Методика Для детских садов
Методика для развития речи и обучение грамотности в детском саду родилась из конкретных занятий с детьми в детских садах Москвы.
1. Представляю на экспертизу образовательных модулей дополнительных профессиональных образовательных программ (повышения квалификации) педагогических руководящих работников на 2006-ой г. образовательный модуль
«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ МЕТОДОМ СИНКРЕТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА»
по учебной дисциплине: русский язык
для работников детских дошкольных учреждений.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ МЕТОДОМ СИНКРЕТИЧЕСКОГО
ИСКУССТВА
детям дошкольного возраста
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Надо ли объяснять, что значит синкретика?
Надо ли объяснять, что больше всего любят дети?
Конечно, дети любят играть, рисовать, танцевать, придумывать сказочные истории.
А что не любят?
В таком случае, почему мы, современные педагоги, пытаемся обучать детей через то, что они не любят и не хотят?
У древних людей искусство не разделялось на разные виды. Оно было единым процессом познания и отображения жизни. Учеными доказано, что восприятие современного ребенка в возрасте примерно от 5 до 7 лет приравнивается к восприятию древнего человека.
Тогда, наверно, есть смысл, обучая ребенка основам грамоты, учитывать и особенности его восприятия.
ТЕМА 1
ОТКУДА БЕРУТСЯ ЗВУКИ.
ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ НА ПИСЬМЕ.
В первом классе ребенку говорят, что А – аист, арбуз и т.д. и начинают обучать элементам письма. Это сложный труд. Но здесь в процессе познания выпадает огромный пласт образного восприятия.
Давайте попробуем иначе. Изначально не буква, а звук. Звук, рожденный в природе. А буква – всего лишь одежка для звука. Происхождение звука должно быть сказочным. Оно должно сопровождаться рисунком, музыкой, игрой – своеобразный театр правил.
. Цель занятия
Познакомить детей с происхождением звуков
и с их графическим обозначением.
. Необходимый минимум
Упражнения с движениями, производящими шум.
Исследование малышами собственных органов речи.
Обратите внимание детей на то, что воздух,
проходя через речевой аппарат, превращается в звук.
. Обращение к детям
- Весь мир вокруг нас наполнен звуками. Вот летит тихий ветерок и наталкивается на листья деревьев. На пути его движения появилась как бы такая «перегородочка» в виде листьев. Из столкновения воздуха и перегородочки происходит звучание.
Перегородочки бывают разными, и поэтому звучание тоже всегда разное. Давайте попробуем сами произвести это разнообразное звучание!
- Хлопнули в ладошки!
Что получилось?
Хлопок.
- Потопали ногами! –
Топот.
- Постучали по столу кулачками! –
Стук.
- Потерли ладошки одну о другую! –
Шуршание.
. Техника артикуляции
Мы сами тоже произносим звуки. Кажется, что это просто: открыл рот, и звук вылетел! На самом деле, внутри нас – целая фабрика по воспроизведению звуков.
Из легких вырывается ветер.
- Вдохните! Выдохните! Дуньте на ладонь!
Наша гортань – труба, по которой несется этот ветер. Покажите, где гортань? Да, да, именно здесь ветер из легких наталкивается на голосовые связки. Это такие маленькие перегородочки. Благодаря тому, что ветер наталкивается на них, рождается звук. Ведь голосовые связки дрожат так же, как и листочки на дереве.
Скажите – А-а-а! О-о-о! У-у-у!
Чувствуете, как напрягаются голосовые связки?
Зато сам голос при произнесении этих звуков выходит свободно.
Сегодня мы будем работать только с двумя буквами, которые отыщем в сказке про птицу БУ.
Я приглашаю Вас в этот Театр Правил.
Перед Вами альбомы для рисования, фломастеры.
Играет тихая музыка. Я рисую на доске птицу и рассказываю Вам сказку, в канву которой заложены те основы, которые я хочу Вам дать. Сейчас Вы все – дети!
Алгоритм 1:
согласный + гласный
звук звук
СЛОГ
Как у птицы БУ появилось имя
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
. Сказка
… В глухом лесу на старом раскидистом дереве жила большая, красивая, но очень одинокая птица. Лес был глухой, и поэтому в него совсем не залетали звуки. Ну, какой интерес звукам летать там, где их все равно не слышат? Вот и сидела птица одна на потрескавшейся ветке с мелкими желудями. Разговаривать ей было не с кем, и поэтому она тихо бубнила себе под нос:
Б-б-б-б-б-б…
.Обращение к детям
Повторите звук, который произнесла птица!
Попробуем побубнить вместе с птицей !
Б-б-б-б-б-б!
Правда, трудно произносится? А теперь попробуйте этот звук протянуть, пропеть! Нет, не поется. Спотыкается обо что-то. Записать звук, который произнесла птица, можно с помощью буквы.
. Звуковые упражнения
А теперь положим звук на одну ладошку. Произнесите его самостоятельно! Только не говорите - Б(э). Это уже будет не один, а два звука:
Б и Э. Нам не нужно два. Нам нужен один! Повторим его еще раз!
Б-б-б-б-б! Чувствуете, какой трудный звук: спотыкается во рту и совсем не поется.
Э – уже другой звук. Положим его на другую ладошку. Попробуем протянуть, пропеть…
Просто из этих двух звуков состоит название буквы «Б»
. Зрительная фиксация звука через образ
Давайте нарисуем этот звук! Стоит столбик на дороге. К нему полколесика подкатилось. Сверху веточка упала. Вот и получилась одежка для звука «Б». Это и есть буква «Б».
. Развитие фантазии
А как вы думаете, каким было настроение у птицы, когда она произносила звук «Б»?
Грустным. Это понятно. А если попытаться выразить настроение через ЦВЕТ? Каким оно было?
ЖЕЛТЫМ, КРАСНЫМ, ГОЛУБЫМ, ЗЕЛЕНЫМ, СИНИМ, ФИОЛЕТОВЫМ?
- ФИОЛЕТОВЫМ! Или…. Кто как видит настроение птицы?
