И построить дом

…И ПОСТРОИТЬ ДОМ
(Воспоминания по случаю)

 Публикация в газете «Маяк» г. Спасска-Дальнего  и                Спасского района Приморского края, № 61 (13392) от 4 мая 2005 года

  От редакции. 5 мая исполняется 43 года со времени  выхода первого номера объединенной газеты «Маяк коммунизма». Первым редактором ее был В.М. Порошин. Затем газету возглавила А.А. Позднякова. То было лучшее время для издания и коллектива сотрудников редакции. Сегодня мы публикуем  «Воспоминания по случаю» Александры Антоновны.


      Я возвращалась  из командировки через Спасск, где почти десять лет – с февраля 1975-го по август 1983-го – работала  в редакции газеты «Маяк коммунизма»,  и задержалась на некоторое время. Остановка здесь не была вынужденной: давно собиралась навестить коллег-журналистов, взглянуть  на «постперестроечный» город, побродить по его улицам, повспоминать…  За последние 22 года город навестила лишь дважды. Сколько воды утекло, сколько всего было-перебыло!  Но десять лет в «Маяке коммунизма», пожалуй, самые интересные и незабываемые, пролетели как один день.
      Мне довелось утверждать себя на редакторском посту в дружном, доброжелательном коллективе, каждый в котором знал, зачем пришел в журналистику, и был костяк,  на котором зиждились и авторитет, и популярность газеты, и морально-психологический климат. Это Алексей Антонович Ященко, Лидия Николаевна Переверза, Николай Степанович Довгалюк, волею судьбы и профессионального призвания  отдавшие журналистике  (отсчитывая с «Приханкайской правды») к моему приходу в «Маяк коммунизма» уже по 15 – 20 лет. Поддерживали газету многие годы после ухода на пенсию Константин Федорович Лебедев, бывший заместитель редактора, и многочисленный авторский актив, называемый тогда рабселькоровским. Коллектив редакции пополнялся  способной молодежью и с удовольствием принимал  каждое лето по три-четыре студента журфака ДВГУ на практику.
        Тогда жизнь в городе и районе кипела, и сферы применения журналистских перьев были неизмеримо широки. Мы пахали зябь и убирали рис, зерновые и сою, выращивали овощи и картофель, заготавливали корма, поднимали привесы и надои (в районе было четыре колхоза и 14 совхозов), укрепляли службу быта на селе. Содействовали (без кавычек) подъему эффективности производства на многочисленных предприятиях города. Освещали строительство Новоспасского цементного завода и его становление, воспитывали патриотов.  Конечно,  средствами газеты,  потому и кавычки, пожалуй, смело не ставлю, потому что кабинетными писаками  мы никогда не были, а постоянно находились  в разъездах и рейдах. Городские и районные партийные секретари тех лет  И.Т. Агапов и В.А. Щербаков, председатели исполкомов городского и районного  Советов А.С. Оленин и Н.П. Волнов не засиживались в кабинетах и другим не давали. К слову будет замечено, что деловой контакт с руководящими органами, информированность об их работе и планах тоже  помогали газете и газетчикам держать «нос по ветру». Нам с их помощью удавалось добиваться  принятия мер по критическим материалам, и по действенности газета опережала многие местные издания края. «Маяк», как его кратко называли и тогда, имел свое лицо и входил в пятерку  лучших в крае.  Даже  трижды  засветился на всесоюзном небосклоне, заняв первое место  за лучшую постановку рабселькоровской работы,  за освещение проблем животноводства,  а также военно-патриотической темы. Очень сильным было литературное объединение «Маяк» при газете, оно действовало более двадцати лет, и почти столько руководила им Лидия Николаевна Переверза,  после отъезда которой литобъединением  пришлось заняться мне.  Через ЛИТО прошли десятки талантливых авторов, ставшие впоследствии поэтами, прозаиками, журналистами.
         Благодаря  популярности   нам удалось  нарастить тираж  до 18 тысяч экземпляров, мы были на четвертом месте  после Уссурийска, Артема и Находки, вышли на самоокупаемость.
       Но, дорогие читатели, не думайте: вот, мол, расхвасталась. Были и партийно-советские разборки за нелицеприятную критику, и «наскоки». Но все остались живы, и никто не лишился работы.  Может быть, потому, что маяковцы  всегда старались быть объективными в оценках и не подводили публикациями ни себя, ни редактора, а я  никогда  не давала сотрудников в обиду.
       Вот так и работали. Решали, по мере возможности, жилищно-бытовые проблемы. Но мешало отсутствие нормального транспорта, да и здание редакции  не выдерживало никакой критики. Вполне «совершеннолетний» газик разваливался на ходу, а здание редакции – это изба,  бывшая конторой бывшей тюрьмы.  Николай Степанович Довгалюк, давно ставший весомой частью истории газеты, может рассказать,  как в 1963-м  взрывали десятиметровые бетонные стены тюрьмы, осваивая новую территорию. И, как оказалось, на целых 30 лет!  Кабинетики – клетушки, узенькие окошечки, вход – прямо с улицы. Зато в этом была и своя прелесть: двери в кабинеты всегда открыты, позвал кого погромче – и вот он на редакторском пороге. И с типографией (бывшая тюрьма) – дверь в дверь, к великой радости ответсекретаря и корректора: не надо бегать далеко при  выпуске газеты. Несколько лет после вселения  в тюремные апартаменты  ходил по Спасску такой анекдот. Приезжает коллега-журналист  из Владивостока, ищет редакцию, спрашивает прохожего: « А где редакция вашей газеты?» - «Как – где? В тюрьме!» - «А редактор?» - «А где ж ему быть? Там же!»
