Стихополотно. Молчание
Различие женского и мужского молчания.
Поэт — издалека заводит речь.
Поэта — далеко заводит речь.
Планетами, приметами, окольных
Притч рытвинами… Между да и нет
Он даже размахнувшись с колокольни
Крюк выморочит… Ибо путь комет -
Поэтов путь. Развеянные звенья
Причинности — вот связь его! Кверх лбом -
Отчаетесь! Поэтовы затменья
Не предугаданы календарем.
Он тот, кто смешивает карты,
Обманывает вес и счет,
Он тот, кто спрашивает с парты,
Кто Канта наголову бьет,
Кто в каменном гробу Бастилий
Как дерево в своей красе.
Тот, чьи следы — всегда простыли,
Тот поезд, на который все
Опаздывают…
- ибо путь комет
Поэтов путь: жжя, а не согревая.
Рвя, а не взращивая — взрыв и взлом -
Твоя стезя, гривастая кривая,
Не предугадана календарем!
8 апреля 1923
© Марина Цветаева
Лекция. Молчание и речь. Что может высказать молчание? Или два предела речи.
© Жанетта Александровна Вардзелашвили
Говорить мы сегодня будем о самом сокровенном – о молчании. И для того, чтобы настроится на эту волну, приведу две цитаты. Вот первая, эти слова принадлежат известнейшему немецкому философу Людвигу Витгенштейну: «О чем невозможно говорить, о том следует молчать». Попрошу вас вдуматься в то, что стоит за этими словами. Углубиться не надолго в себя. Мой внутренний мир с этим утверждением согласен. А вы? Принимаете это? То есть, согласны ли вы с тем, что существуют такие вещи, о которых невозможно говорить? И если да, то – какие это вещи? И действительно ли мы перестаем говорить? Может быть, мы продолжаем говорить, но говорим молча? Если это так, то говорим ли мы с кем-то внутри нас?
А теперь еще одна мысль, очень важная для нашего сегодняшнего разговора. Ее автор – из наиболее известных и наиболее влиятельных психоаналитиков 20 века – Жак Лакан: «...речь, когда у нее есть слушатель, не остается без ответа никогда, даже если в ответ встречает только молчание».
Эти две мысли будут отправными точками для нашей беседы.
Два великих психолога прошлого столетия – Ж.Пиаже и Л. С. Выготский – при известном сходстве теорий, по-разному смотрели на проблему природы и функций речи.
Пиаже полагал, что эгоцентрическая речь ребенка обращена к самому себе, что лишь пройдя эту стадию, человек готов к общению, т. е. обретает опыт социальной речи.
А по Выготскому – разум ребенка уже от рождения имеет выраженную социальную природу, поэтому даже эгоцентрическая речь ребенка социальна по своей природе.
Итак, человек сначала разговаривает с собой, но разговаривая с собой, он уже разговаривает и с социумом. Мы привели здесь две точки зрения на природу человеческой речи (включая феномен внутренней речи) лишь с тою целью, чтобы в известной степени обосновать правомерность разговора о молчании в рамках темы по проблемам речи. Отсюда и оксюморон в названии сегодняшней встречи как главный наш вопрос: «Что может высказать молчание?».
Мы попытаемся обосновать, что бинарная оппозиция «речь – молчание» может быть рассмотрена и как единство, берущее свое начало в мысли и возвращающееся к ней.
Мне необходимо напомнить вам, что в современной науке вообще и в языкознании, в частности, язык понимается как одно из основных проявлений человеческой сути. Что язык признается научным объектом двухмерной природы.
С одной стороны, язык доступен для наблюдения, но при этом он является и объектом «идеальной» природы, в котором реализуются связи «бытия – языка – индивидуальной жизни – речевой практики – мысли – мыслимых моментов проживания» (Старовойтенко 2001, с. 444).
Мысль материализуется в единицах языка – словах, т. е. находит свое семантическое воплощение, и может существовать только, «скрепляясь» материей знака: произнесенной, написанной, не-высказанной.
То, что осталось не-произнесенным, соотносится с полем понятия «внутренняя речь», разработанным Л. С. Выготским: «Внутренняя речь есть все же речь, то есть мысль, связанная со словом» (Выготский 2001, с. 290). По утверждению М. Хайдеггера, только в речи язык становится «артикулированным оглашением мысли» (Хайдеггер 1993). Но без мысли голос – всего лишь эхо, именно так была наказана нимфа Эхо, ее голос мог повторять только чужие слова.
Артикуляция, оглашение означает «произнести вслух». Для того, чтобы произнести мысль-слово, нужен уникальный инструмент – человеческий голос.
Но ведь существует и внутренний голос, «не-оглашающий», но также вербализующий мысль. А значит, не только речь, но и ее инструмент – голос – может существовать в двух ипостасях: голос звучащий и голос внутренний. Эта данность подтверждается и лексикографическими источниками:
«Голос 3. Переносно. Внутреннее чувство, ощущение. «Внутренний голос, так часто обманывающий влюбленных. шептал ему» (БАС);
«Голос 5. Внутреннее побуждение, осознание чего-л. Голос рассудка; Г. сердца; Внутренний, тайный голос» (БТС – 2002);подчеркнем, что в более позднем толковом словаре отсутствует помета «перен.».
Итак, существует внутренняя речь, человек наделен голосом, реализующим язык в речи, и этот голос может быть внутренним.
Исключают ли молчание и речь друг друга? «Само значение глаголов и имен часто стремится представить семантический негатив как позитив, отсутствие действия – как действие, отсутствие речи – как молчание, отсутствие шума – как тишину» (Арутюнова 2002, с. 5-6). Более того, «голос и молчание — это противоположности, образующие единство. Без молчания нельзя говорить о голосе, а без голоса о молчании» (Зобова http://anthropology.ru/ru/texts/zobova_mr/confess_08.html).
Известный афоризм Л. Витгенштейна, подводит к мысли о том, что речь и молчание могут быть об одном и том же: «О чем невозможно говорить, о том следует молчать». Вопрос в том, прекращается ли при этом сам разговор и можно ли допустить, что все тот же разговор и его предмет длятся в молчании, как в иной ипостаси разговора?
