Писатели бывают разными Волхв и князь

3 мая  2014 года

Потрясает  то, что творится на сайте в связи со всеми страшными событиями на Украине. Хорошо, что мы в виртуале, иначе и здесь наверняка были бы жертвы. Ссорятся навсегда те, кто были друзьями и приятелями. Мы спорим о том, о чем имеем смутное представление или не имеем его вовсе... И самыми агрессивными стали те, кто гордо именует себя патриотами...


ПИСАТЕЛИ БЫВАЮТ РАЗНЫМИ. ЭТО ПРЕКРАСНО

 Сегодня, в субботнее утро, все  как – то совпало, известие о гибели людей в Одессе, и призывы литераторов на сайте занять гражданскую позицию, и вопли о том, а кто они наши авторы-писатели- литераторы, и почему они собственно в такое время пишут о кошках и собаках, и не требуют, говорят, направляют правителей на путь истинный.

Но разве для начала не надо уяснить, а кто такие собственно писатели?
Сразу возникает вопрос: должны ли быть хирургами все, кто  учится в медицинском.
Вопрос глупый, конечно, а почему с писателями по-другому должно быть? Почему все должны обличать, бичевать, призывать, вести куда-то, понятия не имея куда именно идти… Ведь чаще всего так и бывает... Но даже у Маяковского не очень получилось, хотя старался...

Я понимаю, откуда у этого явления ноги растут, с тех самых пор, когда рабочих и колхозников отправили на рабфак, чтобы они учились писательству, помогали строить социализм. И статью Ленина о партийной литературе, перевернули на свой лад, заявив, что вся литература должна быть  партийной, а если хочешь быть писателем, то изволь служить партийной литературе. И именно это требовалось и внедрялось в писательские умы и сердца. Кто мог  -служил, обличал,  воспевал.

Но ведь не в 1917 году мы все появились, и началось все значительно  раньше, у нас был «Боянов гимн» , былины, летописи, сказки, сказания и легенды.

Может быть от той печки стоит плясать. И большОе ( роль писателя) тоже видится на расстоянии вовсе не последней сотни лет.

Писатели были разными уже тогда ( если условно принять устное народное творчество за писательство), то их еще больше оказывается, и что же получается тогда?

У нас есть бесстрастные летописцы, те самые, о которых нам напомнил А.С. Пушкин в своей драме: монахи при монастырях, записывающие то, что случилось в данном году. И если бы не эти летописи, то тяжко бы всем нам пришлось. Хотя о бесстрастности их можно поспорить. Но летописи сохранились, у нас есть сочинители, хранители былин, которые были  важными гостями на княжеском пиру, и они вдохновляли на бой и на подвиг княжескую дружину – прообраз писателей 20 века, сотворённых  рабфаком, которые  были важны для поднятия боевого духа тех, кто завтра должен был идти в сражение.

И наконец,  у нас были в каждом селе, деревне –сказители – те, кто рассказывали свои истории, сказки, легенды и никакого отношения они ни к князю ни к власти не имели вовсе.

Выражение Воланда: «Я историк, я люблю рассказывать истории» - относится в первую очередь к ним.

Вероятно, даже Бояны, исполняющие былины, не соответствовали требованию наших  радетелей за то, чтобы литератор стал  публицистом, вел, определял политику, высказывал свое собственное мнение по поводу происходящего.

Но откуда тогда эта тяга к писателю- трибуну, идеологу, вождю?

И на этот вопрос есть ответ в нашей седой старине. Трудно поверить сегодня, но в  те стародавние времена, когда князь был не  властелином всего мира, а  только предводителем дружины и о Христе еще славяне понятия не имели, а если и имели, то религия эта была, как и везде,  гонима, так в те времена были те,  перед кем трепетали князья ( и опять же  последним отголоском этих событий стало «Песнь о Вещем Олеге» А.С.Пушкина).
 
  Да такими властелинами в мире были именно Волхвы, те, для кого слово было грозным оружием, могло убивать и  воскрешать из мертвых. И даже грозный Олег Вещий, покоривший полмира,  стал  только игрушкой в руках волхва. Как только он услышал, что «примет смерть от коня своего», куда делась его отвага и бесстрашие. В то время как хитрый волхв просто отправлял его в храм Световида, чтобы там он узнал о том, сколько осталось ему жить. ( А гадали о важных событиях при помощи белых коней, оставшихся при храмах).

Волхвы – уникальная каста, и условно их можно назвать теми самыми писателями, о которых мечтают некоторые из нас  и знаменитое высказывание о том, что волхв дружен с волей небесною, а на земле ему никто не страшен переносится почему-то на всех писателей сегодня. Но почему это уникальное явление должно стать массовым на нашем сайте хотя бы?