         Но, конечно же, хотелось  человеческих условий, по уму, достоинству и назначению. А это годами никого не трогало: ни партийные комитеты, ни исполкомы. Газета-то выходит! Обратишься в райком партии с просьбой о строительстве, а там: «Какая редакция! Коровники вон валятся!»   Сунешься в горком – «Вы в районе на партийном учете. Туда и обращайтесь». Круг замыкался.  К тому же тогда конторы в любом качестве строить не разрешалось.
          Набралась тогда смелости и обратилась  с просьбой о строительстве здания для редакции к самому первому секретарю крайкома КПСС Дмитрию Николаевичу Гагарову. Даже заключение санэпидстанции приложила. И потихоньку, в порядке исключения, строительство разрешили – в качестве наказа  избирателей. Ведь Гагаров  был и депутатом Верховного Совета  РСФСР. Однако только через год  после составления проектно-сметной документации наш объект удалось вбить в план сельской ПМК. Кстати, за основу был взят проект сельсовета с почтой. Финансирование шло через управление полиграфии и издательств за счет прибыли. Часть денег дал Спасский райисполком.  Город лишь выделил участок. Но строительство шло  с огромным трудом. И только в 1983 году  коробка здания была готова с разводкой всех внутренних коммуникаций. В августе 1983-го  по семейным обстоятельствам  мне пришлось уехать в Партизанск. Стройку толкать было некому.  Почти четыре  следующих года  здание  простояло, по сути,  без кровли. Но, худо-бедно,  моей  преемнице Ольге Станиславовне Купчинской, под нажимом коллектива,  удалось-таки  его достроить. Вот такая история у этого здания, по улице Парковой, 16. И я, по законному праву «первостроителя»,  была приглашена  коллективом редакции на новоселье. 
          Решился и вопрос с транспортом. В 1983 году комитет по печати РСФСР выделил  редакции новый УАЗ. Тут помогло мое членство в правлении Союза журналистов СССР. Бывая в Москве, не  раз и не два обивала пороги  этого Комитета. Пришлось будоражить и краевые организации, иначе уже на финише  выделенный автомобиль мог бы  уйти по другому адресу. Такие были времена…
          Но вернусь к началу рассказа. Приехав и переночевав у бывшей коллеги,  я с волнением  пошла  по знакомому адресу. И вот стою перед зданием,  которого не видела столько лет. Стою … перед Пенсионным Фондом.  Большая внушительная вывеска и рядом скромная табличка на черном фоне с названием газеты. А куда подевались красивенные плакучие ивы перед крыльцом?
         Захожу в фойе, поднимаюсь по лестнице  на второй этаж, но меня останавливает окрик: «Женщина, вы куда?» Я знаю, куда. Но не думала, что от двухэтажного здания  редакции достанется  потом  всего-навсего… четыре кабинетика у запасного выхода на пожарную лестницу. У самого потолка  висит табличка: «Редакция газеты «Маяк».
         Встреча с коллегами (осколками некогда большого коллектива) была радостной.  Приятно было сознавать, что меня здесь помнят.  «То были самые лучшие годы», - заметил Николай Степанович Довгалюк. Как дорогую реликвию,  показал старинное деревянное кресло в кабинете, в котором ему так хорошо пишется вот уже много-много лет. А точнее сказать – думается, поскольку сегодня здесь сидят за компьютерами.  Николай Степанович восседал на этом кресле, как император на троне, и в мою в Спасске бытность  и, наверное,  и до меня тоже. В апреле у него был юбилей. Но он по-прежнему молод, творчески мастеровит.
           Говорят,  что человек за свою жизнь должен сделать  три  вещи: вырастить сына, посадить дерево и построить дом.  Потому что это след, это то, что  будет служить людям.  Служит людям и дом под номером 16 по улице Парковой.  Дом, построенный двумя женщинами-редакторами.  Вот и подумалось, что по логике вещей  редакция имела право на выбор своей территории в когда-то  построенном ею здании. И как не согласиться с Татьяной Старченко, что какой мог бы получиться  в этом доме  газетно-издательский комплекс! Или Дом СМИ, объединяющтй всех журналистов города. Но, как говорится, поезд ушел, а рельсы разобраны… До боли будет обидно, если редакция вдруг окажется  и за пределами нынешних границ или прекратит свое существование вообще. Учредители должны сохранить газету хотя бы потому,  что она хранительница истории города и района, истории судеб спассчан. В октябре ей исполнится 75 лет. А еще потому, что  она рупор, с помощью которого  власть говорит с народом.  Есть законы рынка, но есть и законы здравого смысла. Логика, наконец…
               И от самих газетчиков многое зависит. Коллеги! Будьте предприимчивее, возрождайте добрые традиции, помня, что  новое – это хорошо забытое старое. Так возьмите из него все лучшее, поверните к себе читателей.  Да поможет вам в этом ваша настойчивость!       
                Александра ПОЗДНЯКОВА,бывший редактор газеты «Маяк коммунизма»                (1975 – 83 гг)

