Музею Мологи не место в часовне

МУЗЕЮ МОЛОГИ НЕ МЕСТО В ЧАСОВНЕ

В Евангелие от Матфея (22, 15-21) приведен ответ Иисуса Христа людям, посланным от фарисеев которые желали уловить Спасителя в Его же словах. Фарисеевы ученики с иродианами спросили Христа: позволительно ли подавать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, просил принести им динарий (монету) на которой было изображение и надпись кесаревы; и тогда Христос ответил иродианам: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
Эти Евангельские строки учат нас тому, что каждому должно иметь свое.

МУЗЕЙ ОТКРЫЛИ, ГДЕ МОГЛИ
В 1995 году в Рыбинске был открыт музей Мологского края. Этот музей стал первым в России, который посвящен затопленным водами рукотворного моря территориям. Это сейчас музеи Мологского края есть в Веретее, Мяксе, Прозорове, а комплексные музеи затопленных городов работают в Калязине и Дубне. А тогда в Рыбинске музей Мологского края был уникальным. Его открыли в часовне Мологского Кирилло-Афанасьевского женского монастыря. Эта двухэтажная каменная часовня в Преображенском переулке была построена и освящена в 1871 году. Участок для строительства часовни был куплен двумя годами ранее игуменией Феофанией, настоятельницей Мологского Кирилло-Афанасьевского женского монастыря специально для строительства часовни и устройства подворья. 

До революции на первом этаже часовни совершали требы: молебны, крещения, отпевания, а на втором этаже были две кельи, в которых ночевали насельницы Мологской обители, приезжавшие в Рыбинск по делам. Они продавали на рынках города продукцию, изготовленную в обители: кисломолочные продукты, травы, муку, а на вырученные деньги покупали необходимые монастырю товары: ткани, посуду, инструмент. Подворье играло важную хозяйственную роль в жизни монастыря, а также было необходимо и во время проведения ежегодного пребывания главной святыни Кирилло-Афанасьевского монастыря – чудотворного списка Тихвинской иконы Божией Матери которую на протяжении трех сотен лет обносили крестным ходом по всей Ярославской губернии. 

В 1912 году Рыбинская купчиха Тюменева подарила монастырю двухэтажное здание впритык расположенное к часовне в Преображенском переулке. В этом особняке была устроена гостиница для паломников следовавших из разных городов России в Мологу в Кирилло-Афанасьевский монастырь. Этот особняк был построен в 1830 году и до сих пор в списке памятников истории и культуры значится как «Дом Тюменевой».

В 1920-е годы часовня и гостиница были национализированы и новыми властями оборудованы под свои нужды и жилые квартиры. Лишь в начале 1990-х годов было решено передать бывшую часовню, разоренную в годы советской власти департаменту культуры Ярославской области под музей Мологского края. Музей в часовне было решено открыть по нескольким причинам. Во-первых, это было исторически оправданно; музей Мологи должен был находиться в здании, ранее принадлежавшем Мологской земле. Это собственно и аргументировал главный идеолог и инициатор создания в Рыбинске музея Евгений Балагуров известный в Ярославской области краевед и педагог. Во-вторых, иного места для музея Мологи в то время в городе просто не было. И потому инициативная группа создания музея получила под открытие Мологской экспозиции часовню.

МУЗЕЙ ЗАЧАХ
Первым директором музея Мологского края стал наиболее активно себя проявивший на поприще сбора экспонатов Николай Макарович Алексеев. Ему-то и было собственно поручено заниматься наполнением музея, что он, и сделал быстро и качественно, а главное грамотно. За те 15 лет, что Алексеев был директором, экспонатов в фондах музея стало так много, что все они в тесных комнатах часовни не помещались, и потому все свои находки и собранные на дне Рыбинского моря экспонаты приходилось хранить в запасниках. Уже тогда, в 1990-е годы Алексеев со своими помощниками и единомышленниками Галиной Бобковой и Надеждой Солнцевой начал бить в колокола – помогите расширить площади музея, передайте нам бывшую гостиницу подворья. Но, все те просьбы так и остались неудовлетворенными. До чиновников Алексеев достучаться так и не смог; умер в июле 2007 года. А музеем Мологи стали управлять случайные люди, отчего собственно в среде туристов и паломников он стал менее популярным. Еще при жизни Алексеев ходатайствовал о том, чтобы в часовне хотя бы периодически совершались молебны, ведь это ж все-таки часовня – место для молитвы и служения Богу. Но с приходом новых людей эта идея так и почила в бозе, а священнослужителям соваться «не в свою епархию», ведомственную департаментом культуры и невоцерковленным Черкалиным – не стоило.