Этот опять тот же вариант, когда медицинский институт должен выпускать исключительно хирургов или окулистов и все…

Может быть, каждый взявшийся за перо хотел бы ощущать себя Волхвом-повелителем мира, а не летописцем, не  Бояном, не сказочником, но такого не бывает, и быть не может в природе. Тем более, что христианство уничтожило давно эту породу Волхвов, и родиться им собственно неоткуда. А если они еще живут в этом мире, то стали каким-то тайным обществом, они живут  по принципу: «Молчи, скрывайся и таи и чувства и мечты свои».

Те, кто по-настоящему владеет Словом – это большая редкость в нашем мире, это уникальные  люди, и  вряд ли они есть на этом и любом другом сайте.

Литература сегодня тоже, конечно, очень сильно изменилась, но именно многообразие жанров и форм в ней привлекательно. То, что за прошлые сто лет мы страшно отстали  от мира в развитии жанра фантастики, мистики, магического реализма, который с такой легкостью освоили писатели Латинской Америки – это наша беда и последствия той самой политики партии по отношению к литераторам и русской литературе в частности.

И сразу возникает вопрос, а что осталось от той литературы 20 века, где писатель был почти всем? Много бы вы переиздали, если бы стали сегодня издателем?

«Гражданином быть обязан» - восклицал Н.А.Некрасов, служивший верой и правдой своему времени как поэт, но  он сам напоминал о том, что  стихи его переживут ненадолго самого автора, потому что страшно далеки мы от того, что тогда было.

Эпопея «Война и мир» осталась, именно потому что эпопея о вечном,  а вот творчество Некрасова, увы, очень далеко от нас, и даже в школьной программе оно очень смутно представляется нам.

Смогут ли писатели быть трибунами, политиками, ораторами по велению и хотению любого из нас?  Не знаю,  я лично доверяю в этих вопросах больше Сергею Лаврову и Виталию Чуркину, потому что они профи, они значительно ближе к тому, что творится. А мы страшно далеки, как бы не утверждалось обратное.

А нам нужно заниматься своим делом- СОЧИНИТЕЛЬСТВОМ –  если назвались авторами, литераторами – это  и должна быть литература во всех ее жанрах и проявлениях.

  Неплохо бы подумать о детской литературе, о литературе для подростов, которая давно уже в коме и  переиздаются там только классики, о фантастике, о магическом реализме, а не о моем собственном мнении ( из центра Сибири) о том, что творится на Украине…

Ну не могу я диктовать Сергею Лаврову, что и как ему делать.

Кстати, один из фанатов рассуждает о подписании хоккеиста Петрова:
-Вот даже не знаю, в какую пятерку его поставить.

На что ему отвечает мудрый и ироничный Сергей:

-Вот и не заморачивайся, для этого у нас есть тренер Раймо Сумманен.

Примерно так бы хотелось ответить всем авторам, которые чувствуют себя советниками президента  по Украине.

Где-то  в рейтинге есть произведение: «Мой совет Тимошенко» или кому-то из этих орлов. Ну что смешить народ. Она только этим и занята, что все советы в сети собирает и анализирует.

У нас нет волхвов, чародеев слова, зато князья стали не предводителями дружины, а властелинами, все перевернулось, и разве не из этого надо исходить литераторам. Хотя Волхвом быть приятно, только не забудьте, что именно для них был издан Указ Ивана 3 о смертной казни. Разбойников не казнили, а Волхвов казнили...Таково было их влияние на мир. А если этого влияния нет, то о чем тогда речь?

Вспомнился один мой знакомый, позиционирующий себя публицистом.
Однажды он принес мне рукопись : «Мои беседы с президентом» Там было 400 страниц, серьезно. Он просил перепечатать, чтобы отправить президенту, а через  пару дней его сестра сказала о том, что он уже лечится в Психиатрической больнице… Так до сих пор оттуда и не вышел, а рукопись, я конечно, вернула родственникам.

Может быть, нам все-таки не расставлять хоккеистов за тренера, не давать советы Сергею Лаврову, а заняться литературой?

Пока музыканты симфонии сочиняют, а художники пишут картины, почему литераторы должны расставлять хоккеистов по пятерками и пытаться из Сибири понять, что на Украине творится?

Или уже тогда собраться и отправляться на баррикады, а потом твердо заявить на весь мир "Я там был",  иначе  все это праздное занятие, которое ничего никому не даст.

