Две поэзии

Адам был создан поэтом,
воспевшим Еву в стихах,
но пав в искушении,
лишился поэзии жизни вечной,
дуэтом спев с Евой песнь увядания.
С тех пор все мы —
осенние листья, сухие цветы
в гербарии мироздания…
Увяли ли бы навсегда
в тоске по райскому саду,
если бы не Второй Адам,
несотворенный, Поэт поэтов…
Он также воспел Свою Еву,
но не в сонетах — в молитвах,
борясь до кровавого пота,
и ценой увядания крестного
вернул ей песнь юности,
подарив букет из соцветий
небесных оттенков, 
что не вянут вне времени —
только бы пела в дуэте с Ним…
С тех пор в мире две поэзии:
движенья обратного в хаос —
и возвращения в космос Эдемский.
Их слоги бывают схожи,
но разнонаправлены смыслы.
Какую же выберет Ева?


Иллюстрация: Meister des Marschalls von Boucicaut-Die Geschichte von Adam und Eva (1415).


Рецензии
Прекрасно! Не сочти за лесть, но у меня ощущение, что это едва ли не лучший из твоих стихов - тех, которые я читал во всяком случае.. И еще эта миниатюра времен готики - то, что я люблю, конечно..

Только пару замечаний возникло: "увядание крестное" - страдания крестные - это понятно, но увядание как-то сложнее.. Хотя ясно: сравнение с листом - лист умирает - увядание как путь к смерти.. Я наверно заморачиваюсь, но лист умирает как следствие общего тления мира, а Христос умирает добровольно - Он и в смерти полон жизни.. Т.е. метафора уместна - просто ее можно под разным углом увидеть..
И насчет возвращения в космос Эдемский - спасение на кресте и Небесный Иерусалим - это выше Эдема, это уже полное единение с Богом, которое у Адама было только потенциально - земной и рай и вечная жизнь на небе - тут есть разница..

Но эти замечания - только частности: в целом стих возвышен, метафоры искусные (т.е. не заезженные), богословская мысль явно просматривается, да еще верлибр! Скажу прямо: такой стих мне близок, мне иногда кажется что и я мог бы такое написать, но уже не напишу - т.е. мне это близко по ощущениям..

Константин Матаков   08.04.2014 18:58     Заявить о нарушении
Константин, спасибо за высокую оценку, может быть, она и не так заслуженна, как ты говоришь... Тем более, у тебя множество стихов, которым я бы дал высокую оценку и уверен, что таких у тебя еще будет много впереди! Что касается "увядания крестного" - я, когда писал, задумывался о том, можно ли сочетать эти два слова, когда первое звучит мягко, а другое - жестко. Конечно, Христос умирает добровольно, тем более - насильственно. Подумалось, что тот, кто поймет о Ком, тот и поймет, какого рода увядание имеется в виду (здесь это эвфемизм смерти)... Но если и у других читателей возникнут сомнения относительно такого словосочетания, то может быть, придется его изменить в будущем.
Соглашусь, что Небесный Иерусалим выше Эдема, потому что люди, прошедшие опыт избавления от греха, становятся еще ближе к Богу, чем были до падения. Но космос - он на то и космос, что он везде, в т.ч. и на небе, и на земле. В то же время, в Откровении написано, что Небесный Иерусалим однажды опустится с неба на пересотворенную и очищенную от зла землю, где и будет обитать Бог с людьми. Так что опыт спасения, углубляющий богопознание, в любом случае подразумевает возвращение к Богу, а потому возвращение в космос Эдемский как скинию Бога, это как - "назад в будущее".
Кстати, первые строки этого стиха появилась у меня почти еще во сне, когда я был на грани пробуждения утром. Я проснулся, и подумал: а почему бы не развить...

Игнат Меренков   08.04.2014 19:56   Заявить о нарушении
Да, разъяснения правильные: в любом случае, это очень хороший стих - хороший - в духе европейской поэзии, я бы сказал..

Константин Матаков   08.04.2014 20:42   Заявить о нарушении