Прозой о поэзии. Первая порция

ПРОЗОЙ О ПОЭЗИИ
(Первая порция. Из моих статей, интервью, прозы, записных книжек)


*   *   *
Все поэты друг другу современники. Для меня Катулл, Пушкин, Мандельштам – все стоят в одном ряду, живут в один временной период человеческого осмысления действительности и тоски по несбыточному.

*   *   *
В повседневной жизни говорить в рифму смешно. А в стихах до слез доводит.

*   *   *
Интересно заниматься той профессией, в которой есть тайна.

*   *   *
Какие бы темы ни затрагивались в стихах, в них поиск смысла жизни. Оскар Уайльд считал, что смысл жизни – самовыражение. Значит, поэт ищет, уже найдя его, поскольку самовыражается в творчестве.

*   *   *
Самые главные слова в стихотворении находятся между строк.

*   *   *
Самое лучшее стихотворение – только что написанное. Но гораздо лучшее – еще ненаписанное.

*   *   *
В отличие от вещей, стихи не становятся антиквариатом. Написанные века назад, поныне сияют красотой мысли и слова, как бриллианты.

*   *   *
Истинным ценителям поэзии чаще хочется не покупать новые книги, а перечитывать старые.

*   *   *
Все высокие искусства и существуют для того, чтобы не забывать, что мы не просто разумные существа, но одухотворенные разумные существа.

*   *   *
Поэзия – слова, которые чувствуешь даже кожей.

*   *   *
Автору нужно идти впереди читателя. Нельзя, чтобы читатель догадывался о том, что будет в тексте сказано дальше.

*   *   *
Стихи – состояние души. Состояние проходит. Остаются душа и стихи, отразившие состояние.

*   *   *
Поэт должен обладать незаурядной душой. Но если к ней прилагается заурядный ум, поэту будет не по силам раскрыть душу в стихах.

*   *   *
Пегас – лошадь строптивая. На нее хомут не наденешь.

*   *   *
Название стихотворения – это уже интрига.

*   *   *
Зачем существует поэзия? Чтобы сохранить картину нашей жизни. Только не в том скучном порядке, в каком она проходила. А короткими знаковыми для нас моментами, которые могут быть интересны и другим, способным хотя бы почувствовать особенности ее ритмики и тональности.

*   *   *
По сути, поэзия – один из способов реагировать на мир. Можно скандалить в трамвае, кричать на митингах, прыгать на дискотеках. Можно прокалывать себе носы, языки и уши. А можно писать стихи. У каждого свой способ самовыражения. На поступки нас вдохновляют наши представления о мире. Пусть даже ложные.

*   *   *
Стихи можно сравнить с альбомом старых фотографий, где запечатлено время таким, каким оно было в реальности, без корректировки с позиций настоящего момента.

*   *   *
Я всегда был далек от мысли, что поэзия может иметь для автора практическую выгоду. Ведь сам процесс творчества – это в большей мере стиль существования, чем работа.

*   *   *
Поэт – это не только его тексты, но и обстоятельства, в которых эти тексты написаны.

*   *   *
Стихи – вообще штука крайних душевных состояний: от эйфории до депрессии. Это, если хотите, легкое помешательство, проявляющееся в форме словесности. Чего в стихах нет, так это покоя. Поэт в состоянии покоя или спит, или читает, или дышит воздухом. Если он спокойным садится за перо, то, скорее всего, выполняет чей-то заказ.

*   *   *
Когда вы любуетесь пейзажем, то воспринимаете все его составляющие в единой системе: например, лес у озера, над ними облака, пролетающий с клекотом птичий клин, ветер, колышущий траву. Уберите один элемент – и пейзаж потеряется. Так и в поэзии. Ритм, рифма, мелодия и смысл – равнозначные величины, передающие в своем единстве гармонию мира.

*   *   *
В стихах, в отличие от прозы, есть ограничение строки. Девятистопных ямбов и хореев не бывает. Семь и восемь стоп – уже курьез. В этом заключается мудрая сдержанность поэзии. Или сдержанная мудрость. Как угодно.

*   *   *
Мой идеальный читатель – я сам. Хотя было бы полным идиотизмом писать для себя. Скорее всего, я пишу для такого, как я, т.е. себя, но не прошедшего весь ход моих мыслей при написании стихов, а сразу получившего результат. Вероятно, он – поэт, которому лень писать стихи.

*   *   *
Ученые доказали, что самое красивое и совершенное в природе имеет сферическую форму. Еще Марк Твен, хоть и в шутку, как-то сказал, что самое красивое, что он видел на свете – мыльный пузырь. Думаю, и поэзия по форме должна иметь нечто сферическое. Но по содержанию кардинально отличаться от мыльного пузыря.

*   *   *
В быту обыватель, в поэзии небожитель.

*   *   *
Памятники в основном ставят политикам и поэтам, но история показывает, что памятники поэтам оказываются более долговечными.

*   *   *
Мастерство проявляется не столько в умении сходу написать блестящее стихотворение, сколько в терпении многократно его переписать, пока не станет блестящим.