Мы можем придумывать какие угодно миры и быть там Властелинами, но  реальность нам не принадлежит, вот об этом не стоит забывать...Тем более, если мы не прошли хотя бы пару из всех ступеней, которые в древности проходили Волхвы, для того, чтобы что-то знать и значить?






ПОСЛЕСЛОВИЕ

 Кстати, о Волхвах, если уж кому-то очень хочется князьями повелевать:

 .ВДОХНОВЕННЫЙ КУДЕСНИК

 Из темного леса навстречу ему
 идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
А.С.Пушкин

 Землепашцы, воины , волхвы, духи, души ушедших, БОГИ - это те создания, которые жили в дремучих и непроходимых лесах, на бескрайних равнинах древнего нашего мира. Ждали они с нетерпением восхода солнца, боялись, что наступит такой момент, когда не рассеется тьма. Тяжким трудом добывали пропитание, защищали свой мир от тех, кто хотел завоевать и подчинить его себе, приносили жертвы своим богам, хотя чаще это были плоды и цветы, чем человеческая кровь. И обращали они свой взор к МУДРЕЦАМ, которые знали невероятно много, в отличие от остальных, и потому с уважением называли их ведунами, чародеями, волхвами.
Седые старцы уходили от суетного мира, чтобы получить знания тайные, и потом вернуться с ними к людям. Они ведали многое: лечебные и ядовитые травы собирали, как требовалось чаще на рассвете, могли предсказывать дождь и бурю и трясение земли. Они видели судьбу каждого и могли предсказать час ухода.

Существовала старая легенда о том, что во время творения этого мира Отец небесный Сварог, который и сварганил все, что мы видим, в помощь себе создал мудрецов, которые еще на небесах изучали Священные книги и получили познания о мире. А потом они отправлены были с самого начала на землю, чтобы нести эти знания людям, и не оставлять их беззащитными, эти небесные братья и потому вынуждены были после своего ухода, передохнув немного в Ирии, обретя новые знания, без них накопленные , возвращаться назад. И становились они хранителями мудрости и духа, без которых мир остался бы пуст и незначителен, он погиб бы тысячу раз и не смог продолжать свое существование.

Может быть, потому и придумали поговорку о том, что от ума только горе случается и горе уму, всегда ощущающему себя чужаком в этом мире. Их всегда очень мало, они очень одиноки. Им трудно общаться с остальными, их не понимают, боятся, им завидуют те, кто мудростью обделен. Но в момент, когда случается беда, когда хочется спасти близкого, и надо спастись самому к ним снова приходят люди. Потом их стали называть Ангелами- хранителями, но сначала они назывались Волхвами.

Власть их не могла сравниться ни с какой другой, возможно потому так упрямо отстранялись от них земные властители, часто только силой оружия и могли они покорить безоружных, но не знали потом, как, не обладая мудростью, удержать завоеванное.

В те давние времена Волхвы не были соперниками князьям, не дерзнул бы человек в красном плаще с мечом в руках спорить с тем, кто ближе всех стоит к богам. И никогда не служили им волхвы,
Волхвы не боятся могучих владык,
И княжеский дар им не нужен.
Правдив и свободен их вещий язык
 И с волей небесною дружен.

Отвечает один из мудрецов иноземцу Одду, который столкнулся с ним на перекрестке, наивно считая, что он может подчинить себе немощного на вид старика. Но не знал могучий викинг славянских обычаев и славянских волхвов. За это неизбежно наступила расплата.

Недаром всегда считалось, что язык наш очень труден для понимания и многозначен. Если ты научился самому элементарному общению, то не стоит и думать о беседе с мудрецом. Волхв показал, что ему известны все подвиги князя

 Воителю слава - отрада,
Победой прославлено имя твое,
Твой щит на вратах Цареграда.
И волны и суша покорны тебе…

Он покорил и усыпил бдительность тщеславного завоевателя, который не мог знать многих вещей: того например, что судьбу предсказывают кони, и особенно момент гибели, того, кто на коне ( в сражении) погибает. И это неизбежность, если перед нами воин, да еще такого уровня, как князь Олег. Но Мудрец понимал, как можно сразить непокорного и спесивого князя, выбить его из седла. И у него все получилось, это тот случай, когда:

Солнце останавливали словом,
Словом покоряли города.

Змея , укусившая несокрушимого князя- символ мудрости, это тот самый волхв, который показал во всем превосходство над ним. Князь сам виноват, что досталась ему позорная для викинга смерть «на соломе».