МУЗЕЮ МОЛОГИ НЕ МЕСТО В ЧАСОВНЕ
В конце 2010 года Государственной Думой был принят и президентом России подписан Федеральный Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Согласно этому Федеральному Закону религиозным организациям официально и канонически признанным религиям положено по-сути вернуть то, что должно принадлежать им по праву. А также, что, наверное, важнее, по слову Спасителя – Богу Божие, а кесарю кесарево.

Согласно букве Федерального Закона религиозные организации потребовали вернуть им ранее принадлежавшее имущество, то, что они строили и обустраивали до национализации 1920-ых годов. И это правильно. Так считает член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, историк Татьяна Ершова: «Стоит вопрос о возвращении Церкви как религиозной организации зданий ею – организацией, когда построенных храмов, монастырей и часовен. И мы считаем что, следуя принципу исторической справедливости Государство и общество должны содействовать этому. Ведь в случае с Русской православной церковью, как столпом Русской цивилизации и основой национального самосознания общество должно встать на защиту своих религиозных ценностей. Поэтому если стоит вопрос о возвращении в лоно Русской православной церкви зданий ею же построенных, то это безоговорочно должно выполняться, ибо это Церковь строила, и Церкви это должно быть возвращено».

Также считает и мой однокурсник по Российскому православному университету св.Иоанна Богослова, теолог Александр Котельников: «Представь себе. Ты построил дом. А у тебя, его отобрали лихие люди. Лихие люди из власти ушли и пришли другие. Что они должны сделать? Вернуть тебе твой дом. Также и в случае с возвращением Церкви имущества. Это важно еще и потому, что храм есть Дом Божий и негоже человеку использовать его по своему усмотрению. Дом Божий предназначен для молитвы, для общения с Богом. В нем дух Божий есть. Поэтому когда в храме или часовне расположен музей для ротозеев, это не есть хорошо. И если кто-то говорит о том, что негоже музей выселять из часовни, хочу напомнить старую русскую поговорку: кому церковь не мать, тому Бог не отец».
Выводы о том, что пришло время вернуть Русской православной церкви украденное у нее имущество, напрашиваются сами собой. Пришло время вернуть часовню, подворье Мологского Кирилло-Афанасьевского женского монастыря Русской православной церкви.

Так считает и член Общественного совета «Мологский край», кинофотодокументалист Александр Груничев: «Часовня Кирилло-Афанасьевского монастыря строилась не для музея, а для молитв, для жизни монастыря. А что мы видим сегодня? Ходят в часовню туристы, женщины смотрительницы сидят с непокрытой головой и без юбок как-то устанавливают Законы Церкви. Поэтому это кощунство и святотатство. Попрание Законов Божиих, Священного Писания в котором это определено. Я считаю правильным выселить из часовни музей и снова начать совершать там богослужения. Тем более что музею как таковому в часовне места мало. Его площади нужно увеличивать как минимум раз в 20. А места для переселенного музея есть – Мучной гостиный двор, задняя стенка Мытного рынка. Пусть туда переселяются когда там ремонт закончат ».

В поддержку передачи часовни в Преображенском переулке Русской православной Церкви и переселении музея Мологского края выступил и Общественный совет по проблемам Рыбинского водохранилища. Ответственный секретарь этого совета Елена Едигарова считает, что с началом совершения треб и богослужений в единственной спасенной часовне уничтоженного монастыря появится надежда и уверенность в том, что проблемы затопленного водами Рыбинского водохранилища Мологского края будут решаться с помощью Божией быстрее и эффективнее. И будут решаться проблемы самого водохранилища. Ведь пока мы попираем рукотворным морем затопленные святыни, и те святыни, что на земле, занимая их музеями, наша жизнь не станет лучше.

Дмитрий КОНОВАЛОВ, краевед, Общественный совет "Мологский край"


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.