В ответ на знаменитую фразу М. Цветаевой «поэта далеко заводит речь» у писателя А. Маканина вырывается: – Молчание нас тоже далеко заводит (А. Маканин. Избранное).
Очевидно, что с этих позиций следует отграничить понятия «молчание» и «тишина». По данным «Словаря русских синонимов и сходных по смыслу выражений» Н. Абрамова интересующие нас языковые единицы рассматриваются как члены синонимического ряда:
«Молчание – молчок, безмолвие, тишина, тишь. Глубокое (гробовое) молчание, мертвая (могильная) тишина; запирательство, замалчивание. Печать молчания на устах. См. безмолвие, тишина проходить молчанием…» (http://slovari.yandex.ru/dict/abramov).
Однако логический анализ языка, оперирующий и экстралингвистическими категориями, может указать на определенное расхождение смыслов. Смотрите, согласно М. М. Бахтину: «В тишине ничто не звучит (или нечто не звучит) – в молчании никто не говорит (или некто не говорит). Молчание возможно только в человеческом мире (и только для человека)» (1979, с. 338).
Значит, развивая логику сказанного, тишина – это мир вокруг человека, молчание – мир самого человека. Как и сама речь, выделившая человека из мира вокруг него. Речь и молчание одинаково предполагают предмет, на который они направлены. О чем-то можно в равной степени говорить и молчать. Но есть предметы, о которых больше говорят, так же, как и вещи, о которых больше молчат. Неопифагореец Аполлоний Тианский утверждает: «...молчание тоже есть логос», а следовательно (согласно сложившейся традиции) – слово.
В художественном тексте молчание может стать тропом, когда речь внезапно обрывается, когда по мнению автора, никакие слова уже не нужны – все понятно без слов. Например, у выдающегося поэта И. Бродского есть такая фраза, высказанная в воспоминании об одном из его арестов: «Вам ничего не говорят, вы сами все понимаете. Чего уж тут говорить! Никакие интерпретации здесь невозможны» (Волков. Диалоги с Иосифом Бродским. 2003, с. 86).
Примечание читателя. Ситуация без слов:
Отчего ж так сильно сжалось её сердце?
Дёрнуло передний всей цепи вагон -
И в душе металлом стук запечатлелся,
Скрежет в визг сорвался - уезжает он...
Навсегда уедет - не вернётся больше...
Сердце не обманешь, видно по глазам...
А она стояла, ей побыть подольше
С ним одним хотелось - он её бросал...
Стук колёс о рельсы - уползает поезд...
Он ей на прощанье всё без слов сказал...
А она стояла, будто бы по пояс
Провалилась в этот ледяной вокзал...
© Звук Урчания Кота, «Визг», 2014
http://www.stihi.ru/2014/04/20/2599
На письме умолчание обозначается многоточием. Гениальный Иосиф Бродский об этом сказал так: «Все то, что я писал в те времена, сводилось неизбежно к многоточью...»
Именно об этом многоточии Евг. Евтушенко пишет: «И все». Только три точки. Но в этих точках – мощная, бесконечно продолжающееся во времени, немое признание в такой сильной любви, на какую не способны тысячи вместе взятых стихотворцев, пишущих не этими великими точками, каждая из которых как капля крови, а бесконечно жиденькими словами псевдопатриотические стишки. Может быть, самый высокий патриотизм – он именно всегда таков: точками, а не пустыми словами» (Русская речь 1996, с. 105).
Еще в XY веке разрабатывалась идея «двух языков» – язык звучащий и «язык молчания» (апофатика) –уже Николаем Кузанским (см. об этом: Степанов 2004, с. 265).
Язык молчания – это язык внутреннего голоса: «доброе молчание – чем не ответ?». (Вл. Даль. Пословицы русского народа. 1957). А Пророк Сулейман сказал: «Если речь считать серебром, то молчание – золотом».
Молчание как форму само углубления человека практиковали еще пифагорейцы – все наставления учителей осмысливались в молчании и одиночестве. В христианстве молчание ценилось достаточно высоко, что заложило основы последующего осмысления молчания как достоинства. Исламу ненавистно пустословие, ибо ему ненавистно все то, что является бесполезным и ничтожным. Но здесь надо иметь в виду именно «доброе молчание», молчание как свободный выбор человека, а не молчание раба, молчание внутренней углубленности, работы мысли, а не молчание политического гнета.
В IV в. н.э. в христианстве возникает одно из наиболее влиятельных направлений – исихазм, признававшее молчание и отрешенность той очистительной силой, которая необходима для единения человеческой души с Богом. «Исихаст (безмолвник), /.../ есть... тот, кто слушает. Он слушает голос молитвы в своем сердце, и он понимает, что этот голос - не его собственный, но Другого, говорящего внутри него» (Епископ Диоклийский Каллист). Отсюда берет начало и институт отшельничества. «Св. Авва Исаiя относит молчание к четырем главнейшим христианским добродетелям, которые очищают душу. Св. Гр. Синаит в своих наставлениях описывает/.../ : «...тихо и без смятения надо взывать к Господу, чтобы глас не расстроил внимания ума...» Слово, как речь как бы приносятся в жертву Богу во имя его познания», что возвращает к исходной этимологии слова «молитва»: «# meld – молиться, совершая жертву» (Гамкрелидзе, Иванов 1984, с. 803). Молящийся человек – не молчит, но речь его, произносимая внутренним голосом, протекает в иной ипостаси. Семантика молитвы, включающая значения речи и молчания, обнаруживает сходство с понятием «внутренняя речь» у Л. С. Выготского, что видно хотя бы из противопоставления внутренней речи внешней.
У Хадиса Ибн Маджаха сказано: «Если увидите верующего, часто хранящего молчание, то приближайтесь к нему – поистине, он изрекает мудрости».
Молчание может обсуждаться не только в религиозно-мистическом, ритуальном, эзотерическом контексте. Оно актуально и в условиях реальной повседневной коммуникации, когда говорение и молчание, сменяя друг друга, сплетают канву общения, т. е. речи: - Кира, - прервал он ее монолог, хотя она давно молчала – весь монолог он прокрутил в голове... (Т. Устинова. Развод и девичья фамилия).
