Тоска вошла неслышно

Тоска вошла неслышно в мир осенних мистик
И встала на посту у края ноября...
Кружатся над землёю красочные листья,
Не упрекая Осень, а благодаря.

В чём виновато время? Да ни в чём, пожалуй.
Из года в год зима приходит в свой черёд.
Но почему, то мне осенней власти мало...
Всё кажется, что время вырвалось вперёд.

Ступенька за ступенькой - лесенка ухода...
Ах, Осень, ты уже прощаешься со мной.
Я знаю, ты ещё за дальним поворотом
Сверкнёшь из грустных глаз загадочной виной.

Увидишь, как следы твои заиндевеют,
Уронишь слёзы в горсть опавшему листу...
И вслед тебе помашут ветками деревья...
И лишь тоска одна не дрогнет на посту.               
                08.05.2014

Краткий анализ стихотворения
Заголовок: «Тоска вошла неслышно…» (по первой строке).
Тема: осенняя тоска, прощание с осенью, размышления о неумолимом ходе времени.
Идея: неизбежность смены времён года отражает течение жизни; тоска — постоянный спутник человека в этом процессе. Автор передаёт грусть от ухода осени, ощущение ускользающего времени и неотвратимости перемен.
Стиль речи: художественный (поэтический).
Тип речи: лирическое размышление с элементами описания (природы) и повествования (метафорического «сюжета» прощания).
Композиция:
Зачин (1;й катрен): появление тоски как персонифицированного образа, контраст между грустью и благодарным кружением листьев.
Развитие (2;й катрен): философский вопрос о вине времени, противоречие между объективным ходом сезонов и субъективным ощущением недостаточности осени.
Кульминация (3;й катрен): образ «лесенки ухода», прямое обращение к Осени, предчувствие её прощания.
Развязка (4;й катрен): сцена ухода Осени (следы, слёзы, машущие деревья) и финальная стойкость тоски как неизменного состояния.
Средства выразительности:
Персонификация: тоска «вошла», «встала на посту»; Осень «прощается», «сверкнёт», «уронишь слёзы».
Метафоры: «лесенка ухода», «осенней власти мало», «время вырвалось вперёд».
Эпитеты: «красочные листья», «грустные глаза», «загадочная вина».
Олицетворение природы: листья «благодарят», деревья «помашут».
Риторический вопрос: «В чём виновато время?».
Антитеза: благодарность листьев vs. тоска лирического героя; движение времени vs. застывшая тоска.
Повторы: мотив поста («встала на посту» ; «не дрогнет на посту»), образ Осени как собеседника.
Средства связи:
Местоимения: «ты» (обращение к Осени), «мне», «я».
Лексические повторы: «осень», «тоска», «время», «прощаешься/прощание»
Синтаксический параллелизм: «Я знаю, ты ещё…»; «Увидишь…», «Уронишь…».
Ассонанс и аллитерация: звуки «с», «ш», «ч» создают шуршащий, осенний фон («кружатся», «листья», «прощаешься», «заиндевеют»).
Общий тон: меланхоличный, созерцательный, с нотками смирения перед цикличностью природы.


Рецензии