На последний день апреля

НА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ АПРЕЛЯ

...И тогда в небеса выдыхаешь "о-о-о",
 уплотняя зияющие пусто'ты,
 без надежды услышать ответ того,
 кто с верхов прокричит троекратно "кто ты?"

 Над лугами апрель убавляет свет –
 кто в лесах за рекой так прекрасно плачет? –
 в этот миг понимаешь, что мира нет,
 если б здесь не стоял и не мог иначе.

 И тогда открываешь, что суть вещей,
 чьих масштабов страшатся большие числа,
 проявляется глубже, и тем мощней,
 только в равенстве малому в бездне смысла.

 Суть любви - в отрастании крыл у плеч;
 суть дождя - в тёплой капле упавшей рядом;
 звук, покинув гортань, воплощает речь,
 потому умолкаешь... и слов не надо.

                (02.05.14)


Рецензии
Здравствуйте, Майкл!

Ваше финальное «слов не надо», а также не укрывшееся от моего внимания «не хочу анализировать», использованное Вами позавчера в рецензии на стихотворение Анны, отчего-то запали в душу. Поэтому на сей раз я, пожалуй, не стану распространяться о том, как мною читалось – и на какие мысли наводило – это конкретное произведение. Хотя не скрою, что сам стишок, несомненно, порадовал. Однако, с другой стороны, просто лайкнуть – явно не мой метод, а потому позвольте всё-таки порассуждать хотя бы на пограничные темы.

Главное, что сразу бросилось в глаза при прочтении этих четырёх строф, – это прям-таки дымящееся отчаяние. Причём несмотря на то, что сам автор – во всяком случае, мне так показалось – пытается уверить как раз в обратном. Но Вы же (в том числе по роду основной деятельности) наверняка знаете, что оценка собственного состояния, озвученная самим больным, не всегда верно отражает реальное положение вещей. Вот я и решил, что, возможно, Вам будет небезынтересно, что я думаю по этому поводу. К тому же, Майкл, Вы тот редкий человек, с которым данный вопрос можно обсуждать без каких-либо утомительных предисловий. Ибо Вы точно пребываете в теме – и в плане терминологии, и в плане умения внимать моим чудачествам. А значит, грех не воспользоваться моментом и не поговорить об отчаянии как таковом. Держа в уме стих, разумеется. Помнится, мы уже не раз вспоминали о человеке как о синтезе двух полярных элементов. Это были всевозможного рода бинарности a la душа/тело, возможное/необходимое, временное/вечное и пр. Продуктом каждой из перечисленных бинарностей всегда является некое отношение, которое, в свою очередь, снова относится к самому себе. Это и есть пресловутое «Я» (или, если угодно, индивидуальный дух), то бишь отношение к чему-то, что и так уже является отношением. Оно-то, собственно, и есть арена отчаяния. Если коротко, то отчаиваются вовсе не в чём-либо, но как раз в этом самом реальном Я – а точнее, в том, что оно не совпадает с Я идеальным. Ведь отчаиваясь, допустим, в текущем политическом положении, отчаиваешься, конечно же, не в нём, но в себе, оказавшимся так или иначе к нему причастным. Это сугубо духовное явление, в котором человек непрерывно пребывает в экстремальном положении. Да, отчаяние как таковое связано с сознанием – ибо, повторяю, речь идёт о Я, – однако из этого вовсе не вытекает, как уже было сказано выше, что каждый отчаявшийся таковым себя осознаёт. И связано это, в первую очередь, именно с недостаточным пониманием индивидом своего духовного предназначения.

Ладно, я могу очень долго разглагольствовать на обозначенную тему, но нужно как-то соотнести всё это с Вашим стишком, где было замечено отчаяние. Добавлю, кстати, что оно присутствует в каждом, поскольку является тотальной категорией среди человеков, – так что ни Вы, ни я исключениями не являемся. Так вот, для лучшего освещения настроения, соответствующего этому стишку, я не стану рассматривать гнездящееся в нём отчаяние через призму свободы (а свобода, как известно, проявляется в чистой диалектике двух категорий – возможности и необходимости), но предприму попытку порассуждать о Я как о синтезе конечного и бесконечного. Эта пара в данном конкретном случае более интересна. Потому что становление предполагает (в разрезе обозначенной бинарности), что, с одной стороны, человек стремится ввысь, то есть запускает Я в бесконечность, тем самым удаляя его от себя, но с другой стороны, параллельно, он и приближает его как конечное. ЛГ, о котором речь, не исключение. Итак, я возьму на себя смелость предположить, что именно здесь, в стишке, такого рода равновесие нарушается как раз из-за крена в сторону бесконечности. Просто в противном случае, то бишь если б герою бесконечного не доставало, налицо были бы совсем иные симптомы. Ибо отчаяние конечного проявляется во всевозможных формах этической слепоты, которая всегда старается прикрыться интеллектуальными или эстетическими вывесками. Например, когда любовь к родине ставится выше любви к истине (что на длинных стратегиях самой родине, естественно, тоже во вред). И так далее. Ведь у человека, увязшего в конечном, непременно атрофирована духовность. Он ориентирован больше на мир, на окружающих, чем на этику, а мир и окружающие, понятно, крадут его Я – и в конце концов такой, с позволения сказать, субъект попросту забывает, что значит быть человеком. К слову, риторический евангельский вопрос «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Марк 8;36) относится именно к рассматриваемой ситуации. Само собой, всё это более чем достаточная предпосылка для отчаяния. Однако ЛГ Вашего, Майкл, стихотворения точно из другого теста. Причиной его отчаяния является перекос в противоположную сторону – в сторону бесконечности. Причём главным катализатором в этом процессе является не что иное, но воображение, которое уносит в призрачные дали. Ваш ЛГ отчего-то решил, что он и так уже бесконечен (хотя золотая середина синтеза, повторяю, в оптимальном соотношении двух этих начал). Иначе говоря, потому-то герой и не способен погрузиться в Бога, что недооценивает роль конечного, – и это очень даже заметно, несмотря на отвлекающий манёвр второй строфы. Понимаете ли, когда баланс между абстрактным и конкретным нарушен, возникает вполне предсказуемый диссонанс. И это тоже одна из форм отчаяния. Естественно, она – во всяком случае, для меня точно – выглядит гораздо привлекательнее (я бы даже сказал – элегантнее), чем отчаяние конечного, но факт остаётся фактом. И смысл этой рецензии – взглянуть на стишок через призму диалектики. Что я и попытался сделать. Надеюсь, Вы не против такого подхода. Просто я подумал, что поэтических изысканий на тему отчаяния и без меня хватает, но вся беда в том, что поэты ни черта в этом не смыслят, но лишь позволяют самому отчаянию вопить от своего имени. Не спорю, может, высокохудожественный вопль и является настоящей поэзией (в подобной классификации я не сильно разбираюсь), однако лично мне кажется, что в такого рода настоящей поэзии толку мало, – вот я и решил сменить подход. Подытоживая сказанное, посмею предположить, что качество, которого более всего, на мой взгляд, недостаёт Вашему ЛГ, – это как раз воля, выраженная в конкретной форме. Ибо воля, застрявшая в бесконечном, смещает акценты и переносит всё уже в какой-то потусторонний мир. Оттого-то я и поразился сгустившемуся здесь отчаянию. Но для того, полагаю, и существуют стихи, чтобы мы чему-то поражались и пытались – хотя бы изредка – сформулировать то, что же нас в этом поразило. Хотя вполне возможно, что Вы сочтёте всё сказанное мною за полную чепуху.