Вы уже знаете, что для того, чтобы речевое событие состоялось, субъекту необходимо присутствие другого /других – прямое или косвенное, поскольку по своей природе речь диалогична «в смысле удержания ее субъектом другого перед собой. Диалогична и внутренняя речь. Собеседником может стать образ друга, врага, любого оппонента, alter ego, небо, Бог...
Для чего человек вступает в коммуникацию? В известной пирамиде человеческих потребностей, предложенной американским психологом А. Маслоу, выделяются базовые биологические и высшие потребности человека. Концепция мотиваций А. Маслоу состоит из пяти уровней: физиологические потребности (еда, секс, питье); потребность безопасности (убежище, одежда, само чувство безопасности); потребность взаимоотношений (социализация личности); необходимость уважения (признание, власть, самоуважение); необходимость самореализации (право быть самим собой, самовыражение). А теперь представьте себе все это в виде пирамиды. где самый верхний уровень – это пятый, потребность самовыражения. потребность быть самим собой.
Совершенно очевидно, что для всех пяти уровней внешняя речь является инструментом достижения цели. Но высшие цели данной пирамиды предполагают как существенный компонент рефлексию, язык которой в большей части – внутренний.
В науке часто пользуются. так называемой, бинарной оппозицией. То есть, сравниваются 2 противоположных явления, факта. Бинарная оппозиция в лингвистике – одно из понятий дифференциального анализа, в основе которого лежит принцип «да/нет, +/- , 1/0».
С этих позиций речь – это«+», «да», «1», а молчание – «-», «нет», «0».
Вам понятно, что я имею ввиду?
Согласно «Философии причастности» М. М. Бахтина, слово – всегда поступок, так называемое «речедействие» (в терминологии Ю. В. Рождественского). Отметим знаком «+». А молчание? Является ли молчание поступком? Снова обратимся к идеям М. М. Бахтина, считавшим, что необходимым признаком любого коммуникативного высказывания является его обращенность, адресованность, и что высказывание приобретает смысл только в контексте, в конкретное время и в конкретном месте.
В конкретной ситуации речевого акта молчание может стать разновидностью формы ответа, следовательно, налицо речедействие. Более того, в конкретной ситуации оно может быть и поступком, ответом, доведенным до высшей точки протеста – полного отсутствия слов. Согласно «Теории речевых актов» Дж. Остина (Оксфордская школа), любой речевой акт – это многомерное целое, включающее в себя адресанта и адресата речи. Отметим знаком «+» обе разновидности речи, внутреннюю и внешнюю.
Далее: значение речевого акта не сводится только к значению входящего в него пропозиционального содержания, следовательно, сказанное поддается интерпретации. Можно ли интерпретировать чье-то молчание? Мы всегда можем предположить, что некто скрывает что-либо, обиделся, не доверяет, задумывает что-то и т. д.
А можно ли интерпретировать молча, ведя беседу с образом собеседника? Снова «+» для речи внешней и внутренней.
Анализируя семантику глагола «молчать», Нина Давидовна Арутюнова фиксирует, что он «предполагает возможность выполнения речевого действия» и что выбор между «речью – не-речью» также является речевым актом. Сказанное дает основание рассматривать молчание как разновидность речедействия. Отметим знаком «+».
Вот, что у нас получилось. Какие выводы из всего. что мы тут говорили?
Смотри таблицу на рисунке «Результаты дифференциального анализа бинарной оппозиции говорить – молчать»
1. И внешняя и внутренняя речь – это всегда интенция, это всегда адресат (пусть и на уровне образа собеседника в случае речи внутренней).
2. Обе разновидности речи реализуются посредством инструмента-голоса (внешний/внутренний).
3. Обе разновидности речи подвержены интерпретации.
4. Обе являются речевым актом-действием.
Очевидно, что феномен человеческой речи, также, как и язык, двухмерен – доступен для наблюдения, но при этом он является и объектом «идеальной» природы. Поэтому в соотношении «говорить – молчать» мы всегда будем оперировать не только фактами, но и рядом допущений. Новая, атноропоцентрическая, научная парадигма, предполагает, что данные о языке открывают ключ к проблемам природы человеческого разума, ко всему, что, преломляясь в ментальности индивида, способствует взаимодействию человека с миром – миром окружающим, и миром внутренним.
И хотя мы говорим о подходах новейшей лингвистики, но еще древнекитайский мыслитель Гуань-цзы заметил, что «Звук непроизнесенного слова громче, чем раскат грома или бой барабана»
О чем невозможно говорить, о том следует молчать
Людвиг Витгенштейн
...речь, когда у нее есть слушатель, не остается без ответа никогда, даже если в ответ встречает только молчание
Жак Лакан
В языке реализуются связи бытия – языка – индивидуальной жизни – речевой практики – мысли – мыслимых моментов проживания
Внутренняя речь есть все же речь, то есть мысль, связанная со словом
Л. С. Выготский
«Голос 3. Переносно. Внутреннее чувство, ощущение. «Внутренний голос, так часто обманывающий влюбленных. шептал ему» (БАС);
«Голос 5. Внутреннее побуждение, осознание чего-л. Голос рассудка; Г. сердца; Внутренний, тайный голос» (БТС – 2002);подчеркнем, что в более позднем толковом словаре отсутствует помета «перен.».
Голос и молчание – это противоположности, образующие единство. Без молчания нельзя говорить о голосе, а без голоса о молчании
В тишине ничто не звучит (или нечто не звучит) – в молчании никто не говорит (или некто не говорит). Молчание возможно только в человеческом мире (и только для человека)
М. М. Бахтин
тишина – это мир вокруг человека
молчание – мир самого человека.
Концепция мотиваций А. Маслоу
I физиологические потребности (еда, секс, питье)
II потребность безопасности (убежище, одежда, само чувство безопасности)
III потребность взаимоотношений (социализация личности)
IV необходимость уважения (признание, власть, самоуважение)
V необходимость самореализации (право быть самим собой, самовыражение)
пирамида мотиваций А. Маслоу
V уровень - право быть самим собой – включает рефлексию, язык которой в большей части – внутренний.
!
