Книжка Загадки. Шаг за шагом. Часть 2

В скафандре, но не для того,
Чтоб в космос вывели его,
Он хорошо знаком с водой.
Угадайте, кто такой?                (Водолаз)

Чай в стаканчик наливали,
А на дне лежал “шпион”,
Все про ломтик этот знали,
Потому что он...                (Лимон)

Кем является юнец?
Ему плотник как отец,
Потому что спас из плена,
Доставая из полена.                (Буратино или Пиноккио,Папа Карло)

Сказок много знает,
Маму заменяет,
С деточкою водится,
Папой не приходится.                (Няня)

На ушах они лежат,
На носу они сидят.
Что за акробаты?
Вспомни про глаза ты.                (Очки)

Множество парашютистов
Сели на растение,
Но на нём всё будет чисто
Враз от дуновения.                (Одуванчик)

Если кто готовит вкусно
Для других еду,
Ту ему поставим устно
Запись на роду.                (Повар)

Близкое местечко -
“Продуктовый спрос”,
В нём совсем не печка -
Холод и мороз.                (Холодильник)

Пару раз кусок задел,
Словно варежки надел,
Прекращаем эту сцену,
Если с рук смываем...пену.                (Мыло)

Ходит он по лесу,
А зимою спит,
Великан по весу,
Чем угодно сыт,
Любит он малину
И медка поесть.
Шишкина картину
Вспомни, там он есть.                (Бурый медведь)

Под землёй она растёт,
Борщ с ней ярко расцветёт,
Вместе с нею этот цвет
Добавляют в винегрет.                (Свекла)

Избушка на природе,
Старушка ступу водит
С метлою как карету,
А прав наверно нету.                (Баба-Яга)
 
Не нуждаются в них рыбы
И другие многие,
Лапами ходили мы бы,
Но нам лучше...                (Ноги)

В платье бальном не узнали,
Побежала - не догнали,
Туфелькой второй искали,
А потом женой назвали.                (Золушка)

Фарш в него положат,
Станет он с начинкой,
Он большим быть может
С крытой серединкой.                (Пирог)

Уши длинные зверька
Берегут ему бока,
Он в лесу без них как нолик,
Брат ему домашний кролик.                (Заяц)

На удар всегда ударом
Он ответит и не даром.
Добрых нет для поединка,
Бьётся он в пределах ринга.                (Боксер)

Сине море забурлило,
Рябь по глади запустило,
Побежали волны крупно
Высотой с большое судно.                (Цунами)

Он торговый павильон,
В нём таблеток миллион,
Порошков и мазей царство,
В общем, там одно лекарство.                (Аптека)

Увидала кошка
Круглое окошко,
В нём - другая кошка,
Лапой захотела
Ту потрогать смело
И себя задела.                (Зеркало)

Не обязательно совсем
На дно морское опускаться,
Увидеть рыбок там стараться.
Прекрасная возможность всем
На них смотреть и любоваться,
При этом-дома оставаться.                (Аквариум)

Вот какая небылица:
По домам разносит птица
И мальчишек, и девчонок,
В мир смотрящих из пелёнок.                (Аист)

Мастер отношений устных
И международный сан,
Из-за совпадений грустных
Так назвали чемодан.                (Дипломат)

Бегает в саванне,
Выполняя роль
С молодости ранней,
Зверь он и король.                (Лев)
 
Фараону создавали
Но заранее не знали,
Что найдутся те - едва ли -
Кто с ней в детстве не играли.                (Пирамида)

И зимой, и летом
С пламенным приветом,
Старты для народа
Раз в четыре года.                (Олимпиада)

Был летающей горой
Трёхголовый тот “герой”,
Выпускал огонь из пастей.
Что за страсти и мордасти?                (Змей-Горыныч)

Вместе множество солдат
С техникой, оружием.
Этот больше, чем парад,
Как назвать мы можем?                (Армия)

Вверх поднялся высоко,
Устремился далеко,
Оставляет белый след,
Только звука долго нет.                (Сверхзвуковой самолет)

Вот он какой
Стражник чудесный -
Леса покой
Ему интересный.                (Леший)
 
Кирпичный строит дом бригада -
Готов фундамент как эстрада.
Теперь артиста выход чей?
Кто мастер кладки кирпичей?                (Каменщик)

Рыба в море как пират,
Встрече с ней никто не рад,
У неё из прелестей -
Одни только челюсти.                (Акула)

Сверху сыплется песок,
Струйка словно волосок,
Струйка кончилась и вот -
Может быть переворот.                (Песочные часы)