Но, думаю, что это все-таки не типичный случай, хотя и показательный. Но самое главное, что и происходил подобный поединок силы и мудрости в роковые дни, когда в мире языческих богов все переменилось. Прошла эпоха ВЕЛЕСА - бога всего живого на земле, миротворца, прекращавшего усилием воли все схватки и ненавидевшего насилие, заставлявшего нести наказания за пролитую кровь. И наступила эпоха Перуна - княжьего бога, ведшего воинов в сражение, и проливавшего кровь и своих и чужих. Именно тогда появилось оправдание для войн справедливых и понятия о том, что для победы все средства хороши, а победителей не судят.

Истукан Перуна появился в Киеве в начале правления Рюриковичей, и уже через сотню лет он был сброшен в Днепр, только все кровавые деяния помножились после этого события: насилие и жертвы ничего кроме еще большего насилия и жертв породить и принести в этот мир не могли.

Но в лесах оставались духи и где-то бродил бог Велес стараясь уберечь и сохранить то, что еще можно было сберечь, и верными защитниками всего живого и мира прекрасного, но такого хрупкого и оставались волхвы. По-прежнему обращавшие свой взор к солнцу, предсказывавшие катастрофы и войны, и не боявшиеся выходить навстречу к самым могущественным из князей.
И так хочется преодолеть пространство и время и встретиться в дремучем Муромском лесу с таким старцем, и послушать самые удивительные истории, обрывки которых сохранились, дошли до нашего времени.


Так кто же они такие, СЛАВЯНСКИЕ  ВОЛХВЫ?

И мы знаем, сегодня, что тогда их называли порой цари волхвы, маги, мудрецы-звездочеты. Они узнавали судьбы людей по звездам. Среди них были и чародеи, знахари, колдуны, ведуны. Они могли чаровать, кудесить, напускать хвори, ворожить.

Но все считались философами и мудрецами, обладающими многими знаниями и способностями

 Им было ведомо: Прошлое и грядущее, Власть над стихиями (снимает луну), они могли насылать порчу, несчастья и болезни, но чаще старались оберегать, избавлять от порчи.

Волхвами становились избранные, те, кто прошли несколько ступеней обучения и развития. Они, одни из немногих понимали язык духов, видели их, понимали язык природы и могли влиять на все в ней происходящее.

Мы многое не знали, многое позабыли , но болезнь до сих пор воспринимается как злой дух, который после очищения огнем и водой способна удалиться и оставить человека.

А кто из нас не повторяет в трудные минуты заговоры и заклятия, даже не задумываясь о том, что это обломки языческих тайн волхвов. Только делаем мы это совершенно неумело, а потом удивляемся, что не действует, словно для такого обряда достаточно только слов, а не всех обрядов и знаний, которые уверенны, навсегда остались в тех временах. И ведают наукой врачевания и колдовства только специально обученные волхвы, после передачи силы.

Это они, а не любой желающий, могут изменить злобу врагов на кроткое слово любви, умиряют сердечную тоску, или разжигают самые неуемные страсти
 Произносятся заклятия шепотом - шепот стал синонимом слова колдовать.
Мы и не подозреваем о том, какой путь им пришлось пройти, чтобы достичь своего могущества На этом пути одолевали они несколько ступеней

 Первая ступень - служение близким и обществу.

Человек мог всю жизнь пребывать на этой ступени, даже не задумываясь о большем. Но вдруг он получал какие-то знаки, открывал в себе новые силы и тогда двигался дальше:

Вторая ступень - человек вставал на ПУТЬ ЗНАНИЯ.

Он напрягает свой разум, чтобы постичь истину, накапливает знания, задает вопросы и получает ответы. Он познает законы бытия. Важно, чтобы он обладал чистым сердцем и был ведом УЧИТЕЛЯМИ. Необходимо избегать ложного мудрствования и пустой гордости. Он понимал на этой ступени, что есть Непознаваемое, Беспредельное, у Мира есть ПРИЧИНА, после этого он двигается дальше.

Люди прошедшие этот путь уже не могли остановиться, знания заразительны, нам хочется знать больше, и тогда человек двигается к третьей ступени совершенствования.

Третья ступень - обладание знаниями духовными. Он избирает духовного наставника и становится послушцем, т.е. учеником. Здесь он изучает Веды, овладевает звездной наукой и духовными дисциплинами, овладевает тем или иным волшебным искусством. После прохождения ступени может стать духовным учителем, волхвом, чародеем, волшебником или жрецом.

У каждого из этих путей есть свои системы восхождений, степени овладения мастерства.

Славянские волхвы знали и умели многое, и каждый выбирал то, что ему было по душе и соответствовало его устремлениям.