*   *   *
Поэту кажется, что свою судьбу он напророчил себе сам. Он боится собственных строк, видя в них роковое знамение, и заклинает их, чтобы они не воплощались в реальность.

*   *   *
У поэта должна быть своя оптика, чтобы с ее помощью разглядеть и показать в стихах то, что не видно другим.

*   *   *
Иногда скучный пейзаж приобретает невероятную притягательность в стихах.

*   *   *
Не знаю, кто первым сказал, что стихи нужно писать, когда есть что поведать миру. Не слушайте этого провокатора. Пишите даже тогда, когда что-то хотите поведать лишь одному человеку.

*   *   *
Стихи – наши молчаливые и покорные друзья. В отличие от читателей, они никогда не будут настаивать, чтобы вы поменяли в них то или иное слово.

*   *   *
Если автор написал слабые стихи, преданный читатель обычно хвалит удачную рифму. Если автор вообще не понял, что он такое написал, преданный читатель все равно может хвалить, но в той же туманной манере автора, не понимая сам за что хвалит.

*   *   *
Язык поэзии во многом держится на сравнениях. Как, словно, будто, подобно, вроде – эти слова так и норовят пробраться в текст, говоря о том, что поэт видит в предмете больше, чем предмет и не может обойтись без ассоциаций.

*   *   *
Но кроме различных тропов – сравнений, эпитетов, метафор, метонимий, – крайне необходимо присутствие интонации. Это музыка стиха, просодия речи, звучание авторского голоса, который явственно слышишь, пробегая глазами по строкам. Без интонации стихи – сухой протокол. И как здесь важна правильная пунктуация, которой нынче нередко пренебрегают!

*   *   *
Даже если имя поэта останется неизвестным на земле, имя его будет начертано на небесах.

*   *   *
Поэзия во многом – не отражение жизни, а ее замена.

*   *   *
Поэзия похожа на разговор с самим собой. Но чтобы это не смахивало на шизофрению, говорят, что поэзия похожа на молитву.

*   *   *
Поэтам не нужны жены, им нужны музы и няньки.

*   *   *
Главное – верить в свой талант. Остальное сущий пустяк – убедить в этом других.

*   *   *
Слава – это лава, которая тебя же и накроет.

*   *   *
О, слава! Однажды толпа несла меня на руках. Правда, это было в метро в самый час пик.

*   *   *
У Пастернака один его почерк – уже поэзия.

*   *   *
Поэтов нужно любить издалека.

*   *   *
Чем больше в прозе поэзии, тем лучше проза. Чем больше в поэзии прозы, тем хуже поэзия.

*   *   *
Никогда не могу запомнить наизусть собственные стихи – на авторских вечерах читаю по бумажке. Может, потому, что в процессе написания перебирается так много вариантов, что последний тащит на себе весь этот груз замененных слов и не закрепляется в памяти.

*   *   *
Как пишу стихи. Придумываю важную фразу и ставлю ее в первую строку. В итоге она оказывается в самом конце. Но чаще всего я ее вычеркиваю.

*   *   *
В стихах перфекционизм обязателен – каждое слово точное и на своем месте. Может, в прозе, в лесу слов, ляп не заметен. А в поэзии всё на виду.

*   *   *
Лучшим стихотворением оказывается то, которое в черновике имело большее количество вычеркнутых слов и строк.

*   *   *
Наша память хранит вспышки событий, и чем они ярче, тем детальней запоминаются. Нам кажется, что мы знаем логику их расположения в тексте, чтобы получилась книга. Но книга смеется над нашей логикой, потому что знает, что ее не существует, как не существует отдельных событий – все они связаны. И с какого бы ни начал писать, в итоге все сплетутся в книгу, которая сама себя пишет.

*   *   *
Искусство было убито шоу-бизнесом. Поэзия еще слегка жива только потому, что из нее трудно слепить шоу.

*   *   *
Ты спрашиваешь у поэта,
что снится мне.
Мне снятся сайты интернета
в кошмарном сне.

*   *   *
Глядя на этот многолюдный сайт, понимаешь, какого бы процветания достигла страна, если бы все занимались только тем, к чему есть способности.

*   *   *
Поэтам следует помнить: свои стихи они могут считать замечательными, пока они не опубликованы.

*   *   *
Творческий процесс сравним с долгой и напряженной схваткой или битвой – найти точную рифму, единственно правильное слово. Иногда даже схож с соблазнением и покорением строптивого женского сердца.

*   *   *
Нужно иметь в виду, что иногда муза приходит совсем по другому поводу. 


Рецензии
Доброго Вам вечера, Николай Павлович.

Прежде всего хочу поблагодарить Вас за сегодняшнее потепление на улице. Даже не представляю, каких усилий Вам это стоило. Но я теперь убедилась в том, что Вы самый настоящий Чародей. Вот, не зря я не хотела со сказками расставаться, до сих пор их люблю. И как же я обрадовалась, когда сегодня выглянуло улыбчивое солнышко и братец Сентябрь вспомнил, что нынче его черёд. Он, правда, не гонял ласточек, у нас их нет. Зато мимо окна прошло целое стадо замечательных белоснежных облаков-барашков, смешных и взлохмаченных.
А ещё замечу, дорогой Николай Павлович, что намного теплее становится, как вспомнишь Ваши чудесные добрые ответы. Следовательно, Вы вдвойне Чародей!

