Читательский обзор. Буквая. Апрель-2014

Перенесено из - http://www.stihi.ru/2014/04/25/760

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ОБЗОР. БУКВАЯ (апрель 2014)

Предыстория.

Я извиняюсь если какие то мои версии почему вышеперечисленные стихи попали в лонг, кому-то из редакторов покажутся обидными...
 Пускай, если им не нравятся мои объяснения, объяснят, хотя бы для самих себя, почему эти стихи не кажутся им - мягко говоря - сомнительными.... Мной движет не обида, а - непонимание...
 Александр, а как вы относитесь, к возможности написания мной критического обзора апрельского лонга БЛК? Может быть хватит хвалить то что так и напрашивается быть раскритикованным?) Естественно, что я уберу из своего критического обзора все, даже наимельчайшие, переходы на личности...)
Буквая   18.04.2014 21:56   Заявить о нарушении правил / Удалить

Конечно. У нас теперь есть даже конкурс критиков, так что пожалуйста. Но с уважением ко всем участникам процесса.
Александр Крупинин   18.04.2014 22:36   Заявить о нарушении правил

Это был антураж... А теперь сама история...)

Я наблюдаю за поэтической площадкой БЛК давно,  со времени еще её "Конкурстности". Не скажу что безрезультатно для себя, я приходил сюда за критикой и я здесь её получал... Единственное что всегда вызывало во мне удивление это - номинанты отборочного тура... Впрочем, я всегда стараюсь относится к жизни, как к барной стойке кафе, что тебе хочется из напитков то ты и выбираешь... Если люди приходят сюда за номинациями, и готовы заплатить за них своим временем, своими аннексиями некоторой ненужной для БЛКа их, авторской части, если они готовы подстраиваться под какие-то конкурсные стандарты проходных для БЛКа стихотворений, то с моей точки зрения - за что ты готов заплатить - то ты и получаешь...) Мне этого всерьез - никогда не было нужно.... Я даже никогда не пытался разобраться по какому принципу здесь отбираются стихотворения. Но я всегда считал почти всё из того что здесь номинируется - либо слабым с технической стороны, либо - непоэтичным.  И мне приятно что превратившись из КОНКУРСА в КЛУБ, БЛКа дает возможно высказать такую диаметрально противоположную точку зрения.  Мне приятен такой новый ассортимент барной стойки БЛКа...)

Господа поэты, давайте говорить откровенно, без тех кто захочет дотронутся до создаваемых вами образов, без чьих-то пальцев дотрагивающихся до кожи ваших стихотворений, всё что вы напишите это - мыльные пузыри вашего поэтического самолюбования. Вы американский Сайлент Хилл, город - мираж, без тех из читателей кто захочет поселится в ваших стихах своими мыслями. Вы лежащий на дне атлантического океана Титаник, без тех критиков которые помогут вам  увидит все еще находящиеся прямо по вашему поэтическому курсу айсберги...

Вся правда в том, что если вы допускаете в своих произведения ляпы, если вы закрываете часть своего текста смысловыми кляксами, то вы превращаете цепочку из создаваемых вами образов в поэтический конструктор, в набор  - "сделай сам" и многие читательские глаза вас обязательно поймут неправильно...

Мой меморандум критика, моё правило  для своих и чужих стихотворений гласит:
Критикуй так чтобы - затрещали мозговые кости глупости, чтобы урча и подрагивая от предвкушения всем своим большим и мускулистым телом, появлялась бы из темноты авторского недомыслия - африканская пятнистая кошка критического смысла...)

И еще одна обязательная для критика вещь:
Критика помогает понять, не для кого-то, для самого себя (основываясь на собственных читательских ощущениях от чьих-либо стихов), какие поэтические приемы приближают тебя к читателю а какие отдаляют.

Это была общая часть и теперь  я готов перейти непосредственно к критике...
Как и обещал Александру - сухо, и исключительно - по делу.


Тейт Эш
http://www.stihi.ru/2011/12/01/9942

 … Истопник выходил во двор, налегая на дверь сплеча –
 Как сминал бы ордынский строй перед лагерем аксакала. Вот здесь вот я не понял.... Истопник бы сминал ордынский строй? Кочегар был бы такой здоровый, что сминал бы - ордынский строй? И почему ордынский строй стоял бы перед лагерем аксакала? У аксакала бывает - лагерь? Это не - опечатка? Ордынцы могут встать где либо лагерем, но какой лагерь бывает у аксакала? Или автор пионерский лагерь " Аксакал" имеет ввиду?

