Ось бытия

Книга «Ось бытия», вышедшая в серии «Век ХХ — век ХХI», достойна того, чтобы занять место на полках в качестве пусть и не полной, но антологии новосибирской поэзии. Этот проект профинансирован администрацией области. А значит, во властных коридорах нашлись люди, которые неравнодушны к «изящной словесности». Кроме того, и депутаты, которые тщательнейшим образом фильтруют бюджетные строчки, не споткнулись на этой, дав книге зеленый свет.

И вот он в руках — сборник, собиратели которого в предисловии предупреждают: «Здесь собраны очень разные, преимущественно лирические, стихи очень разных людей, в той или иной мере претендующих на то, чтобы…» И далее по тексту слова о том, что не всяк, считающий себя персонажем, ухватившим за гриву Пегаса, является наездником этого крылатого копытного. И все-таки чертовски приятно было прочесть в книжке стихи Александра Ахавьева, которые дают представление о том, где проходит грань между настоящей поэзией и сугубой прозой.

Как замечено поэтом,
Сакура в цвету,
Ласточка своим пинцетом
 Щиплет пустоту.

Да. Поэту дано замечать. Видеть. Слышать. Чувствовать.

Думаю, что среди представленных в сборнике авторов харизмой больших русских поэтов обладают и Саша Денисенко, и Анатолий Соколов, и Владимир Ярцев, и Иван Овчинников. Но не стану обрамлять этот список. Легко ошибиться, промазать, проглядеть истинное дарование.

Честно говоря, всегда поражали и не перестают поражать стихи Юниля Булатова — поэта-самородка, из телемастеров, ставшего настоящим мастером слова.

…И вот с благодарным «спасибо»
За то, что я спас аппарат,
Шагал через рельсы Транссиба,
Тяжелый неся дипломат,

За насыпью в спящем районе
 Темно. В животе холодок.
Какие-то тени на склоне,
я прячу в руке молоток.

Да, раньше хватало картошки,
А ныне я деньги люблю.
С медяшек из детской ладошки
 Кольчугу себе я сошью.

Мне это пронзительной силы стихотворение показалось своеобразной формулой времени, за черту которого мы перешагнули. Ведь только сейчас кроме «спасибо» пошли какие-то деньги, к примеру, участковым врачам. Может, и до поэтов-писателей дело дойдет. Чего мы только не обсмотрелись по равному иконе, как утверждает Виктор Пелевин, «ящику», но только не поэтов. Из всей когорты новосибирских парнасцев один лишь Владимир Назанский да друг его Владимир Светслосанов (о нем был когда-то снят фильм) этого удостоились.

Я, к примеру, убежден, что художника-писателя Николая Мясникова неплохо бы издать на японском (в этой стране высоко оценили Колины «картинки», но здесь и не подозревают, что в деревне Абрашино Ордынского района обитает второй Акутогава). В том, что поэзия — нечто самое важное в мире, был абсолютно уверен много размышлявший над судьбами России Вадим Кожинов. Я не знаю, зачем признанному Арсением Тарковским Валерию Малышеву (он ушел их жизни недавно тихо и без помпы) нужно было ездить в Чечню и читать там стихи солдатам. Просто это поэт. Кстати, книга названа цитатой из стихотворения Валерия Малышева «Продолжатели»:

Видишь, дрогнула ось бытия,
Гвалт среди мирового порядка?
Жизнь положишь за други своя!
За идею сгоришь без остатка.

Честно говоря, не могу понять, почему кичащийся своей столичностью Новосибирск не имеет «изящнословесных брендов». В столице России все уже поняли, что если хочешь иметь имидж, выставляй в качестве ферзей интеллектуализм, филологизм, духовность. Главное, и нам, провинции, понять — без витания в воздухе тонких материй мы не обретем привлекательного облика.

В книгу вошли произведения пятидесяти авторов. Пожалуй, им удалось доказать, что поэзия, гениальные прозрения и прорывы в неведомые вербальные миры и есть для нас ось бытия.
 
2006 год


Рецензии