А если выразить настроение птицы через вкус!
Каким могло быть такое настроение?
КИСЛЫМ? СЛАДКИМ? СОЛЕНЫМ? ГОРЬКИМ?
Почему?
. Продолжение сказки
Настроение у птицы, сами понимаете, было грустное. Вдруг с высоких облаков, которые медленно проплывали над вершинами дубов и сосен, прилетел ветер.
У-у-у-у-у-у, - сказал ветер, присаживаясь на ту самую ветку, где грустила одинокая птица.
. Звуковые упражнения
Покажите движением руки, как ветер с высоких облаков слетает на ветку дерева. Давайте произнесем звук ветра:
У-у-у-у! У-у-у-у! У-у-у-у-у!
Покачаем этот звук на ладошке!
У-у-у-у! У-у-у-у! У-у-у-у!
Он поется свободно и совсем не спотыкается во рту. У-у-у-у-у-у! Какой легкий, летящий звук!
. Зрительная фиксация звука через образ
Давайте его нарисуем! Столбик наклонился, будто падает, и ручку протянул:
- У! Упаду-у-у-у! Спасите!
. Продолжение сказки
Ветер очень удивился, что такая сказочная птица сидит на дереве одна и никуда не улетает и никто ее такую красивую не видит.
Как тебя зову-у-у-у-ут? – спросил ветер птицу.
Б-б-б-б-б, - пробубнила в ответ птица и уткнулась клювом в свои раздувающиеся от ветра перышки.
. Звуковые упражнения
А сейчас на одну ладошку положим звук Б, произнесем его правильно, вслушаемся в звучание:
Б-б-б-б-б-б-б-б!
Это согласный звук. Ему, чтобы хорошо зазвучать, надо обязательно согласиться с другим звуком, у которого есть певческий голос.
А у звука « У» есть певческий голос?
Итак, на одной ладошке у нас звук «Б». На другую ладошку положим звук «У». Произнесем его. Поговорим голосом ветра!
У-у-у-у-у!
Заметили, какой у ветра хороший певческий голос? ГОЛОС – ГЛАС. «У» - это гласный звук. Покачаем оба звука на ладонях и скажем, какой из них поется, а какой - нет.
. Продолжение сказки
- У-у-у-у-у-у-у, какая, у-у-у-у-у…- проурчал ветер, слегка приподнимая листья на ветке. И тут произошла странная вещь. Голос птицы соединился с голосом ветра, и получилось громкое – БУ!
БУ? – удивленно переспросила птица и тут же обрадовалась. – Значит, у меня есть имя! Меня зовут птица БУ!
. Звуковые упражнения
Давай посмотрим, как соединились голос птицы и голос ветра! На одной ладошке у нас звук «Б». Произнесем его! «Б» - это гласный или согласный звук?
На другой ладошке у нас - звук «У». А этот звук гласный или согласный? Пропоем его! А теперь соединим ладошки над головой! «Б» «У» - БУ! Назови имя птицы! Правильно, БУ! Видишь, два звука сложились вместе, и получился СЛОГ.
. Сценический образ
Теперь попробуем проиграть сценку с птицей и маленьким ветром!
У кого лучше получится!
Кто хочет побывать в образе птицы БУ? Покажите, как она сидит на ветке! Головку то опустит, то спрячет под крылышко. Под одно крылышко, под другое. Взгляд грустный. Бубнит себе под нос…
А кто хочет побывать в образе Маленького Ветра? Как ветер кружится в листве? А как он подлетает к птице? С каким звуком?
Кто еще хочет попробовать?
. Продолжение сказки
Вот и познакомились! – захлопав в лиственные ладоши, закружился рядом с птицей маленький ветер. Сделав еще несколько кругов, ветер расшевелил все листья на старом дереве. Теперь дерево размахивало ветвями, словно танцевало, и вместе с птицей распевало песенку, слова которой подсказывал ветер. Песенка звучала довольно-таки весело. Вот так:
Птица БУ, птица БУ
Все сидела на дубу.
Все сидела, вдруг слетела,
Стала петь и дуть в трубу:
- Бу-бу-бу, бу-бу-бу-
Вырос Бублик на дубу!
- Бу-бу-бу, бу-бу-бу –
Вырос пряник на дубу!
- Нет, Бублик!
- Нет, пряник!
Бублик!
Пряник!
-Бу-бу-бу, бу-бу-бу! –
Желудь вырос на дубу!
Всем привет от птицы БУ!
. Театр Правил
Давайте еще поиграем в эту песенку! Устроим маленький театр! Полетаем, побубним, поспорим.
Устали?! А теперь пора нарисовать птицу БУ!
И нам пора перевоплощаться! Мы уже не дети. Мы уже учителя. И теперь главный вопрос: «Как донести до учеников все то, что сами пережили и прочувствовали только что?»
А здесь уже – наша педагогическая интуиция!
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
На основе выводов из практического занятия
- Итак, кто может сформулировать ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ?
Да, это соединение согласного звука с гласными и их буквенное обозначение
(буквы печатные).
Предлагаемые стихи и песенки придуманы специально для отработки данного согласного звука в совокупности с гласными. Для фиксации в памяти письменного обозначения двух соединяющихся звуков (слога) ребенку предлагается найти их в тексте стихотворения и подчеркнуть.
КАЖДЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК ОТРАБАТЫВАЕТСЯ ВМЕСТЕ СО ВСЕМИ ГЛАСНЫМИ:
Б+А=БА, Б+У=БУ и т.д.
Развивая КОНЦЕНТРАЦИЮ ВНИМАНИЯ детей, при прочтении стихотворной строки
малышам предлагается назвать знакомые СЛОГИ.
Здесь мы задействуем СЛУХОВУЮ память, ЗРИТЕЛЬНУЮ. Отрабатываем МОТОРИКУ, создаем палитру ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Испытывал ли кто-то из Вас во время данного урока чувство скуки и усталости?
Вряд ли. Потому как занятие построено на мощной энергетике. Педагог непрерывным потоком несет энергию радости, включая в этот поток эмоции детей, их желание двигаться, рисовать, слушать сказку и развивать речь, включаясь в работу со сказкой, танцевать, разыгрывать роли, соревноваться друг с другом, фантазировать.