Результаты дифференциального анализа бинарной оппозиции
«говорить – молчать»
*смотри рис. или на сайте http://vjanetta.narod.ru/cikl.html
ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ "ЯЗЫК И ЗНАНИЕ"
© Жанетта Александровна Вардзелашвили
Литература:
1. Арутюнова Н. Д. Феномен молчания. // Язык о языке. М., 2000.
2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
3. Бахтин М. М. Из записей 1970-71 годов. // Эстетика словесного творчества. М., 1979
4. Вардзелашвили Ж. А. «Я-говорящий» как прагматический параметр речевого акта» // Сопоставление как метод исследования и обучения языкам. Т. II, Тб., 2005.
5. Витгенштейн Л. Философские исследования. // Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994.
6. Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. М.. 2003.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 2001.
8. Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Т. II, М., 1974.
9. Грек А. Г. О словах со значением речи и молчания в русской духовной традиции. // Логический анализ языка. М., 2003.
10. Даль Вл. Пословицы русского народа. Пословицы русского народа. М., 1957
11. Евтушенко Е. Русская речь. М., 1996
12. Зобова М. Р. Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова. // Материалы международной конференции. СПб., 1997
13. Маслоу А. Farther Reaches of Human Nature. 1971
14. Остин Дж. Слово как действие. // Новое в зарубежной лингвистике., вып XYII, 1986.
15. Степнов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры (3-тье издание). М., 2003.
16. Старовойтенко Е. Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни. М., 2001
17. Хайдеггер М. Время картины мира. М., 1993.
18. Эпштейн М. Слово и молчание в русской культуре. http://magazines.russ.ru/zvezda/2005/10/ep12.html
Summary
Given article offers a differational analysis of a binary opposition "to speak- to be silent". The results of this analysis leads us to a conclusion that in a certain context silence can be a type of a speaking act.
© Жанетта Александровна Вардзелашвили http://vjanetta.narod.ru/page_6.htm
РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА
Как мужчина и женщина обдумывают и переваривают информацию?
Главная проблема состоит в том, что женщине свойственно ошибочно истолковывать молчание.
Достаточно часто мужчина внезапно отключается от разговора и надолго замолкает. Такое поведение женщина воспринимает неадекватно. Первым долгом ей кажется, что у любимого проблемы со слухом – «наверно он не слышит», а затем она начинает предполагать, что мужчина охладел к ней. На самом деле все обстоит иначе. Представители противоположных полов по-разному обдумывают и переваривают информацию.
Женщина думает вслух, пытаясь вовлечь в этот процесс партнера. И чаще всего она осознает то, что именно хочет сказать, или, на чем сконцентрировать внимание партнера уже во время самого разговора.
У мужчин прокручивание информации идет по иному пути. Прежде чем начать говорить самому или проявлять реакцию на сказанное собеседником, он тщательно все обдумывает, а затем высказывает решение. Иногда этот процесс затягивается. А может быть, что мужчина вообще не среагирует на разговор, если полученной информации недостаточно для выработки ответа. Поэтому женщине нужно твердо усвоить, что молчание мужчины это - «пока я не знаю, что сказать, но думаю над этим». Но вместо этого ей чаще всего «слышится» в его молчании - «я не отвечаю потому, что мне плевать на твои проблемы».
Когда мужчина молчит, женщине в голову начинают лезть нехорошие мысли – «он разлюбил меня, он собирается бросить меня, ему нет до меня дела».
Женщина молчит только в двух случаях, – когда понимает, что может больно ранить другого человека тем, что скажет, или когда не верит этому человеку и не желает с ним не только разговаривать, но и иметь дела.
Разберем причины, которые побуждают женщину к разговору…
Слабый пол начинает говорить по нескольким причинам – иногда это те же причины, по которым мужчины говорить перестают.
Женщина жаждет передать или собрать информацию - тогда как это же часто является единственной причиной, которая заставляет мужчину открывать рот.
Женщина начинает разговор, чтобы самой разобраться и понять, что же она хочет сказать – мужчина умолкает, чтобы наедине остаться со своими мыслями.
Женщина обдумывает все вслух, чтобы легче справляться с негативом, чтобы собраться с мыслями и овладеть собой – мужчина в таких случаях погружается в молчание - уединяется.
Женщина начинает говорить, делиться своими чувствами, чтобы способствовать сближению – мужчина перестает говорить, опасается, что из-за чрезмерной близости лишается собственного «я».
Понимание этих различий необходимо, чтобы избегать ежедневной борьбы. Поэтому если вы задаете вопрос мужчине - «Что случилось?» - а ответ получаете - «Ничего» или «Все в порядке», то это является единственным сигналом, что мужчине нужно дать время разобраться со своими чувствами в уединении.
И для того, чтобы женщина не беспокоилась о партнере, ей нужен этот обнадеживающий сигнал. Не вникая в различия между мужским и женским восприятием, мужчина не догадывается, почему у партнерши его внезапное молчание вызывает такое беспокойство. Однако доброе слово, улыбка, жест могут исправить положение.
А теперь поговорим, как большинство представительниц слабого пола реагируют на стрессовые ситуации. Сначала женщина начинает паниковать и «забрасывать» любимого «страшными» вопросами. Затем идет взрыв эмоций. А далее следует «причитания» с упреками и обвинениями. На самом деле такая реакция женщины демотивирует мужчину как раз в тот момент, когда он больше всего нуждается не в подобном восприятии кризисной ситуации, а в более спокойной реакции.
Существуют четыре волшебных слова, чтобы поддержать мужчину, уверения типа – «это не твоя вина» или «я вовсе не упрекаю тебя», «мы справимся с проблемой» - которые способны поддержать мужчину. Однако они действуют, пока женщина действительно воздерживается от обвинений или неодобрения. Если же любимая все же решила нападать, то ей лучше «поделиться» своими чувствами с кем-нибудь еще, или просто подождать, пока пройдет этот ее агрессивный настрой, и только потом возобновить разговор на более дружеских нотках.
Многие пары свою неспособность достичь взаимопонимания ошибочно объясняют тем, что недостаточно любят друг друга. Любовь, конечно, играет немаловажную роль, но умение понимать и общаться имеют гораздо большее значение. И этим умением нужно учиться овладевать…
Женщины часто возмущаются, что мужчины меньше сил вкладывают в построение гармоничных отношений.
