Адыгский праздник Маф1ащхьэтыхь

Адыгский праздник «Маф1ащхьэтыхь»

   Адыгский праздник первого дня года и весны называется
« Маф1ащхьэтыхь», связан с солнцем и пробуждением жизни после зимы. Уходящий корнями в древность, языческий праздник посвящен приходу нового земледельческого сезона, торжеству тепла и победе весны над зимой. В этот день на пашне закладывают первую борозду. Он отмечается с 21 марта (в день весеннего равноденствия) три дня.
   Семь предметов на подносе и семь блюд  на праздничном столе – это дар Солнцу. Главное угощение готовится из абсолютно черной курицы, барана или бычка. Цвет ритуального животного символизирует плодородную пашню. Жертву забивают на закате и посвящают Огню очага.
   Почетное место на празднике занимают адыгские старейшины. Им первым подносят чашу с медовой брагой махсымой. В это время в котлах с кипящим  маслом жарятся праздничные пышки – лакумы. Их раздают всем присутствующим. Но символом праздника являются круглые, как солнце, пироги.
   21 марта вечером глашатай, сидя на муле, объезжал аул и оповещал о наступлении Нового года, поздравляя с праздником и приглашая и млад и стар собраться на следующий день, пока еще солнце не взошло.
   В тот же вечер молодые парни и девушки собирались и ходили по дворам с факелами, от дома к дому, распевая обрядовую песню – Хъуромэ, в которой разносилась хвала  грядущему году, выражалась надежда на добрый урожай.
   Население приветствовало молодежь восторженно, одаривало ее сладостями, добрыми пожеланиями в наступающем году. Люди в эту ночь не спали, бодрствовали. В очагах горел огонь. Эта ночь – единственная в году, когда за стол обязательно садятся  всей семьей, хотя у адыгов положено накрывать столы в разных помещениях для мужчин и женщин, старших и молодежи. Это символизирует непрестанное изобилие в доме. Участники застолья до рассвета веселят и подбадривают друг друга разговорами и играми. Вода в реках в этот день считается целебной, в ней рано утром омывались и стар и млад. А к утру весь народ, распевая песни, толпами тянулся  к установленному месту. Все собравшиеся становились лицом на восток – к восходу солнца. Вперед выдвигался один из самых уважаемых старейшин аула, державший одной рукой пирог с сыром, другой рукой – наполненный «Махъсымо» рог, а рядом по обе стороны стояли два подростка – мальчик и девочка.
   Все вытягивают руки  в сторону солнца, а старейшина, глядя на восходящее солнце, произносит «хъуэхъу» (здравицу) в честь Нового года: «Входи в наш дом, неся с собой счастье и добро, что бы болезни обходили нас и над нами сияло мирное небо, чтобы наш очаг был полон пищи, и все, что душе угодно, оказывалось в наших руках. Скажем «амин», чтобы грядущий год стал для всех нас счастливым».
   После хъуэхъу люди рассаживались группами, благословляя в тостах Новый год, ели и пили махъсымэ, после чего, взявшись за руки, исполняли круговой  обрядовый танец «Удж», пели новогоднюю песню.

В соавторстве с Галимат Макоевой.


Рецензии
Спасибо, Таня, за такое просвещение и познание обычаев адыгов. Я ведь живу в Адыгеи, в 10 км от Краснодара - есть такой поселок Энем.

С теплом,

Сенько Виктор Васильевич   04.04.2014 10:03     Заявить о нарушении
Добрый день,Виктор! Приятно,что мы такие близкие соседи.)))

Татьяна Нн -Пономарева   04.04.2014 15:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.