Чугреев курень

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

    ХХ11

Проследить культурные истоки,
Показать, чем ныне славен Дон,
Осенью Геннадий Заволокин
Посетил с программой наш район.
Новый Пятницкий.
             Но интересней:
Он фольклор не только собирал,
А, собравши, сразу в жизнь внедрял.
Он, напевы превращая в песни,
Чуть поколдовав, пускал в эфир,
Веселя и радуя весь мир.

В записи его по воскресеньям
Слушал я, презревши все дела.
Как аккумулятор настроенья
Эта передача мне была.
И на этот раз прирос к экрану:
Вот они, родимые места!
Дон, левады, за жнивьём - курганы;
Хутора, станица...
                Красота!

Сердце чуть не выскочит из клетки,
В теле трепет, в мыслях - кутерьма..
Вот в чем Счастье!
              Вот судьбы пометки!
Всё иное - для души тюрьма.

Я хочу туда.
          Так в чём же дело?
В путь! Без сожалений, и бегом!
Ведь к тому, что я в науке сделал,
Больше не добавлю ничего.
Мало смысла жить по схеме старой.
Всё обрыдло.
          Чувствую в себе
Зависть:
         И к Петру с его отарой
И к совхозной серой голытьбе.

Вот она, улыбками сияя,
На экране водит хоровод...
Это не толпа, это - народ!
Где любой со всеми крепко спаян.
Все нарядны, веселы и сыты,
(Где-то там, за кадром -
                стол накрытый).
Настроенье прёт через края...
Цепко в лица всматриваюсь я.

Вот Матвей в погонах есаула,
Вот Ирина с детворой мелькнула,
Чуть поодаль - Пётр, никто иной,
С круглолицей смугленькой женой.
Где же батя? Сам или с супругой?
В форме или просто, в пиджаке?
Может, дома, борется с недугом,
Или "зацепился" в кабаке?

Радостно на праздничной поляне.
В краски осени весна вплелась,
Песня над Придоньем полилась...
Только вот я не найду батяни.
Мне бы хоть какая-то зацепека:
Что на нём, фуражка или кепка?..
Трудно человека отыскать,
Где народу, этак, тысяч пять.

Вдруг, на весь экран -
                лицо батяни!
А потом помельче, общий вид.
Он в кругу.
        Звучит испанский танец.
Батя в позе заданной стоит.
Руки за спиною, в кастеньетах*,
На носке нога напряжена...
Удаль в нём не очень-то видна,
Но фуражка набекрень одета.

Что-то бате нелегко давалось:
За три года сдал заметно он.
Борода уже почти сливалась
С серебром полковничьих погон.

Кажется, давно б такому дяде
Юношеский форс пора забыть.
Но упрямый дух на то и даден,
Чтоб невероятное творить.
...Выждав такт, отец шагнул упруго,
На носочке сделав пируэт.
И неспешно двинулся по кругу,
Шаг дробя под звуки кастеньет.

У него приятные манеры -
Ни тебе рисовки, ни прикрас;
Круг описан в ритме хабанеры**,
Это для разминки - в самый раз.
Новый круг. Движенье выше рангом.
Звон гитары, чёткий ритм. Фанданго***.
Батя в новый темп легко вошёл,
Но не слышно стука. Нужен пол.
Ножен пол! Хотя б дощатый. Где ты?!
Что для русской пляски кастеньеты!
Может, в этом танце и как раз,
Но у нас их видят в первый раз.

И толпа, танцору в помощь, скопом
Заменила стук ладонным хлопом,
Где был каждый выделиться рад
И, конечно, хлопал невпопад.

Тут батяня мой, играя торсом,
Кое как спасти пытался ритм,
Чтоб не сбили, черт их побери,
Тут и в самом деле не до форса...
Скорый темп!
          Танцор с большой охотой
Выступленье завершил бы хотой****.
Но рукоплесканий глупый шквал
Оглушил!
       И танец оборвал.

