В английском клубе собирались господа

   Названия  новосибирских  ресторанов, кафе, ночных клубов и пабов то отсылают нас к древним временам («Вавилон»), то переносят в романтичную атмосферу старой доброй Ирландии («Шемрок»), то как бы приглашают пообщаться с неким мифическим персонажем, с которым связаны наши представления о рыцарской чести, доброжелательности, компанейских наклонностях(«Дон-Кихот», «У Вацлова», «Уголок святого Патрика», «Хоттабыч»). 
      Стиль клубной жизни складывается в столице Сибири заново. От «аэродромных» ресторанов – к интимно-задушевному общению. Покидая прибежища кухонно-диссидентских посиделок, публика втекает в  двери, за которыми мерцают разноцветные мигалки, играет музыка, присутствуют тебе подобные.  Изящество стилизаций и броская откровенность вызывающей оригинальности. Балансирование на грани между утонченным эстетизмом и пощечиной общественному вкусу.

Как-то вечером патриции

 Прообразы современных клубов существовали еще в Греции и Риме. В Греции   это были так называемые «гетерии». Возрождаемый сегодня в клубах стриптиз сопровождал  пышные трапезы древних . В Ликее  Аристотеля не только ели и пили,  здесь  царила атмосфера  элитного клуба, где вели философские беседы, читали стихи, обсуждали государственные  проблемы.  Большое общественное влияние в потрясаемом переворотами  Риме имели общества «содалитас» (компании  близких друзей).  Так римские термы  стали единственным  местом, где можно было свободно  говорить о политике, не опасаясь цензуры и доносчиков.
    
Орден телячьей головы

Клубы в современном понимании этого слова -- британское  изобретение. Время появления первого клуба в Лондоне датируется  15 веком. Укромные  места встреч и обедов для избранных времен Шекспира могли сопровождаться и выступлениями комедиантов, и  рыцарскими ристалищами. В середине  17 века в Лондоне появляются coffеehouses, владельцы которых   предоставляли клубным джентльменам отдельное помещение для собраний.  Уединяясь, знатные господа вели не всегда безопасные разговоры о политике. И в то же время они создавали заведению репутацию респектабельности.  Тогда же появляются и  частные клубы, клиентуру которых  составляла известная своими эпатирующими выходками "золотая  молодежь". Например, откровенно аполитичный частный клуб "Голова теленка" был открыт  специально по случаю казни короля Карла I. Пародируя жестокие нравы, богема того времени «прикалывалась» по-своему. Каждая годовщина казни короля становилась поводом для того, чтобы приятно провести время за  роскошным обедом, «коронным» блюдом которого была изжаренная голова теленка в  честь казненного монарха. В противовес голове миролюбивого телка символом диктатора-Кромвеля в меню значилась зубастая щучья голова.

Изящная словесность для мадам Рекамье

В чопорном 18 –ом  веке в  центре  внимания клубной жизни оказались литература и искусство.  Скандально  известный  клуб того времени основан в 1714 году неистощимым на выдумки и аллегории ироничным  Джонатаном Свифтом и назван -- "Scriblerus". В 18 веке мода на все английское, в том числе и на клубы,  начинает распространяться  в Европе и Новом Свете. Во Франции   клубы появились незадолго до революции.  Члены  одного из них собирались в церкви Святого Якоба.  Якобинская диктатура родом из этой «тусовки». В те же времена очень модным стало «держать салон». Знаменитые аристократические салоны, где говорили об  искусстве и делали политику, по старой доброй куртуазной традиции всегда связывали с именем светской  красавицы. Среди таковых в эпоху Наполеона славился  салон мадам  Рекамье.

Как денди лондонский

В 19 веке  спектр клубов значительно расширяется.  Ключевую роль в обществе начинают играть деловые люди –бизнесмены, промышленники. Разномастный плебс тоже стремится поймать удачу за хвост и пожить красиво.    Нарождаются на свет клубы для  торговцев и банкиров. А рядом –для игроков на скачках  и артистической публики. В Америке--там, где продавали скот ковбои и бушевала «золотая лихорадка», возникали салуны с их специфическими нравами. В России – в противовес типу «ярыжки кабацкой» в столицах возникает скроенная на  «аглицкий» манер  клубная жизнь и как аристократизм высшей  пробы дендизм, давший  нам и Пушкина, и декабристов с их тайными обществами. Родиной же дендизма  следует считать  Англию. Здесь появились первые  рыцари, украсившие себя вместо кирас и шлемов цилиндрами, а вместо доспехов  белоснежными манишками и жилетами, подчеркивающими талию, натренированных  танцоров и сердцеедов. Огромные   шейные платки. Туфли на высоких красных  каблуках, украшенные бриллиантовыми пряжками. Таков «среднеарифметический» портрет первых денди. Богема становится чем-то вроде эстествующей оппозиции. Таковыми  были  денди, собиравшиеся в лондонском клубе «Маккарони». Арбитром элегантности и хорошего вкуса Лондонское  общество признало эксцентричного  в одежде,  манерах и образе жизни Джорджа Браммелла.  Известно, что принц Уэльский разрыдался, когда Браммелл раскритиковал  покрой его нового пальто, хотя сам-то он ловил свой скандальный успех при помощи весьма несуразной по сегодняшним представлениям голубой «хламиды» с грузилами свинцовых пуговиц…
 