Ради закрепления в памяти ребенка одного лишь алгоритма:
Согласный + Гласный
звук звук
СЛОГ
- творческий педагог использует соединение разных видов искусства, потому как
процесс обучения – это творческий процесс.
ТЕМА 2
Б+А, Б+У, Б+О, Б+Ы, Б+Э
РАЗБУЖЕННЫЙ ГОЛОС
. Цель занятия
Научить детей соединять буквы в слоги.
Отличать гласные звуки от согласных.
Продолжить исследования в области артикуляции.
Конкретизировать понятия больших букв и маленьких.
. Необходимый минимум
Упражнение со звуками и их буквенное обозначение.
Дети должны отличать название буквы от звука, который она обозначает:
так легче соединять буквы в слоги. Дети должны научиться соединять
согласный звук «Б» с пятью гласными звуками.
С помощью буквенных карточек закрепить понятие слога на материале сказки.
Поработать с артикуляцией.
Работа над детским альбомом предполагает соединение слуховой и зрительной памяти, а также дает навыки графического изображения звуков.
Поиски знакомых слогов в текстах песенок помогают детям закрепить изученный материал.
Театр Правил развивает моторику, речь, концентрацию внимания и создает в подсознании ребенка образный мир русской грамматики
. Устный тренинг
- С какой буквы начиналось имя нашей сказочной птицы?
- Какие еще слова начинаются с этой буквы?
- Значит, какая буква сейчас на карточке? Б!
- А какой звук она обозначает?
- Звук трудно произносится или поется?
- Значит, это гласный звук или согласный?
- А помните, как гудел Маленький Ветер?
- Какие слова начинаются с этого звука?
- Значит, какая буква сейчас на карточке? У!
- Звук спотыкается или поется?
- У него есть певческий голос?
- Кто помнит, как еще по-другому называют слово «голос»? Глас!
- У – гласный или согласный звук?
- Как вместе звучат буквы «Б» и «У»?
- Мы их сложили, и получилось что? СЛОГ!
- Какие слова начинаются со слога «БУ»?
БУмага, БУдка, БУлка, БУкет, БУратино…
. Техника артикуляции
Как устроен речевой аппарат?
Что значит артикуляция?
Для того, чтобы появился звук, в нашем организме трудятся легкие,
дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык.
Все это – органы речи. Вдохните воздух! Сейчас вы должны чему-то удивиться и сказать: «О-о-о-о!».
Чувствуете, воздух, как по трубе, бежит по дыхательному горлу, входит в гортань. Голосовые связки напрягаются, сгибается язык, округляется рот, губы вытягиваются.
И мы уже можем выразить свое удивление или восхищение: «О-о-о-о-о!»
Получается громкий, сильный, певческий голос.
Буквы не случайно делятся на гласные и согласные. Произнесите звук «Б»! Заметьте, то место, где он образуется, как будто упирается во что-то. И мы произносим его, почти не открывая рта.
Произнесите звук «У»! Он как будто гудит в носу, словно ветер гудит в трубе, и ни на что не натыкается. Или «А»! Скажите долгое: «А-а-а-а-а-а!» Звучит себе во весь голос – и никаких препятствий!
В старину вместо слова ГОЛОС говорили ГЛАС. Отсюда и буквы, которые звучат во весь голос, то есть, ГЛАС, стали называть ГЛАСНЫМИ. А тем буквам, которые не могут звучать во весь голос, ничего не остается, как согласиться с гласной буквой. Вот их и называют СОгласными. Значит, А и У – гласные или согласные? А Б – согласная или гласная?
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
. Вопросы к детям
- Где жила наша сказочная птица?
- Из каких звуков складывалось ее имя?
- Из каких букв?
- Взгляните на буквенные карточки! БУ – это один слог или два?
- Какая буква в этом слоге согласная?
- А какая гласная?
- Почему буква У – гласная?
. Продолжение сказки
… Птица спала на дереве, и вдруг ее разбудил прокатившийся по лесу крик: «А-а-а-а-а!»
- Откуда мог взяться этот крик? – подумала птица и посмотрела вниз.
По тропинке, громко бухая в барабан, шел какой-то рыжий, хулиганистый мальчишка.
- Ау! Буба! – доносилось из глубины леса. – Где ты?
- А-а-а-а! – разбегаясь, в страхе кричали маленькие зверушки.
- Уа! – плакали в своих гнездах перепуганные барабанным грохотом птенчики.
- Бух! Бах! – разрушая лесную тишину, гремел барабан.
. Звуковые упражнения
-На одной ладошке – звук «Б». На другой – звук «У».
Произнесем эти звуки!
Поднимем ладошки над головой, сложим звуки.
Что получится?
То же самое проделать со звуками: Б и А, Б и О, Б и Ы, Б и Э.
Спросить, какие из них гласные, какие согласные и почему.
. Продолжение сказки
…На тропинке появилась старушка. Птица Бу увидела, как она подбежала к мальчишке с барабаном.
- Весь лес перепугал, - рассердилась птица Бу.
- Бух-бах! – разносился по лесу грохот барабана.
- Звери, птицы! – крикнула птица Бу, - все сюда! Давайте прогоним незваных гостей! Высмеем хулигана Бубу!
. Песенка с движениями
Буба бухал в барабан:
- Бух-бах! Бух-бах!
Буба – страшный хулиган,
-Ух-ах! Ух-ах!
С ним бабулечка была:
-Ха-ха! Ха-ха!
Та бабулечка была
Глу-ха, глу-ха….
. Сценический образ
Кто войдет в образ мальчика Бубы? Покажите, как Буба бьет в барабан.
Кто изобразит трех маленьких птенчиков? Птенчики закрывают ушки от грохота и плачут: «уа!»
Все остальные будут звери и птицы, которые с громким криком «А-а-а-а!» разбегаются в разные стороны.
Соберем все действия вместе и построим сценку.