Кто-то вспомнил и напомнил многим,
Что старик, того, считай безногий.
"Это ж надо!
           Любо, атаман!".
И толпа заполнила экран.

Бате на носилки было впору:
Потный, бледный, как бумажный лист.
Отвечал дотошному селькору:
Был, мол, интернационалист
Из Мадрида, в пулемётнов взводе.
Вот и научил...
              "Да что нога!..
Разве спляшешь в этих сапогах?!
Ширпотреб!
        Вот если б те, что спёрли,
Мы бы ноне многим нос утёрли!..
Мы б ещё..."
        Но тут жена пришла
И домой танцора увела...

         ХХ111

Ателье Ашота Акопяна -
В самом тихом месте на Арбате.
Я туда из маленького гАНа*****
Прибыл заказать сапожки бате.
Обувщик Ашот в Москве известней
Зайцева и Аллы Пугачёвой.
Встреча с каждою его обновой -
Всё равно, что встреча
                с новой песней.

Я сначала, что не модно ныне,
Познакомился со списком длинным,
Хотя цены тут почти смешные
И равны почти автомобильным.
Я назвал фамилию свою
И сказал, что три цены даю,
И что можно вдесятеро дать,
Только чтобы очередь не ждать.

Кажется, столь щедрого клиента
Принимали тут не каждый год:
В офисе, достойном президента,
Руку пожимал мне сам Ашот.

"Вай-вай-вай!
       Какой счастлвый случай!
Сын Чугрея!
         Это верно? Вах!..
Ты в науке?
         Где-то там, в верхах?
Я тебя искал. Серьёзно.
                Слушай:
У отца какой размер ноги?
Я ему в подарок сапоги
Сшить хочу.
       Нет-нет, без разговора!
Это дар танцору от танцора.

За урок".
      "Я не понял пока".
"Ну, конечно!"
           Поясню немного:
Это дар хромому от хромого,
Правда, сильному - от слабака.
Буду его помнить лет до ста.
А история моя проста.

Сын сапождника. Обычный малый.
Сколько себя помню - танцевал.
Собирался в профессионалы,
Да ступню, случилось, потерял.
Нет, я не раскис. Но в сердце пусто.
Возвратясь к профессии отцов,
Превратил её почти в искусство;
Утвердил себя, в конце концов.

Мне уже за сорок. И старея,
Обленился, руки опустил.
Но на днях, увидевши Чугрея,
Душу свою преворошил.
Если может Он, то мне же проще!
Ведь в запасе ещё столько лет!
БЕды пока ливнем не полощут
И в быту преград особых нет.

Одолеть себя, не лечь в берлогу
Хватит мне терпения и сил.
Я ещё шагну с Чугреем в ногу,
Он меня, ей-богу, воскресил.
И Чугрею польза от Ашота:
Мы такой дуэт составим с ним!
Вот увидишь - искромётный хота
Покорится чудакам хромым.
Сапоги стачаю к воскресенью.
Я давно такого вдохновенья
Не имел.
       Скажи отцу: Ашот
С нетерпеньем в гости его ждёт".

Не приученный к халяве сроду,
И ценя величие души,
Я принёс Ашоту самородок,
Чтобы лучше дело завершить.
Золото - металл, известно, ковкий.
И вполне пригодный для оковки
И отделки праздничных сапог,
Лишь бы кто позволить себе смог
Эту роскошь.
         Я, хоть и не прыткий
В щндростях, но выдал без прикидки,
Чтоб с лихвою, за десяток пар
Оплатить работу и товар.

           ***

Я серьёзно размышлял в те пОры:
Ехать ли? Смогу ли жить в глуши?..
От сестры звонок:
               "Батяня хворый.
Звать не звал, но всё же поспеши.
Не сулит надежд его здоровье,
Слишком быстро начал он сдавать.
А Петро с Матвеем - в Приднестровье,
Братский долг поехали справлять******.

