и счастье в каждом новом шаге

Рассвет несмелым робким мальчиком
Выходит из ночной темницы.
Восток целует солнцу пальчики
У горизонтовой границы.

И позолачивают лучики
Деревьев и кустов макушки...
Взяв ветерок себе в попутчики,
Они прошлись по деревушке.

В объятья поля нега брошена,
И ароматы пьют просторы.
Росы блистательное крошево
К траве притягивает взоры.

Нога босая так и просится
К разбрызганной росистой влаге...
Земля - святая мироносица...
И счастье в каждом новом шаге.   
          
 06.05.2014

Краткий анализ стихотворения
Тема текста. Изображение утреннего рассвета, пробуждения природы и ощущения счастья от единения с ней.
Основная мысль. Природа на рассвете дарит чувство гармонии и радости; счастье кроется в простых, естественных вещах — в свете солнца, росе, лёгком ветерке.
Композиция. Стихотворение состоит из 4 строф (12 строк), выстраивающих последовательную картину:
1;я строфа — появление рассвета и солнца;
2;я строфа — лучики освещают деревья и кусты, ветерок разносит свет;
3;я строфа — поля наполняются ароматами, роса привлекает взгляд;
4;я строфа — личное переживание героя: желание прикоснуться к росе и осознание счастья в каждом шаге.
Тип речи. Описание с элементами рассуждения (последняя строфа содержит обобщение;вывод).
Стиль речи. Художественный (поэтический), с яркой образностью и эмоциональной окраской.
Средства связи предложений:
лексические повторы («рассвет», «лучики», «роса»);
местоимения («они» — о лучиках);
синтаксический параллелизм (однотипные конструкции в начале строк);
единство временной плоскости (настоящее время, создающее эффект «здесь и сейчас»).
Средства выразительности:
метафоры: «рассвет… мальчиком выходит из ночной темницы», «восток целует солнцу пальчики», «ароматы пьют просторы», «росы блистательное крошево»;
эпитеты: «несмелый робкий мальчик», «разбрызганная росистая влага», «святая мироносица» (о земле);
олицетворения: рассвет выходит, восток целует, лучики прошлись, нега брошена;
сравнения и ассоциативные образы: земля как «святая мироносица»;
инверсия: «Нога босая так и просится…», «Росы блистательное крошево…»;
звукопись (аллитерация и ассонанс) создаёт ощущение лёгкости, утренней свежести (звуки л, р, с в словах «лучики», «роса», «ветерок», «росной»).
Итог: стихотворение передаёт трепетное, почти детское восприятие утренней природы, где каждый элемент (свет, воздух, роса) становится источником радости и духовного обновления.


Рецензии