, сознательно или подсознательно, грустит о потерянном рае и ищет его.
А меня в самом деле зовут Аня. Ника - это ник женского рода, а ещё сокращение от папиного Николай. Вы же можете называть меня, как Вам больше нравится.
Не прощаюсь. Доброй Вам ночи.
Ника Марич 11.09.2022 22:21 Заявить о нарушении
А ключевой фразой Вашего ответа, думаю, является "потерянный рай".
Это в меня вошло и накрепко засело в душе еще с тех давних времен, когда увлекался чтением Марселя Пруста.
Да, и еще. Где фото Ники на лицевой страничке? Кто тайно и нагло умыкнул?
Или скоро будет новое фото? Я весь в ожидании.
С улыбкой,
Николай Левитов 11.09.2022 22:35 Заявить о нарушении
С улыбкой,
Ника Марич 11.09.2022 22:46 Заявить о нарушении