Тётя Юля всем хозяйством правит,
От неё детишки без ума.
Привязалась к ней и я сама.
Ох, боюсь, батяня нас оставит...
Он рассеян, часто не в себе.
И тоскует очень по тебе..."

От звонка мне стало даже дурно,
Не предвидел этот оборот.
В жизни моей пёстрой и сумбурной
Отчий дом - единственный оплот.
Что б ни делал, каждую затею
Посвящал семье, родным углам.
И считал, что к батиным ногам
Достиженья положить успею.
Жизнь как бы авансом шла.
                Но вот -
Во весь голос требует отчёт.
____________
* Кастеньеты - надеваемые на польцы танцора деревянные пластинки или шарики, которыми производят резкие щелкающие звуки, подчеркивая ритм танца и создавая особый колорит.
** Хабанера - медленный испанский танец.
***Фанданго - испанский танец в умеренном ритме.
****Хота - стремительный испанский танец,очень темпераментный, острый ритм которого обязательно подчеркивается звуком кастеньет.
*****Ган, (прост.) - городок Академии Наук.
******Имеется в виду затянувшийся межнациональный конфликт в Приднестровье в начале 1990-х годов, где донкие казаки-добровольцы защищали мирных жителей.



      


Рецензии
Сергей, эту поэму надо несколько раз внимательно прочитать. Хочется и сюжет не упустить и всё в целом. Я пока до поэм не дорос, а у Вас хорошо выходит! Нашёл ещё одну опечатку В начале ОН ФОЛЬКЛОР Н ТОЛЬКО СОБИРАЛ (пропустили букву Е в слове НЕ) Моё рукопожатие! Влад.

Владислав Терентьев Самара   15.04.2014 18:24     Заявить о нарушении
Влад, "Чугреев курень" - это вторая часть трилогии "Донская суть".
Первая часть - "Казачья вдова", в моих страничках она предшествует "Куреню".
Третья часть называетсяч "Перегуд". Её собираюсь печатать, но не знаю, как это делать. Снова дробить по страничкам? Полагаю, что это не лучший вариант. А иного не умею, я не дружу с компом. Хотелось бы сборником, а как?
Сергей.

Сергей Домашев 15   15.04.2014 21:53   Заявить о нарушении
Для того, чтобы все работы объединить в сборник, Вы должны воспользоваться графой ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ. Нажимаете эту графу, слева появится колонка настроек, ищете в ней ПРОИЗВЕДЕНИЯ, нажимаете, выходите на список своих работ. Там же увидите надпись ДОБАВИТЬ СБОРНИК и нажимаете на неё. Всплывёт окно с жёлтой рамкой в которой вы должны будете внести заголовок Вашего сборника. Потом все работы перетаскиваете туда в том порядке, как Вам нужно и сборник готов. Перемещать работы будете в эту папку с помощью зелёных стрелочек перемещения.

Владислав Терентьев Самара   15.04.2014 22:13   Заявить о нарушении
Не забывайте, что все работы на странице автора идут с порядке убывания, если будете закидывать их в папку, не забудьте соблюсти это правило, иначе всё будет задом наперёд. Успехов!

Владислав Терентьев Самара   15.04.2014 22:15   Заявить о нарушении
Чтобы Вам не перепечатывать свой текст, Вы можете его скопировать на Вашу страницу. Берёте свой электронный текст, мышкой проводите по тексту, он становится в синем цвете, далее правой кнопкой мыши щёлкаете и появляется сноска. Находите в ней слово КОПИРОВАТЬ и правой кнопкой нажимаете на это слово, потом заходите в КАБИНЕТ АВТОРА и нажимаете ОПУБЛИКОВАТЬ и в то окно, где вбиваете текст курсор подносите и снова нажимаете на правую кнопку мыши. Появится окно ВСТАВИТЬ. Нажали на ВСТАВИТЬ и текст влетел, а потом его уже на месте откорректируете при необходимости.

Владислав Терентьев Самара   15.04.2014 22:21   Заявить о нарушении