С уважением,

Максим Седунов   05.05.2014 22:00     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Максим, готов порассуждать вместе с Вами. Для начала отмечу, что стишок Анны я все-таки проанализировал, точнее, и стишок и свою реакцию на него, а вот печатать мне не хотелось. Ну и оценка состояния пациента тоже нередко бывает ошибочной. Да и в случае стремления реального Я к идеальному лучше будет, на мой взгляд, изменить политическое положение, то есть самую что ни на есть конкретику, а то можно будет и не успеть.
Теперь о моем стишке. Мне трудно объективно говорить о наличии или отсутствии отчаяния или приписывать его тому, кто прочитал текст. Возможно и то, и другое. Я же попытаюсь донести то, что хотел выразить, пусть и несовершенным способом. Как можно увидеть, мои последние вещи, начиная с "Пальцев мертвой осоки", говорят, так или иначе, о расставании со словом и переходе к невербальной форме сознания - состояниям сознания. Причем эти состояния осознаваемы и потому вербализуемы в символической, естественно, форме, ибо иной не дано. Еще раз выделяю осознанность этих состояний, потому как поэзия всегда выражает состояние так или иначе. Я понимаю, что задача эта не "поэтическая", и такие попытки всегда на грани фола.
Первая строфа и в самом деле может вызвать предположение об отчаянии и полной безответности "оттуда". Однако, как это, надеюсь, следует из всего контекста, здесь Человек заполняет собой Мир, понимая, что Мир это он сам, и что любое его действие, даже звук, содержит этот Мир в себе. Это не восточные штучки, это еще Парменид знал. Боюсь, что я всё уже сказал, не успев начать. Во второй строфе просто идет уточнение состояния сознания. "Здесь я стою и не могу иначе" - слова Лютера. Он понимал, что он помещен в эту конкретную точку топоса, и вся его нынешняя психическая структура есть результат всей суммы сил и действий мироздания, то есть не принимается вариант "если бы было вот так или вот этак" - только здесь и сейчас. И вот из этой точки он должен и, что важно, может строить отношения с мирозданием (в случае Лютера - с Богом).
Третья строфа просто продолжает развивать мысль о тождественности большого и малого, которые есть условности нашего способа восприятия и обработки информации. В четвертой строфе мысль завершается на конкретике. Если пользоваться Вашей манерой анализа, то весь стишок произнесен в первой строфе, а дальше - затухающие волны.
В силу вышеизложенного мне нет смысла комментировать Ваши идеи о соотношении абстрактного и конкретного и т. п. Конечно, мой ЛГ не может погрузиться в Бога, так как можно ли иметь хоть какое-то (пусть хотя бы интеллектуальное, как Вы недавно выразились) отношение к Богу, или даже к идее Бога, если он непостижим во всех отношениях, в том числе и моральном? Вот, например, к идее вечного двигателя можно иметь отношение, ибо двигатель какой-никакой существует. То бишь отношение к Богу возможно как итог мистического религиозного опыта, либо надо говорить о психическом механизме веры, что я и делаю обычно.
В завершение могу сказать, что мой ЛГ постепенно обретает онтологические корни, раздвигая горизонты своего сознания, где любая мысль о чём угодно фигурирует как продукт психической (психика в данном случае есть механизм) проработки сознания. А потому ничто, в том числе и мысль, не находится вне его сознания - всё принадлежит ему.

Спасибо, Максим, за визит на мою страничку, было интересно, как всегда, поговорить с Вами.

С уважением,

Майкл Ефимов   05.05.2014 22:20   Заявить о нарушении