 Дверь хваталась за зимний воздух, похрипывала, ворча,
 Расшибалась о стену лбом и сочувственно пропускала. Дверь расшибалась о стену лбом? А где лоб у двери... Редакторы не поинтересовались у автора?

 Истопник выходил как царь, бросив под ноги кочергу. Царь, бросивший под ноги кочергу...) нет, царь может в паршивом настроении, бросить под ноги скипетр, или даже наидурнейшем -  корону, но царь с кочергой...)

 Увидав старика, капель заливалась искристым смехом. Действительно, царь с кочергой, мне бы тоже стало смешно...) И еще, так это старик  - "сминал ордынский строй"?  И выходит "Аксакал" - это и есть "старик"? Автор не задумывался над несколько не русским звучанием слова "Аксакал" или это он так в шутку старика называет? О чем стихотворение? Об обрусевших "Аксакалах"?

 Серебрилась у ног Россия, подтаивая в снегу,
 Вдоль заборов, плетней и стрех разносясь воробьиным эхом. Россия разносящаяся воробьиным чириканье это понятно,  но эхо от чирикания разносящееся по России.... Может быть у меня плохое воображение но вот не могу я представить Россию в виде трехлитровой банки в которой чирикают воробьи, и внутренности которой откликаются на воробьиное  чириканье - эхом.

 Постоит истопник, дивясь, как бывает металл пунцов,
 Как легко вековым стволам топоры рассекают жильца Я могу быть не прав, но всё-таки - мне кажется что автор оставил в этом образе топоры в печи...
 … Догрызая в огне поленья как пригоршню леденцов,
 Простодушно вздыхает печь, ожидающая кормильца.
Евгения Костюкова

http://www.stihi.ru/2013/12/14/8133

деревья заходят в храм, царапая пол корнями.
 и, осмотревшись там, гасят ветвями пламя
 свечки, что псалмоплёт (сторож) поставил ночью
 за упокой дочки, которая не живёт,
 по мнению старика. он шамкает: "справедливо
 ей было бы – в облака", шмурыгая носом-сливой,
 "дуняша – грехов полна. погибло бы лучше тело.
 овсянка на ферме пела, когда родилась она,
 так пела, что я не мог работать. ходил кругами,
 не слыша жены немой мычание... память-память".
 безумец тянул, тянул господнее "справедли-и-иво"
 и храм представлялся нивой, и ветер, как раньше, дул,
 деревья, его обняв, баюкали, что младенца.
 "прости дурака, дуняш, совсем почернело сердце!
 прости, приезжай домой, оставь чужину шри-ланки,
 когда запоёт овсянка по-новому надо мной".

В отличии от первого стиха которое я совсем не понял, здесь более-менее всё ясно - Дуняша - старик - шри - ланка - обида на уехавшую в шри-ланку дочь выражающаяся в заупокойных свечах старика по живой дочери... Мне также понятны стремления автора вплести пейзажные образы во внутренниий мир Л.Г. - старика, и выразить с помощью этих образов авторское отношение к родительскому проклятью, я даже готов допустить, что автор попытался написать политическое стихотворение об усиливающейся изолированности Росси и.т.д. Я все это могу попытаться увидеть... Но вижу я совсем другое - отсутствие в стихотворении внутренней игры образов, внутренней логики авторского мира, к примеру, я вижу что автору нужны  - "ходячие деревья" но я не вижу зрительно как они вошли в храм... Я не слышу  грома, я не вижу молний, я не знаю о том что за окном храма буря, и тени на окнах храма создают впечатление что раскачивающиеся от бури деревья - вошли в храм... Я вижу основу, я вижу логический скелет стихотворения, но я не вижу в авторе поэтического таланта визуализаций... С моей точки зрения, несмотря на все старания автора, логический скелет, как был так и остался - логическим скелетом.

Владимир Маркин
http://www.stihi.ru/2007/08/07-602

 Ходишь с правой налево вслепую и хуже всего - что - "с правой налево"? У меня даже вариантов нет... С правой на левую ногу? И еще вслепую?
 С правой стороны на левую сторону?
 аритмия поступков и сердца от слова "навеки". - Здесь я тоже не могу связать - "аритмия поступков и сердца" аритмия поступков ощущаемая скачка сердца? Скачками давления? Это хотел сказать автор? Если именно это то я не понимаю зачем говорить ребусами...
Ну в общем я понимаю, стихотворение о тоске... Я не согласен с тем, с  помощью каких выразительных средств передает своё состояние автор... Я не считаю эти выразительные средства - выразительными. И дальше разгадывать ребусы у меня тоже нет желания....

