Моя программа по АРТ-педагогике

ПРОГРАММА РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ СТУДИИ «БИНОМКА»

 
Игра в «Биномку» - одна из компонентов моей АРТ- педагогики, где основная цель – «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ МЕТОДОМ СИНКРЕТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА». Моя авторская методика.

СИНКРЕТИКА – СОЕДИНЕНИЕ. То есть, я обучаю детей с помощью соединения разных видов искусства. Ребёнок получает знания с помощью всего того, что он любит. Рисовать, сочинять, разыгрывать роли, спорить, танцевать, двигаться под музыку, исполнять песенки с движениями, играть с буквенными карточками…

Древнее искусство не разделялось на отдельные виды: живопись, пение, танцы… Всё воспринималось, как единое целое. У детей дошкольного возраста как раз такое восприятие. Оно и помогает ребёнку обучаться с радостью.

В отличие от академического образования, мои дети изучают азы грамматики с помощью движения под музыку, песенок, сказок, соревнования, игр, экспромт-театра, актёрского мастерства. Живо, весело, радостно.

Игра в «биномку» способствует развитию речи, творческой фантазии, ассоциативного, парадоксального и творческого мышления. Способствует расширению сознания и формированию творческой личности.

Занятия проходят на базе Детско-юношеской библиотеки РК.

Программа предназначается для экспериментальных занятий с детьми разного возраста.

http://www.stihi.ru/avtor/nasto08&book=36#36

http://www.stihi.ru/avtor/nasto08&book=37#37



ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ:
 

Обучение творческим началам происходит методом синкретического искусства. Возраст участников студии от 5 до 17 лет. Как найти здесь квинтенсенцию общего интереса? Синкретика – это соединение всех видов искусства, направленное на достижение конкретной цели в обучении той или иной науке. Было бы нелепо представить, что за одним столом сидят  пятилетние и  семнадцатилетние и разбирают вопросы литературных жанров.
У нас же вхождение в литературный процесс происходит через разные виды искусства, развивающие ассоциативное, парадоксальное мышление, отбивающие стереотипы сознания, расширяя при этом сознание творческое, самобытное, что позволяет литераторам удивлять читателя маленьким, изящно сотворённым чудом

ОБЩАЯ КОМПОНЕНТА ОДНОГО ЗАНЯТИЯ. ОБОЗНАЧИМ ЕГО ЗА НОМЕРОМ 1.

   1) ИГРА С ПОИСКОМ «БИНОМА»
 Используя методы итальянского сказочника Джанни Родари, описанные в его книге «Грамматика фантазии», в игровой форме отыскивается «бином» - соединение двух нестыкующихся понятий. Например: лягушка – книга, жираф – стол, обезьянка – насос и т.д. Процесс поиска «бинома» имеет весёлую игровую форму. Двое детей  становятся «водами». Остальные загадывают «водам» слова из области понятий «живое» и «неживое» (отрабатывается и пространство русской грамматики, без знания которой невозможно быть литератором). «Воды» произносят вслух загаданные им слова. Студийцы решают – «Бином» это или не «бином», вызывает желание фантазировать или нет. Другие «воды», другое загадывание существительных. Одному «воде» - существительное, отвечающее на вопрос КТО? Другому – существительное, отвечающее на вопрос ЧТО? В случае удачно найденного  «бинома» начинается процесс придумывания «сказки-биномки». Например, бином: огурец - собака. Придумывание сказки исключает стереотипное мышление. На одном из занятий с этим  «биномом» дети начинали сказку так:
   - Огурцы на базар собирались (выбран лучший вариант первого предложения, начала сказки)
   - «Ну, что, - сказал один огурец другому, - пойдём пешком или поедем на собаке?»(второе предложение)
    Следующее предложение, коллективно сочиняемой сказки, снова высказывают студийцы. Записывается лучшее. Когда фантазия достигает своего апогея, начинается экспромт театр. Сказка обыгрывается.

   2) ЭКСПРОМТ-ТЕАТР

 Здесь дети учатся избавляться от скованности, вести диалоги. Отрабатывается актёрское мастерство. Руководитель студии, наблюдая за процессом фантазии каждого ребенка, за его возможностями, выбирает режиссёра постановки. Играть роли героев, найденных с помощью «бинома» вызываются желающие.
    - Я – за огурца в пупырышках!
    - Я – за жёлтого огурца!
Разыгрывается диалог, основанный на поставленной задаче рождающегося сюжета.
    - Я – за собаку!
Дидактический спор между огурцами, собакой.
По ходу разыгрывания рождающейся сказки расширяется количество действующих лиц, актёров. Остальные участники студии помогают режиссёру формировать сценическую постановку, подсказывать сюжет. Болельщики помогают героям постановки в придумывании остроумных вопросов и ответов.

3) НЕСТАНДАРТНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СКАЗКЕ

Выплеск эмоций, фантазийные театральные действа по завершению сказочной постановки «бинома» переходит в спокойное осознание череды уже созданных образов и выражение того или иного образа на бумаге.
Дети садятся за стол. Открывают альбомы. С помощью карандашей, фломастеров, акварельных красок или гуаши создают свой образный фрагмент сказки.
    С первой же минуты самостоятельной работы детей руководитель подмечает неожиданную находку у того или иного ребёнка и показывает находку всем:
    - Обратите внимание! У Коли неожиданное сочетание красок! Какие ассоциации вызывает это сочетание? Если бы этими цветами мы выражали настроение, то какие настроения можно заметить в этой гамме цветов? На что похоже это цветовое пятно?
     И т.д.  По ходу творческого процесса надо заметить нестандартное самовыражение  в каждом рисунке. Показать каждый рисунок, в любой стадии его создания, всем акцентировать внимание на собственной находке автора, обязательно похвалить. Ведь дети порой в процессе творчества не умеют сами ориентироваться в том, что имеет отношение к искусству, что лучшее в искусстве… Ведь собственная находка в процессе творчества ребёнка, им самим  часто остаётся незамеченной, потому как существуют расхожие, общепринятые ориентиры. Задача преподавателя – дать ориентир самобытности творчества.

4) ИГРА В АССОЦИАЦИИ. ПОСТАНОВОЧНОЕ ПАНТОМИМО

   Это завершающий процесс занятия. Задача игры в ассоциации – развить ассоциативное и абстрактное мышление. Мы искали тему сказки, сочиняли её, сценически обыгрывали, рисовали. Теперь надо найти возможного героя, который в сказке не присутствовал.
   Участник студии перед всеми изображает фигуру, в которой надо угадать образ возможного героя сказки. Дети задают наводящие вопросы:
   - Это живой или неживой предмет?
   - Это предмет женского, мужского или среднего рода?
   - Он умеет летать? А ходить?
   - Любит ли греться на солнышке?
   - Нравятся ли ему пшеничные зёрнышки?
   - Покажи, как он двигается!
   - А как он сердится?
И т.д.
    Когда возможный герой, не присутствовавший в сказке, угадан, всем даётся домашнее задание: самостоятельно поместить этого героя в канву уже придуманной, обыгранной и зарисованной сказки. Значит, до следующего занятия подсознание ребёнка будет работать в формировании известного сказочного сюжета с новым действующим лицом. Надо по-своему нарисовать этого нового героя, придумать особенности его характера, своеобразие речи, найти его сторонников и противников.

( Компонента варьируется, по мере её отработки в сознании ребёнка. Когда сознание полностью усваивает заданные основы, добавляются новые творческие приёмы.)


ОБЩАЯ КОМПОНЕНТА ЗАНЯТИЯ ЗА НОМЕРОМ 2

ИГРА С ЧАСТИЦЕЙ «НЕ», ОБРАЗУЮЩЕЙ НЕОЛОГИЗМ И НОВОЕ ЭТИМОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА.
БАЗОВЫЙ ИСТОЧНИК:
Приём показан в «Грамматике фантазии» Джанни Родари. Разработан и расширен в сказочном пособии по русской грамматике «Алина в  царстве Существительном» ( издат. «Звонница»-Молодая Гвардия. Москва, 1997 г.). Автор Вера Линькова.

