Он падал, кружась

Он падал, кружась в восхитительном радостном танце...
Искал в паутинках прозрачные капли дождя.
Ловили его отражения лужные глянцы,
Такой беззаботности повода не находя.

А Осень вовсю куролесила с ветром-пронырой:
Срывала с деревьев одежду, смеясь и шутя.
И голые ветви заполнили кронные дыры...
Но сами не стали удерживать силой дитя.

Аллея им в след не печалилась, будто бы знала,
Что время пришло для зимы, значит нужно лететь...
И всем окончаниям будут иные начала...
А значит начало важнее намного, чем смерть.      
                10.05.2014

Краткий анализ стихотворения
Тема. Переход от осени к зиме как метафора жизненных перемен; цикличность бытия, где за концом всегда следует новое начало.
Основная мысль. Даже в моменте ухода (смерти, завершения) заложена идея возрождения: «всем окончаниям будут иные начала», а потому «начало важнее намного, чем смерть».
Композиция.
1;я строфа — образ падающего листа/существа, погружённого в радостный танец природы.
2;я строфа — активное действие Осени, разрушение прежнего порядка (обнажение ветвей).
3;я строфа — философское принятие перемен: аллея «не печалилась», осознавая закономерность цикла.
Кульминация — итоговый вывод о приоритете начала над концом.
Тип речи. Художественное описание с элементами рассуждения (философский вывод в финале).
Стиль речи. Художественный, с яркой поэтической образностью.
Средства связи:
лексические повторы («начало», «окончания»);
местоимения («его», «им»);
синтаксический параллелизм («А Осень…», «Аллея…»);
анафора («А…» в начале строк).
Средства выразительности:
метафоры: «радостный танец» (падение листа), «одежда деревьев» (листва), «кронные дыры» (прорехи в кроне);
олицетворения: «Осень куролесила», «аллея не печалилась», «ветви не стали удерживать»;
эпитеты: «восхитительный радостный танец», «голые ветви»;
перифраз: «ветер;проныра» (озорной ветер);
антитеза: «конец» vs «начало», «смерть» vs «возрождение»;
символика: осень — увядание, зима — новый цикл, лист — хрупкость жизни.
Размер и ритм. Свободный стих с элементами тонической организации; преобладают трёх; и четырёхстопные строки, создающие плавный, «кружащийся» ритм, соответствующий образу танца.
Настроение. Сначала игривое и созерцательное (танцующий лист, озорная Осень), затем — умиротворённо;философское (принятие цикличности бытия).
Идея цикла. Стихотворение выстраивает универсальную модель мироустройства: разрушение — не финал, а условие для обновления. Финал звучит как мудрое примирение с неизбежностью перемен.


Рецензии