Представительницы слабой половины человечество считают, что мужчины больше хотят брать и меньше отдавать во взаимоотношениях с женщиной, поэтому именно так поступают и так думают. Однако мужчины редко настроены на такое перетягивание.
Женщины жалуются, что мужчины вначале бурно выражают свою любовь, но со временем этот порыв постепенно уходит на нет. Мужчины в свою очередь тоже не остаются в стороне от «жалоб» и считают, что к ним относятся несправедливо, мотивируя тем, что вначале женщина всячески проявляет себя любящей и благодарной, однако со временем становится капризной, обидчивой и требовательной. И такие двусторонние обвинения легко объяснимы, так как у партнеров разные принципы оценки.
Существует несколько причин, по которым мужчина перестает вносить свой вклад в отношения с партнершей.
Женщине свойственно идеализировать бескорыстную любовь.
Она начинает вкладывать столько сил в отношения, сколько может, и только, когда ее охватывает чувство опустошенности, начинает замечать, какая малая отдача идет со стороны мужчины. Мужчины начисляют себе очки (за благие дела) и «следят», чтобы счет был равным, - вспомните, если вы предъявляете претензии к мужчине, что он так мало для вас делает – внимание, забота и т.д., то он обязательно припомнит вам, как недавно исполнил ваше желание, хотя в вашей стороны это была маленькая обыденная просьба, о которой вы даже и не вспомнили, если бы ваш любимый не «тыкнул вам ею в глаз». Такое поведение в основном не свойственно женщинам, которые способны оказывать поддержку бескорыстно и искренне и ожидают такого же поступка и от мужчин…
Представитель мужского пола действует по-другому. Он прикладывает усилия ровно до того момента, пока, по его мнению, не идет нарушения равновесия в счете – тогда он прекращает отдавать. Вложив много сил, мужчина рассчитывает потом получить такую же поддержку. Поэтому рекомендуем мужчинам помнить, что если женщина с радостью вкладывает свои силы, то это не означает, что счет почти равный.
А женщинам, рекомендуем не забывать, что, когда вы так щедро затрачиваете свои усилия, мужчина воспринимает это как доказательство наличия в счете примерного равенства.
Так что, если женщина все же «мечтает», чтобы ее любимый прилагал большей усилий для гармонии в отношениях, то несколько поубавьте «фонтан» своих усилий. Теперь пусть мужчина оказывает вам знаки внимания…
Обращайтесь к мужчине за поддержкой, а затем не забывайте обязательно выражать ему свое одобрение и благодарность – дикого зверя нужно хорошо «кормить» поощрительными призами.
Подробности: http://www.1news.az/analytics/socium/20130629094825724.html
~~~~
Когда ребёнок осваивает мир, он задает много вопросов, когда он становится взрослее, начинает много говорить сам, только когда человек постигает красноречие молчания, он становится взрослым… Молчание – это правда, это искренность, оголённый ум в открытом сердце. Когда начинает говорить сердце, язык умолкает…
Рецензия на «Шумная пора» (Арсен Асов) :
Отрочества и юности пора - полна бессодержательного ора!
Асов
© Copyright: Арсен Асов, 2014
http://www.stihi.ru/2014/04/22/10874
А было ещё детство... Когда только спрашивали, задавали вопросы от любопытства... Потом пришло отрочество и юность, когда хочется говорить, говорить (про себя) или орать в экстазе ощущений... Только, когда человек замолкает, понимает красноречие молчания и тишины, он взрослеет... У некоторых этот момент приходит, увы, только со смертью...
Ирина Петал 23.04.2014 12:24
Да избавит нас всевышний от этой участи ..
Арсен Асов 23.04.2014 16:01
В смысле, от взросления... :))
Ирина Петал 23.04.2014 16:46
Да, да от позднего взросления в момент кончины!
Арсен Асов 23.04.2014 18:33
Не пишется
Николай Горячев
Молчание , укор?
Душа влетела в ступор,
Как бдительной рукой
Застуканный преступник.
О чём она болит?
Вино отдали грозди.
Черновики белы',
Как зимние погосты.
Кругом, со всех боков
Не музыка, а мусор.
Очередной бойкот
Откалывает муза.
Смотри, бухой стакан
На празднике сорочьем,
Как у других канкан
Отплясывают строчки.
Бессмысленно стонать,
Не лечится бескрылость.
Ликуют сатана
И перманентный кризис.
Трагедия, как фарс
Метафорой померкшей...
Читателям лафа,-
На одного поменьше!
В истоме луговой
Отыщут перья пищу,
Наш певчий легион
Не подведёт. Напишет.
© Copyright: Николай Горячев, 2016
http://www.stihi.ru/2016/08/03/7046
Рецензия на «Не пишется» (Николай Горячев)
Молчание , укор? = нет > УК ОР, где ОР = СЛОВО = бог
Звук Урчания Кота 31.01.2017 11:33
уки и оуки, как оукнется... ветер пью, ту ман глот аю... всё во пиет!
Звук Урчания Кота 31.01.2017 11:34 Заявить о нарушении
ВЕ ТРЫ = ЗЕФИРЫ = З ЭФИ-РУ
Звук Урчания Кота 31.01.2017 11:35 Заявить о нарушении
Всё испытывайте, хорошего держитесь.
(1-е Фе ссал они к ийцам 5:21)
Звук Урчания Кота 31.01.2017 11:38
Без слов
Иван Храмовник
вначале - слово, музыка в конце
в концерте, приуроченном к несчастью
где ноты повторяют слишком часто
а точный звук - единственная цель
с той стороны стекла сгущает тьму
замерзший город, позабывший лето
и ты следишь, как по остаткам света
беспечно и предельно наяву
она уходит в медленный туман
на сером фоне из стеклобетона
загнув на память уголок айфона
чтобы звонками не сводить с ума
а ты торчишь фигурой за стеклом
весь как из воска, впрочем, нет - из глины
и вторит ветер песенке старинной
она без слов. хоть с этим повезло
© Copyright: Иван Храмовник, 2017
В безмолвии великом
Сосновский Виктор Анатольевич
...проснулся я от шума, словно смех
звенел. Звенели капли, капли - пели.
