из любви к правдивости

в рассказе одного итальянского писателя персонаж, практически здоровый человек, попадает в клинику и затем постепенно, по каким-то случайным причинам, перемещается с верхнего этажа (для «практически здоровых») на нижний (для умирающих).

что-то похожее происходит и с духом, который вначале тешит себя прекрасными образами, а потом из «любви к правдивости» учится видеть вещи неприукрашенными, такими, каковы они есть, продвигаясь в этом направлении дальше и дальше, опускаясь
ниже и ниже, и ему остается сделать всего один шаг, чтобы отказаться от любых иллюзий, скрывающих  абсурдность существования.

сделавший этот шаг либо умрет, либо превратится в сверхчеловека.

конечно, еще вопрос, остается ли в сверхчеловеке что-то от человека, но так или иначе, сделавший этот шаг выживает: он не ужасается существованию и не смеется над ним – он его принимает.

–––––––––––––––––––––––––––––––
     1. «в рассказе одного итальянского писателя» – «Семь этажей» Д. Буццати.
     2. «Прежде всего эти вызывающие отвращение мысли об ужасе и абсурдности существования требовалось обратить в представления, с которыми еще можно жить: таковы представления о возвышенном как художественном укрощении ужасного и о комическом как о художественной разрядке отвращения, вызванного абсурдом». – «В актере мы узнаем дионисийского человека… но именно как сыгранного для других дионисийского человека. Прообраз для него он пытается обрести в аффекте возвышенного или аффекте смеха. Он минует красоту и при этом не ищет истины. Он остается парить где-то между ними». – Ф. Ницше. «Дионисийское мировоззрение». с. 216.


Рецензии