Что-то типа дневника

05.05.2014г.  « Тридцать минут одного замечательного утра…»

Первый день в детском саду после почти трехмесячного перерыва.   
«Моя Детсадия» -  называю я место,где мне хорошо. 
По воле обстоятельств и  по собственной опрометчивой торопливости, вкупе с вечными сомнениями относительно моей педагогической состоятельности, детских садов, в которых я успела поработать  в различных должностях от воспитателя до заведующего, насчитывается  целых  пять. 
К счастью, мне было хорошо в каждом из них … Надеюсь, что и те, кто оказывался рядом – дети и коллеги, тоже  не чувствовали дискомфорта от моего присутствия.
Конечно же, где-то привыкалось  легче, где-то – чуть дольше, но… память о каждом коллективе хранит теплые и светлые файлы с грифом  - «Я – счастливый человек. Мне поразительно везет на хороших людей».
   И вот опять «начинаю с чистого листа».  И хочу сохранить свои впечатления в чем-то вроде «дневника памяти добрых дней».  И главными действующими лицами в этих днях пусть будут дети. Мои  безотказные «таблетки от недуга», как однажды написалось в рифму:

Вхожу в детский сад – моё место работы:
 звенят голоса отовсюду беспечно!
 Я здесь не была две недели всего-то,
 а, кажется, будто бы целую вечность!

 И маленькой молнией, - рыжие кудри, -
 на шею Каринка: «Ну, где ты так долго?!
 Тебе рисовала я, видишь, картинку,
 про колобка и про серого волка…»

 На плечи ко мне положила ладошки,
 задорно смеётся и не понимает,
 к чему по щекам две солёных дорожки,
 которые я второпях вытираю.

 А рядом другие – о разном щебечут,
 спешат с новостями, толкая друг друга;
 не зная о том, что так бережно лечат,
 застывшую душу мою от недуга.

***

… Обычное утро небольшого детского сада. Группа детей в возрасте от пяти до семи лет пестрой говорливой стайкой движется мне навстречу из игровой комнаты, где только что закончилось занятие - общее и, надеюсь, увлекательное совместное действо воспитателя и детворы.  Кто-то из дошколят воспринимает меня, ничем не примечательным препятствием, которое нужно просто обойти на пути к цели – столикам, сервированным для второго завтрака (мало ли любопытных взрослых заглядывает сюда в течение дня?), кто-то задерживает заинтересованный взгляд на моих бусах, вопросительно заглядывает в лицо (что нужно этой высокой тетеньке и кому она сейчас улыбается?).
Не спешу первой  нарушить   приветствием процесс ориентировочного освоения   нового объекта – меня, от которого  неизвестно чего ожидать.
Наконец, троица  самых смелых (конечно же, девчонки!) окружают меня и даже дотрагиваются до рукава, спрашивая:
- Вы к воспитателю пришли? О.И. вон там, в группе! Карточки на столах собирает!
- Доброе утро! – здороваюсь радостно, - Я пришла знакомиться с вами.
Улыбаются, спрашивают:
- А зачем ты  с нами  хочешь знакомиться?
Пока я раздумываю над ответом, дети охотно называют свои имена и тут же спешат показать что-то свое, важное, принесенное из дома или сотворенное уже здесь, в детском саду…
- Меня Ксения зовут. Но можно вообще-то Ксюшей звать! Так всегда зовут по-ласковому – Ксюша!  У нас еще есть Ксюша одна. Но она любит, чтоб ее – Ксения…
Оглядывается, ища поддержки у той, которую упомянула:
- Правда же я говорю? Ты же так любишь?
Ксения неуверенно переводит взгляд с подружки на меня и молча пожимает плечами, не то соглашаясь, не то просто принимая утверждение, выданное столь уверенно.
Улыбаюсь и обещаю непременно запомнить, которую из девочек, как называть.
А имена уже сыплются одно за другим, звучат и раскатываются весело,  как разноцветные мозаичные кругляши, нечаянно высыпанные из коробки…

Я не называю своего имени, выжидая, когда же, наконец, им самим захочется его узнать или вообще назвать меня как-то.
Тайну раскрывает вышедшая из группы воспитательница,  здороваясь и называя меня по имени!
И тут же звонкий радостный голос Маргариты:
- А я сразу запомню! Точно запомню! Моего тренера по гимнастике зовут так же – Ирина Викторовна!
Кирилл важно вторит:
- И все запомнят.. Мы что малыши, что ли?