. Соревнования у доски
Группа разделена на две команды. На две половинки разделена доска.
Печатными буквами написано:
БУБА БАРАБАН
БАБУЛЕЧКА БУХ-БАХ
БАНАН БУБЛИК
БУКВА БАРАШЕК
- Кто первый узнает и подчеркнет знакомые сочетания согласной с гласной?
По два ребенка у доски. Каждому – по одному слову.
Если соревнование зажигает, продолжить ряды слов.
. Продолжение сказки
Послушав про себя насмешливую песенку, мальчик Буба укатил из леса свой барабан.
А птица Бу задумалась:
- Почему начало моего имени соединилось только с голосом ветра?
Есть ведь и другие голоса?
- О! – воскликнула шляпка поднимающегося гриба.
- О!- повторила птица. – А что если я соединю начало своего имени с этим звуком?
Какое бы тогда у меня получилось имя?
.Упражнения с буквенными карточками
Педагог рядом с буквой «Б» закрепляет карточку с буквой «У».
Какой слог? А если «У» поменяем на «О», какой слог?
А если к началу птичьего имени прибавим крик разбегающихся зверушек?
Меняем «О» на «А». Что получится?
. Вопрос детям
Теперь скажите, каким станет имя птицы, если «У» поменять на «О»?
Птица БО! Две буквы. Слог. Какая в этом слоге согласная буква, а какая гласная?
А такое имя, как птица БА, вам понравилось бы? А в этом имени какая буква согласная, а какая гласная?
. Продолжение сказки
- Э-э-э-э! – прокатилось вокруг дуба Лесное Эхо. Прокатилось пару разочков и стало дразниться:
- Тебя станут звать БО, как начало какой-нибудь болячки. И к каждому, кто тебя будет окликать, станет приезжать «скорая помощь», потому что подумают, будто кто-то кричит:
БОБО! Значит, у него что-то болит.
- Ну, тогда я соединю начало своего имени с твоим голосом! – сказала птица, ущипнув Лесное Эхо за ухо.
- БЭ, БЭ… Барашек! – подразнилось Лесное Эхо и улетело.
. Упражнения с буквенными карточками
«О» меняется на «Э». Педагог просит детей произнести звуки, сложить их вместе, назвать слог и сказать, где в этом слоге гласная буква, а где согласная.
. Продолжение сказки
…- Ы-ы-ы-ы-ы! – заворочалась с боку на бок ленивая коряга.
« А что, если я назову себя птицей БЫ!» – подумала птица БУ.
- Бы, кабы, в носу грибы! – стала дразниться коряга.
- Не дразнись! – отмахнулась от нее птица. – Мое имя лучше всех, потому что я к нему уже привыкла.
. Театр Правил
В Театре Правил отрабатывается с движениями песенка про Бубу хулигана.
ТЕМА 3
В+Гласные
Рыбалка у Водопада-Звукопада
. Цель занятия
Зафиксировать в сознании ребенка новую согласную букву «В».
Отработать схему ее соединения с гласными.
С помощью сценического образа Водопада-Звукопада отработать произношение всех гласных звуков.
С помощью буквенных упражнений и включения слуховой и зрительной памяти зафиксировать новые слоги.
Научить ребенка отличать гласные буквы, состоящие из одного звука, от гласных букв, состоящих из двух звуков.
. Необходимый минимум
Совершенствовать образное восприятие ребенка, умение слушать звуки, произносить их, создавать сценический образ.
Сделать это лучше всего с помощью сценического изображения рыбалки у Водопада-Звукопада, эксперимента с повторением звука на конце фразы.
Надо научить ребенка концентрировать свое внимание на заданной теме.
Этому поможет специальное упражнение с детским альбомом.
. Устный тренинг
- Вспомните, что сказала шляпка гриба, когда выглянула на свет? – О! -
Какие слова начинаются с «О»?
- Какой звук произносило Лесное Эхо, пробегая вокруг дуба? – Э! –
Какие слова начинаются с «Э»?
- Какие звуки произносила Ленивая Коряга, поворачиваясь с боку на бок? – Ы! –
Таких слов, которые начинаются с «Ы», нет.
- Звуки, о которых мы сейчас говорили, гласные или согласные? Почему?
. Техника артикуляции
На буквенной карточке буква «В».
Что делают наши зубы, когда мы произносим звук «В»?
Верхние зубы касаются нижней губы. А есть ли звучание?
Есть, но очень слабое. Голос не тянется, а все время обо что-то спотыкается.
Какие слова начинаются с «В»?
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
. Сказка
Ветер сказал птице:
- Хватит сидеть на одном месте! Давай полетаем!
- Давай! – согласилась птица, и они полетели. И прилетели к необыкновенному Водопаду-Звукопаду. Прямо с неба на землю падали потоки звуков.
- Да это же настоящий Звукопад! – восхитилась птица Бу.
. Обращение к детям
- Ребята, давайте и мы, вместе с птицей, полетим к волшебному Водопаду!
Помашем крылышками! Покружимся вместе со звуками в Водопаде!
- А-а-а-а, о-о-о-о-о, у-у-у-у-у, ы-ы-ы-ы-ы, э-э-э-э-э….
. Продолжение сказки
… На берегу Водопада-Звукопада птица Бу увидела странных рыбаков с удочками.
На их удочки попадались буковки-рыбешки, которые прямо на глазах превращались в слова. Рыбаки все время закидывали удочки и, раскачиваясь, пели песенку.
. Театр Правил
Садимся полукругом на ковер. Мы – рыбаки! И вот наша песенка:
Ух, ты! Ах, ты!
С бухты-барахты
Сели у реки
Супер рыбаки!
Поймали кота,
Поймали кита,
Поймали дядю Ваню
С синими усами!
Почему усы у дяди Вани были синими?
- Замерзли!
- Покрасились от воды!
. Эксперимент с запоминанием гласных звуков
Что кричал дядя Ваня, когда его вытаскивали из воды?
Повторяем окончание слова!
