Сказки под наблюдением синей туманности

Здравствуй, мой учитель!

Это я, средняя сестра с острова Пригоренка, Вероника.
Ты удивишься, почему я тебя, маленького, называю своим учителем?
Потому что я сама учусь у тебя. Учусь через тебя открывать другим детям мир русской грамматики. Мне очень хочется, чтобы ты полюбил свой родной язык, так же, как полюбила его девочка Алина, которая, не дожидаясь своих взрослых лет, вдруг попала в сказку и стала учительницей.

Итак, передо мной книга "Алина в царстве Существительном". В прошлый вторник я не дочитала даже первую главку. События отвлекли. Сейчас исправлюсь. Помнишь старичка, который в Тумановых Джунглях подстригал облака, чтобы они не пустили корни. Алина была очень удивлена этому. И хотя она очень спешила на свой первый урок в школу, она все равно разговорилась с этим необыкновенным старичком. Что говорил старичок, щелкая серебряными ножницами, помнишь?

АЛИНА В ЦАРСТВЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ
(продолжение первой главы)

— ...Вот облака упали на землю и превратились в Тумановые Джунгли. А я их подстрИгаю, чтобы не пустили корни.
— Вы шутите? — шИроко раскрыла глаза Алина. — У облаков нет кОрней!
— А как ты считаешь, ОБЛАКА — это слово? — поинтерЕсовался стАричок.
— Слово, — соглАсилась Алина.
— А у всякого слова есть корень, — мудро подметил стАричок. — А если много Облаков, то это уже много-много кОрней. И представь себе, что все они войдут в землю! Тогда зЕмля покроется Тумановыми Джунглями, а у неба будет потерянное лИцо. Как же небу без облаков, если оно их потЕряет?..
Алина представила себе небо без облаков, землю в Тумановых Джунглях... И получился совсем непонятный мир, от которого в гОлОве все перепуталось.
Старичок еще раз щелкнул серебряными ножницами, подул на отрезанный клубочек тумана и дружелюбно скАзал:
— Для ясности, надо познАкомиться. Вот ты — КТО?
— Я — учительница! — гордо вскинула голОву Алина.
— Ну, прежде всего, — загадочно усмЕхнулся стАричок, ты — СУЩЕСТВО. Значит, имя Существительное.
Алина даже растЕрялась от столь неожиданного знАкомства и, сняв очки, протерла затуманенные стеклышки.
— Тогда и Вы тоже имя Существительное?
— И я тоже, — соглАсился стАричок. — Как учительница ты должна знать, что все предметы на зЕмле, видимые и невидимые, — это сущЕства...
И тут Алина сразу вообразила свой первый урок в школе.

УРОКИ АЛИНЫ

КТО? ЧТО?
СТАРИЧОК ОБЛАКО

Это существа, потому что они существуют. А все, что существует имеет имя — СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
А ты умеешь рассуждать?
Вот слово ОБЛ...КА.
А или О?
Не гадай. У каждого слова есть корень.
Какой корень у слова ОБЛ...КОТИТЬСЯ? ОБЛАКо или ЛОКОТь?
СТ...РИЧОК
А или О?
Не надо угадывать. Измени слово так, чтобы гласная оказалась под ударением.
ст-а-а-а-арый!
А теперь поиграй со словами, в которых выделена безударная гласная. Они есть в тексте сказочной главы:
стАричо-о-о-о-о-о-к — стА-А-А-А-А-рый!
лИцо-о-о-о-о-о-о — лИ-И-И-И-И-И-ца! Та гласная, которая поется и долго тянется, и есть УДАРНАЯ.

* * * * * * *

А знаешь, как от ударения может меняться смысл! Иногда это даже смешно.
Вот сейчас я тебе пропою безударные гласные в стишке, а ты сам пропой правильно, ударные.
Во дво-о-о-о-о-ре со-о-о-о-о-о-о-бака лае-е-е-е-ет,
Маме-е-е-е-е-е-е засы-ы-ы-ы-ы-ы-пать мешае-е-е-е-е-ет.

* * * * * * *

Не удивляйся, если иногда ты что-то не можешь понять. ПОНЯТЬ — это не всегда сразу получается. Иногда даже самого себя, свое настроение трудно понять. Но все равно надо пытаться. Вот сейчас я тебе просто расскажу сказку, где тоже пытаюсь свое настроение понять.
Ведь знаешь, под наблюдением Синей Туманности у меня очень легко получаются сказки. Вообще я очень люблю галактику Синей Туманности...

А вот сказка про то, какой я бываю.

Я БЫВАЮ ТАКОЙ...

...Я бываю такой, когда растерянно смотрю на случайно повзрослевший мир.
Я говорю ему:
— Здравствуй!
А он выставляет длинную лестницу, где мне не дотянуться даже до первой перекладины, и отвечает, делая безразлично-серьезные глаза:
— Карабкайся!
И у лестницы вдруг появляется хозяин. Он отодвигает ее в сторону и процеживает сквозь фарфоровые зубы:
— Зачем ты хочешь залезть?
Отвечаю:
— Я хочу погладить небо. Видите, оно замерзло!.. И там дом...
— Оно не замерзло! — отвечает хозяин лестницы. — Оно находится в сдержанном состоянии... Это небо гуттаперчевое! Отойди!
И я смотрю, как маленький дом, не дождавшись моей ладони, обиженно поджимает под себя ноги...

* * * * * * *

...Иногда ты тоже бываешь похожим на этот маленький дом. Не обижайся на взрослых. Просто пытайся их понять. Они тоже бывают похожими на этот маленький дом в небе. На маленький дом, который, не дождавшись твоей доброй ладони, обиженно поджимает под себя ноги... А лестница падает... И ты далеко... И кто поможет твоей бабушке или маме понять ее растерянные минуты молчания?..
Увидев тревожное лицо кого-то из своих родных, подойди, обними и скажи:
— Я тебя понимаю!
И есть какие-то неизвестные нам законы, по которым ты сразу вырастешь в их глазах.
До свиданья! И не забывай, что средняя сестра-сказочница Вероника всегда с удовольствием поговорит с тобой не только на темы русской грамматики, но и на обычные человеческие темы.
Не бойся открывать мне свою душу!


Рецензии