 Ходишь с правой налево вслепую и хуже всего
 аритмия поступков и сердца от слова "навеки".
 Ночь полна чепухи и тоски о родном человеке;
 ...и обратно направо, но там уже нет никого.

 Круг общения лампой настольной очерчен. Берёшь
 книжку с буквами, лузгаешь семечки литер,
 давит горло и колет дарёный, неношеный свитер,
 ни гроша за душой и души - ни на ломаный грош.

 Шелуха. Несогласные буквы скучны и тверды.
 Притягательна и бесконечна бессмыслица эта;
 в полудрёме капель ожидает прихода рассвета
 и сочится из крана, и тикает время воды.

 Голубая канадская ель оживляет оконное дно.
 Как тебя занесло на пустырь среди сирых домишек?
 Мы сравнялись сегодня с тобой по количеству шишек,
 как бы ни было это сравнение зло и смешно.

 Снег сгорел у дорог и лежит неопрятной золой,
 ощетинился ветер заточками сломанных сучьев;
 время талой воды и нетленна надежда на случай:
 в час когда годовое кольцо запоёт под еловой иглой.
Сергей Смирнов-Ямбург

http://www.stihi.ru/2014/01/06/6861

 Как будто большое и тёмное
 в молчании встало под окнами –
 сломалась игла граммофонная,
 алмазная, острая, тонкая. алмазная и острая  - не кажется повтором? И еще игла и тонкая - не банально?
 А сколько на ней было ангелов
 и сколько на ней было демонов!
 Пластинки смеялись и плакали,
 манили волшебными темами.  Манили не звуками а - темами? Музыкальными надо думать темами...)
 И там, на дорожках виниловых,
 кругами далёкой окраины,
 следами зверушек невиданных - зверюшек невиданны - это из детского мультика?
 ты душу свою перекраивал.
 Под звуки скрипяще-шипящие,
 с заскоком, – дай, Боже, терпения! – С заскоком? Заскок это у кого?
 неслось на тебя настоящее
 живое душевное пение. Ну конечно, пение без шипиние и без заскоков - какое же это пение...)
 Как всё в этой жизни запутано:
 в кафтане залатанном тришкином
 сидишь за постылым компьютером,
 внимаешь си-ди эм-пэ-тришному.
 А диски затёртые, сирые,
 в конвертах, чудно разрисованных, вот не понимаю я таких " чудно разрисованых" стихов...
 становятся чёрными дырами,
 где прошлое плотно спрессовано. изо всего стихо мне понравились последние две строчки...

Елена Наильевна

http://www.stihi.ru/2013/11/07/10639

 я не хочу об этом говорить
 как пропадает в сполохах зари
 вчерашний вечер, становясь далёким
 смотри в окно: туманная Москва
 велит шептать какие-то слова
 чтоб не молчать о том, что одиноки
 и ты, и я - в  этой строфе автор создал приятный образ, это я не шучу ....)
 какой сегодня день
 до краешка души меня раздень
 а юбку и чулки сниму сама я
 а впрочем, не мешают и чулки
 на, погадай по линиям руки
 я доживу в душе твоей до мая? - не, не получится до мая - в чулках...)

 я не хочу об этом говорить
 что я замру - лишь скажешь мне "замри"
 при этом сам замрёшь тоской щемящей  - может быть коректнее по звучанию -  замрёшь с тоской щемящей ?
 смотри: от чучел зайцев и ворон
 нас окружает страх со всех сторон - от зайцев и ворон /являющихся чучелами/ нас окружает страх? Уверены что корректное предложение? Или все-таки необходимо отделить  - "наш страх" от страха принадлежащего тем из кого сделали чучела?
 матрёшками укладывая в ящик - а почему именно матрешками и в ящик, ведь вроде бы матрешки укладываются друг в друга?
 мне страшно
 я почти что не спала
 мне пресен суп на белизне стола - суп на белизне стола? Вот так вот разлитый на белизне стола суп? Без тарелки? Вы кушаете суп разлитый по столешнице и ощущаете его "пресность"?
 мне холоден халат и свежесть спальни
 и чуждо отраженье в зеркалах - чуждо, уверены что слово не слишком старинное для этого стихо?
 и злато не горит на куполах - то же самое насчет - злата....
 молчат колокола, и берег дальний
 не манит - вот вся эта строфа какая -то из серебряного века...


