Можжевельник и цветы водосбора

К «Портрету принцессы из дома Эсте» художника Антонио Пизанелло.

«Вот розмарин – это для памятливости: возьмите, дружок, и помните. А это анютины глазки: это чтоб думать. …
Вот вам укроп, вот водосбор. …»
      Вильям Шекспир. Гамлет. Из роли Офелии. Действие IV. Картина  V.
      
1.
Напишите её, напишите,
Лёгкой кистью – сеньору Римини.
Всю цветами её окружите.
Можжевельник было ей имя,

Можжевельник – Джиневра де Эсте,               
Что оплакана горько родными.
Мы отдали её Малатесте,
Он загрыз её, Волк Романьи.

Улетает душа, улетает
Вдаль, в Феррару, в свой дом из Римини
Яркой бабочкой - горнего края
Красок отблеск лежит на крыльях. 

Можжевельник было ей имя,
А супругом был Волк Романьи.

2.
В тёмной зелени блещут узором,
Словно шёлк светло-алый, гвоздики.
Тут же пурпур цветов водосбора,
В них вся жизнь её – свадьба и гибель.

Мы цветами её убирали, 
Погребая в се`ни соборной.
Волк добычу схватил за горло.   
Здесь защита, увы, бессильна.             

Цвет волшебный эльфийский зовется
На людском языке водосбором.
Действен он против чар, но сдается
Перед волчьею злобою черной.

Можжевельник обвили узором,
Тайну смерти храня, водосборы.

3.
Напишите её, напишите,
Пусть прекрасное вечно прекрасным
Остается, в цветах сохраните
Повесть жизни, оборванной в двадцать

Лет, вдали от Феррары, в Римини,
Необузданной в гневе властью.               
В развращенном и суетном Риме,
Даже там поневоле очнулись.

След остался, ещё не стёрт он -               
Значит, жизнь не была напрасной.
Так давно волчий вой оборван.
Можжевельник бессмертен, к счастью.

И сестру сиянием ясным
Обняла на небе Лючия.
30.04.2014
***
                Луврский портрет итальянской принцессы.

    Небольшой портрет, с 1893 года хранящийся в Парижском Лувре, написанный на деревянной основе темперными красками итальянским художником Пизанелло в середине XV века, идентифицируется в основном лишь благодаря своей насыщенной символике, - поскольку персонаж не определен подписью. Доподлинно известно только имя живописца.

    На рукаве изображенной молодой дамы хорошо видна ваза – символ знатного рода де Эсте из Феррары, а приколотая к платью веточка можжевельника намекает на имя модели: итальянское слово «можжевельник» - «Ginepro» перекликается с именем «Ginevra» - «Джиневра».  Темно-зеленый фон вокруг фигуры, на котором яркими огоньками цветут алые гвоздики и пурпурные водосборы, по своим очертаниям также заставляет вспомнить об этом вечно-зеленом хвойном деревце, которое наравне с кипарисом и елью связано с кладбищами, потусторонним миром и наводит на мысли о смерти и бессмертии.
   Гвоздика, символ супружеской любви, свидетельствует о том, что дама была замужем, но главным в цветочной аранжировке картины являются цветы водосбора. Это нежное красивое растение из семейства лютиковых в старину в Западной Европе знали еще как цветок эльфов, а современные садоводы называют его аквилегией.
    Цветок водосбора своей  формой походит на вазочку, что прекрасно видно на картине Пизанелло, - в некоторой степени это еще одна отсылка к семье Эсте, а кроме того водосбор символизирует узы брака и женскую смерть. Порхающая на уровне лба дамы бабочка – символ души – усиливает последний акцент, указывая на то, что женщина скончалась вследствие своего замужества, - и что этот портрет был написан уже после ее смерти. Портрет-воспоминание.

    Таких портретов эпохи итальянского Ренессанса известно немало, среди них, к примеру, творения Сандро Боттичелли, написавшего четыре посмертных портрета Симонетты Веспуччи. Для написания картины без непосредственного участия модели использовались живописные и рисованные портреты, скульптурные бюсты и медали, выполненные при жизни портретируемого лица, в связи с чем достигалось достаточное сходство. Медали с профилями благородных сеньоров и сеньор были наследием Рима, изготавливались для увековечивания знатных особ весьма часто. Отсюда мода на живописные портреты, сделанные строго в профиль, хотя вскоре должны были  появиться более реалистичные и свободные в отношении отражения непосредственной действительности портреты в три четверти.               

    В целом вся зашифрованная в картине информация позволяет заключить, что на ней запечатлен образ Джиневры де Эсте, которая в 1434 году, в возрасте 15-ти лет, вышла замуж за 17-летнего Сиджизмондо Пандольфо Малатесту, наследственного правителя города Римини, известного также по красноречивому прозвищу Волк Романьи, - и была убита им на шестом году брака, 12 октября 1440 года, в связи с ее бесплодием (водосбор является также символом плодовитости, и здесь это его значение косвенно указывает на причину смерти Джиневры, – она не имела детей, что и вызвало крайнюю степень возмущения ее благородного супруга).
     Широко известно, что в те времена убийство вообще и убийство жен в частности отнюдь не являлось чем-то неслыханным, но все же Волку Романьи удалось, что называется, перегнуть палку, - следом за первой женой он точно также отправил на тот свет и вторую, Поликсену Сфорца. Знатность обеих женщин и могущество их семей тем не менее не стали им защитой. Только после совершения этих расправ он догадался, что ему, вероятно, с самого начала надо было жениться по желанию, а не по расчету, и свой третий брак он заключил согласно новому принципу, но было уже поздно.

    Впрочем, Сиджизмондо был уверен в своей безнаказанности в связи с боевой мощью своего войска, а кроме того он не беспокоился и о воздаянии за совершенные преступления в загробном мире, поскольку не верил ни в бога, ни в черта, открыто отрицал бессмертие души и при перестройке родового собора с усыпальницей своих предков пожелал придать интерьеру черты языческого святилища. В конце концов папа Пий II вынужден был отлучить этого зарвавшегося богоотступника и закоренелого убийцу от церкви, что все-таки причинило Сиджизмондо определенные неприятности.          

   Художник Антонио Пизанелло в 1441 году находился в Ферраре, где написал портрет одного из влиятельных де Эсте, Леонелло. Видимо, тогда же родственники Джиневры (тоже люди своего времени, далеко не ангелы, но и не образцы бездушия) заказали ему в память о ней ее посмертный портрет – на фоне можжевельника, среди цветов водосбора, сохранивших в конечном счете для потомков ее трагическую историю.   

   Лючия – сестра-близнец Джиневры, умершая еще в детстве. Это имя означает свет и сияние.
30.04.2014
***
Использованные материалы:

http://www.bibliotekar.ru/muzeumLuvr/8.htm
Шедевры мировой живописи. Лувр. Статья Замковой М.В.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Портрет Джиневры д'Эсте

http://www.tourprom.ru/country/italy/rimini/history-rimini/
Римини

http://www.gardenia.ru/pages/akvil001.htm
Аквилегия, водосбор – волшебный цветок эльфов.


Рецензии
Прекрасные стихи, Ира! И не менее интересный комментарий! С уважением Игорь

Качалов Игорь   10.05.2014 18:19     Заявить о нарушении
Очень приятно, Игорь, получить от вас похвалу - и приятно вас видеть на моей странице.
Всего доброго. )))

Ирина Воропаева   11.05.2014 09:40   Заявить о нарушении