Почему проза популярнее поэзии?

Почему проза популярнее поэзии? В любом книжном магазине вам едва-ли удастся найти больше трех сборников стихов чьи авторы не считаются классиками и не изучаются в школе, а значит родились менее 100 лет назад и благополучно здравствуют  поныне. Почему? Ведь различные литературные (и не только) сообщества, ресурсы и сайты переполнены поэтами разных полов, возрастов и уровней одаренности. Ну не может же быть, чтоб среди всей этой массы не появилась парочка гениев и парочка сотен выдающихся талантов.
Да бог с ними, с талантами. Прозаиков сейчас издают не только гениальных или талантливы, и даже не крепких среднячков, коих большинство, а издают иногда даже такое, что и до уровня графоманства дотягивает с трудом.
Более того, клиповое сознание современного человека плохо приспособлено понимать объемные тексты и очень хорошо ориентировано на небольшие. Как же тогда объяснить, что полки книжных магазинов переполнены толстыми романами, ато и сериями романов, а отдел поэзии в них состоит из одной полочки где сиротливо пылятся Пушкин и Блок в ожидании школьников?
Как ни странно, а объяснить сей парадокс очень просто.
Давайте вспомним времена расцвета поэзии.
Российская история знала несколько периодов расцвета поэзии.
Золотой век. Первый в современной истории период расцвета. Поэзия необычайно популярна. В чем же секрет? В новизне и современности! Пушкин, который теперь "наше все"  классичнее его уже и придумать нельзя для своей эпохи был революционен. До него было принято слагать стихи "высоким штилем", ограничивая их темы прекрасностью дам, доблестью воинов и превратностями любви.  Пушкин же писал на простом, разговорном языке, без излишеств и украшательств, а темы его были самыми разнообразными. Подобно ему поступали и другие поэты "золотого века. Они ломали канон, но при этом создавали новый.

Поэты серебряного века пошли еще дальше. Они разрушили канон "Пушкинской простоты", заменив его сложным символизмом, причудливым акмеизмом и бунтарским футуризмом.

Блуждая по страничкам разных поэтических ресурсов я заметила кое что, на мой взгляд, очень важное. Большинство из нас пишут по канону. Либо золотого века,либо серебряного. Большинство из нас придерживаются классических тем ( о любви, о войне, о том как плохо нам жить). Но традиционные темы со временем становятся избитыми, а стихотворный канон - пародией на сомое себя. Есть среди нас конечно и те, кто канон разрушает, например вплетая нецензурну лексику, или отказаышись от рифмы в некоторых строфах. Но при этом к сожалению эти поэты не создают нового канона, а лишь помогают рушиться старому.
В поэзии не появилось никаких новых жанров или направлений за последние 60! лет, в то время как в прозе их десятки.Постмодернизм, неоромантизм, приключенческое фентази, стимпанк, поставокалипсис, поток сознания, и т.д и т.п. Не всем этим жанрам уготована долгая жизнь, но прозаики не устают создавать новые каноны. Давайте и мы с вами попробуем? Создадим жанры? Построим каноны? Потому что ко, если не мы, стихеряне?


Рецензии
У меня совершенно другой ответ на ваше "почему".

Проза издается и востребована потому, что для нее есть рынок сбыта. Издательское дело желает иметь прибыль, поэтому издают литературу двух видов: классиков, чье имя на слуху и современные глуповатые новинки, тяготеющие к форме сериала.
Почему же читающий человек проходит мимо поэзии?

Первое это отсутствие сюжета и погружения в произведение. Клиповость здесь неуместна. Читающий человек все же имеет более высокую планку интеллекта, даже если читал только мусор. По книгам снимают фильмы, по стихам можно нарисовать только картинку. Поэтому экранизированы обычно бывают лишь поэмы. А снятый фильм - дополнительный доход и известность для произведения.

Вторым моментом является то, что ткань стиха это аллюзия, образ, метафора. То есть сложные для восприятия вещи - поймешь не сразу, а можешь понять и ошибочно. Не зря мою нелюбимую Библию называют стихами - у стихов есть трактовки, а простой бесталанный текст прозы допускает одно понимание в лоб. Конечно есть мастера и в прозе, но все таки перегрузы по образам встречаются там крайне редко. Навскидку Роджер Желязны и Генри Миллер. Вот поэты в прозе для примера.

Третий аспект - в стихах мировоззрение, идея, антураж, дух место действия переданы скромными легкими штрихами. Читатель не успевает адаптироваться и сжиться с предлагаемым ему миром, как уже он весь вышел. Как любитель чтения ничто не порадует меня больше всего, чем 400-500 страниц текста, когда я уже до 50 страницы втянут и заинтригован. Я вижу, что мне еще можно пожить в этой книге, и это меня радует. Именно поэтому жанр РАССКАЗА гораздо менее популярен.

Я не согласен, что в прозе привнесено что-то новое в новых жанрах. То что вы упоминаете это просто подвид фантастики. Постпанк мог бы писать и Жюль Верн с Уэллсом, если бы они понимали что такое гаджет, виртуалка, нейросенсор. К слову - стихи в таком жанре есть. Другие названные жанры - просто эволюция более старых - Неоромантизм (современный романтизм), фэнтази (сказка), поток сознания вообще не жанр, к нему способности есть у любого.

Далее. Новый канон, новые темы. "он вознесен грозой к поэзии высокой". Поэзия всегда была высокой, старалась быть. Поэтому и темы в ней вечные. Мы умрем и нас поймут. Начните сегодня писать про мобильные телефоны, и, о ужас, через 200 лет вас могут не понять, ибо будут юзать имплант в ухе - без всяких дисплеев. Проза тоже крепко стоит на вечных темах, пока жив человек они никуда не денутся.

Честно говоря, пользующийся словами уже сильно себя ограничил своим алфавитом. Поэтому и Шекспир и Маяковский не так уж различны. Оба пишут ритмические звуковые конструкции. Ритмы разные, но суть одна. Новый канон современности это верлибр, пожалуйста. Главное чтобы были созвучия и ритмика.. Если их не будет - это уже не стихи.

Популярность поэзии нынче достижима с трудом, потому как в далекие доэлектрические времена культурным досугом людей был театр, балет, поэзия. Первые две доступны только богатым. А поэзия это народное развлечение из газет. И за неимением других - употребляли это. Теперь же все мы рассматриваем бегающие картинки, и очень с трудом проникаемся чувствами к произведениям поэтов.. Даже мастеров.

По себе давно заметил - чтобы получить отклик необходимо читать с особым настроем, неспешно, в покое, чтобы ничто не отвлекало. Тогда ты насладишься во всей полноте. Тогда любимые стихи ты поймешь глубже, прочтя их не один десяток раз.

И я не согласен, что в поэзии нет нового слова. Есть. Я читал и знаю. Главное не формочки менять, а пироги вкусные печь.

Джинн Толик   24.07.2016 06:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.