О полете В. М. Молотова в Америку в 1942г

                О полете В.М. Молотова в Америку в 1942 году

Недавно по ТВ Василий Ливанов (Шерлок Холмс) провел несколько бесед о начале и ходе Великой отечественной войны. Материал был действительно  интересный. Рассказывая о полете в Америку Министра иностранных дел СССР В.М. Молотова, которого И.В.Сталин послал в тяжелое  время для переговоров с президентом США (результат действительно был - это в дальнейшем Ленд-лиз и открытие Второго фронта в 1944 г.), В. Ливанов коснулся самого  перелета из Москвы до Великобритании (о дальнейшем маршруте я не буду рассказывать, многие об этом знают). Так вот, в те годы не было еще реактивной пассажирской авиации, самолеты которой нам хорошо известны. Все самолеты во всех странах имели в основном поршневые бензиновые, или редко дизельные двигатели, которые вращали пропеллеры, как, например, на оставшихся еще редкими в Аэрофлоте и ВВС  ИЛ-18, АН – 24 ну и в спорте ЯК – и.
Маршрут пролегал по прямой через территории аккупированные   Фашистской Германии Прибалтику, Скандинавию и Северное море.
 Самолетом для такого длительного перелета (Москва - территория США)  был выбран дальний тяжелый бомбардировщик ТБ (АНТ)-7,в дальнейшем назывался ПЕ-8 конструкции Петлякова (КБ А.Н.Туполева), который можно отнести к экспериментальным, так, как таких самолетов было немного и дальше они не не шли в серию.
Теперь о самом полете. Рассказчик сообщил, что перелет был очень опасным и это действительно так, но не потому, что его могли сбить немецкие истребители  или зенитные орудия, это было исключено. Одинокий самолет пересек почти всю территорию Европы, и  немцы о нем не могли ни знать. Немецкая авиация в это время контролировала уже и наше небо вплоть до Москвы, и обладая техникой обнаружения воздушных целей, не могла «проморгать» этот маршрут. Они все знали, но, как говорят, «видит око, да зуб не имет». Дело в том, что «пятимоторный» ТБ(АНТ)–7  был не досягаем для «Люфтваффе» Геринга, потому, что он шел на очень большой высоте, (имел такой технический потолок). Высота полета была выше десяти километров и его просто не могли достать истребители  Ме – 109, имеющие «потолок» полета на несколько километров ниже. Вот и вся истина.
Там, внизу  под ним  возможно «рыскали»  Мессеры, пилоты которых наверняка должны были выжимать из моторов своих самолетов всю мощность, (чтобы подняться выше), но этого сделать никто не мог.  Почему?
Поршневой мотор любого транспортного средства работает на смеси воздуха с горючим и здесь есть свои нормы. Автомобилистам известно выражение «бедная и богатая смесь», при котором  мотор автомобиля начинает работать с перебоями. Авиационный мотор так же подвержен перебоям, если для его работы  не будет хватать кислорода воздуха, т.е. будет «богатая смесь».
Бензина много, а кислорода не хватает. Отсюда и нет должной мощности на большой высоте из-за разреженности атмосферы. Это знают все.
Без знаний этих факторов, невозможно объяснить, почему В.М.Молотов спокойно пересек всю территорию, контролируемую фашистами.
Я не оговорился, назвав АНТ- 8  пяти моторным самолетом. На крыльях  у него было действительно только  четыре мотора, но был и «пятый» в фюзеляже, задача которого была вращать лопасти турбины компрессора, подающего дополнительный воздух для четырех основных двигателей. С такой добавкой воздуха самолет мог подниматься на недосягаемую в то время  высоту.
Вот и весь секрет.
Ни в одном государстве такого инженерного решения наддува воздуха в «карбюраторы» двигателей тогда не было, как и не было даже догадки. Наши инженеры могли многое, решая иногда невероятные технические задачи,  и незаслуженно отбывая  в это время «срок»  в различных  «шаражках».
Василий Ливанов, к которому мы все относимся с уважением, этого мог и не знать. Он актер и читает то, что ему приготовили продюссоры, а им не мешало бы и  проконсультироваться, когда готовишь такую передачу.
В последнее время передач о войне много, будет и еще больше (к 9 Мая) и иногда проскакивает столько «ляпов» на военные темы! ПЕ-8 не в счет.
То, о чем я рассказал – не очень в наше время знают и многие авиаторы.
 


Рецензии