Обещаю, что и я постараюсь запомнить их всех по именам.  Но мне это будет не совсем просто, ведь ребят много… Что же делать?
Наступает минутная пауза, затем первое предложение маленькой, светловолосой Вики, которая уже успела крепко «прикрепиться» к моей правой руке и, как бы невзначай, оттеснить еще парочку желающих сделать то же самое с правой стороны.
- А ты меня спросишь, я всех знаю! Я скажу как кого зовут, ладно?
Благодарю девочку, но выражаю сомнение в том, смогу ли все время отвлекать ее от дел и игр, если вдруг мне нужно будет срочно узнать чье-то имя…
- Может быть, еще  подумаем, как мне побыстрее запомнить всех вас по именам?
Матвей зачем-то  выбегает в приемную, тут же несется обратно и радостно выпаливает:
- У нас на кабинках есть бумажки такие… там про всех имена написаны!  Вы прочитаете!
- Вы сами написали свои имена на этих бумажках? – воодушевленно спрашиваю я.
- Нет… - смеются надо мной, такой непонятливой, дети.
 – Это же воспитатели пишут! На компьютере!
- Аааа…  - нарочито  выражаю я некоторую степень сожаления. А кто из вас сам может написать свое имя?
Оживленный гул голосов тех, кто тут же  пожелал  продемонстрировать свою умелость в написании собственного имени и даже фамилии с отчеством!
Радуюсь вместе с детьми, предлагаю осуществить задуманное.  И тут..
- А на чем мы будем писать? А можно я не карандашом, а фломастером напишу?

Карандашей, как и фломастеров, и бумаги в ближайшем обозрении не наблюдается,  мы ведь все еще находимся в помещении столовой. Все необходимое – в групповой комнате.
Но почему дети не спешат отправиться за всем этим?  Ждут от меня команды-разрешения? Или того, что все необходимое предоставлю сейчас им я сама?
Вопросительно смотрю на ребят, безмолвно вопрошая : Что будем делать?
Младший воспитатель, которая все это время находится неподалеку, тихонько моет посуду, не выдерживает и вызывается помочь.
- Сейчас я принесу вам ваши карандаши!
- О, нет, нет, нет! - мысленно протестую я и спешу уверить помощницу, что с этим дети могут справиться и сами!
- Н.И., спасибо Вам за готовность помочь! Но у Вас вон еще сколько дел, может быть кто-то из ребят сам принесет все нужное из группы?
- Там же занятие у другой подгруппы! – резонно и серьезно замечает Н.И.
Дети выжидают, чем закончится наш «взрослый диалог».
Пока суть да дело, шустрая Маргарита прошмыгнув в группу, вынесла оттуда стопку писчей бумаги и стаканчик с простыми грифельными карандашами.
- Вот! Берите все!
Младший воспитатель неодобрительно качает головой, явно осуждая спонтанное «детское самоуправство», я же бессовестно радуюсь тому, что вышло, а дети тем временем разбирают листки, карандаши и устраиваются за столами, у подоконника, а кто-то и вовсе на свободном островке пола, чтобы написать свои имена знакомыми печатными буквами…
    Данил тоже берет лист, долго перебирает  карандаши в стаканчике, медленно идет к столу и присаживается рядом со мной.
Писать не начинает. Выжидаю несколько минут и спрашиваю:
-  Ты еще не решил, что написать в первую очередь, имя или фамилию, Данил?
Мальчик тихо и неуверенно отвечает:
- Я не знаю, как написать.
Явно ждет помощи. Я отвечаю: Да..у нас с тобой небольшая проблема. Давай подумаем, что тут можно сделать.
- Вы мне можете написать?
И тут – ура,ура,ура! –внутренне ликую я – сидящая рядом Ярослава, заканчивающая кропотливо  выводить свое полное имя изрекает:
 - Подожди, я тебе напишу! Делов-то!

Предлагаю Ярославе написать имя Данила на «черновике», выражая уверенность, что мальчику САМОМУ  захочется на своем листочке написать собственное имя.
Данил без особого энтузиазма,  но все таки САМ выписывает буквы своего имени, поглядывая на «образец», а Ярослава переходит к следующему столу,охотно предлагая свою помощь желающим…

Вот уже почти все семнадцать имен написаны, а некоторые и не по единому разу, ведь кому-то вдруг захотелось не только отдать листочек с написанным собственным  именем мне, но и оставить сей шедевр и себе любимому!

   Новая проблема.  Понадобился ластик.  В группу второй раз идти не решаются. Нельзя прерывать длящееся там занятие!...
Спрашиваю:
- А в соседней группе, слышите, дети шумят, значит у них уже  занятия закончились..
Что если попросить ластик у малышей?

И снова ответом  озадаченное молчание. Затем серьезное объяснение:
- Нам туда ходить нельзя! Н.И. (младший воспитатель, которая сейчас  приглядывает за свободной от занятия подгруппой детей) не разрешит!
????????????????????????????
Стараюсь говорить уверенно и серьезно.
- Да?   А если мы объясним Н.И., что мы не для озорства, а по делу хотим пойти к малышам?
Кто сможет про это рассказать сейчас Н.И.?

