Усадьбу восстановит суд?

УСАДЬБУ ВОССТАНОВИТ СУД?
В Ярославской области до наших дней сохранилось всего семь дворянских усадеб. Одной из них считается усадьба Михалковых в левобережной части Рыбинска. И хотя от нее практически ничего не осталось – лишь горы битого кирпича да мусора, она все же представляет определенный интерес историков, активистов развития туризма и недавно заинтересовала прокуратуру.

СТАРИННАЯ УСАДЬБА И ЖИВОПИСНЫЙ ПАРК
Усадьба Михалковых и Петровский парк были основаны на берегу Волги в селе Петровское, которое известно с 14-15 веков; тогда здесь был построен деревянный храм в честь Воскресения Христова.
В 1708 году владельцем Петровского стал Петр Дмитриевич Михалков, он получил село как приданое при женитьбе на Александре Никитичне Ухтомской – представительнице старинного русского княжеского рода рюриковой крови. В тот же год молодая чета Михалковых поселилась в Петровском, в этом живописном и уютном местечке и вскоре здесь выросла довольно благоустроенная барская усадьба – одноэтажный каменный дом со сводами. В 1730 году в селе Петровском построили каменный храм в честь апостолов Петра и Павла.
К 18 веку Михалковыми – потомками Петра Дмитриевича усадьба была значительно расширена и представляла собой весьма приятное зрелище. Двухэтажный барский дом с двумя флигелями, два каменных одноэтажных дома, большие каменные конюшни, оранжерея, баня и охотный двор. Перед главным домом при спуске к Волге была деревянная беседка с лестницей, а остальная территория была занята яблоневым садом и парком, в котором росли серебристые тополя, клены, липы, пихты, сирени, кизил и боярышник. С другой стороны был парк из дубов, лип и сосен. За парком постоянно ухаживали опытные и специально обученные для того садовники.

Главный усадебный дом был интересен как памятник двух стилей – барокко и классицизма. Внутри дома на первом этаже были две гостиные, столовая, кухня и девичья. На втором этаже 12 жилых комнат. За те несколько сотен лет, что Михалковы были владельцами усадьбы, здесь в барском доме было собрано бесценное богатство – предметы старины, науки и искусства. Одна только библиотека насчитывала почти 50 тысяч томов по всем отраслям знаний, в том числе было множество раритетных книг 15-18-го веков. А гравюр – картин выполненных в форме графики было около 17 тысяч экземпляров. В 1910 году многие ценности барского дома после смерти Александра Владимировича Михалкова – деда советского писателя Сергея Михалкова были переданы в Российскую академию наук, где хранятся по сей день.

ОТ РЕВОЛЮЦИИ ДО НАШИХ ДНЕЙ
После революции владельцы Петровского спешно покинули свое имение. В 1921 году губисполком национализировал все имущество усадьбы, и в бывшем господском доме стали располагаться «Народный дом имени Карла Маркса», потом сельскохозяйственный техникум, педагогическое училище и затем учительский институт. Храм Петра и Павла снесли до основания, на месте кладбища – усыпальницы Михалковых разбили огороды, переселенные сюда мологжане, роясь в земле, дачники по сей день натыкаются на черепа и кости некогда знатных дворян. Гранитные дворянские мраморные памятники закатали в землю.
В 1956 году на базе усадебного комплекса была расположена школа-интернат. На месте бывших конюшен и оранжереи выстроили 3-х этажный учебный корпус, на месте скотного двора – прачечную, а рядом спортзал и спальный корпус для интерната. Так, год за годом уникальная усадьба из 11 зданий ранее являвшихся уникальными объектами историко-культурного наследия были уничтожены.
На главной аллее парка поставили памятники Валерию Чкалову и спортсмену выполненных в примитивном стиле. В советские годы парк был излюбленным местом отдыха горожан, здесь была устроена танцевальная площадка, дощатый кинотеатр и комната смеха; а также стадион, карусели и прочая атрибутика совковой эпохи. А барский дом оставался брошенным и разоренным.
К началу 1990-ых годов некогда великолепная усадьба хотя и была разорена, но все-таки сохраняла в себе искорку прошлого, которое еще можно было возродить из руин и пепла и вдохнуть в нее жизнь.