Мастерски маскироваться -
Он умеет ловко,
Надо только постараться -
Будет маскировка,
Он на дереве сидит
Деревянный телом,
А на камень лёг и спит,
Как из камня сделан.                (Хамелеон)

Лес ему - обитель,
Стая - друг ему,
Он в лесу не зритель,
Воет на луну.                (Волк)

Для защиты помещений
От ненужных посещений
Прикрывает собой дом,
Встретив ручкой и замком.                (Дверь)

Над Землёю дом плывет
Высоко - не видно,
Тот, который в нём живёт,
С должностью солидной.                (Орбитальная станция,космонавт)

Вы представьте сами:
Он большой, с ногами,
Есть на них присоски,
В море он не броский.                (Осьминог)

С берега большой привет,
В море ночью дальний свет
Кораблю явился вдруг,
Мимо скал повёл, вокруг.                (Луч маяка)
 
В тёплых странах обитает,
Открывая страшный рот,
Речку он переплывает
И зелёными гребёт.                (Крокодил,аллигатор)

Забирается спортсмен
На вершину горных стен,
Чтоб поставить там флагшток
И увидеть мир у ног.                (Альпинист)
 
Интересненький прибор -
Стрелки как одна,
Средь лесов и среди гор
Нужная она.                (Компас)

Смотрит, слушает и знает
Почитатель благодарный,
И цветами поздравляет
Ну, того, кто “популярный”.                (Артист)

Шелест рождается листьев,
Пыль поднялась повсеместно -
Этот пейзаж чьей-то кисти.
Кто создаёт интересно?                (Ветер)
 
Не летает, не плывёт,
Многих вместе увезёт,
Всюду держится дороги,
Однопузый и безрогий.                (Автобус)

Быстро сделала карьеру:
Из болота да в аптеку,
Ей трудиться надо в меру,
Прикоснувшись к человеку.                (Пиявка)

Чтобы знать побольше, тут
С мягкою обложкой
Или с твёрдою берут
Почитать немножко.                (Библиотека)
 
Он бумажник заменяет,
Беречь деньги обещает,
Охраняет как солдат
Человека ценный вклад.                (Банк)

Сторож встал в большие двери,
Кто надутый, тем не верит,
Он и сторож, и ловкач,
Не пускает в двери ...мяч.                (Вратарь,ворота)

Запускают в космос спутники Земли,
Нужные науке, от Земли вдали,
Спутники для связи, телевиденья,
Лишь из телескопа в поле виденья...
Но Земля в системе Солнца не одна,
Спутник есть природный - желтая...                (Луна)

Парус раскрывает,-
Скорость замедляет,
Падает, летит
И ещё висит.                (Парашют,парашютист)

Облик свой верёвка
Заменяет ловко -
Скидывает лёжа,
Остается кожа.                (Змея)

На пенёчке он растёт,
Шляпкой прикрывается.
Есть такой же, но не тот,
Ложный попадается.                (Гриб опенок)

Толк дадут хозяйству птицы -
Не фазан и не синицы -
Много курочек-подруг,
Очень важен их супруг.                (Петух)

Заблестели на рассвете
От росы лесные сети.
“Попадайся, кто слабак”, -
Говорит лесной рыбак.                (Паутина,паук)

По усам её узнай
И по гибкости движений.
Security в доме - знай,
Мыши в нём - её мишени.                (Кошка)

Он бывает затяжной,
Чаще он короткий,
Начинается с одной
Он какой-то нотки.                (Дождь)

Он всегда на страже:
В стужу, дождь и зной.
Врага страны накажет
Военный рядовой.                (Солдат)

Шляпку рыжую надела,
Цветом рыженьким зардела,
От охотника лиса
Ждёт поклона - чудеса.                (Гриб лисичка)
 
Лента и монета
Представляют суть -
Почесть и победа -
Это всё на грудь.                (Медаль)

В дождь случилось это чудо -
В небеса из “неоткуда”,
Веселя цветами дуг,
Взгромоздился полукруг.                (Радуга)



Что такое загадки? Зачем их придумывают и для чего используют?
Загадка – это игра, в которой требуется отгадать описываемое содержание. Безусловно, загадки это своего рода инструмент для развития мышления, сообразительности, наблюдательности, сосредоточения внимания на отгадываемом предмете, надлежащих звуках, описаниях, это необходимость оттачивания интеллекта, возможность передавать в игровой форме необходимые сведения и результаты накопленного за многие годы опыта поколений. Загадка предполагает наличие знаний, имеет познавательную основу, предполагает необходимость ритмики и знакомит с основами стихосложения.