Ностальгия

Самым поразительным «пережитком» старорусского  стиля была ушедшая в прошлое ресторанная культура советского периода. То самое время, когда за белогвардейским бокалом уселись комиссары и  началась  неравная борьба нравов «мурла мещанина», парт-светских манер, цыганского романса, джаза битловатых ВИА,  блатного шансона и хиппующих  детей номенклатурных работников. «Мещанину» хотелось балычка, паюсной икорки, кан-кана, цыган, хиппи тянуло в подвал к патлатым гитаристам, а партайгеноссе уже не хотел и не мог поститься  одним только танцем маленьких лебедей. Вот тогда-то каких роскошных денди порождала номенклатура, какие пышные салоны держали иные торговые работники! Как возвеличилась профессия бармена! 
Новосибирские рестораны «Центральный»,«Океан», «Орбита» с их официантами и ливрейными швейцарами, куда все же можно было занырнуть, вцентриться, отлететь, чтобы повыпендриваться в сторгованном на «балке» джинсовом костюме или заказать за червонец «Конфетки –бараночки»–где вы?   Где ты – поманивший ангельским крылом обновленного, сбросившего хитин ханжества стиля элегантный, как  смокинг джазмена,  «Белый рояль»? Где ты –задымленная «Кофейня» через дорогу?


  «Стойла Пегаса», «Бродячая собака»и «Черная Вдова»

Клубы и артистические салоны  Москвы и Питербурга начала 20 века в России – это  дух и нерв Серебряного века в русском искусстве.  Здесь  бывали часты розыгрыши и поэтические турниры-состязания. Совсем как в гораздой на вытваряшки сегодняшней новосибирской «Черной Вдове», в разное время приглашавшей таких нестандартных и непохожих друг на друга виртуозов строфы и рифмы, как  Игорь Лощилов, Юлия Пивоварова,  Сергей Рябов.
  В поэтическом кабаре «Бродячая Собака» однажды произошла встреча мировой знаменитости Макса Линдера и молодого Владимира Маяковского. Тем самым состоялась своеобразная «дуэль» «цилиндра как такового» и «цилиндра будетлянского». В иммажинистском клубе «Стойло Пегаса», чьи стены были исписаны стихами, «мужиковствовали» Сергей Есенин и Николай Клюев.  Вдохновенным тапером в футуристической  «Сердарде» случалось бывать молодому Борису Пастернаку. Развернутой античной реминисценцией  становились устраиваемые в «Башне» Вячаслава Иванова дионисийские мистерии  символистов, на которых  жена  Иванова Лидия Зиновьева-Аннибал являлись в пеплумах и хитонах, изготовленных художником Сомовым…
У нас в Новосибирске соединить клубно-артистическую теплоту  с ресторанной кухней всегда удавалось помнящему Булата Окуджаву кафе Дома актера, и кафе «Под Интегралом», где в свое время случился-приключился легальный концерт запретного  Александра Галича . Славны своими рок-тусовками и джазовыми «джэмами» «Три восьмерки».» Одной из лучших  площадок для  звезд, артистов и шоу-программ самых разных жанров стала сцена клуба-кафе «Отдых».   

  От китайского ресторанчика до ковбойского салуна

Тяготение к замкнутой клубной среде,  стилизации и символизации интерьеров, внесение  в меню экзотических элементов – таковы приметы эпохи модерна. Особая атмосфера клуба располагает к естественности, раскрепощению, уходу от обыденности. Особый смысл обретают  легко узнаваемые знаки во внешности человека,   принадлежность к той или иной  эстетике, «тусовке», элитной или молодежной группе. Будь то прическа под Элвиса Пресли и стиляжьи пиджаки на одной пуговице; расклешенные брюки и мини-юбки времен битломанов, которым с некоторым запозданием в Новосибирске подарен пивбар «Ливерпуль», или патлы панков ; одежда «диско», серьга в ухе, побрякушки хэвиметаллистов—все это некие объединяющие «мульки». Колоссальное влияние оказывают на формирование клубно-развлекательных стилей образы, задаваемые кинематографом, а далее, видимо, будут не меньше влиять и компьютерные игры с их виртуально-сказочными мирами.  Оформленный под ковбойский салун американский паб  PUB-501 или выполненный в медитативно-восточном стиле суси-бар «Тайё – сакаба»; ирландский паб «Old irish»; стрип-клуб «Alpen Grotte», диско-клуб «Юла» или ночной клуб «НВН»; стилизованно-фольклорный «Хуторок» или прикольно-аполитичный  пивбар «Серп и молот»   как раз принадлежат к «новой волне» индустрии развлечения, вобравшей в себя и ностальгическую теплоту традиции, и  салонную ироничность, и броский шик авангарда.  Путешествие по эпохам, странам, фантазийным мирам –манящее, захватывающе… Совершить его, значит ощутить пульс многоликого «Сибирского Чикаго».

2000 г.
 

      


Рецензии