Подумал я: "Смотри-ка, потеплело!"
Шёл дождь и перестал. Посыпал снег.
Посыпал снег... (Снег-свет! Снег-оберег!)
Так странно стало, даже как-то дико!
Дождь превратился в снег и стало тихо.
Поскольку снег идёт, поскольку снег
в сомнении - сквозь сон и дрёму - снег.
В молчании, как будто только снится...
...всё падал снег и таял на ресницах
смущённых луж...
(Шёл снег - снег зимних нег.)
...уснуть уже не мог я, п о е л и к у
всё падал снег - в безмолвии великом.
Всё падал снег.
© Copyright: Сосновский Виктор Анатольевич, 2018
http://www.stihi.ru/editor/2018/02/28/5063
Молчание
Юрий Радзиковицкий
И лишь молчание понятно говорит… /В. Жуковский/
Высшим выражением счастья
или несчастья является чаще
всего безмолвие.
А.Чехов
Молчание всегда наполнено
словами.
М. Павич
Речь – удел человека; молчание –
удел Бога…
Т. Карлайл
Преодолев молчание, что длилось девять месяц в немоте, мы с криком входим в этот мир. И через многие годы уходим в молчание, бесконечное, до скончания веков. «И на устах его печать».
Однако можно согрешить против истины, если не сказать, что молчание всё же сопровождает человека по жизни. При этом у неё обнаруживаются достаточно разные модальности. То она признак того, что робеет человек в проявлении себя, в обозначении своей позиции. То некая тайна сковывает его уста. То немеет он пред ликом дивной красоты или пред явлением высокого духовного идеала. То довлеет над ним жестокий и властный запрет на свободное слово и мысль. То некая отрешённость и безразличие сковывает его уста. То не находит он нужных слов, тех слов, что были бы адекватны его мыслям и чувствам. «Бедна у мира слова мастерская. Где нужное взять?» То возникает у него потребность уйти в себя, в свои долгие и трудные размышления о себе и о мире, в котором длится череда его дней.
Лики молчания то тут, то там глядят нас со страниц поэтических сборников, ведя с нами метафизический диалог. Вот Эдгар По размышляет о двойственном молчании.
Есть двойственное и цельное молчание,
Души и тела, суши и воды.
И хочется продолжить: души и моря, души и неба, души и глади речной, души и сельского простора, души и горных высей, души и солнечного заката, души и лунного следа по водной глади, души и мерцающей вязи городских огней в ночной дали.
И далее поэт утверждает, что это есть «молчание жизни, неотвратимое». Молчание созерцания, постижения тайны, разлитой в природе, в наблюдаемом мире. Молчание, вдохновляющее на высокий полёт духа или приводящее к горестному осознанию предельности человеческой жизни. И вечернее молчание одиночества.
В этом плане совершенно ясны призывы музы Вячеслава Иванова.
Откроем души голосам
Неизречённого молчанья!
И там же
Души глубоким небесам
Порыв доверим безглагольный.
Именно в таком молчаливом устремлении в небеса открылось Канту «звёздное небо над головой», как божественный духовный императив.
В русской поэзии лики таких «безглагольных порывов» представляют собой весьма впечатляющую галерею. Их образы теснятся, множатся, манят и приводят ум в некоторое смятение и даже оторопь. Его будоражит парадокс: среди столь великого многообразия жизненных явлений и проявлений человеческой натуры поэт почему-то останавливает своё внимание на молчании, которое по сути своей совершенно несодержательно, неинформативно, безыскусно и отчуждённо. В нём, в молчании, кажется, нет ничего для поэтического вдохновения или для полёта чувственной фантазии.
И здесь стоит вспомнить странное стихотворение швейцарского поэта О. Гомрингера, которое он опубликовал в 1953 году.
молчание молчание молчание
молчание молчание молчание
молчание молчание
молчание молчание молчание
молчание молчание молчание
Оно интересно тем, что в нём предпринята попытка передать «пустоту» молчания, его обессмысленность. Произнося вслух или про себя одно и тоже слово «молчание» и создавая при этом какие-то для себя мыслительные образы, читатель вдруг наталкивается на зияние, не создающее для него никаких смыслов – и возникает молчание. Только последующее усилие позволит ему вырваться из этого обморока сознания, чтобы перейти к следующему слову и вновь обрести смысл. Здесь можно предположить, что молчание возникает тогда, когда не понимаются, не создаются и не транслируются смыслы. И библейская история в этом случае может быть интерпретирована следующим образом.
Природа-мать! – да ты ещё девчонкой
Была, когда в начале всех начал
Всевышний, призадумавшись о чём-то
На все четыре стороны молчал. /М. Цветков/
До Бога не было смыслов, было извечное молчание, и, создав слово, Он вдохнул в него смыслы. Ему нужно было слово как местодержатель Его откровений, Его смыслов. Три создания Его - Слово, Человек, Иисус – и есть парадигмы этого воплощения Его смыслов. Абсолютное молчание, пустота, – конец этой парадигмы, её исход, или метафизическая смерть. Земное молчание – молчит словом, молчит смыслом, молчит образом. Поэтому, возвращаясь к «безглагольным порывам» в русской поэзии, лучше всего начать с метафизического дискурса молчания в ней. Именно он является адресатом В. Иванова, русского поэта-символиста.
Прильнув к божественным весам
В их час всемирного качанья,
Откроем души голосам
Неизреченного молчанья!
О, соизбранница венчанья,
Доверим крылья небесам!
В молчании небес, как и Кант, русская поэзия находила свои откровения.
И вслед за тютчевской «колесницей мироздания» она устремлялась «в святилище небес» в поисках откровений для своей музы.
Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья,
И в оный час явлений и чудес
Живая колесница мирозданья
Открыто катится в святилище небес.
Страстным рефреном к этим строкам звучит призыв В. Иванова:
Откроем души голосам
Неизречённого молчанья!
……………………………
О, предадим порыв безвольный
Души безмолвным небесам!
Что выспрашивают, что хотят понять в молчании небес те, кому подвластна магия поэтического слова?