Загадка это и забава, развлечение, и возможность испытать скорость мышления, умудренности в ответе на вопрос, который можно назвать «мудреным».

Загадка предполагает иносказательное определение предмета или явления, данное в описательной форме или в качестве вопроса, содержащих главные качества предметов или действий. Часто через метафорические выражения, когда один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним некое сходство. Мифические символы, аллегорические формы, поэтические образы служат для описания, объяснения явлений природы и окружающей обстановки в образной форме.

В книге Павла Колбина соединяются загадки как будто наивные и простые, которые принято называть детскими, с такими загадками, для отыскания ответов на которые от ребенка требуется логическое мышление, догадливость и смекалка. Мы привыкли к народным загадкам, которые у всех на слуху и на языке, но на вещи, предметы, явления, обитателей животного мира или, к примеру, представителей профессий, можно взглянуть свежим взглядом, увидеть с другой стороны, освежить свое восприятие и обогатить мышление ребенка новыми и оригинальными представлениями и образами.

Если в известных подборках загадок мы встречались с персонажами и проявлениями, выражениями быта прошлого, то сегодня в повседневность ворвалась новая действительность, новые предметы стали привычными, но еще недостаточно отражены в загадках, поговорках и пословицах. Сегодня нужно знать не только о существовании Бабы Яги, но и о том, что в жизни встречаются холодильники и цунами, аквариумы, дипломаты, пирамиды, сверхзвуковые самолеты, орбитальные станции и парашюты.

Но как прожить без Золушки, Лешего, Змея Горыныча? Снегири порхают рядом с воробьями и звездами, коса оказывается сродни осе,

Загадки-образы и загадки-действия. Ходит воробей или прыгает? Что же это такое: аншлаг, месяцы, огонь, небо, обман? А загадки про ангела-хранителя или рукоплескания? Царевны-лягушки оказываются среди айсбергов и островов, водолаз, официант, сварщик или пенсионер рядом с пчелами, осами, улитками, китом, и верблюдами. Внутри мозга перекидываются моментальные мостики, и от образа эхо и миража перемещаешься к музею, цирку и кладу. Что такое дом, конура, пылесос, защита, лес, официант – игра в загадки увлекательнейшее занятие не только для детей, но и для взрослых любого возраста. В средней или старшей группе детского сада, теплыми уютными вечерами в домашней обстановке с родителями, бабушками и дедушками, на вечеринке после работы с сотрудниками или на молодежном вечере – загадки не только развивают, они развлекают, веселят, помогают создать хорошее и доброе настроение, одним словом – необходимы.

В книге загадки не собраны по особым разделам, здесь вместе и сообща присутствую животные, птицы, насекомые, предметы быта, образы, проявления природных явлений, физически построенные сооружения или скрытые в пелене образов и представлений. Перечислить невозможно. Можно только открыть и поодгадывать.






 


Рецензии
Детство – это особый период в жизни человека, когда перед ним не раз и не два открывается «величественный мир», несущий в себе целый массив событий и явлений. Можно с уверенностью сказать, что в каждом ребенке есть желание получить ответ на конкретный вопрос, т.е. во главу угла встает некая проблема познания окружающей реальности. В данном случае столь сложная дилемма в виде приобщения подрастающего поколения к знаниям может быть разрешена посредством загадок П. Колбина, поскольку необычный по своему содержанию авторский подход помогает самим детям понять многогранный и прекрасный мир.
«Загадки» переносят своего читателя и слушателя в реалии обыденной повседневности, в результате чего и формируется уникальная познавательная среда. Для детей очень важно учиться, поэтому они должны решать все новые и новые задачи. Пожалуй, именно загадки П. Колбина все-таки превращаются в те самые задачи, посредством которых в ребенке рождается и закрепляется интерес ко всему и ко всем. Да, автор написал короткие и вполне лаконичные «вопросы», но вместе с тем за этой очевидной простотой скрывается глубокий смысл.
Нужно уметь не только находить ответы на те или иные задачи. Чтобы ребенок сумел раскрыть все особенности своего окружения необходимо найти «золотую середину» вопроса, нуждающегося в ответе. Смог ли сам П. Колбин уловить эту «золотую середину»? Безусловно, да. Его загадки есть движение вперед, от простого к сложному, когда дети узнают и закрепляют в уме знания о природе, животных, человеке, сказках, профессиях и т.д. Благодаря переходу от простого к сложному загадки заставляют задуматься о прошлом, настоящем и будущем. Как бы то ни было, П. Колбин написал интереснейшие загадки с учетом специфики нашего времени.

Иван Иванов 418   01.10.2017 12:43     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.