 я об этом говорить
 не буду
 я хочу тебе дарить
 мою Москву - чужую и святую - в чем святость и в чем чуждость вашей Москвы?
 прими её из маленькой горсти
 прости меня, капризную, прости
 что я ещё жива от поцелуя - две последние строчки - очень...) В них чувствуется что то от рубаев, короткое и сильное...)

Лена Рышкова

http://www.stihi.ru/2012/04/10/3846

 в глыбе листа угадаю черты
 мира или лица, - в глыбе какого листа? Бумажного? А4?
 архитектонику пустоты,
 смелость творца,
 азбучной линией отсеку
 форм диссонанс
 от запредельности простоты
 белых пространств.
 мраморной крошкою ссыплется вниз
 лишняя суть, - лишняя суть бывает? Ведь суть основное... У вас лишнее - основное?
 вновь под резцом моим профиль стиха
 дышит чуть-чуть... Я не согласен что ваше стихотворение - дышит, даже как вы варажаитесь - "дышит чуть-чуть" занимается  строительными чертежами - может быть...)
Вадим Лиандрес

http://www.stihi.ru/2014/03/04/3064

 По новой ложка разогрета, спасибо печке и борщу. - вы ложку разогреваете с помощью борща?
 Ответы требуют ответов, а я вопросы в них ищу. - то есть первой строчкой вы по-видимому иллюстрируете абсурдность поисков вопросов в ответах...) Но все таки если мы с вами говорим о логике, когда ответы требуют ответов? Ответ уже является ответом, какой ему еще может требоваться дополнительный ответ?
 Как, свет луны не принимая, о лампу бьется мотылек,
 так не желает боль немая, чтоб я в слова ее облек. - вы по-моему все таки разговариваете с читателями с помощью стихов... не замечали? И вот вы ведь произносите - "боль" - в чем же немота этой боли?
 Произнесешь, и будет хуже, ну а с немых какой там спрос.
 И остывает снова ужин, и в потолок летит вопрос:
 "Как там, у вас, все происходит и происходит ли вообще?"
 И сыт. И силы на исходе. И ложке холодно в борще. Совсем не понял стихо.

Лю Пикалова

http://www.stihi.ru/2013/11/20/760

Вот вы не видитесь месяц, полгода, год,
 И ты узнаешь, что память - это Чеширский Кот,
 Неукротимое, дикое существо. - все таки вот с точки зрения правдивости образа - кот и  - Неукротимое, дикое существо - не перебор для кота?
 Ускользает она - не становится и Его.

 Поначалу Кота чуть больше, чем есть он сам:
 / Он тебя гладит по шее и волосам / - кот тебя гладит? Не ты гладишь кота а - кот тебя гладит? Вот мне трудно представить как кот может - гладить человека...)
 Шерсть повсюду, на кровати полосы от когтей.
 / Прикосновенье на коже долго живет, как тень /вы считаете что тень долго живет?

 Но однажды (словно опустится все внутри)
 Ты поймешь, что забыла: сахар - одну? две? три?
 И одежда - какая? Ему что шло?
 Как он смеялся, когда смешно?
 И в чем он действительно был мастак?

 У Кота тем временем нет хвоста.

 Упускаешь по мелочи, потом и в больших вещах.

 У Кота не хватает туловища.

 И не крикнуть: "Отдайте! Какого лешего?!"
 Просто стоишь, пустая. Осиротевшая.

 Будто ты на перроне, а он уезжает в поезде, и ему уже выделили белье.
 Пытаешься вспомнить что-то, а все смазано и плывет...

 Вот улыбка.

 Вот не становится и ее. Где нет замечаний там всё показалось - правдивым...)
Наталья Крофтс