- Ой холодная вода-а-а-а-а-а! - А
- Плавать больше не могу-у-у-у-у! – У
- Я в воде уже давно-о-о-о-о! – О
- Я уже ни бэ, ни мэ-э-э-э-э! -Э
- Вытащите из воды-ы-ы-ы-ы! - Ы
Продолжаем песенку!
Ух, ты! Ах, ты!
С бухты-барахты
Сели у реки
Супер рыбаки!
Поймали банан,
Поймали чемодан,
Поймали старушку
С хоккейною клюшкой!
Почему старушка была с хоккейною клюшкой?
- Внука искала!
- Внук в хоккей играл на озере, пока оно не растаяло.
А что кричала старушка с хоккейною клюшкой, когда ее вытаскивали из воды?
- Где мой внучек, не пойму-у-у-у-у-у – У
- Как я внучика люблю-ю-ю-ю-ю-ю-ю! – Ю
- Не могу я без него-о-о-о-о! - О
- Долго плавает в воде-е-е-е-е – Е!
Снова забрасываем удочки, раскачиваемся, поем!
Ух, ты! Ах, ты!
С бухты-барахты!
Сели у реки
Супер рыбаки!
Ловили паровоз
Без носа, без колес,
Поймать не смогли –
Поднялись и ушли.
. Устный тренинг
- С какой буквы начинается слово ВОДОПАД?
- Какие еще слова начинаются с этой буквы?
Буква «В» закрепляется на доске рядом – буква «А»
- В – гласная или согласная?
- Какой звук вы слышите в конце фразы: «Ой, холодная вода-а-а!»
Это один звук, который обозначается одной буквой. Но есть буквы, которые обозначают сразу два звука. Повторите звук на конце этой фразы:
- Ах, ты, деточка моя- ( йа)
Сколько звуков слышится? Й – А. Два.
. Техника артикуляции
На доске закрепляется буквенная карточка с «Я». Вот эта буква. Произнесите ее! Чувствуете, если «А» звучит свободно, без всяких препятствий, то при произношении «Я»
Перед гласной «А» воздух наталкивается на звук «Й», и только потом слышится звук «А». Можно эту букву протянуть, пропеть? У нее певческий голос? Значит, она – гласная или согласная? Какие слова начинаются с этой буквы?
Соедините вместе «Б» и «Я»! Как звучит «Б» в этом слоге? Мягко! «Я» смягчает согласную «Б».
. Заметки педагогу
То же самое надо проделать с буквами «У» - «Ю», «О» - «Ё». Найти слова, которые начинаются со слогов: «БА» - «ВА», «БЕ» - «ВЕ». Например, берег, ветер, белка, велосипед и т.д.
Урок проходит интересно, если проводить его в форме игры. Для этого удобнее всего в момент ответов против фамилии ребенка, сообразившего раньше других, ставить один балл. Постоянно отмечать, кто лидирует, кто догоняет лидера, кто перегоняет. Соревновательный процесс стимулирует детей к дополнительному, домашнему обучению. Пробуждает естественный интерес.
Можно устроить соревнование, кто больше придумает слов.
Можно назвать это игрой в «знатоков».
ТЕМА 4
Й – особый звук
. Цель занятия
Обратить внимание ребенка на букву «Й», которая не относится ни к гласным, ни к согласным, и находится на особом положении.
Рассказать, какой звук она обозначает, как работает в соединении с другими гласными звуками.
. Необходимый минимум
Ребенок должен отработать букву «Й» по трем системам запоминания: слуховая память,
зрительная, и через создание образа.
Отработке на слух способствует устный тренинг.
Для развития зрительной памяти уместны упражнения с буквенными карточками.
В создании образа звука и буквы поможет сказочный сюжет.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
. Сказка
После того, как рыбаки исчезли, из Водопада-Звукопада вышла загадочная дама. Ее длинное черное платье напоминало русалочий хвост, а на голове красовалась шляпа с темной вуалью.
- Будем знакомиться! – сказала дама, протянув птице Бу свою тонкую руку в черной прозрачной перчатке. – Меня зовут мадам Йот. Ты даже не представляешь, как я нужна и как важна.
- Не представляю, - согласно кивнула головой птица Бу.
- Ну, вот, - важно сказала дама, - я даю тебе урок на песке.
Она взяла палочку и стала чертить на песке какие-то знаки…
. Вопросы детям
- Откуда вышла загадочная дама?
- Как ее звали?
- Что было у нее на голове?
- А на руках?
- Что она сказала о себе птице Бу?
. Техника артикуляции
Итак. Мадам Йот. Произнесите звук «Й»! Проследите, как появляется этот звук. Язык прижимается к нёбу. Губы резко растягиваются, как будто сжимаются и разжимаются. При произнесении звука чувствуется жёсткое сжатое начало, словно какая-то перегородочка мешает звуку вырваться наружу. Повторите звук «Й» несколько раз.
. Устный тренинг
- Повторяем звуки на концах фраз, которые произносила мадам Йот, разговаривая с птицей Бу!
- В целом свете я одна-а-а-а-а-а! – А
- Ах, красавица моя-йа-йа-йа – ЙА – Я.
- Произнесите: «Одна-а-а-а-а». Как выходит звук «А»? Свободно! Слышится «А» и пишется «А».
А теперь произнесите: «Моя-йа-йа-йа». Что слышится? Тоже – «А». Только прежде чем «А» вырвется наружу, на пути его становится звук «Й». Получается, что буква «Я» состоит из двух звуков – «ЙА».
- А если звуки «Й» и «А» поменять местами, что получится?
- АЙ!
. Звуковые упражнения
На буквенных карточках: Й-А, АЙ!
- Если приставить к АЙ букву «В», что получится?
- ВАЙ! Какие слова бывают с таким слогом? (на слух)
- даВАЙ! полиВАЙ! вышиВАЙ!
А если буквенную карточку с «В» заменим на карточку с «Б»? Что получится?
-БАЙ! - Какие слова бывают с таким слогом? (на слух)
- выгреБАЙ! зашиБАЙ! отруБАЙ!
. Упражнение на концентрацию внимания
- Я называю слова. В каком слове есть «АЙ» - хлопаем в ладоши. В каком - нет, топаем ножками! Приготовились! Вслушивайтесь в слова!