   P.S. Месяца через два после  этой публикации  мне пришло письмо из Спасска: газету «Маяк»,  основанную 1 октября 1930 года (вначале она называлась "Приханкайская правда", затем - "Маяк коммунизма", с начала 90-ых - "Маяк") «заглотил» медиа-холдинг местных олигархов.  Она стала страницей  в их  новой газете. Наверняка не без согласия учредителей: администрации края, муниципального комитета и администрации МО «Спасский район»,  администрации МО «Город  Спасск-Дальний».Рынок! Кто смел, тот и съел! Похоже, сдали без боя! А что? Нет газеты - нет хлопот! Сейчас «Маяк» вообще не издается, даже в качестве странички. Видимо, от коллектива редакции, тоже числящегося в учредителях,   в той ситуации мало что зависело.
     А вспомнилось об этой потере в связи с тем, что скоро 5 мая. В этот день   страна и весь народ широко отмечали День советской печати. Дорогая   дата для всех журналистов старшего поколения. И еще потому, что с этой газетой связано почти десять лучших лет из моей журналистской жизни.


Рецензии
Здравствуйте, дорогая Александра! Прекрасная статья! И вся журналистская деятельность никогда не забудется! Вы просто молодец! Здоровья Вам, удачи и новых творческих свершений!С благодарностью!

Евгения Корн   05.06.2014 13:38     Заявить о нарушении
Было время... в наше время... и были люди. Женя, спасибо за отзыв и пожелания.Сейчас я пишу немного. и больше в прозе.

Александра Позднякова   08.06.2014 16:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.