ii- про советы в интернете -
1) в онлайне активизируется т.н. цифровое, или клиповое мышление, которое приводит к принятию поспешных решений
2) информационная избыточность, которая оказывает психологическое давление и вынуждает хоть с каким-нибудь вариантом советов, но согласиться
3) цифровой конформизм - давление виртуального "общественного мнения": когда много пользователей в каком-то мнении солидарны, возникает побуждение согласиться с "большинством" (которое может быть фиктивным, здесь кроется одна из распространенных техник сетевой манипуляции)
4) цифровой онлайновый "возврат в детство", который особенно характерен для пользователей социальных медиа, приводит к снижению критики, "детской" наивной доверчивости, несмотря на то, что как правило, в онлайне нет достоверного подтверждения информации
5) делегирование ответственности - на основе предыдущего пункта, придание чужому мнению в сети "родительского" авторитета - когда пользователь ощущает себя "ребенком" и хочет передать кому-то более "взрослому" ответственность за собственный выбор, хотя советчики совершенно свободны от ответственности, даже моральной
6) когерентная персонализация, особенно в соцсетях - когда онлайновые "друзья" начинают восприниматься как "свои", не "чужие" люди, которые "плохого не посоветуют", особенно когда речь идет о советах "из личной жизни", воспитания детей...
Советы в интернете бывают разные: обезличенные (на обычных сайтах) и персонализованные (на сайтах ответов, форумах, в соцсетях и блогах) - именно последние оказываются наиболее авторитетными
Типичный пример излишней сетевой доверчивости, с которым я часто встречаюсь в работе - киберхондрия. Начитавшись "страшилок" в интернете, люди находят у себя несуществующие болезни, а потом по советам в сети начинают заниматься самолечением. С последствиями такой доверчивости и обращаются к врачу
Свидетельство о публикации №114041502315