Ни трепета листвы... и ни ветринки...
Так странно давит эта тишина.
Как будто на душе лежит вина
За то, что нет в округе ни соринки.
Дождь-каторжанин, вырвавшись на волю,
Явился к горизонту на поклон.
Бедняга истощён и утомлён,
Но восхищённых глаз не сводит с поля.
Заката краски смыты без остатка,
На небе ни звезды и ни луны.
И взгляды сожалений с вышины
Монашка ночь на землю шлёт украдкой.
Духовностью природы деревенской
Возносятся молитвы мира ввысь.
Такая темень, что рисует мысль
Картины края пропасти вселенской.
Войдёт ли дождь сегодня в келью ночи?
Напрашивался с вечера, варнак.
Всё приноравливался так и сяк,
Маяча долго у лесных обочин.
И застывает время ожиданья
В бессоннице томительных надежд
На то, что будет перейдён рубеж
Природы непонятного молчанья.
21.04.2014
Краткий анализ стихотворения
Тема: созерцание природы в момент предгрозовой тишины; взаимодействие стихий (дождя, ночи, ветра) и внутреннего мира лирического героя.
Основная мысль: природа в переходном состоянии (перед дождём) отражает сложное душевное переживание человека — чувство вины, ожидание, напряжённое предчувствие перемен. Через образы природы автор раскрывает глубинную связь мироздания и человеческой души.
Композиция: 6 строф (всего 30 строк).
1;я строфа — ощущение гнетущей тишины, чувство вины;
2;я — образ «дождя;каторжанина», вырвавшегося на волю;
3;я — угасание дня, приход ночи;
4;я — духовная глубина деревенской природы, образы пропасти и молитвы;
5;я — настойчивое стремление дождя войти в ночь;
6;я — застывшее время ожидания, надежда на преодоление «рубежа» молчания природы.
Тип речи: лирическое описание с элементами рассуждения (размышление о состоянии природы и души).
Стиль речи: художественный (поэтический), с яркой образностью, метафоричностью, эмоциональной насыщенностью.
Средства связи:
лексические повторы («ни… ни…», «дождь»);
местоимения и местоименные наречия («так», «там»);
синтаксический параллелизм («Ни трепета… и ни ветринки…», «На небе ни звезды и ни луны»);
ассоциативные связи между образами природы и душевными состояниями.
Средства выразительности:
метафоры: «дождь;каторжанин», «монашка ночь», «духовностью природы… возносятся молитвы», «картины края пропасти вселенской»;
олицетворения: дождь «явился на поклон», «истощён и утомлён», ночь «шлёт взгляды сожалений», время «застывает»;
эпитеты: «гнетущая тишина», «восхищённые глаза», «томительные надежды»;
сравнения: неявные, через образы («как будто на душе лежит вина»);
антропоморфизация природы: дождь, ночь, время наделены человеческими чертами;
архаизмы/книжная лексика: «каторжанин», «варнак», «келья», «рубеж» — придают тексту возвышенный тон;
анафора и параллелизм: повторяющиеся конструкции с «ни… ни…» усиливают ощущение пустоты и ожидания;
символика: ночь — тайна, дождь — очищение, тишина — напряжение перед переменами.
Общий тон: созерцательно;тревожный, с оттенком мистической одухотворённости природы.
Свидетельство о публикации №114042106579