чАЙ, дАЙ, печь, дом, улетАЙ, мАЙ, мАЙка, дерево, напевАЙ, птица.
. Упражнение с буквенными карточками
Й-О, ОЙ
- Какое слово получится, если к «ОЙ» приставим букву «Б»?
- БОЙ!
- Какое слово получится, если к «ОЙ» приставим букву «В»?
- ВОЙ!
. Упражнение на концентрацию внимания
- Если в слове есть «ОЙ» - хлопаем в ладоши. Если нет – топаем ножками!
Внимание! Пошли слова:
- Вой, бой, пой, стой, бумага, дуб, стойка, слойка, стройка, укроп, кот.
. Заметки педагогу
Буквенные упражнения на доске можно проводить в форме соревнования. Как всегда, группа разделяется на две команды. За самые быстрые ответы выставляются баллы. Кому непонятно, можем прямо сейчас проэкспериментировать.
Работаем с сочетанием «ЕЙ»!
Где это сочетание есть, хлопаем в ладоши, где нет – топаем ножками.
Слова: пЕЙ, лЕЙ, бЕЙ, вЕЙ, печь, ворона, воробЕЙ, стол, лЕЙка, клЕЙ.
Потом можно поработать с гласными, произнося их в разбивку: А-ЙА-Я. При этом можно спросить, какие слова начинаются с «А», какие – с «Я»?
О-ЙО-Ё. Какие слова начинаются с «О»? Какие – с «Ё»?
У-ЙУ-Ю. Э-ЙЭ-Е…
Относительно буквы «Ы» лучше спросить, есть ли такие слова, которые начинаются с «Ы»? А какие слова начинаются с «И»?
. Продолжение сказки
… Написав свои любимые буквы на песке и тем самым доказав свою значимость, мадам Йот отбросила в сторону палочку и, гордо запрокинув голову, произнесла в сторону птицы Бу:
- Вот, видишь, какая я важная. Могу даже важную песню спеть!
И она запела:
Расцветали в поле МАКИ.
Стали МАЙКИ.
У барона были БАКИ.
Стали БАЙКИ.
По реке гуляли РАКИ,
Стали РАЙКИ…
Все по-своему ведет
Дама ЙОТ!
Спев свою важную песню, мадам Йот отмахнулась от птицы Бу и сказала:
- Ой, некогда мне терять с тобой своё время. Я ухожу.
И, подобрав полы платья в виде русалочьего хвоста, она снова вошла в Водопад-Звукопад.
- Подумаешь, - сказала , глядя ей вслед, птица Бу, и тоже стала чертить на песке загадочные значки.
. Работа с детским альбомом
Помните, мадам Йот рисовала знаки на песке. Давайте тоже нарисуем водопад, песок… Небо, солнышко… Ведь все звуки берутся из природы.
А какие же знаки рисовала на песке мадам Йот? Как вы думаете?
Конечно, она рисовала свою любимую букву «Й».
Значит, и мы нарисуем на песке эту букву. Как она выглядит?
Вот на песке - два столбика. Стоят себе, друг с другом не разговаривают. Скучно им стало по отдельности стоять, и тогда один столбик пустил росточек, от самого низа до самого верха к другому столбику, будто ручку положил на головку соседу и сказал: «Давай дружить!»
Пролетавший мимо листочек удивился этой картине и завис над столбиками.
- Й-Й-Й! – как интересно!
ТЕМА 5.
Г + Гласные
На гусином острове
. Цель занятия
Выучить букву «Г», отработать артикуляцию.
Проследить соединение согласной «Г» с гласными буквами.
На материале сказки развивать ассоциативное мышление детей и
творческую фантазию.
. Необходимый минимум
Знакомясь с новой буквой, ребенок должен понять происхождение звука, который она обозначает, почувствовать, что у этой буквы есть голос, хотя и слабый и вовсе не певческий. А если совсем убрать голос, то получится глухой звук «К».
Развитию образной памяти и ассоциативного мышления способствует сказка, упражнения с буквенными карточками, а также с детским альбомом.
С помощью устного тренинга развивается словесно-логическая память. Ритмическая отработка звуков совершенствует двигательную память, связанную с запоминанием и воспроизведением движений.
Совершенствованию эмоциональной памяти способствует сценическое перевоплощение детей, в данном случае это будет перевоплощение по реальным и нереальным признакам.
. Заметки педагогу
Обратите внимание на способности того или иного ребенка нестандартно мыслить, интересно фантазировать. Фантазию также необходимо включать в игровые моменты. Постарайтесь сакцентировать внимание на каждой маленькой удаче каждого ребенка и красиво преподнести ее всем детям. Удачей может быть и нестандартный ответ, и фрагмент фантазии, и сценические способности (умение входить в образ), и элементы рисунка в альбоме.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
. Сказка
Попрощавшись с дамой Йот, птица Бу отправилась в дорогу. Она летела по течению реки и попала на Гусиный остров. Остров был из красного песка. На нем росли высокие бархатные лопухи, а среди них прогуливались гуси. Над островом возвышался огромный знак «Г». Это был гусиный знак, потому что именно с него начинается слово «гуси».
. Техника артикуляции
- С какого звука начинается слово «гусь»? С «Г»!
- Произнесите этот звук! У него есть голос?
- Есть, но очень слабый и совсем не певческий.
Когда мы произносим звук «Г», голосовые связки чуть-чуть напрягаются. Попробуйте протянуть, пропеть этот звук! Не получается. А теперь попробуйте произнести этот звук без голоса. Что получается? - «К»! Совсем тихий звук, как шепот. Теперь подключите голос! «Г»! Вот такой буквой обозначается звук «Г».
- Эта буква гласная или согласная?
- Какие слова начинаются с буквы «Г»?
. Упражнения с буквенными карточками
Самого главного гуся на острове звали гусь…
( к буквенной карточке с «Г» присоединяется карточка с «А»)
- Кто прочитает начало имени самого главного гуся?
