4. И было к нему слово Господне. Илья-пророк

                "В сии годы не будет ни росы, ни
                дождя, разве только по моему слову"
                (3 Цар, 17:1).

В этот год Бог не дал и росинки.
Все поля, как пустая межа.
Ни хлебов, ни плодов, ни травинки.
Точно трупы, живые лежат.

Слухи-змеи шуршат у порога,
Заползая и в царский чертог:
-Предрекал голод именем Бога
За грехи Илияху- пророк.

Из Гилаад отдаленных к Ахаву
Слово Бога нес в шумный Шомрон .
Он вещал, что народ пьет отраву.
Точит ржа позолоченный трон.

-Бережется теперь за горами,
Затаился вдали и молчит.
И замкнул Господь небо над нами
И отдал Илияху ключи.

Жить хотят и кто стар и кто молод.
А что делать? Молись лишь и жди.
-Он вернется, и кончится голод,
Он вернется – начнутся дожди.

-Где же он? – Говорят, его ищут.
-Бог спасает его у ручья.
Носят вороны каждый день пищу
И, сторонних пугая, кричат.

-Нет, живет у вдовы он, в Сарепте,
Так Предвечный пророку внушил. –
Слухи странные улица лепит:
-Мол, мальчишку Илья оживил.

-Сын вдовы? От чего же он умер?
Разве так же, как мы голодал?
- Нет, Всевышний Илью надоумил,
Масло он и муку умножал.

Велика Его к праведным милость,
Страшен грешным Предвечного гнев.
По Израилю слухи носились -
Для легенды великой посев.   



          "…не я смущаю Израиля, а ты
          и дом отца твоего" (3 Цар, 18:18).

Во дворце, под развесистой фигой
От забот и тревог отдыхал
Тот, чьё имя в божественной книге
Опорочено тенью греха.

Подошёл к нему Авдий-начальник,
Перед ним на лицо своё пал:
-Не гневись, господин величавый,
Илияху-пророк тебя звал.

Встал Ахав Илияху навстречу.
-Ты ли тот, что бунтует народ?
-Здесь пророк: Тот, чьё имя извечно,
Илию Своим словом ведёт.

Волю господа чтить перестали
Ты, Ахав, дом отца твоего.
Тот смущает и губит Израиль,
Кто ведет вслед Ваалам его.

Жив Господь, велика Его сила,
От ударов Его не уйти.
Жив Господь, и щедра Его милость
Для стоящих на правом пути.

Собери ты из капищ Ваала,
Где кадят, как велит Изавель.
(Их дубравных пророков немало.)
Пусть придут все на гору Кармель.

Вышел царь из богатых чертогов
И на гору Кармель всех созвал.
Пусть решают: чтят они Бога
Или сердцу их ближе Ваал.

-Ни любви в вас, ни полной измены.
Вы тельцов возложите и дров.
Что хромать вам на оба колена,
Испытаем мы силу богов.

Призовите, пророки Ваала,
Бога вашего, чтобы зажёг
Он алтарь без ударов кресало.
Так узнаем, кто истинный Бог.

И пророки Ваала вскричали:
-О Ваал, ты услышишь ли нас?!
И кололись до крови мечами
И в безумстве скакали свой пляс.

                ***

От зари до полудня все ждали,
Но Ваал свой алтарь не возжёг.
-Видно, бог ваш в дороге, усталый,
Отдохнуть ненадолго прилёг.

Осмеял так пророк бесноватых,
Тех служителей рощ и высот.
-Не спасёт вас царица проклятых,
Всех побьёт и прогонит народ.

И для места, что взял для служенья,
Он двенадцать камней приберёг,
И дрова положил на каменья,
И тельца на две части рассёк.

Окружил алтарь ямой глубокой
И до края наполнил водой.
Туча встала, как Господа око
Над склонённой пред жертвой толпой.

-Я прошу тебя, Господи, слушай!
Чтоб Израиля пали враги
И спаслись от греха наши души,
Мне в работе благой помоги!

В туче лезвие стали сверкнуло,
Шумным гласом откликнулся гром.
Жаром огненным с неба дохнуло,
И на миг потемнело кругом.

Вопли страха и крик ликованья:
-Жертву принял, дотла её сжёг.
Предал идолов он поруганью,
Бог Авраама, Иакова Бог.


