Ван Гог. Вороны над пшеничным полем

                ВАН ГОГ.
                ВОРОНЫ НАД ПШЕНИЧНЫМ ПОЛЕМ. 



Души ли воспалённой миражи?
Под цвет грозы, над жёлтым полем птицы.
А дальше - демон
кистью ворожил,
сквозь мрак небес
решив к земле спуститься.

Душа была и небом и землёй -
сгущёнка тьмы и жёлтый сгусток света.
Тьма побеждала
и, по воле злой,
всё больше разум втягивался в это.

Вот-вот ударит дождь
и всё сомнёт.
К утру здесь будет жалко и убого.
Но холст расписан. Реквием без нот,
грохочет он набатом
у порога.
 


Рецензии
Яша, эта последняя картина, Ван Гога настолько драматичная, пророческая, как и твои стихи, борьба света и цвета с чёрным демоническим, неведомым, непонятным, но неизбежным, убивающим и доводящим до самоубийства художника. А сегодня эта картина ожила наяву с двумя прекрасными цветами жизни и с поглощающей их чернотой, её воронами уже залетевшими и терзающими эту землю.
Как побороть "сгущёнку тьмы?" Какая краска сожрет эту черноту? Ведь чёрный цвет ничем не перекроешь. Среди масляных красок есть одна страшно ядовитая, но необходимая в живописи - это "Краплак Красный", усиливающий глубину теней, его надо добавлять совсем немного, стоит чуть переборщить и он съедает все краски и даже чёрную напрочь. Исчезнет чернота, но мир зальется тёмно-кровавым, поглощающим всё живое. Безвыходная ситуация? Хотя из красного ещё может зародиться жизнь, а из черноты только пустота.
Яша, вместе с Ван Гогом получился современный Реквием союза живописи и слова.
С сердечным и весенним теплом, и с надеждой на возрождение назло всей демонической черноте.
Твоя Наташа.

Наталия Збарская   23.04.2025 03:48     Заявить о нарушении
Помню однажды, на выставке картин Ван Гога, вопреки его когда-то брошенной раздражённой реплике смотреть картины на расстоянии, а не "нюхать" их, я подошёл к одной из его картин вплотную. Мазки на полотне показались мне скоплением мощных
ударов не очень широкой плоской кистью по холсту и сами по себе
выдавали напряжённо-нервное состояние Ван Гога в момент работы над картиной.
Для меня Ван Гог - это Бетховен в живописи,
с той же насыщенной высоким драматизмом эмоциональностью
и творчеством настолько индивидуальным и оригинальным,
что, как ни сравнивай, не найти аналогов.
Хорошо ты, Наташа, сказала насчёт "краплака красного".

Большое спасибо за отклик!
Настроение его картины так совпадает с драматизмом сегодняшних дней.

С неизменным теплом и уважением,
Яков

Яков Рабинер   23.04.2025 04:20   Заявить о нарушении
Да, Яша, ты совершенно прав насчёт мазков Ван Гога, они у него уникальные, ни у одного художника, даже у самого крутого импрессиониста, нет ничего подобного. Его мазки, словно живут своей жизнью, в одном, круговом и волнообразном танце, они музыкальное сопровождение его живописи, из них слагается и живописный сюжет, и скрытая мелодия каждого полотна, если настроить внутренний слух, то можно услышать уникальную мелодию каждой его картины. Так я впервые услышала симфонию его звёздной ночи, где всё вращается в едином космическом вихре, гигантских спиралей вселенной.

Наталия Збарская   23.04.2025 04:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 65 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.