Функциональная дополнительность элементов техничес
Взаимодополнительность частей в целом, связность элементов в любой системе и в итоге её целостность есть суть Закона композиции систем Gi = G – Gi’, где:
Gi - пространство допустимых состояний i-го элемента системы,
Gi’ - пространство допустимых состояний подсистемы, включающей все элементы, кроме Gi ,
G - пространство допустимых состояний анализируемой системы.
А потому уместно такое определение системы: система есть функциональное единство взаимодействующих элементов, на множестве которых реализуется отношение дополнительности в соответствии с Законом композиции систем Gi = G – Gi’ .
Функциональная дополнительность элементов технической системы есть не только необходимое и достаточное условие выполнения ею своей функции, но и гарантия её безопасности.
Совместимость и функциональная дополнительность элементов в любой технической системе достигается в процессе её синтеза и последующего конструирования вплоть до установки её у потребителя (заказчика). Таким же образом создаётся и охранительная техника.
На практике функциональная дополнительность элементов и всех систем достигается при соблюдении критериев предельных состояний. Знание таких критериев позволяет выявлять:
- неустранимое нарушение требований безопасности,
- неустранимый выход параметров системы за допустимые пределы,
- недопустимое снижение эффективности эксплуатации систем,
- необходимость проведения капитального ремонта.
Согласно ГОСТ 27.003-90 «Состав и общие правила задания требований по надёжности» надёжность каждого технического устройства задаётся совокупностью количественных и (или) качественных требований к безопасности, долговечности, сохраняемости, выполнение которых обеспечивает эксплуатацию технического оборудования с заданными показателями эффективности, безопасности, экологичности и живучести.
Конструктивное решение проблемы надёжности каждый раз ищется на этапах технического предложения, эскизного проекта, технического проекта и разработки опытного образца, и на всех этих этапах выявляются, определяются и согласовываются между заказчиком (потребителем) и разработчиком (изготовителем) ресурс сопротивления усталости, прочность, жёсткость, устойчивость.
М.И. Сетров отметил: трудовые коллективы постоянно «больны» очень большой вероятностью менять направления своей деятельности вплоть до стихийного отказа от них. Он обращает внимание на наличие у трудового коллектива, кроме функций, заданных из вне, ещё и функций внутренних: самосохранение, поддержание престижа и т.п. В связи с этим имеется основание утверждать, что при непрофессиональном подходе к решению текущих организационных проблем возможно возникновение тенденции к уменьшению отрегулированности и централизации трудовых коллективов.
Литература
1. Водопьянова Е.В. Функциональный портрет инженера будущего //Инженер в современном мире. Томск, 1991.
2. Воскобойников В.В. Метод функциональной системы. Новосибирск, 1992.
3. Гордеева Н.Д. и др. Функциональная структура действия. М., 1982.
4. Горшков А.П. Роль инженера в функциональной структуре предприятия. //Инженер и общество: проблемы инженерной деятельности. Пермь, 1990. Г90 8557.
5. Исследование функциональной структуры исполнительской деятельности. М., ВНИИТЭ, 1980, 1982.
6. Кунц Г. и др. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М., 1981.
7. Марков Ю.Г. Функциональный подход в современном научном познании. М., 1982.
8. Механизмы функционирования организационных систем. М., 1981.
9. Мухин Е.И. Структурные, функциональные и … основы сложных форм поведения. М., 1990.
10. Петров Ю.П. и др. Управление и диагностика функциональных систем. СПб., 1993.
11. Принципы системной организации функций. М., 1973.
12. Сетров М.И. Основы функциональной теории организации. Л., 1972. С.136, 140.
13. Тер-Мхитаров М.С. Некоторые социальные функции инженера и его профессиональная подготовка. //Инженер и общество. Пермь, 1990.
14. Фигуровская В.М. Техническое знание. Особенности возникновения и функционирования. Новосибирск, 1979.
15. Чарквиани Д.А. Структурные и функциональные особенности трудовых установок личности. Тбилиси, 1988.
1994 - 05.05.2014
2. ИНСТРУКЦИЯ
«по ускорению вращения вечного двигателя науки»
Наставления математика Г. Вейля всем энтузиастам науки
«Надо, чтобы начинающие быстро без остановок, прошли путь, которым некогда медленно проходили основатели науки». А. Пуанкаре
Увлёкшись умными мыслями, действуй только так:
1) В любой момент умей доходчиво объяснять любому «человеку с улицы» «свою конечную цель и ведущий к ней путь, внутреннее основание, определяющее ход мыслей, идею доказательства, более глубокие взаимосвязи». – (с. 24, 25, 40, 72, 73).
2) Напрактиковаться «находить новые постановки задач, интуитивно предугадывать теоремы (закономерности), приводящие к новым значительным результатам и установлению новых зависимостей». – (с.24).
3) Оказывать уважительное отношение ко всем заинтересовавшимся методологией науки, выстраивая свои рассуждения с применением наглядных средств на уровне, гарантирующем выход на будущие открытия и обеспечивающем общий обзор положения дел в соответствующей области знания. – (с.32, 75).
4) Владеть конструктивными приёмами построения аналитических и синтетических суждений, доводя их до наглядности , графической и художественной; совмещать свои наглядно-содержательные рассуждения со знаковыми (математическими) системами, демонстрируя всё это перед заинтересовавшимися субъектами где бы то ни было. – (с.42, 43, 61, 62, 64, 66).
5) Делать выводы и предсказывать события на базе своих аналитико-синтетических построений. – (с.57).
6) Вести исторические исследования по разрабатываемой теме. – (с.78, 81).
7) Содействовать жизнеспособности и развитию научной школы путём наращивания избытка проблем по своей теме, проявляя высокую активность в решении проблем осмысления научных результатов и их применения своими коллегами. – (с.219).
//Вейль Г. Математическое мышление. М., 1989.
Свидетельство о публикации №114050503939