Может быть, обретения гармонии, о которой помышляет лирический персонаж Д. Мережковского?
О, небо, дай мне быть прекрасным,
К земле сходящим с высоты,
И лучезарным, и бесстрастным,
И всеобъемлющим, как ты.
Или ночная тишь, она же молчание, вкупе со звёздным небом открывает дорогу к обретению высшего смысла, к обретению всеобщности Бога?
Везде я чувствую, везде
Тебя, Господь, – в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души.
Я Бога жаждал – и не знал;
Ещё не верил, но, любя,
Пока рассудком отрицал, –
Я сердцем чувствовал Тебя.
И Ты открылся мне: Ты – мир.
Ты – всё. /Д. Мережковский/
И мнится другому поэту, что «молчание неба над нами» есть «горящий безмолвием стих».
Не стих а поэма, о том, что лазурность
Всё видит, всё знает, всегда глубина,
И молча твердит нам: «Безбурность. Безбурность.
Я лучше, чем буря. Я счастия сна». /Бальмонт/.
Там же, в молчащих горних высях, одиночество пытается распознать своё будущее:
Я жду призыва, ищу ответа,
Немеет небо, земля в молчаньи,
За желтой нивой - далёко где-то -
На миг проснулось мое воззванье.
Из отголосков далёкой речи,
С ночного неба, с полей дремотных,
Всё мнятся тайны грядущей встречи,
Свиданий ясных, но мимолётных.
Я жду - и трепет объемлет новый.
Всё ярче небо, молчанье глуше... / Блок/
Но жизнь мало места оставляет для сладостных надежд. В онемевшее время под небесами длится в тяжкой юдоли жизнь человеческая:
Онемело время… В мире вновь легла
Поздняя ночная тишь и полумгла…
Искрились пустынно звёзды в тишине,
И пустынно сердце плакало во мне… /Балтрушайтис/
На протяжении долгого времени создавалось мозаичное поэтическое полотно, передающее трагическую картину мира человеческого бытийствования, находящегося во власти вседавлеющего молчания. Вот лишь малый фрагмент его.
«Немеет небо, земля в молчаньи» /Блок/.
«Онемело время» /Балтрушайтис/.
«Душа молчит» /Блок/.
«Молчание стоит, подобно зною» /Инбер/.
«Молчание. Недвижность. Темнота. На зов души как пустота ответит!»
/Бальмонт/.
«Весь мир одно молчание полночное, армады звёзд и мёртвая вода: предвечное, могильное, грозящее созвездиями небо» /Бунин/.
«Быть паузой – тяжкая мука» / Шехман/.
«Молчанием загажен, безмолвен Космос» /Цветков/.
«Деревья так сумрачно-странно-безмолвны, И сердцу так грустно…»
/ Брюсов/.
«И обессиленно безмолвствует искусство» /Жуковский/.
Эта удручающая картина атомарности общества, одиночества личности в социальных стратах, нахождения её вне жизненно важных коммуникационных опосредствований – и есть та дань, которую обильно собирает молчание. Атмосферу этого драматического состояния весьма личностно прочувствовал И. Бродский.
Душа моя безмолвствует внутри,
безмолвствует смятение в умах,
душа моя безмолвствует впотьмах,
безмолвствует за окнами январь,
безмолвствует на стенке календарь,
безмолвствует во мраке снегопад,
неслыханно безмолвствует распад,
в затылке нарастает перезвон,
безмолвствует окно и телефон,
безмолвствует душа моя, и рот
немотствует, безмолвствует народ,
неслыханно безмолвствует зима,
от жизни и от смерти без ума.
В молчании я слышу голоса.
Безмолвствуют святые небеса,
над родиной свисая свысока.
Юродствует земля без языка.
Конечно, весьма органично вплетаются в это переплетение состояний поэта строки из песни Б. Гребенщикова.
Я родился сегодня утром,
Ещё до первого света зари.
Молчание у меня снаружи,
Молчание у меня внутри,
Я кланяюсь гаснущим звездам,
Кланяюсь свету луны,
Но внутри у меня никому неслышный звук,
Поднимающийся из глубины.
Этот неслышный ещё звук мог бы превратиться потом в песню, в стих, в признание в любви. В крик протеста. Но В. Цой весьма определённо обозначает точку в конце этого движения.
В тамбуре холодно, и в то же время как-то тепло,
В тамбуре накурено, и в то же время как-то свежо.
Почему я молчу, почему не кричу? Молчу.
На вопрос о причинах возникновения молчания в обществе, вынужденного молчания, поэты дали исчерпывающий ответ.
Молчу
молчи
Молчу
молчи
Чутьём чутьём
Течём течём
Я думал мы о чём молчим
А мы молчали
Вот о чём. /В.Некрасов/
О молчании адептов новой веры, христианских мучеников всёх времён.
Молчи
Молчание
Христиане
Их пытали
Они молчали -
Отрекись
Они молчали
Хрустели кости
Молчание
Ибо
Молчание
Либо
Вырвали язык из гортани!
Остался человек
И небо -
Молчание
Какая радость
Какое страшное звучание -
Молчание /Сапгир/
О молчании вынужденного творческого забвения «под гнётом власти роковой» в обстоятельствах буден советской страны.
...А я молчу - я тридцать лет молчу.
Молчание арктическими льдами
Стоит вокруг бессчётными ночами,
Оно идет гасить мою свечу.
Так мёртвые молчат, но то понятно
И менее ужасно...
Моё молчанье слышится повсюду.
…………………………………………………………..
… Оно всегда моё.
Оно почти мою сожрало душу,
Оно мою уродует судьбу. /Ахматова/
О молчании столиц, городов, поселений, впавших в состояние инфернального ужаса, оказавшись под пятой фашистского рейха во Второй мировой войне.
Травой дороги поросли.
Молчат бульвары и сады.
Молчат унылые дрозды.
Молчит Марго, бела, как мел,
Молчит Гюго, он онемел.
Не бьют часы. Застыл фонтан.
Стоит, не двинется туман. /Эренбург/
О молчании подлости, приспособленчества, мимикрии в мире насилия и лжи, выживаемости вне нравственных норм.