- жречествовали и приносили жертвы богам, - жрецы
- волшба, для тех, кто не служил в храме, считая, что весь мир - храм - волшебники
-чародеи - гадали по чаре с волшебным напитком - сурьей, они узнавали прошлое и грядущее, заглядывали в иной мир.
- кудесники - творили чудеса.
- кощунники ведали, какой жребий (кощь), выпадает человеку.
- кобники гадали по полету птиц,
- звездочеты - по звездам,
- облакогонители вызывали дождь в засуху или разгоняли облака,
- знахари - лечили людей,
- ведуны- хранители, - берегли священные знания «Веды»

ВОЛХВЫ изучали тайны бытия. Они видели Бога в СВЕТЕ, СОЛНЦЕ, РАДОСТИ и ЛЮБВИ
 Они были уверены, что мир многосложен, а Бог может являть себя в стихиях, в течении жизни. Он - хранитель Жизни и Смерти.

И пройдя этот путь, освоив многое, только избранные могли пониматься на самую вершину. Высшая степень - ЧЕТВЕРТАЯ.

Тот, кто ее достигал, становился УЧИТЕЛЕМ УЧИТЕЛЕЙ- ПРОБУЖДЕННЫМ.
Его называли Благовестником Воли Божьей. Великим Побудителем Воли Человечества. Славяне называли его ПОБУДОМ, и был он духовным наставником, им может стать волхв или жрец, чародей, достигший высшей степени совершенства, ставший просветленным. Он обречен возвращаться в мир, т.к. становится высшим духовным учителем человечества.

Он несет СЛОВО и ВОЛЮ Всевышнего людям.

Те, кто становились Волхвами, были хранителями тайных знаний,
- тайны воды и растительности.
Первым Волхвом считался сын легендарного князя Славена ВОЛХВ, по летописям он умел преграждать путь на реке, тем, кто ему не поклонялся, поворачивал реки и топил ладьи,
- мог приводить в движение воздух,
- менял направления ветра и заклятие (лихо) по воздуху направлял против большого количества людей .

Волхвы оказывали огромное влияние на народ и в 11-12 веке, когда царило христианство, поднимались бунты, возглавляемые волхвами.
Есть упоминание в летописи не только о смерти князя Олега по предсказанию волхва, но и борьбе с ними Ярослава Мудрого, а князь Всеслав Полоцкий сам считался волхвом и умел оборачиваться в серого волка, когда шел войной на своих неприятелей.

Сохранились записи о них до 13 века, только после этого влияние их ослабло.
Волхвы признавали, прежде всего, книжный принцип колдовства «волхвовали по книгам волховым», потому и были среди колдунов самыми сильными и таинственными.
Такова историческая реальность, вот что можно было узнать, если вчитаться в текст знаменитого Пушкинского стихотворения. К сожалению, выучив наизусть его удивительные строки, многие ли из нас задумывались о « преданиях старины глубокой»

Вероятно, недаром вырывали страницы летописей и скрывали от нас такие страницы ее, потому что очень горько и страшно было знать о том, что же мы так безрассудно потеряли.

Но если верить, что ничего не исчезает бесследно, а души бессмертны, и волхвы где-то бродят среди нас неузнанными, и хранят до срока мудрость, которая , как песни Оссиана « минуя внуков к правнукам уйдет», то остается надежда, что где-то на перекрестке, где на камне написаны наши судьбы, и встретим мы своего волхва и попробуем, как князь Олег спросить у него:

Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?

И он обязательно ответит, только не забудьте, что перед вами мудрец, и слова его многозначны, они могут останавливать солнце и разрушать города, потому не торопитесь в панике творить безрассудства, а лучше попытаться разгадать их тайный смысл.


Рецензии
Для барреттианцев такое не характерно, но я попробую сказать в виде экспромта:
Их не затащищь на арену, они не скажут: "Я там был" -
Им пенопластовую Стену сломать и то не хватит сил.
Вопрос: "Как стать для масс кумиром?" - тревожит их уже давно,
Но сим "волхвам" на судьбы мира влиять, увы, не суждено.

Лиза Свинцова   29.06.2014 02:25     Заявить о нарушении
Дорогая Лиза!!!
Сегодня вряд ли каким-то писателям дано влиять на судьбы мира, но ль этого наш мир только проигрывает, влияет на него попса, и это отвратительно.
Любовь

Любовь Сушко   29.06.2014 07:31   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ, Любовь.
Верно сказано, что умами и сознанием людей действительно чаще всего владеет попса - она проста, понятна и всем доступна.

Лиза Свинцова   29.06.2014 14:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.