Правильно. Гусь Га-Га.
- Как он говорил? Правильно: «Га-га». И, наверное, он что-то не договаривал. Давайте попробуем догадаться, какие слова не договаривал гусь Гага? То есть, какие слова начинаются со слога «ГА»?
. Заметки педагогу
Если дети не сразу догадываются, уместно задать наводящие вопросы.
( Наверно, гусь Га-Га хотел подсказать, куда ставят машину? – ГАраж. А может, он хотел сказать про то, что обычно читает папа, сидя в кресле? ГАзета.
Опрос по реальным признакам.
- Что делали гуси на своем острове?
(щипали травку, купались, гуляли вразвалочку)
Опрос по нереальным признакам.
- А если бы гуси были похожи на людей, что бы они умели делать?
- А если бы гусь Га-Га был похож на человека, кем бы он работал? Ведь он такой важный. Какие команды отдавал бы он своим подчиненным?
Дать образцы ответов. ( Наверное, он был бы начальником и отдавал приказы накосить траву, наполнить бассейн молоком и т.д.)
А еще что? А еще?
А если бы гусь работал на тракторе?
. Продолжение сказки и
. Упражнение с буквенными карточками
… У Главного Гуся была жена. Очень гордая гусыня. Она все время вытягивала шею и говорила: ГО-ГО!»
(Рядом с буквенной карточкой «Г» вместо «А» закрепляется «О».
- Прочитайте, что она говорила?
Правильно, ГО-ГО. И имя у нее было такое же. Она знала много слов на ГО, но произнести их не могла. Давайте ей поможем! Но сначала походим по острову, как гуси.
. Ритмическая отработка звуков
- Присели. Пошли по-гусиному! Прогагакали! А теперь, не прекращая ходьбу, будем продолжать гусиные слова на ГО!
- ГОрод
- Голод
- Гололед
- Гости
- Гонка
- Горе
. Продолжение сказки и
. Упражнение с буквенными карточками
У гуся Гага и гусыни Гого было два сыночка гусёнка. Один все время гукал. И за это его прозвали… Как? Правильно, Гука.
Другой гусенок все время гэкал. И за это его прозвали… Как? Правильно, Гэка!
- Какой слог на буквенных карточках? – ГА!
- Чье имя начиналось с этого слога?
- Вспомним, какой у него был характер? А какую одежду он любил носить? А если бы он играл на гитаре, то как звучала бы его песенка? А чем он любил лакомиться?
И т.д. Выставляя слоги ГО, ГУ, ГЭ, продолжать опрос по реальным признакам и нереальным.
. Продолжение сказки
Неподалеку от них жил гусенок-сирота. Гусенок любил учиться и дружил с одной собакой, которая работала школьным сторожем на берегу и время от времени приплывала на Гусиный остров, чтобы поучить своего друга гусенка.
Все злые гуси завидовали гусенку и клевали его.
Когда гусята Гугу и Гэгэ подросли, они стали защищать гусенка-сироту. И даже сочинили про него песенку.
. Песенка про гусенка
Гусь, гусенок, деточка,
Голубая кепочка,
С лягушонком гукает,
Сам себя баюкает:
- Гу-гу-гу,
Гу-гу-гу, -
Сладко спать на берегу!
. Работа с детским альбомом
Нарисуем Гусиный остров. А по нему гуляет буква «Г». Она напоминает вытянутую шею гуся и клюв. Это знак Гусиного острова. Вокруг, в высокой траве и цветах, словно букашки, прячутся гласные буковки. Пусть каждый нарисует столько гласных буковок, сколько запомнил.
ТЕМА 6.
Д + ГЛАСНЫЕ
В СТРАНЕ ДЯТЛОВ
. Цель занятия.
Познакомить детей с новой согласной «Д».
Составить с помощью согласных букв слоги на «Д».
Определить гласные и согласные звуки, отработать артикуляцию.
Проделать упражнения на сообразительность.
Дать понятие единственного и множественного числа.
. Необходимый минимум.
Ребенок должен легко определять слова, начинающиеся со звука «Д», и знать, как обозначается этот звук на письме; не испытывать затруднений с образованием слогов; развивать словесно-логическую и образную память.
В это занятие включается элемент на сообразительность, игра с ошибкой. На месте пропущенной буквы в слове детям предлагается вставлять разные гласные буквы, играть с ошибочно получившимся словом, потренироваться с понятиями единственного и множественного числа.
. Заметки педагогу.
Тренировочные упражнения на сообразительность следует проводить в игровой форме. Назвать это можно по сюжету сказки «конкурс в стране дятлов». Птица Бу вместе с Гусиком и их команда состязаются с командой дятлов. Доска делится на две половинки. Леска с буквенными карточками.
В одной половинке слова: Г…ГА, Д…ДЯ, Д…ДА, Д…Б;
На другой половинке доски: В…ДА, Б…ДА, Б…БА, Б…Г.
Ребенок из каждой команды должен проявить сообразительность и получить победный балл. Неправильно вставленная гласная дает возможность пофантазировать. Например, если получилось ДЮБА. Кто такой Дюба? А что он делал? А что носил на голове? А глаза у него были, как что? А во что он был одет? И т.д.
За хорошую фантазию, умение обыграть ошибку – тоже выставляется победный балл.
. Устный тренинг.
- С какого звука начинаются слова: дождь, дорога, дом, дерево?
- Какие еще слова начинаются с этого звука?
- Как называется буква, обозначающая этот звук?
- Д. На что похожа эта буква?
. Техника артикуляции.
Произнесите звук «Д» несколько раз.
Проследите, как появляется он на свет.
Губы чуть расширяются, язык прижимается к верхним зубам.
Словно преодолевая препятствие, звук вырывается наружу.
Голосовые связки слегка напрягаются.
Есть ли у этого звука голос?
Есть. Только он очень слабый и совсем непевческий.
А если совсем убрать голос. Губы в том же положении.
Произнесите звук «Д», убрав голос.
Получается глухой звук «Т». Совсем тихий. Даже не звук, а шепот.
Теперь включите голос: «Д!» Это гласный звук или согласный?