И не веря ни сердцу, ни разуму,
Для надёжности спрятав глаза,
Сколько раз мы молчали по-разному,
Но не против, конечно, а за !
Где теперь крикуны и печальники ?
Отшумели и сгинули смолоду...
А молчальники вышли в начальники,
Потому что молчание – золото.
Промолчи – попадешь в первачи !
Промолчи, промолчи, промолчи !
………………………………………………………………
Пусть другие кричат от отчаянья,
От обиды, от боли, от голода !
Мы - то знаем – доходней молчание. /Галич/
О молчании обесцененного человека, некой малости в многомиллионной стране, где он лишь орудие и винтик в бездушной государственной машине, где лозунг «человек - это звучит гордо» - лишь фарисейская уловка коммунистической партократии.
В невидимом зареве
из распылённой тоски
знаю ненужность как бедные знают одежду последнюю
и старую утварь
и знаю что эта ненужность
стране от меня и нужна
надежная как уговор утаённый:
молчанье как жизнь
да на всю мою жизнь
Однако молчание – дань... /Айги/
Однако неожиданная и безапелляционная декларация М. Цветаевой
позволяет взглянуть на феномен молчания в поэзии с иной стороны.
Рай – это где
Не говорят!
Волнующие моменты молчания любви и есть явление подлинного рая для двух сердец. Как удивительно ёмко написал об этом состоянии Элюар.
Путь молчания
От моих ладоней к твоим глазам
И к твоим волосам.
И не менее проникновенные строки находим у М. Алигер, где молчание является неким итогом чувственной близости любящей пары, неким аккордом благостной радости и истовой надежды.
И впервые мы проснулись рядом
смутным утром будничного дня.
Синим-синим, тихим-тихим взглядом
ты глядел безмолвно на меня.
Есть минута счастья и печали,
и черты меж них не провести...
Именно об этом мы молчали
первым утром страдного пути.
И в этом плане вполне понятен гимн молчанию, как определяющей свойственности любви.
Любовь – ты несловесна!
Тебя произнести – какое на земле –
Способно знание?
МОЛЧАНИЕ!
МОЛЧАНИЕ,
МОЛЧАНИЕ… /Травнiкъ/
Странно было бы, если поэты не отрефлексировали бы роль понятия «молчание» в собственно поэтической, цеховой, обусловловлённости. Вот опыт такого действия поэтессы Е. Решетниковой.
Я слагаю слова в стихи для того,
чтобы всё смолкло.
Я делаю так, чтобы звучало лишь то,
что я говорю.
Я говорю так, чтобы было слышно
моё молчание.
Я молчу, потому что не знаю слов,
способных
действовать как касание, как удар,
способных
вызывать наслаждение или боль
одним звучанием.
Я говорю,
потому что хочу молчать.
Я хочу,
чтобы всё было понятно без слов.
Я думаю,
что поэзия – это молчание,
которое звучит,
когда последнее слово сказано.
В этом её пространном манифесте о природе своего поэтического творчества видятся несколько разнокачественных состояний молчания.
Молчание поэта. В нём с великой трудностью изыскиваются нужные слова. Их убедительность должна состоять в том, чтобы в момент их произнесения всё молчало. Молчание аудитории, им внимающей, погрузившейся вслух, в молчание внимания. Но и этого мало поэту. Молчание отдельного человека – вот что ему нужно Ведь после чтения в таком молчании должно возникнут молчание в сознании отдельной личности, находящейся в ощущении послевкусия от смыслов и чувств услышанного стиха. Если в этом молчании у него возникнут собственные чувства и переживания, индуктированные в какой-то мере услышанным, только тогда явится миру поэзия.
Поэзия – это молчание,
которое звучит,
когда последнее слово сказано.
И место звучания этого молчания – душа и сердце поклонника поэта.
Отсюда и высокий уровень требовательности к поэтическому слову. В помощь в борьбе с «неверным» словом может быть призвана библейская одухотворённость, как И. Бунина, где молчание и есть замена ничтожному слову.
Он повелел зажечь лампаду,
Иссечь на камне знак Креста —
И тихо положил преграду
На буйные мои уста.
Так, господи! Ничтожным словом
Не оскверню души моей.
Очевидно близка к этим строкам страстная молитва В. Брюсова о даровании молчания поэту.
Ангел благого молчания,
Властно уста загради
В час, когда силой страдания
Сердце трепещет в груди!
…………………………………
В тихих глубинах сознания
Светят святые огни!
Ангел благого молчания,
Душу от слов охрани!
Убежденно вторит им З.Гиппиус, понимая всю взрывную силу слов, неосторожных и пристрастных.
Сегодня ещё дымятся раны,
Никакие слова не нужны сегодня.
В часы неоправданного страданья
И нерешённой битвы
Нужно целомудрие молчанья.
Потребность в чистоте слова испытывал и О. Мандельштам. Для него таким родником, как это не странным не показалось, тоже было молчание. Но особого рода молчание
Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Первоначальная немота – это состояние только что рождённого мира, ребёнка, Афродиты из пены морской – невинности и красоты, ещё не находящихся в путах правил и условностей житейского опыта.
Ужель потребность в молчании столь всеобъемлюща? Однако нет. Отрезвляющим диссонансом звучит вывод М. Шехтмана.
Я себя утешаю: молчание необходимо!
Ведь недаром прекрасно немое отчаянье мима,
И затишье заката, и ночь, где ни ветра, ни звука.
Ах, не верьте, не верьте! Быть паузой – тяжкая мука.
И что мудрость в молчанье – вы этому тоже не верьте,
Потому что звучать – есть отличие жизни от смерти,
Потому что иначе идти невозможно по краю!
И тут же категорически возражает сетевой автор.
Слова, слова…ну, что им за цена.
всего и надо – пять минут молчания.
и обретёт вдруг немота звучание.
и многословна станет тишина… /Лапшин/
Понятно, что противостояние молчания и звучащего слова не имеет своего предела. Оно будет длиться и длиться, порождая всё новые поэтические образы и чувства.
© Copyright: Юрий Радзиковицкий, 2017
http://www.proza.ru/2017/01/12/877
Свидетельство о публикации №114042205175