С удовольствием читаю Ваши порции о поэзии. Я прочла до конца, а теперь заново перечитываю и наслаждаюсь. То встретится мне глубокая мысль, рождающая в ответ другие мысли. А то улыбаюсь широко и даже смеюсь. Вот, например, увидела себя в строчках про автора, который не понял, что написал. Иногда встречаются мне читатели, находящие глубочайший смысл, которого я и не вкладывала. В этом случае стихи можно сравнить с зеркалом: читающий видит некоторое отражение себя.

Подчеркну ещё несколько особенно понравившихся мне мыслей. О том, что в поэзии отражена тоска по несбыточному. Воистину это так. И автор одновременно и выражает эту тоску и рисует свой идеальный мир. Поиск смысла жизни в искусстве - да, конечно. Как и самовыражение. А коли самовыражение, то запечатлённый в строках момент неизбежно несёт отпечаток души автора. Потому и скучный пейзаж может приобрести особое очарование, что автор его одухотворяет сообразно своему состоянию.
По стихам гораздо яснее можно понять об авторе, чем из обычного общения. Бывает, что мало знаешь о душе своего коллеги по работе, с которым не один год провёл, а тут можно за короткий срок понять, чем дышит человек.

На Вашей странице, Николай Павлович, мне очень нравится. И, чем больше Вас читаю, тем мне тут уютнее.
Примите же мои искренние пожелания, чтобы этот сайт Вам в кошмарном сне никогда не снился. И вообще пусть не будет кошмаров ни в снах, ни в жизни.

Не прощаюсь,

Ника Марич   07.09.2022 22:00     Заявить о нарушении
Дорогая Ника, Ваше замечательное приветствие не оставило меня равнодушным.
Откроюсь: каждый приходящий ко мне в дом вечер молю быть добрым. Но с вечером всякое может случиться.
Поспешу и я Вас поприветствовать, желая, чтобы Ваш вечер тоже был добрым.

Хотел, Ника, тезисно ответить на те моменты моего текста, которые Вы выделили в своем письме.
И уж было сел к столу, чтобы написать Вам обстоятельный ответ, обмакнул гусиное перо в серебряную чернильницу с монограммой, занес руку над развернутым листом гербовой бумаги... Но тут взгляд упал на одну фразу Вашего письма: "Следовательно, Вы вдвойне Чародей".
Вот это основательно выведенное Вашим красивым почерком слово "следовательно", говорит о том, что Вы пришли к нему, сделав следующий логический вывод: читать мои литературные опыты интересно, да плюс с переменой погоды в Ваших краях я успешно справился (чему я истинно рад, Ника!), следовательно, я, уж простите, - "вдвойне чародей".

Ах, Ника, была ли необходимость в таких логических умозаключениях, когда в моем университетском дипломе, как Вам давно известно, так прямо и записано: "Вдвойне Чародей, с широкими полномочиями, но ограниченной ответственностью"?

Т.е. как бы в своем чародействе "не очень надежный" по общепринятым понятиям, но "абсолютно надежный" в рамках конкретной задачи или заказанной интриги.

Прошу простить за тавтологию, но я представил, каким "чародеем" Вы представляете меня, Ника.
Вы, должно быть, подумали, что я невероятно стар. Брошу в своей длинной чародейской мантии по пустынному дворцу со свечой, обросший седой бородой, с костылем и слуховым аппаратом. У меня все эти возрастные прелести еще впереди, Ника.

Ой, я просто немного решил сейчас посмеяться, чтобы вечер действительно показался добрым.
Вы уж простите меня, дорогая.
А лучше от души поблагодарю Вас за прочтение и прекрасное на него письмо.
Хочу лишь, чтобы к моим ответам, как и к моим прозаическим публикациям (в отличие от стихов) Вы относились с добрым чувством иронии и юмора, поскольку сам стараюсь слегка наделять свою прозу этими чертами.

Продолжайте, Ника, чтение. Всегда Вам рад.
С поклонами,

Николай Левитов   07.09.2022 23:12   Заявить о нарушении
Николай Павлович, ну что Вы! Какая ещё борода и слуховой аппарат?
Я Вас представляю настоящим волшебником и Мастером слова. К тому же, у Вас фотография замечательная на странице есть. Специально для того, чтобы Вас правильно представлять.

Благодарю Вас от души за Ваш изумительный юмор. Я не просто улыбалась, читая ответ, а даже и смеялась, как ребёнок.

С улыбкой,

Ника Марич   07.09.2022 23:21   Заявить о нарушении
В ответ на Вашу доброту - благодарно обнимаю Вас, Ника.

Николай Левитов   07.09.2022 23:23   Заявить о нарушении
Спасибо. И доброй Вам ночи!

Ника Марич   07.09.2022 23:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.