          "...у Навуфея Изреелитянина
          в Изрееле был виноградник подле
          дворца Ахава "(3 Цар, 21:1).

Царский дом на полях Изрееля,
Точно цапля среди камышей.
Меж шатров отдалённых белеет,
Как баран среди серых мышей.

На царициной, на половине
Шепот женский, как полы, шуршит:
-Целый день царь не ест, и доныне
Он на все с отвращеньем глядит.

Изавель нарумянила щеки.
В кудрях пудра волной золотой.
Жемчуга, как фонтана потоки,
Над причёской, как башня, крутой.

Низ виссона каймой оторочен.
Пол из кедра метут рукава.
-Господин, что, скажи, тебя точит,
Кто в печали твоей виноват?

Не вкушаешь вино винограда,
Даже белому хлебу не рад.
Арамейцы ль стоят в Гилеаде
И грозится войной Венадад?

-Нет, Арама царь клятвой стреножен.
Встрепенётся, наденем узду.
Нет, не это, царица, тревожит
И язвит, точно терние, дух.

Слухи лезут сквозь царские стены.
Дом Ахава за роскошь хулят.
Чернь пугают и злят перемены,
И жрецов твоих чужд им обряд.

Им претит чужестранка-царица,
И еще распаляет их злость
То, чем царь может только гордиться,
Дом мой новый "Слоновая кость".

В бой иду, охраняя от лиха.
Жизнь отдам за родную страну.
Мне же самую малую прихоть
Непременно все ставят в вину.

У отца твоего Этбаала
Целый год свежий овощ растет.
Так и мне страсть охота припала
У дворца свой иметь огород.

-Кто же прихоти царской мешает
Насадить в Изрееле свой сад?
-Этой радости малой лишает
Виноградник чужой у оград.

Предлагал серебро Навуфею ,
Чтоб взамен виноградник отдал.
Лучший керем  давал я злодею,
Навуфей моим просьбам не внял.

Говорил он глумливо и дерзко:
-Я, Ахав, не из царских льстецов.
Не желаю другого я места,
Не отдам я наследья отцов.

-Не тужи, царь, молва растворится.
В терне, знаешь ты, гаснет огонь.
Слухов только трусливый боится,
Бьёт копытом змею смелый конь.

Станет дерзкий покорным и кротким.
Не напрасно царям дана власть.
Нашим станет наследье Навота,
Волен царь забирать, а не красть.

Написала старейшинам строго:
"Навуфею дознанье начать".
От царя как бы, царственным слогом.
И Ахава крепила печать.

"Суд назначить, найти очевидцев".
Негодяев не долго просить.
И покажут, и будут божиться:
-Бога он и царя поносил.

Суд над слабым жестокий и скорый.
Ведь неправды нигде не избыть.
Приговор объявили суровый:
Навуфея камнями побить.

И за город, где мусор сносили
И где псам попадается снедь,
Повели и камнями побили.
Там нашел Навуфей свою смерть.

Во дворец сообщили поспешно:
-Как велели, убит Навуфей.
Этой радостной вестью утешить
Мужа тотчас пошла Изавель.

Подошла горделиво к Ахаву.
Кудри вьются, как кольца змеи:
-На владенье имеешь ты право.
Господин мой, пойди и возьми.

И пошел Ахав сердце потешить,
Во владенье Навота вступить.
Но Всевышний не милует грешных,
Для корысти готовых губить.

Дал пророку Господь приказанье
Встать навстречу царю и сказать:
-Как Навота псы ночью лизали,
Будут так кровь Ахава лизать.

Бед на дом наведу твой немало.
За стеною, как тать, умирать
Будет гордая дочь Этбаала.
Псы придут её тело терзать.

Божьей кары Ахав испугался,
Свой богатый наряд разодрал,
И во вретище он одевался,
И, постясь, в злой тоске пребывал.

Грех гордыни смягчает смиренье.
Перед Богом все люди равны.
Беды учат несчастных терпенью.
Сила гнётся от чувства вины.

Кто возвышен, на дно кто заброшен,
Все под Господа ходят рукой.
Каждый в жизни свою тащит ношу,
Все в конце обретают покой.

Испытавший земные желанья,
От страстей и познанья устав,
Царь-мудрец нам оставил признанье:
В жизни сей всё - одна суета.


Рецензии