Итак, создаём неологизм. НЕО – новый. ЛОГОС – слово. НОВОЕ СЛОВО.
- Что делает обычная пушка?
- Стреляет.
- В каких действиях применяется этот предмет?
- В военных.
Перечисляем все признаки и значения известного предмета. Какие слова ассоциируются с этим предметом?
ВОЙНА, БЕДА, ГОРЕ, СТРЕЛЯЕТ СНАРЯДАМИ…
Присоединим к слову ПУШКА отрицательную частицу НЕ. Что получится?
  - НЕПУШКА.
Это неологизм. НЕПУШКА не приносит что?
ВОЙНУ, БЕДУ, ГОРЕ, НЕ СТРЕЛЯЕТ СНАРЯДАМИ…
Переместим  вновь образовавшееся слово в сказочный контекст со всеми свойственными ему противоположными значениями. Допустим:
… На высокой горе стояла красивая сказочная НЕПУШКА.
  - Что было вокруг?
-  Чем стреляла непушка?
Фантазии детей:
 - Непушка стреляла оладушками
 - Блинами!
 - Пирожками!
 - Шоколадками!
 - Конфетами!
И т.д. С помощью уже известного приёма находим «бином» для неологизма НЕПУШКА. Допустим: БЕГЕМОТ – ТАЗИК.
Первое предложение для начала сказки уже придумано: «На высокой горе стояла красивая сказочная НЕПУШКА». Во второе предложение сказки надо включить бегемота. В третье – тазик.. Дети высказывают свои предложения. Записываются лучшие.
Дальше – ЭКСПРОМТ-ТЕАТР, разыгрывание сказки; НЕСТАНДАРТНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ, самобытное выражение образа в рисунке; ПОСТАНОВОЧНОЕ ПАНТОМИМО с поиском нового героя для дальнейшего развития сюжета.

ПРИМЕЧАНИЕ:
Детям не надо долго рассказывать, что такое особенности жанра. Эти особенности лучше показать на деле, развивая при этом образное восприятие, умение ребёнка входить в образ того или иного предмета, наделяя этот предмет человеческими чувствами, привычками, настроением, переживаниями, восторгами, делая неодушевлённое одушевлённым. Обретение таких навыков необходимо любому литератору.

ОБЩАЯ КОМПОНЕНТА ЗАНЯТИЯ ЗА НОМЕРОМ 3.

ИГРА С ПРИСТАВКАМИ.
Для малышей акцентируется внимание на том, что такое корень  слова и приставка. Для этого не нужно долгих объяснений. Достаточно использовать такой приём, как АНАЛОГИЯ. Сначала используется привычное присоединение приставки к слову. На карточках или на доске написаны самые разные приставки. Предлагается слово и привычное употребление слова с подходящими приставками:
ЛЕТЕЛ
   - ПРИлетел
   - ПОлетел
   - НАлетел и т.д. С глаголами.
Теперь употребим приставки с существительными и придадим словам ложно этимологическое значение:
    Кошка – ПЕРЕкошка
    Коза – ЗАкоза
    Корова - РАСкорова
    Живот – АВТОживот и т.д.
Отыскиваются характерные особенности для  ПЕРЕкошки, ЗАкозы, РАСкоровы, АВТОживота.
   - У ПЕРЕкошки хвост перекошен!
  - ЗАкоза за козлом прячется!
  - РАСкорова – расчудесная! Самая необыкновенная.
  - АВТОживот жуёт автоматически!

Литературные примеры, где уже использован  такой приём.
Наша ПЕРЕ-ПЕРЕкошка
Еле входит в ворота.
По бокам у ПЕРЕкошки
ПЕРЕ-ПЕРЕпышнота.

ПЕРЕкошена немножко
Пышнотою ПЕРЕкошка,
И бежит по ней дорожка
От ушей и до хвоста   ( и т.д.)

Эх корова-РАСкорова
В нашем городе жила
Развесёлая корова,
Музыкальная корова,
Всем коровам –РАСкорова!
В нашем городе жила!
    
     По утрам она каталась
По просторному шоссе
На огромном-ПРЕогромном
Колесе-РАСколесе!  ( и т. д.)

Здесь предлагается игра в рифму,  умение слушать звуки, создать первое коллективное весёлое четверостишье. Начало коллективных сочинялок. В процессе придумывания руки детей заняты лепкой из пластилина новых существ, вселяя в них возможные особенности. Как можно вылепить РАСкорову? Или ПЕРЕкошку? Масса возможностей для фантазии!

ПРИМЕЧАНИЕ: Беда многих взрослых литераторов, не говоря уже о детях – это заангажированное мышление, до отказа напичканное стереотипами. Профессиональным приёмам в поиске самобытности их не учили. Студия «Биномка» учит!

   Вера ЛИНЬКОВА


Рецензии
Замечательно!!! Очень радуюсь за детей, которым посчастливилось стать воспитанниками вашей школы добра и творчества. Уверена, что этот опыт распространится по всей России, потому что по-другому и быть не может, ... не должно быть по-другому! Патент найдётся, или заново запатентуете. Дай Вам бог сил и удачи! СПАСИБО ВАМ ЗА ВСЁ!!!!!

Людмила Ветрова   20.03.2014 10:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.