МИХАЛКОВ КУПИТЬ УСАДЬБУ ОТКАЗАЛСЯ
С началом перестройки разговоров о возрождении усадьбы и парка в первозданном виде было много. В газетах писали и по телевидению говорили о значимости и грандиозных перспективах развития здесь культуры и туризма. Мол, можно здесь и музей дворянских усадеб открыть и расширить площади Рыбинского музея-заповедника и так далее и тому подобное. Городские и областные власти предпринимали попытки реставрации усадьбы и реанимации в ней жизни. Пытались «выбить» федеральные средства, войти в программы Министерства культуры. И даже сдавали усадьбу и парк в аренду некоей московской фирме ООО «Наутилус». Да только все это видимого успеха не приносило…

Владимир Георгиевич Извеков член Общественной палаты Ярославской области, а в 1990-е годы директор регионального департамента культуры рассказывает, что в 1995 году был разговор его и губернатора Анатолия Лисицина с потомком владельцев усадьбы, кинорежиссером Никитой Михалковым. Этот разговор состоялся после всех официальных мероприятий «без галстуков» в одном из ресторанов Рыбинска. Тогда Михалкову было предложено за какие-то сущие копейки выкупить усадьбу и возродить ее в первозданном виде, но тот отказался; вернее Никита Сергеевич согласился взять усадьбу себе, но бесплатно и уже отреставрированную. Это Ярославских властей не устроило и потому вопрос с дальнейшей судьбой Петровского стал весьма проблемным. С тех пор и по сей день о жизни усадьбы и парка мы узнаем лишь из сводок новостей. В 2008 году рухнула восточная стена усадьбы, а в 2011 и весь барский дом был превращен в гору битого кирпича, арматуры и мусора. А парк дачниками и отдыхающими стал настолько загажен, что заходить в него не просто неприятно, а чисто по-человечески противно. Со стороны «за все радеющих» депутатов и чиновников изредка бывали какие-то предложения по возрождению усадьбы, да только все они были лишь разговорами для самопиара и галочки. И потому я как журналист и общественный деятель решил внести свою лепту в дело возрождения утраченной жемчужины русской культуры.

РЫБИНСКИЕ ЧИНОВНИКИ НЕ ВИДЯТ РАЗЛИЧИЯ?
В начале декабря я написал письмо в администрацию города Рыбинска с просьбой разъяснить все, что касается планов местных чиновников относительно усадьбы и парка. В ответ я получил письмо от директора департамента градостроительства и архитектуры Любови Тихоновой. Любовь Валерьевна пишет: «В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года парк является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) Федерального значения». Постойте, ведь я спрашивал не только про парк, как часть усадебного комплекса, но и про сам барский дом – усадьбу в том числе, но Тихонова понятие «Усадьба» пропустила и нигде далее в своем письме его не упоминает. Толи специально пропустила, толи по запарке. Но она называет парк объектом культурного наследия федерального значения, хотя это не так и далее про Петровский парк пишет: «Постановлением Администрации Ярославской области от 21 января 2005 года парк отнесен к охраняемым природно-историческим ландшафтам». Однако это сути дела не меняет, парк и усадьба являются охраняемыми государством объектами. Но только мы все прекрасно видим как это государство «заботится» о нашем с вами культурном и природном наследии…
Далее Любовь Тихонова пишет, что «Восстановление парка требует больших финансовых затрат … дефицит городского бюджета не позволяет  осуществлять финансирование мероприятий по сохранению и восстановлению парка». Что ж, это понятно; денег как всегда на самое важное у чиновников нет! Однако в этом же письме Тихонова пространно пишет что «Бремя содержания объекта культурного наследия несет его собственник. Органы местного самоуправления не вправе осуществлять распоряжение парком, так как в городской казне парк не числится, т.е. он не является муниципальной собственностью».

Вот странные дела. То Любовь Валерьевна говорит, что на восстановление парка денег у города нет, то здесь же пишет, что они не имеют право никак парком распоряжаться. Где логика не понимает даже мой адвокат Дмитрий Лесняк. Мы думаем так, что рыбинские чиновники не понимают разницы между парком как объектом природного наследия и усадьбой как объектом культурного наследия.
Любовь Тихонова, по всей видимости, чтобы спихнуть с себя ответственность за судьбу усадьбы и парка ссылается на областной департамент культуры, который обязан осуществлять контроль за состоянием объектов культурного наследия и проводить их систематическое обследование. Именно поэтому я и обратился с запросом в Правительство Ярославской области.   

ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Исполняющая обязанности директора департамента культуры Ярославской области Марина Васильева написала мне письмо аж на трех листах. Она в отличие от рыбинской чиновницы Тихоновой отличает парк от усадьбы и пишет: «Усадьба Михалковых 18-20 веков является объектом культурного наследия федерального значения. По данным государственного учета объектов культурного наследия, осуществляемого департаментом, в состав указанного ансамбля входит парк». Это именно то, чего не знает Любовь Тихонова – парк является частью усадебного ансамбля, а не наоборот. Далее Васильева пишет, что департамент культуры области полномочиями по распоряжению объекта культурного наследия не наделен, а таковыми обладает его пользователь или собственник. А кто является его собственником или пользователем – департамент не знает, сведениями не располагает и потому согласному моему запросу они написали свой запрос в МБУ «Управление городского хозяйства» города Рыбинска с просьбой предоставить сведения о собственнике, а также о проводимых мероприятиях по содержанию парка в 2012-13 годах. Также, департаментом направлен запрос в Управление Росреестра по Ярославской области о предоставлении сведений о зарегистрированных правах на земельный участок в границах парка.
Вот так департамент культуры региона не знает, кто и что распоряжается объектом культурного наследия Федерального значения на территории Ярославской области. И если бы не мое к ним обращение они бы так и сидели, сложа свои натруженные на культурном поприще ручки. Более того, в ходе расследования моего обращения в Правительство области выяснилось, что заявлений на оформление охранного обязательства собственника земельного участка в границах парка, входящего в состав усадьбы Михалковых в департамент не поступало.
Вот так и живем – чиновники, отвечающие за спасение нашего прошлого, ничего о «спасаемых» ими объектах не знают.   

РАССМОТРИТ ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИИ
И надо же было такому случиться – только я получил от ярославского департамента культуры и Рыбинского департамента архитектуры письма как мне совершенно случайно на лестнице в Федеральной Общественной палате встретился Павел Пожигайло – председатель комиссии Общественной палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия Российской Федерации. Я тут же, как мог на словах обрисовал Павлу Анатольевичу ситуацию с усадьбой Михалковых, а потом написал в его комитет по культурному наследию ОПРФ письмо. Теперь ждем, когда Общественная палата России обсудит проблему сохранения культурного наследия Рыбинска на заседании комитета.

В довершение этого я написал развернутое письмо в Министерство культуры Российской Федерации, чтобы там знали каковы их коллеги в Ярославской губернии.

ВОССТАНОВЯТ ПО РЕШЕНИЮ СУДА
Вся эта возня с Общественной палатой и Министерством культуры – лишь способ поднять шум и привлечь внимание к проблеме. Слава Богу, мне и моему адвокату известно, что есть Федеральный закон № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», согласно этому закону можно придраться к любому неправильно поставленному ведру в здании являющимся памятником истории, культуры или архитектуры. А в усадьбе Михалковых даже выявлять нарушение не надо – факт уничтожения памятника налицо. Тоже самое касается законодательства о природном наследии и особо охраняемых природных территориях. По своей юридической практике знаю – что в подобных случаях достаточно лишь дать звонок в прокуратуру, чтобы та начала проводить проверки по факту нарушений законодательства. Что собственно я и сделал – написал письмо в областную прокуратуру с требованием найти виновного в уничтожении усадьбы Михалковых и привлечь того виновного к соответствующей ответственности, а также обязать собственника объекта культурного наследия восстановить его – все согласно Закону.

Прокуратура Ярославской области как того и следовало ожидать спустила мое письмо в прокуратуру города Рыбинска, которая провела проверку о нарушении законодательства об охране объектов культурного наследия и, выявив ряд нарушений 12 февраля 2014 года направила в Рыбинский городской суд исковое заявление к администрации города Рыбинска о признании незаконным бездействия городских властей и возложении на них обязанности по проведению ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия «Усадьба Михалковых». Таким образом, теперь суд должен обязать администрацию Рыбинска восстановить усадьбу и привести парк в порядок. Адвокат Дмитрий Лесняк говорит, что тут все признаки нарушений законодательства и есть 100-процентная гарантия того, что в скором времени рыбинским властям придется раскошелиться на несколько миллионов рублей. Пока суд свое решение не вынес, дело находится на рассмотрении, и как только победа будет в наших руках, прокуратура меня уведомит, и я обязательно напишу о том читателям «Рыбинской правды». 

Дмитрий КОНОВАЛОВ, краевед, общественный деятель.
Фото автора.


Рецензии
Вот так всегда бывает, - сломать нашлись желающие, а восстановить теперь некому, страна бедная, денег нет, нефть дешевеет, алмазы кончаются, золотишко мелкое... да до усадьбы ли тут, если даже сам хозяин уже ею не интересуется.
То ли еще ждет нас впереди...
Не перестаю восхищаться Вашими подробными исследованиями, сама люблю архитектуру. Доброго Вам пути, Дмитрий!

Ольга Гордеева 3   07.02.2015 19:50     Заявить о нарушении
Был желающий выкупить эту усадьбу за 5млн руб.Он восстановил Крестовую 1в Рыбинске и усадьбу Пастуховых в Ярославле.Но Тихонова не дала разрешение на строительство на дом,квартиры в котором хотело купить государство в лице ДИЗО Ярославской области.В результате деньги не поступили я не заплатил налоги в казну города,деньги за усадьбу не поступили в казну города. и усадьба продолжает разрушаться.Вот такие решения принимает Гл.Архитектор.

Обманыч Бардак   02.08.2015 00:31   Заявить о нарушении