Почему?
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
. Повторение.
- На каком острове побывала птица Бу?
- Вспомните имена гусей, которые жили на этом острове?
- Что они там делали?
- Кого защищали гусята Гугу и Гэгэ?
- А как вы думаете, куда теперь полетела наша птица?
Подсказка:
- Они должны полететь в ту страну, где главной будет буква «Д».
Что это может быть за страна?
. Сказка.
… Птица Бу посадила в свой рюкзачок маленького Гагу-гусика и улетела с Гусиного острова. Гусенок в рюкзаке все время ворочался и с каждой минутой становился все тяжелее. А время уже близилось к закату, и птица Бу очень устала. Когда силы оставили ее совсем, она, широко раскинув крылья, приземлилась на брусничную поляну. В глазах птицы все заискрилось, засверкало, и она не заметила, как уснула. Когда она проснулась, осиновый лес уже переливался бликами луны, и листочки на осинах дрожали от лунной прохлады.
- Как же мой гусенок в рюкзаке? – спохватилась птица Бу. – Наверно, замерз, проголодался.
Она потрясла крыльями, чтобы скинуть с себя рюкзак, и вдруг с ужасом заметила, что рюкзак на ее спине совсем легкий.
. Вопросы детям.
- Как вы думаете, куда мог деться гусенок?
Ответы детей.
- На самом деле он забрался в дупло дятлов. А дятлы обрадовались ночному гостю или испугались?
. Продолжение сказки
… В дупле сидели только птенчик дятлов, и конечно, он очень испугался незнакомцу и стал звать на помощь:
- Дедя! Дядя! Спасите!
И птица Бу тоже услышала громкий писк из дупла:
- Позовите дедю! Позовите дядю!
Не могу без деди! Не могу без дяди!
… Оказывается, Гага-гусик подумал, что дупло пустое. Забрался в него, лег на сухую подстилку и уснул. Птица Бу сразу сообразила, в чем дело и полетела к дуплу выручать Гагу-гусика.
. Вопросы детям.
- Какое слово птенчик дятла произносил с ошибкой?
- Конечно, ДЕДЯ. А как надо, чтобы правильно?
- Из каких слогов состоит слово «дедя»?
- А из каких - слово «деда»?
- Сколько птенчиков дятла было в дупле?
- Правильно, ОДИН. Это единственное число.
- Кого он звал на помощь?
- Правильно, дятла дедю и дятла дядю.
- Значит, сколько всего дятлов должно было прилететь на помощь к птенчику?
- Правильно. ДВА. Два дятла. Дятлы. Это уже множественное число.
. Упражнения с буквенными карточками.
К карточке с буквой «Д» присоединяется карточка с буквой «Я».
- Прочтите этот слог!
- Произнесите букву «Я». Это гласная или согласная буква?
- Она обозначает один звук или два?
- Назовите эти звуки!
Поменяем «Я» на «Е». ДЕ. Прочтите этот слог!
- «Е» - гласная буква или согласная?
- Она обозначает один звук или два? Назовите эти звуки!
. Конкурс в стране дятлов.
- Как вы думаете, дятлы, которые прилетели на крик птенчика, выгнали из дупла птицу Бу с Гагой-гусиком или разрешили им переночевать?
- Конечно, разрешили переночевать. Они уже слышали, что птица Бу знает буквы и может научить читать. Утром птица Бу стала проводить свой урок-соревнование. В одной команде были дятлы. Кто у нас за команду дятлов?
- В другой команде птица Бу с Гагой-гусиком. Кто за команду птицы Бу?
На буквенных карточках: «Д…БЫ». Играет команда дятлов.
- какую гласную надо вставить, чтобы получилось слово ДУБЫ?
Получаются разные варианты:
ДАБЫ, ДОБЫ, ДЭБЫ, ДУБЫ. Ошибки обыгрываются.
- Кто такие ДАБЫ? Где они живут? Что едят? На кого охотятся? И т.д.
- ДУБЫ. Их много? А чтобы получился один, какую гласную надо убрать?
За интересные ответы ставятся баллы. Баллы можно назвать золотыми зернышками. В награду за знания.
Играет команда птицы Бу.
Д…ДА. Перепробовать варианты с гласными: ДОДА. ДЭДА. ДЮДА. ДЫДА. ДЕДА.
Вопросы аналогичные.
. Работа с детским альбомом.
Нарисовать картинку на тему урока. Вольные ассоциации. Обязательна буква «Д», которая зовет к себе в гости гласные буквы, соединяется с этими буквами. Буквы, идущие в гости, приносят подарки Какими будут эти подарки? Вот буква «Ы» пришла в гости. Соединилась с буквой «Д». Значит, какие подарки она принесла? Подарки должны начинаться на слог «ДЫ». Она принесла с собой ДЫню, ДЫм, ДЫрочку. Вот пришла буква «О». Слог «ДО». «О» принесла в подарок ДОрогу, ДОлину, ДОльку апельсина,
ДОмик, ДОброту, ДОску, ДОктора. А зачем букве «Д» понадобился доктор?
. Заметки педагогу.
Из игры в альбоме на тему, как к согласной букве приходят гласные, что приносят ( в зависимости от полученного слога), что можно с этим подарком делать? – педагог может превратить в увлекательное веселое занятие:
- Нарисуем дорожку. На ней букву «Д»! К букве «Д» пришла в гости гласная «Е».
- Нарисуем «Е». Какой получился слог? – ДЕ. Значит, какие подарки на «ДЕ» принесла буква «Е»?
Опрос. На удачном слове начинать развивать фантазию.
- ДЕрево, ДЕдушку, ДЕнежку.
- Что получится, если эти подарки вместе соединить?
«Денежка бегала по дереву и дразнила дедушку».
Вариант веселой нелепицы, произрастающей из записанных в альбоме букв и слогов,
развивает зрительную память, слуховую, эмоциональную. Игра такого плана не дает переутомления. Она позволяет ребенку чувствовать себя изобретателем на коллективной волне радости.
Свидетельство о публикации №114031703083