Высоко-Петровский монастырь

К Петровскому монастырю
Все дороги ведут:
Он стоит на высокой горе,
Как форпост и редут.

Переулки и улочки, словно ручьи, -
Прямо в заводь ворот текут,
И бульвар старается залучить
Тень от стен, что над ним встают, -
Выгибая спину, ластясь (скорей,
Пёс, не бульвар), - и хвостом тополей,
Пыльных, пыльных своих тополей,
Машет, не чтя за труд….

Ярым золотом глав попирая ширь
Неба,
     пурпур царственных стен
Неприступно поставив,
                твёрд и горд монастырь
Уж немало веков, и без перемен:

Впрямь всё тот же, что был давно и вчера, -
А что может
                очень быть нелегко,
Не случилось, по счастью, ему узнать.
И под ним - неизменной глыбой гора,
И она высокА, и с нее далеко
ВидАть…

И Он виден Издали – голова
В алой шапке его у горы,
И кресты его – как звезда Рождества
Для Рождественской
                нежной нижней сестры.

В летней пылИ, сквозь узОры Инея
(И в снегах, до кровель его засЫпавших!
Во сне ли… Сон ли тот – быль…) -
Колокольни невероятная линия,
Груды соборов, важно застывших,
Ибо мир у ног их – лишь пыль…

… А за стЕнами – прелая осень разрухи,
Ветшают громады, нестрАшны, негрОзны.
И стен бесполезны бойницы и слухи,
И, в спелости сонной, тяжелые гроздья

Главок церковных
                долу кренЯтся,
Их тянет земля,
                им бы О-земь да в землю,
Как зернам златым,
                чтобы после подняться,
Вселенскому зову природному внемля,
Из влажной могилы…
           (Но зерна восстанут,
А главки быть навсегда перестанут).

Облокотившись на арку проЕздную,
Дремлет собор, – слипаются окошки –
Глаза,
        а помпезную
Колокольню облюбовали кошки.

Здесь мир, покой, тишина – успокоенье.
Как странно, что этого не чует толпа
Там, за стенАми.
Тёплым, как матери прикосновенье,
Было виденье
Белого-белого нагорного столпа
Света, увиденного державного очами.

Под аркой, нависшей горОй
(Сыро под ней и серО), -
Длинный коридОр
В маленький сад сырОй.
И кажется пришедшим в тот сад –
                всё вздор,       
Но ступила ногой
На эту землю, здесь,
Не имея ввиду царскую спесь,
И камень стен огневой,
И золото глав над стеной, -

Ласковая богиня,
Матерь твоя, Мессия,
Заступница-берегиня,
Мария…

А времени на самом деле
                прошло так мало
С тех пор, что такими кажутся
                нам давними,
Когда Она на круче стояла,
Позднее опоЯсанной
                стЕнами державными.

Вот в саду, где зелень вялая чахнет –
Ладаном и пахнет,
И не верится, что полвека не служили
В церквах, и свечей не теплили.

Здесь ведь так хорошо молиться,
И забыться…
1992г.

***
Послесловие:
    Высоко-Петровский монастырь – одно из красивейших сооружений старой московской архитектуры, прекрасно сохранившийся до наших дней. Нарядный, праздничный стиль московского (нарышкинского) барокко, сложившийся в 17-том веке, радует глаз, – красные кирпичные стены, изобилующие декоративными деталями, затейливо выложены фигурным штучным кирпичом, щедро украшены белокаменной резьбой и сверкают на солнце, как драгоценность.

     Монастырь связан с двумя историческими деятелями, носившими одинаковое имя – Петр: первым Московским митрополитом Петром, в честь которого он получил свое название, и царем Петром Первым, который был его покровителем.      

   Первую церковь, посвященную Богородице, на месте будущей обители основал князь Иван Калита, в связи со знамением белого (снежного) столпа, который он (по одной из легенд) лицезрел лично на горе Высокой в окрестностях города (видение ему растолковал митрополит Петр). Затем при Дмитрии Донском здесь уже поднялся собственно монастырь, в виде  небольшой крепости,  входившей в кольцо оборонительной цепи вокруг тогдашней Москвы (далее по этой линии выстроили Белый город, ныне же там пролегает Бульварное кольцо), - а позднее, стараниями Петра Первого, монастырь, в котором располагались могилы царских родичей Нарышкиных, был перестроен в его настоящем виде.   
   
   Рельеф местности в районе монастыря до сих пор напоминает о том, что в старину здесь в самом деле были горы. Наклон особенно резко идет в сторону Рождественского бульвара, где находятся строения Рождественского женского монастыря. Оттуда, снизу, можно было видеть кресты Петровского на его высотке.   

   В 1929 году монастырь закрыли, но его судьба оказалась гораздо счастливее многих московских церквей, – он не был разрушен, а в 1950-е годы началась реставрация, позволившая сохранить почти все его здания. Я хорошо помню это место  полузаброшенным, но все равно очень впечатляющим. Тогда и было вчерне написано мое стихотворение.
    Недавно монастырь перешел в ведение РПЦ.

   На снимке – колокольня, выходящая на улицу Петровку, самое красивое монастырское здание. В связи со свойственными ей изяществом и ажурностью она кажется воздушной, почти невесомой, хотя при ближайшем рассмотрении оказывается, что это весьма внушительное сооружение, включающее в себя  три арки ворот, надвратную церковь и набор колоколов на двух ярусах.
    В 2010 году Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения колокола «Святитель Петр», названного так в честь митрополита Петра, Московского чудотворца. Это самый большой из 13-ти колоколов, изготовленных для обители современными мастерами. Его вес составляет более 8 тонн (!).

Снимок колокольни - 2013 год, автор.   


Рецензии
Написано от души! У Вас и проза звучит поэзией, воспевая русскую историю и веру!
С уважением, Владимир

Колыма   29.11.2014 21:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир. Чаще всего оценивают только стихи, а заметку в послесловие упускают из виду, хотя ведь ее тоже приходится писать. Вы оценили мою публикацию в целом, что вдвойне приятно.
:-)))

Ирина Воропаева   01.12.2014 14:21   Заявить о нарушении