Младший воспитатель, конечно же слышит все, о чем мы говорим и ,к сожалению, не оставляет детям возможности сформулировать просьбу-объяснение, испытать радость быть услышанным и понятым, почувствовать себя взрослым и самостоятельным.
- Ксения, сходи быстренько к Т.Я., возьми что надо и сейчас же сюда! – командует Н.И.
Ксения выполняет задание, но выходит за дверь как-то боязливо и неуверенно.
   Ластик приносит воспитатель младшей группы, за ней следом плетется (именно так!) растерянная Ксюша.
Прихожу на помощь девочке, выражая радость и благодарность взрослому за «помощь»
- А вот и долгожданный ластик! Молодец, Ксения, сумела объяснить, что нам нужно! Спасибо, Т.Я., что одолжили нам ластик. Вы нас очень выручили сейчас!
Воспитатель младшей группы с интересом оглядывает наш «рабочий бедлам», кивает головой и уходит к своим  малышатам…
   Имена написаны, ластик возвращен владельцам. Дети довольные и слегка удивленные собственными же умениями отправляются собираться на прогулку, на ходу заручившись моим обещанием прийти к ним в группу еще и завтра.
______________________________

Я отправляюсь  в кабинет психолога, чтобы приготовить необходимые материалы для теста выявления уровня школьной зрелости (тест Керна-Ирасека), который так любят  представители нашей детской поликлиники и неукоснительно следят за тем, чтобы ежегодно в медицинской карте выпускника детского сада  были выставлены  результаты тестирования…
Попутно я подумаю о том, через что и как я буду искать ОБЩИЙ  язык с коллегами и детьми.   «Язык желаний, язык веры, язык надежды, язык любви» - называет его  С.Л.Соловейчик.

Язык, который поможет мне рассказать
- О    необходимости предоставления  детсадовцам жить не по безукоснительной и привычной уже указке взрослых, а  по своим силам.
- О доверительном отношении и к их желаниям, и к их возможностям.
- О том, что необходимо и возможно сделать так, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя умелым, знающим, способным (вместе с другими) справиться с любой задачей.
И при этом познавал самого себя: что я умею, могу сам и для другого, доверяю ли я своему знанию и умению.
- О том, что вместо привычки пассивно запоминать готовую информацию из уст взрослого, можно культивировать в детях привычку радоваться, действовать, находить приятелей по игре и по совместному делу, посильно помогать старшим в их делах, не бояться задавать вопросы и придумывать ответы.
 - О праве ребёнка выразить себя в речевой и не речевой формах общения прежде всего в коллективе сверстников - с ними и для них что-то объясняя, обсуждая и споря.
- О том, как нужно нам, взрослым привыкнуть, наконец, к роли внимательного слушателя и в беседы детей  вступать только в случае крайней необходимости, косвенно, с направляющими замечаниями, а не с готовностью все и сразу объяснить и сделать за ребенка.

….Подумаю о том, КАК  мне суметь передать необходимость и  радость проживания    с детьми СОБЫТИЯ. Настоящего события, которое сплетается из долгожданности и совместности переживания.
 


Рецензии
а у меня мама - воспитатель) всю жизнь в одном саду... сейчас уже на пенсии, но иногда дома что-то украшает как привыкла за жизнь делать в группе)) веточку какую-нить с инеем из салфеток, композицию... приезжала недавно, сделали с моей 18-летней (!) дочерью веточки сакуры)) белая, розовая бумага, серединка из красного пластилина, чудо как похоже!)) жаль, тут фото не прикрепишь... я помню, все детство мы по дороге собирали кленовые листья, самые красочные, потом их гладили утюгом, покрывали мебельным лаком и на веточку тем же пластилином)) красота...
так что всё это - очень знакомо, близко)... детки эти, энергетика, большущие наивные глаза и непосредственность выражений, что называют "говорят дети")
как в детство окунулась, в эти впечатления, заботы, атмосферу... Спасибо, Ирина!

Светлана Наумова 7   04.03.2015 23:16     Заявить о нарушении
папу маму всю жизнь дразнит: "уу, детский сад!"))

Светлана Наумова 7   04.03.2015 23:18   Заявить о нарушении
Светлана, спасибо Вам за то, что возвращаетесь на эту страничку.
Смущаюсь немного, когда читают вот эти мои "рабочие записки на ладони"))
Потому как - не поэзия)) И радуюсь, если читателя согревают вот эти "прикосновения к детству".
Теплый-теплый привет маме Вашей,Светлана...

Улыбаюсь благодарно

Ирина Макова   04.03.2015 23:21   Заявить о нарушении
)))) Света, а меня всю жизнь муж дразнит: "Младшая группа - манная каша")))

Ирина Макова   04.03.2015 23:23   Заявить о нарушении
Не ревновали в детстве мамочку к ее детсадовским воспитанникам?
Мой Антошка- ревновал!)) Бурчал вечерами, если приходилось кого-то "забытого" родителями забирать домой... "Люби-люби своего Феденьку"- приговаривал))
И сейчас, уже став взрослым,удивляется:"Ты все еще любишь свою малышню? Не надоело?"))
Люблю)) Не надоело...

Ирина Макова   04.03.2015 23:30   Заявить о нарушении
я ревновала, когда она домой детей приводила))) тех, что не забрали...ууу, это было... столько ярости!)) все внимание им и всё вкусное!)))

Светлана Наумова 7   04.03.2015 23:46   Заявить о нарушении
мама тоже всю жизнь говорит... что от всего....дети спасли....

Светлана Наумова 7   04.03.2015 23:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.