http://www.stihi.ru/2012/04/19/3826

 По паре - каждой твари. А мою,
 мою-то пару - да к другому Ною  - два Ноя, нормально...
 погнали на ковчег. И я здесь ною,
 визжу, да вою, да крылами бью...  Понятно - драконы в представлении автора это - ноющая зубная боль, визжащий поросенок, воющие волк или собака и бьющий крылами гусь - такая вот гремучая смесь...)
 Ведь как же так?! Смотрите - всех по паре,
 милуются вокруг другие твари, - милуются во время потопа?
 а я гляжу - нелепо, как в кошмаре - основное ощущение во время кошмара - нелепо?
 на пристани, у пирса, на краю
 стоит она. Одна. И пароход - понятно второй ковчег второго Ноя был на паровом ходу....
 штурмует разномастнейший народ -
 вокруг толпятся звери, птицы, люди.
...Мы верили, что выживем, что будем
 бродить в лугах, не знающих косы, Драконы будут бродить в лугах? Я понимаю что драконы это мифология, но вам не режет слух - орлы будут бродить в лугах? Птицы будут бродить в лугах? Или ваши драконы это - страусы?
 гулять у моря, что родится сын...
 Но вот, меня - сюда, её - туда.
 Потоп. Спасайтесь, звери, - кто как может.
 Вода. Кругом вода. И сушу гложет
 с ума сошедший ливень. Мы - орда,
 бегущая, дрожащая и злая.
 Я ничего не слышу из-за лая,
 мычанья, рёва, ора, стона, воя...
 Я вижу обезумевшего Ноя -
 он рвёт швартовы: прочь, скорее прочь!
 Второй ковчег заглатывает ночь,
 и выживем ли, встретимся когда-то?
 Я ей кричу - но жуткие раскаты
 чудовищного грома глушат звук.
 Она не слышит. Я её зову -
 не слышит. Я зову - она не слышит!
 А воды поднимаются всё выше...
 Надежды голос тонок. Слишком тонок.
 И волны почерневшие со стоном
 накрыли и Олимп, и Геликон...

 На палубе, свернувшись, как котёнок,
 дрожит дракон. Потерянный дракон. Кем потерянный? Вторым Ноем?  Или это внутреннее состояние у дракона такое - потерянный? )
Сергей Пивовар

http://www.stihi.ru/2014/01/26/6103

 так и жили, не скажу, что прямо в лад,
 а она любила всех, свои не в тягость.
 заходили мужики - всё бабе радость,
 уходили - пузо пёрло в аккурат. Что значит - в аккурат? В аккурат как уходили? Для чего вы здесь вставляете слово - "точно"?

 так и рОстила, ломила за троих,
 подрастали сыновья впрягались рядом.
 дотемна пластались сумрачным отрядом, - а днем это был какой отряд? Солнечный?
 лишь кобель приблудный до обеда дрых. То есть он не пластался в ряд дотемна сумрачным отрядом...)

 не роптала, не грешила на судьбу, что добавляет выражению - не роптать на судьбу, выражение не грешить на судьбу?
 будет день, смеялась, заплетая косу. выражение - "Будет день" вы считаете равнозначным выражению - приходил день?
 на полатях щи «ночной» хлебал без спросу,
 а у ней и так с десяток на горбу.  - С десяток чего на горбу?  Щей? Детишек? Таков? И она была еще и горбатая?

 на Покров приснилось мать её звала
 и показывала сад, видать нездешний.
 а сама была такой, почти как прежде,
 не смогла себя сдержать, сказала - да. Вот о чем стихотворение? Не надо рожать? Не надо вешаться? Не надо заниматься сексом без презервативов? Не надо жить в деревне?  Не надо щи на палатях оставлять в деревенских избах?  А то придут "ночные" и схлебают?)


АКТИВИРОВАННЫЙ УГОЛЬ "Иванова лошадь"
http://www.stihi.ru/2013/12/06/341

Не стал разбирать потому что абсолютно не понимаю таких стихов...


Танкер Дербент
Татьяна Василевская 2

http://www.stihi.ru/2014/01/12/12930

Не стал разбирать потому что больное... и в таких стихах наверное совсем не важна техническая сторона...



Не знаю стоило ли сидеть три часа за компом ради этого обзора....)  Всё мной написанное исключительно ИМХО... Обидеть никого не хотел... Прошу извинить - если кто-то воспримет мой критический разбор как - обидный... И еще, очень может быть что я в чем-то, а может быть и много в чем, буду не прав...)  Прошу воспринимать этот обзор исключительно как взгляд со стороны, чужой взгляд на ваши стихи.... Всем удачи!


Рецензии
Давай, Игорь. Гони волну. А то чё - то Эдмар уже утомил своей логарифмистикой

жалко моего в апреле нет, я бы не обиделся :))

Исхаков Алексей   25.04.2014 17:13     Заявить о нарушении
Спасибо Леша...) Мне приятно...) Пиши стихи...) Думаю моя африканская пятнистая кошка с удовольствием слопает то что ты в них - "недодумаешь"...)

Буквая   25.04.2014 18:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.